Статья "Планирование уроков физической культуры с позиции здоровьесебережения"
материал по физкультуре по теме

Из данной  статьи учителя физической культуры могут извлечь методические комментарии к планированию, организации и проведению уроков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_maneev_o.v._aktash.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАК ВАЖНЕЙШЕГО ФАКТОРА

 ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА

Манеев О.В.

с. Акташ

Omaneev@bk.ru

Особой проблемой в современной России является кризис здоровья населения, в преодолении которого, в том числе, важную роль играют активная политика государства и регионов в развитии физической культуры и спорта (далее ФКС). По данным многолетних исследований российских ученых-медиков, заболеваемость спортсменов значительно ниже, чем у практически здоровых рабочих аналогичного возраста: гипертоническими заболеваниями – в 2,5 раза, болезнями органов пищеварения – в 1,9 раза, хроническим тонзиллитом – в 3,9 раза [2, 14].  

Здоровье и долголетие не только последствия, но и существенные предпосылки развития человеческого потенциала.

Образ жизни населения, занятия физической культурой и спортом - один из главных факторов, влияющих на здоровье нации. Доля лиц, занимающихся в России спортом и физической культурой, достигает наибольшего показателя среди населения с высокими доходами – 30,7%, среди населения со средними доходами она составляет 19,6% и 16,6% - с доходами ниже среднего уровня по стране. Отмечается, что в семьях с более высоким уровнем доходов, дети, занимающиеся постоянно физическими упражнениями, составляет 43%, из среднеобеспеченных семей – 39% и в семьях с низкими доходами эта цифра составляет 35%[3, 21-22].

На важнейшую роль ФКС в решении проблем здоровья в РФ указывает Комитет по физической культуре и спорту Государственной Думы РФ. В частности, в выступлениях руководителей Комитета отмечается, что в РФ активно заняты физкультурой и спортом 15 процентов населения,  в зарубежных странах –  50-60 процентов. Уроки физкультуры и спорта в школах - всего 3 раза в неделю. Методики их проведения устарели, и дети на них не ходят. Необходимо учесть, что физкультура и спорт –  неотъемлемая часть нашей жизни и без них проблемы демографии и здоровья мы не решим. Также невозможно без массового охвата населения РФ систематическими занятиями ФКС обеспечить развитие человеческого потенциала и человеческого капитала как одной из важнейших основ эффективной модернизации и инновационного развития современной экономики России и ее регионов. В этом плане важнейшую роль играет реализация Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020г., принятой в 2009г. и Концепции развития системы здравоохранения в РФ на период до 2020г., в которых поставлены крупные задачи формирования и  развития здорового образа жизни у  населения страны и значительного повышения охвата населения систематическими занятиями ФКС.

 Глобальные изменения в политической, экономической и культурной жизни всего мирового сообщества, создание единого образовательного пространства обусловили необходимость модернизации современного отечественного образования. Закрепленная в основных нормативных документах – Национальной доктрине образования, Программе модернизации образования, данная проблема, в частности, обращена к вопросу подготовки современных специалистов, созданию психолого-педагогических условий для целостного развития их личности.

Гуманитарный компонент современного  образования, предполагающий гармонизацию духовных и физических сил и способностей обучаемых, включает физическую культуру в качестве ее обязательной составляющей.

Задачи модернизации  образования ориентированы на обоснование образовательных ценностей и приоритетов в практике современной школы. Стандартизация направлена на достижение должного уровня, качества и эффективности в образовании; причем первые два показателя характеризуют преимущественно содержательную сторону целеполагания и результативности, а третий – сторону процессуальную, деятельностную. Она базируется на предметно-содержательном подходе. В соответствии с ним выделяются фундаментальные идеи, определяются новые принципы систематизации знания для его предметной интеграции, гуманизирующего и развивающего воздействия на обучаемого[2,15].

К сожалению, современные уроки физической культуры страдают рядом недостатков. К этим недостаткам можно причислить в первую очередь слабое использование возможностей овладения интеллектуальным компонентом физической культуры; недостаточную нацеленность на создание условий для перерастания учебного процесса в процесс физического самосовершенствования; слабо выраженный мировоззренческий аспект учебных занятий; низведение роли урока до сугубо тренировочного занятия, а то лишь до средства активного отдыха, борьбы с умственным утомлением и последствиями гиподинамии.

Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства

Современный урок физической культуры должен отвечать научно – педагогическим требованиям, без выполнения которых не мыслится высокое качество его проведения. Высокое качество урока – залог успешной работы педагога по физической культуре в школе.

Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока.

1.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В уроке необходимо комплексно решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.

2. Соответствие поставленной цели урока формам и методам достижения этой цели. Cредства решения педагогических задач должны глубоко продумываться педагогом, быть разнообразными по содержанию и точно ориентированы на задачу (задачи) урока.

3. Спланировать учебный материал урока.

4. Подобрать учебные задания. Надо научиться при наименьшем подборе упражнений и времени обучения решать максимально возможные задачи урока. Следует стремиться к логической взаимосвязи упражнений, наиболее полной реализации методических принципов физического воспитания.

5.Учет возрастных, психофизиологических и личностных особенностей учащихся. Грамотное распределение индивидуальной физической нагрузки во время урока. Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания – одно из главных требований урока.

6.Систематическое повторение ранее пройденного учебного материала осуществляется для более прочного формирования двигательных умений и навыков, особенно тех, которые составляют основу движений человека в ходьбе, беге, прыжках, метаниях, лазании, перелезании и др. Это одно из важных требований урока физической культуры.

  7. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать: что контролировать; как контролировать;  как использовать результаты контроля.

8. Применение технических средств – важная забота педагога. Известно, что использование музыкального сопровождения во время занятий физическими упражнениями повышает настроение, активность учеников, содействует воспитанию темпа и согласованности движений.

  9. Достижение высокой двигательной плотности – одно из требований, предъявляемых к современному уроку физической культуры.

10. Домашнее задание. Уроки физической культуры должны быть подкреплены домашними заданиями. Выполнение домашних заданий учениками предусмотрено программой физического воспитания. 11.Обеспечение психологических условий ведения урока. Это является фактором повышения активности учеников, сознательного отношения их к усвоению знаний. В конце каждого урока или его части важно осуществлять рефлексию состояния ребенка, его отношения к происходящему, его переживаний на уроке.

        Таким образом следует, что новый подход к планированию, организации и проведению уроков физической культуры позволит повысить уровень здоровья обучающихся, воспитание культуры здоровья и формирования мотивации к здоровому образу жизни.

Список использованной литературы:

1. Андреев Е.М., Школьников В.М., Макки М. Продолжительность

здоровой жизни. – Вопросы статистики, 2002, № 11.

2. Н.Д. Граевская. Спорт и здоровье. - «Теория и практика физической культуры».Научно- теоретический журнал, № 4, 1996.

3.Доклад «Состояние здоровья населения РФ», М., 2004г.

4. Доклад Минздрава РФ «Об итогах работы органов и учреждений здравоохранения в 2001 году и задачах по совершенствованию медицинской помощи населению РФ на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)».

5.Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 7 августа 2009г. № 1101-р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урока физической культуры в 5 классе с позиции здоровьесбережения"Акробатика"

Цели урока: Привести в систему знания учащихся по акробатике через повторение и обобщение...

"Современные требования к уроку физической культуры. Анализ учебного занятия с позиции здоровъесбережения"

Знание современных требований к урокам физической культуры позволит педагогам проводит занятия на более высоком профессиональном уровне....

Технологическая карта урока физической культуры в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»

Технологическая карта урока физической культуры  в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...

Урока физической культуры с позиции здоровьесбережения.

Привести в систему знания учащихся по акробатике через повторение и обобщение учебного материала.  Развитие общеучебных умений и навыков (гибкости, координации движений, двигательной активности)....