Конспект урока по баскетболу по теме "Обучение ведению мяча с изменением направления"
методическая разработка по физкультуре на тему
Урок физической культуры в 10 классе специальной (коррекционной) школы-интерната 6 вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_na_konkurs_2012.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Барнаульская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида»
Краевой конкурс «Учитель здоровья - 2012»
номинация конкурса - «Учитель здоровья»
(конспект урока по физической культуре для 10 класса)
Плотникова Светлана Ивановна,
учитель физической культуры
КГБСКОУ «Барнаульская краевая специальная
(коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VI вида»,
высшая квалификационная категория
г. Барнаул
2012 г.
- Краткая психолого-педагогическая характеристика класса
В классе 6 обучающихся: из них 1 девушка и 5 юношей. По состоянию здоровья девушке рекомендованы занятия лечебной физической культурой. Юноши посещают учебные занятия по физической культуре, все относятся к подготовительной физкультурной группе. Основной диагноз - детский церебральный паралич (ДЦП), который проявляется нарушением в виде параличей (правосторонний гемипарез, нижний парапарез), повышением мышечного тонуса (контрактуры суставов), непроизвольными движениями. У одного юноши - аномалия развития правой верхней конечности, недоразвитие верхних пальцев кисти, укорочение конечности. Как следствие, у всех грудопоясничный сколиоз I – II степени.
У ребят по предмету 100% успеваемость, уровень знаний в классе 100%.
Каждый юноша неповторимая индивидуальность, отношения между ними строятся на принципах уважения, взаимной помощи и доверия. Все учащиеся увлечены данным предметом, активно выступают на соревнованиях различного уровня (школьных, городских, краевых, республиканских). На I Всероссийской летней спартакиаде инвалидов г. Москва 14-19 сентября 2011 года в составе команды Алтайского края по настольному теннису выступало 3 человека из класса. В командном зачёте они заняли 2 место из 26 регионов России. Три человека дополнительно занимаются в школьных спортивных кружках, один занимается в ДЮСШ №11 Ленинского района г. Барнаула настольным теннисом, другой - пауэрлифтингом в ФОК «Патриот».
Ребята умеют работать, как индивидуально, так и в группах, активны в выполнении заданий.
- Педагогическая философия
Говоря о сохранении, укреплении и формировании здоровья для учащихся школы-интерната VI вида, руководствуюсь определением здоровья как многогранного понятия, включающего в себя соматический, физический, психический и духовно-нравственный (психический) аспекты. При этом здоровьесбережение, а точнее «здоровьеформирование», рассматриваю в качестве ведущего условия осуществления процесса образования и воспитания детей. Рассказы о знаменитых спортсменах, беседы о здоровье, его сохранении и поддержании останутся пустым звуком, если его не поддерживать личным примером. Веду в школе-интернате спортивные секции: лыжная, лёгкая атлетика, волейбол, настольный теннис. Участвую в соревнованиях по волейболу, кроме показа упражнений, на уроках работаю с ребятами в парах. В школе-интернате ежемесячно провожу спортивные мероприятия.
Сотрудничаю с краевым комитетом по физической культуре и спорту, ФОК «Патриот», «Инваспорт» г. Барнаула.
При обучении элементам игры в баскетбол развиваются у юношей универсальные учебные действия:
- Коммуникативные – умение находить контакт, правильный тон в различных ситуациях, устанавливать доброжелательное взаимоотношение со сверстниками, вырабатывать единое мнение о правильном выборе действия, поведения. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга;
- Познавательные – умение найти правильное решение для эффективного взаимодействия в игровых ситуациях;
- Смыслообразующие – умение извлекать знания из практических действий.
На уроках физической культуры наблюдаю за индивидуальным тренировочным пульсом (ИТП-88 ударов в минуту) каждого учащегося, рассчитанным по формуле Кервонена, за изменением кожного покрова лица (изменяя нагрузку). Оценивая работу на уроке воспитанника, учитываю его физические особенности, состояние здоровья в данный момент, соблюдение им санитарно-гигиенических норм на уроке.
Тема урока - «Обучению ведению мяча с изменением направления»
Цель: Создание условий для формирования конструктивных умений ведения мяча с изменением направления.
Задачи:
1. Научить навыкам ведения мяча с изменением направления.
2. Развитие координации движений.
3. Умение найти правильное решение для эффективного взаимодействия со сверстниками в игровых ситуациях.
4. Понимание смыслового значения «здоровьеформирование».
5. Решение коррекционно-развивающих задач у учащихся с детским церебральным параличом.
Тип урока: обучающий
Методы проведения: индивидуальный, поточный, фронтальный, игровой
Место проведения: спортивный зал.
Оборудование: мячи баскетбольные – 6 штук, свисток, кегли – синего и красного цвета по 6 штук, секундомер, видеокамера, телевизор, кассета с записью выступления учащихся в первенстве школы-интерната по баскетболу 2010г.
Дата проведения: 27 октября 2011 года
Ход урока:
Этапы урока | Цель и задачи этапа | Дози-ровка (мин) | Органи-зационно-методические указания | |
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |||
Вводно-подготовительная часть | 12 | |||
1. Орг. момент Цель: Обеспечить начальную организацию, психологическую готовность учащихся к уроку. -сообщение учащимся задачи этапа, средств и методов оценивания. - сообщение темы урока. - правила поведения и техника безопасности во время выполнения упражнений -перестроение | -проверка пульса (ЧСС) - перестрое- ние из одной в две шеренги | Мотивация деятельности учащихся Задачи: 1.Обеспечить конкретность и доступность пониманию учащимися задач урока 2.Акцентировать внимание на главной задаче урока | 2 | проверка готовности, наличие спортивной формы. Приветствие учителя (наклон головы) Нахождение пульсирующих точек на шее (виске), подсчёт за 6 сек. |
Разминка: -организация обхода по залу шагом в колонну по одному. -сообщение команд и распоряжений для выполнения разминки | Выполнение команд и распоряжений учителя для выполнения разминки. | Разогревание и постепенное втягивание организма в работу | 10 | Построение в колонну по одному. Форма организации фронтальная Способ выполнения одновремен-ный |
-использование ОРУ во время разминки для зрительных анализаторов, верхних конечностей, туловища, нижних конечностей - наблюдение за качеством выполнения, корректировка действий учащихся по мере необходимости | - Ходьба в строю (упражнения для глаз) Взгляд: прямо, вверх, вниз, в стороны -выполнение ОРУ для верхних конечностей: 1.сжимание, разжимание кистей рук; Руки внизу, впереди, стороны, к плечам 2.Пальцы кисти в «замок». Вращение, движение вперёд (ладони вперёд) 3. Скрестные движения руками 4. Кисти рук к плечам. Вращение плечевых суставов вперёд, назад 5.Руки прямые, рывки руками вперёд-вверх 6. Вращение прямых рук (одновременно) - упражнения для туловища: 1. Выпады вперёд с поворотом туловища (руки расслаблены) 2. Наклон во время ходьбы к левой, правой ноге 3. Поворот туловища вправо, влево (руки в стороны) - упражнения для нижних конечностей: 1. Скрестный шаг левым, правым боком 2. Бег (семенящий, захлёстывание бедра голенью) 3. Ускорение по 5 метров 4 раза | Подготовка учащихся к основной части урока | 5 | Форма организации поточная. Способ выполнения одновремен-ный |
Дача заданий: 1. Рука вверху – бег спиной вперёд, рука внизу – спокойный бег 2. Спокойная ходьба (на 2 шага вдох, на 4 шага – выдох) по свистку остановка в 2 шага 3 Повороты в движении (1 свисток – бег, 2 свистка – поворот) 4. Перестроение из колонны в шеренгу на вытянутые руки | Выполнение упражнений по заданию учителя 1-4 | Развивать координацию движений, внимание, коррекция дыхания | 2 | Форма организации поточная. Способ выполнения одновремен-ный |
- Показ упражнений с мячом на месте - Наблюдение за качеством выполнения, корректировка действий учащихся по мере необходимости | 1. Прокатывание мяча по полу вокруг стоп 2. Пронос мяча вокруг голени правой, левой ног 3. Пронос (прокатывание) мяча вокруг туловища (вправо, влево) 4. Удар мячом о пол под бедром левой, (правой) ноги 5. Поднятие (ударом кисти расслабленной) лежащего на полу мяча | Создать условия для формирования конструктивных умений ведения мяча Задачи: Совершенствовать навыки владения мяча Содействова ть коррекции кисти | 3 | Построение в шеренгу по одному. Форма организации фронтальная Способ выполнения одновремен-ный |
Основная часть | 20 | |||
Показ фрагмента игры по баскетболу (комментарии) | 1. Просмотр фрагмента игры по баскетболу | Формирование интереса к занятиям по баскетболу | 3 | |
Организация проведения основной части урока - Правила поведения и техника безопасности во время выполнения упражнений -Наблюдение за качеством выполнения, корректировка действий учащихся по мере необходимости: 1.Опорную ногу не отрывать от площадки, не сужать площадь опоры, чрезмерно не наклонять туловище 2. Во время поворота мяч перемещают от себя, к себе, вверх 3. Бросок вперёд -3 м, после ловли остановка – поворот – бросок вперёд 4. На уровне груди, от плеча, с отскоком от пола в парах. Работу ног и рук (широко расставлены пальцы не сильно локти разводить при передаче). 5. Движение приставным шагом, передача по диагонали. Кисти рук сопро- вождают полёт мяча 6. Пальцы на мяче сильно расставлены 7. Ловля на уровне груди 8. сохранение равномерного темпа 9. Ведение мяча с возвратом на лицевую линию до середины площадки, противоположной штрафной и лицевой линий 10. Пульс максимальный 11. Бросок снизу сбоку от щита 12. Игра по три человека в команде, передача капитану 12. Показ упражнений 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11 13. Выполнение упражнений с учащимся (паре) 4, 5, 12 | Упражнения с мячом: 1. Мяч в руках Вышагивание ногой (правой, левой) в разных направлениях 2.Повороты с мячом в руках 3. Бросок мяча вперёд, ловля его 4. Передача и ловля мяча на месте в шеренге 5. Передача мяча в движении в парах от груди, плеча (одной рукой) 6. Ведение мяча на месте левой правой рукой (высокое, низ-кое, среднее) 7. Ведение мяча после ловли на месте 8. Ведение мяча в движении по прямой линии, по кругу 9. Ведение мяча с изменением направления 10. Проверка частоты сердечных сокращений 11. Бросок мяча в корзину с места 12. Учебная игра в баскетбол через капитана | Формирование интереса к занятиям баскетболом Задачи: - Повторить навык ловли и передачи мяча на месте, в движении - Активизиро вать работу верхних и нижних конечностей - Развивать ловкость и быстроту движений -Формировать навыки само-стоятельности Задачи: Научить ведению мяча в движении с изменением направления Учиться координировать свои действия Активизировать работу верхних конечностей Развивать прост-ранственную ориентацию Задачи: Закрепление навыков ведения мяча с изменением направления в игровой ситуации Воспитание игровой дисциплины | 8 3 2 4 | Построение в шеренгу по одному. Форма организации фронтальная и поточная Способ выполнения одновремен-ный, поочерёдно Перестроение в две колонны Перестроение в две шеренги Построение в шеренгу по одному на лицевой линии Построение в колонну по одному на средней линии Форма организации поточная, индивидуальная. Способ выполнения поочерёдно Форма организации игровая Способ выполнения коллективный |
Заключительная часть | Снижение активности учащихся, подготовка организма к работе на следующем уроке | 8 | Минимальный тренировочный пульс | |
1. Проверка двигательных навыков при ведении мяча с изменением направления 2. Наблюдение за качеством выполнения, корректировка действий учащихся по мере необхо-димости 3. Показ комплекса упражнений для воздействия на рефлексор-ные точки на ушных ракови-нах для повышения иммунитета 4. Подведение итогов урока: - выставление оценок, - содействие осмыслению учащимися результатов своего труда 5. Организацио- нное заверше-ние урока Благодарность учащимся за совместную деятельность | 1. Ведение мяча с обводкой кеглей 2. Ведение мяча с изменением отскока, направления 3. выполнение комплекса: - Поглаживание ушных раковин ладонями - растирание ушных раковин - прищипывать края ушных раковин от мочки по кругу к козелку - тянуть за уши вверх - тянуть уши вниз Учащиеся оценивают свою деятельность за урок по результатам этапов урока Проверка пульса Выполнение поворота направо, уход из спортзала | Задачи: Закрепление навыков ведения мяча с изменением направления Осмысление значение слова «здоровьесбережение» Коррекция двигательных навыков у учащихся с заболеванием ДЦП Задачи: Умение оценить свою деятельность на уроке Умение извлекать знания из деятельности на уроке Умение применять их в социуме | 2 2 1 2 1 | 1. Способ выполнения поточный 2. Игра «Пройди защиту» (в парах) Способ выполнения в шеренге одно-временный Выполнение санитарно-гигиенических мероприятий |
Уроки по разделу программы «Баскетбол» для учащихся с заболеванием ДЦП решают коррекционно-развивающие задачи:
- Коррекция техники основных движений – ходьбы, бега, мелкой моторики;
- Коррекция и развитие координационных способностей – согласованности движений отдельных звеньев тела, ориентировки в пространстве, расслабления, быстроты реагирования на изменяющиеся условия, точности движений, мышечно-суставного чувства;
- Коррекция и развитие физической подготовленности - мышечной силы, скоростно-силовых качеств, ловкости, выносливости, подвижности суставов;
- Компенсация утраченных или нарушенных функций, формирование новых видов движений за счёт сохранённых функций;
- Профилактика и коррекция соматических нарушений – осанки, сколиоза, дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
- Коррекция и развитие соматических систем – развитие зрительной и слуховой памяти, дифференцировку тактильных ощущений, кожно-кинестетического восприятия;
- Коррекция психических нарушений в процессе двигательной деятельности – зрительно-предметного и зрительно-пространственного восприятия, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье предусматривает физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В школе-интернате VI вида для учащихся созданы все условия сохранения здоровья, формирования в их сознании здорового образа жизни.
Литература:
1. С. П. Евсеев Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре – М: Советский спорт, 2004.
2. С. П. Евсеев Теория и организация адаптивной физической культуры Т
1 – М.: Советский спорт, 2005.
3. С. П. Евсеев Теория и организация адаптивной физической культуры Т-2 – М.: Советский спорт, 2007.
4. Кононова Н. Приёмы и методы коррекции движений с детьми с ДЦП. – Владивосток, 1991.
5. Ф. Линдеберг Баскетбол М. Физкультура и спорт, 1971.
6. Коркунов В.В. Образование детей с ограниченными возможностями
здоровья. – Екатеринбург, 2009.
7. Коркунов В.В. Образование детей с ограниченными возможностями
здоровья. – Екатеринбург, 2009.
8. Журнал: Физическая культура в школе - М. Школьная пресса, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по баскетболу. Тема "Совершенствование техники ведения мяча с изменением направления"
Данный урок проводится в 9 классах....
Технологическая карта урока физкультуры по теме: «Баскетбол. Передвижения. Ведение мяча с изменением направления»
Пример конспекта урока наглядно демонстрирует обучение технике передач мяча в движении, ведению мяча с изменением направления....
Технологическая карта урока 7 класс. "Баскетбол. Ведение мяча с изменением направления и скорости движения".
Конспект урока 7класс. "Баскетбол. Ведение мяча с изменением скорости и направления движения"....
Конспект урока Баскетбол. Техника ведения мяча в различной стойке баскетболиста. Техника ведения мяча с изменением направления.
Задачи: 1. Обучение технике ведения мяча в различной стойке баскетболиста.2. Обучение технике ведения мяча с изменением направления. 3. Развитие скоростных способностей....
Урок 7 класс. Баскетбол. Ведение мяча с изменением направления и скорости.
Обучение ведению мяча с изменением направления и скорости....
Конспект урока по физической культуре "Ведение мяча с изменением направлений".
Ведение мяча — способ передвижения спортсмена в игре, когда последовательно ударяет снарядом о пол правой или левой рукой.Такой приём является обязательным в баскетболе.Выбор направлен...
План-конспект "Баскетбол. Ведение мяча с изменением направления" 7 класс
Тема: Баскетбол. Ведение мяча с изменением направления. Цель урока: систематизация и обобщение знаний, умений, навыков ведения мяча с изменением направления и скорости движения. Деятельностная: фо...