Организация внеурочной деятельности в условиях сельской малокомплектной школы
статья по физкультуре

Кобец Александр Геннадьевич

Организация внеурочной деятельности в условиях сельской малокомплектной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Казанакская ООШ Краснозерского района Новосибирской области

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Организация внеурочной деятельности в условиях сельской малокомплектной школы»

        

        Подготовил: Кобец А.Г.

 учитель физической культуры

        2020г

На селе школа – это единственное учреждение, которое приобщает детей к занятиям физической культурой и спортом, место организованного проведения досуга, единственный центр интеллектуально-культурной жизни села.

Как по-настоящему увлечь школьника физической культурой, сформировать привычку самостоятельно и регулярно заниматься в таких условиях? Как привить вкус к здоровому образу жизни, как помочь школьнику в его гармоничном физическом развитии? Эти и многие другие вопросы встают перед учителем физической культуры. Ответить на них однозначно нельзя. Каждый ищет свой путь в работе с учащимися в соответствии со своими возможностями и условиями работы. В сельской школе есть свои особенности при решении этих проблем. Одной из важнейших составляющих физического воспитания в сельской малочисленной школе является внеклассная спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа. Физическое воспитание во внеурочное время тесно связано с нравственным, умственным, эстетическим воспитанием школьника.

На селе школа – это единственное учреждение, которое приобщает детей к занятиям физической культурой и спортом, место организованного проведения досуга, единственный центр интеллектуально-культурной жизни села.

К сожалению, нашу школу тоже не избежала проблема многих сельских школ — сокращение количества школьников. В нашей школе обучаются 42 учащихся: 9 классов, в начальной школе – 22 учащихся, в среднем звене – 20 учащихся. В школе работают 8 учителей. В наличии имеется спортивный зал и спортплощадка. В школе разрабатывается и воплощается в жизнь комплексная программа «Здоровье», направленная на формирование здорового образа жизни, поддержание хорошей физической формы детей. Вопросы, связанные с физическим воспитанием и формированием здорового образа жизни, часто заслушиваются на заседаниях педагогических и методических советов, на родительских собраниях.

 В нашей школе большое внимание уделяется здоровью учащихся. Одним из способов сохранение и укрепления здоровья, является урочная и внеурочная форма работы.

На уроках физической культуры невозможно реализовать все задачи по физическому развитию личности и здесь на помощь приходит внеклассная и оздоровительная работа. Внеклассная и спортивно-оздоровительная работа в школе играет очень важную роль в процессе становления физически развитого и ведущего здоровый образ жизни личности. Ученые утверждают, что личностью не рождаются, а становятся. Наша школа многое делает для того, чтобы наши дети получили всестороннее развитие: умственное, духовное, этическое, эстетическое, нравственное и, конечно, же физическое.

Основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок. Качественное проведение уроков обеспечивает успех самостоятельной работы и выполнение учащимися различных заданий учителя, связанных с совершенствованием умений и навыков, получаемых на уроке. Свою задачу на уроке я вижу в том, чтобы учащиеся привыкли к использованию средств физического воспитания ежедневно в различных условиях учебы, труда, отдыха; чтобы тема здорового образа жизни не превращалась для них в пустые слова, а забота о сохранении и укреплении своего здоровья стала нормой их жизни. Начинается эта работа с небольших бесед на уроке. Приходится доказывать детям, что заниматься в спортивном костюме не только удобнее, но и полезнее, чем в джинсах и плотном свитере. Объяснять, почему я выполняю многие нормативы лучше молодого, крепкого, но уже злоупотребляющего курением и алкоголем парня. Как можно чаще я стараюсь проводить уроки физкультуры на свежем воздухе, хотя это порой бывает очень трудно.

В школьной среде поддержание постоянного интереса к высокой физической активности учащихся проводится путём использования различных форм внеклассных мероприятий. В начале учебного года разрабатывается план спортивных мероприятий (в зависимости от районных и областных соревнований). В этом году ведётся кружок «Готов к ГТО» для учащихся 1-4 классов и кружок по внеурочной деятельности в 5-9 классе «Шашки и шахматы». Охват учащихся среднего звена составляет –100%. В начальной школе организован кружок «Разговор о правильном питании» в 1,2 классах, ведёт учитель начальных классов.

Учащиеся школы с большим удовольствием участвуют во всех спортивных праздниках и мероприятиях. Для нашей школы стали традиционными такие спортивные праздники:

День Здоровья,

'' Веселые старты '',

«Осенний кросс»

«Президентские состязания» и др.

Ребята с удовольствием готовятся к спортивным праздникам, дням здоровья, конкурсам, викторинам. Придумывают название команд, девизы, эмблемы. Разучивают пословицы и поговорки о спорте, здоровье, выпускают стенгазеты. Учебные занятия проводятся в режиме организованных динамических пауз с учителями - предметниками.

Чтобы спортивная работа развивалась, нужно проводить много соревнований – это ни для кого не секрет. Соревнования в малокомплектных школах имеют свою специфику. Сложность  проведения  спортивных  соревнований  в  малочисленной  школе заключается в том, что состав детей одного возраста сильно ограничен из-за малой наполняемости классов. Соревнования и конкуренция лишены их главного смысла в данной ситуации, что снижает интерес детей к занятиям. Создание разновозрастных команд,  примерно  равных  по  силам  и  количеству  участников, выход  из создавшегося  положения. Поэтому  важным направлением  в  решении  задач физического воспитания в сельской малочисленной школе является объединение школьников нескольких классов в разновозрастную группу для занятий в секции по видам  спорта  или  участия  в  соревнованиях.

Также  особенностью  спортивно - массовой  работы  в  условиях  сельской малочисленной школы является то, что детям приходиться быть спортсменами-«универсалами». Часто  на  соревнованиях  по  разным  видам  спорта  принимают участие одни и те же дети, кто имеет хоть какие-то способности и интерес к занятиям спортом. Учащиеся  получают  навыки  и  умения, которые позволяют им соревноваться на различных уровнях, получают уверенность в себе и своих силах. Важно отметить, что это не только одаренные в спортивном смысле дети, но и проблемные дети, которые требуют не только спортивной работы, но и воспитательной. Эти дети с удовольствием посещают спортивные секции, и, хотя  они  не  добиваются  высоких  спортивных  результатов,  занятия  в  группе позволяют  вырабатывать  чувство  ответственности  и  своей  востребованности  в коллективе. Особенно мощным мотивационным фактором является участие в игре за команду села, что, несомненно, поднимает авторитет ребенка среди окружающих и способствует профилактике асоциального поведения, возможность грамотно и целесообразно организовать спортивно-массовую работу школы, направленную на оздоровлениешкольников, приобщение их к здоровому образу жизни, формирование морально-волевых качеств.

Проблему физического воспитания в сельской школе невозможно решить усилиями одной школы без заинтересованного, делового сотрудничества с родителями. Чтобы помочь своим детям, родители должны знать все необходимое о школьной физической культуре.

На родительских собраниях, ведется просветительская работа, поднимаются вопросы здоровьесберегающих технологий. Учителя - предметники помогают родителям понять важность развития физкультурно-массового движения.

Таким образом, качественное, слаженное проведение школьной внеклассной, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на селе способствует всестороннему развитию детей, учит чёткому подчинению дисциплине, выполнению правил, норм спортивной этики, уважению соперника, судей, развивает умение бороться до победы, не проявлять зависти к победителям, не теряться при поражениях, искренне радоваться победам товарищей по борьбе. Спортивные занятия различного вида помогают закалять волю, учат добиваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки в отдельных видах спорта, укрепляют умственное и физическое здоровье. Воспитывается чувства товарищества и взаимопомощи, патриотизма, ответственность за порученное дело. Вырабатывается негативное отношение к алкоголю, курению. Ребята стали уравновешены на уроках, сохраняют высокий уровень умственной активности в течение всего учебного года, выходят из школы хорошо подготовленными к жизни, а также в течение нескольких лет на учете не стоят в милиции, в комиссии по делам несовершеннолетних.

Таким образом, можно заключить, что организация спортивно-массовой работыв сельской малочисленной школе имеет следующую специфику:

-в организации спортивно-массовой работы на селе задействованы учителя физической культурыи ОБЖ, администрация школы, привлекаются к её организации и  проведению мед.работник,  классные  руководители,  родители  и  сельская молодёжь;                                              

-взаимодействие с сельскими малочисленными школами соседних сёл;                                            -для спортивных команд, туристских групп характерен разновозрастной состав;                    

-разумный подход к организации работы секций, планированию спортивных соревнований, так как учащиеся обычно занимаются одновременно несколькими видами спорта;

-разнообразие форм спортивно-массовой работы зависит от материально-технической обеспеченности сельской школы, возможности выехать на районные или областные соревнования;

-для  спортивно-массовой  работы  на  селе  характерно  преобладание воспитательных задач, так как в силу малочисленности школы достижение высоких спортивных результатов бывает затруднено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ

Презентация "Организация научно-исследовательской деятельности по географии в условиях сельских малокомплектных школ"...

Статья «Исследовательская и проектная деятельность учащихся в условиях сельской малокомплектной школы»

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы по теме: «Исследовательская и проектная деятельность учащихся в условиях сельской малокомплектной школы»...

Формирование патриотизма на уроках и внеурочное время в условиях сельской малокомплектной школы на основе краеведческого материала(из опыта работы)

В данной статье раскрывается опыт работы по формированию патриотизма на уроках и внеурочное время в условиях сельской малокомплектной школы на основе краеведческого материала...

ИГРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 В данной статье раскрывается необходимость применения игровых технологий во внеурочной деятельности младших школьников с целью уменьшить психологические, умственные и физические перегрузк...

Специфика организации внеурочной деятельности в условиях сельской школы. Проблемы и достижения.

В школе в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования осуществляется внеурочная деятельность.Внеурочная деятельность является составной часть...