ФЛОРБОЛ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
методическая разработка по физкультуре (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Методическая разработка: «Программа занятий по флорболу для групп начальной подготовки»
учителя ГБОУ гор. Москвы СОШ №1465 имени Н.Г. Кузнецова
СМИРНОВОЙ Ольги Александровны
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Москва – 2013
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДОТОВКА
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В РОССИИ
Тема 1 Физическая культура – важное средство воспитания и укрепления здоровья человека
Роль физической культуры в жизни России. Оздоровительное и воспитательное значение физической культуры. Роль физического воспитания в формировании человека. Физическая культура и спорт как средство международного общения
Тема 2 Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте
Цели и задачи законодательства РФ о физической культуре и спорте. Права граждан в области физической культуры и спорта и их государственные гарантии. Государственные органы управления физической культурой и спортом в РФ. Общественные объединения физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности (Федерации по видам спорта, ассоциации, фонды, клубы). Олимпийское движение в России. Физическая культура в учреждениях, организациях, на предприятиях и их объединениях. Физическое воспитание в образовательных и внешкольных учреждениях Физическая культура и спорт инвалидов. Профессиональный спорт. Социальная защита граждан, занимающихся физической культурой и спортом.
Тема 3 Флорбол в России
Мировая история флорбола. История возникновения и распространения игры флорбол в России. Клубы и лиги флорбола в России. Лучшие тренеры и спортсмены Российского флорбола. Флорбол как средство отдыха, укрепления здоровья и приобщения россиян к систематическим занятиям физической культурой.
ЕДИНАЯ СПОРТИВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
Тема 4 Единая спортивная классификация. Задачи спортивной классификации
Спортивный разряд - критерий специальной подготовленности спортсмена, отражающий уровень его спортивного мастерства. Основные сведения о разрядных нормах - показателях, выраженных в конкретных мерах времени, веса, расстояния и т.д.
Разрядные требования и нормы в игре флорбол. Порядок присвоения спортивных разрядов и званий. Требования к месту проведения соревнований по флорболу различного уровня и судейство.
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА, ВЛИЯНИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА ОРГАНИЗМ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Тема 5 Костно-мышечная система, ее строение и функции
Тема 6 Основные сведения о кровообращении
Состав и функции крови. Сердце и сосуды. Кровообращение и значение крови. Движение крови по сосудам: артериям и капиллярам. Большой и малый круг кровообращения. Количество и состав крови (плазма, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты).
Сердце, его строение и работа. Изменение ЧСС и артериального давления при физической нагрузке. Минутный объем крови в покое и при физической нагрузке.
Тема 7 Дыхание
Потребление кислорода. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Высшее и внутреннее дыхание. Соединения кислорода с гемоглобином и перенос кислорода к тканям. Дыхательный объем, частота дыхания и жизненная емкость ЖЕЛ. Развитие дыхательного аппарата при занятиях спортом. Потребление кислорода, кислородный запрос и кислородный долг. Потребление кислорода в покое и при физической нагрузке. Аэробные и анаэробные возможности организма спортсмена. Максимальное потребление кислорода у спортсменов разного возраста, занимающихся различными видами спорта.
Изменение аэробных и анаэробных возможностей при занятиях спортом. Особенности развития аэробных и анаэробных возможностей посредством занятий флорболом.
Тема 8 Обмен веществ и энергии – основа жизни человека
Сущность обмена веществ. Распад пищевых продуктов (жиры, белки, углеводы) и образование энергии. Величины расхода энергии в покое и при мышечной работе. Зависимость расхода энергии от мощности работы и тренированности спортсмена.
Тема 9 Нервная система и ее роль в жизнедеятельности организма
Строение нервной системы (центральная, периферическая, вегетативная). Головной и спинной мозг, их строение и функции. Регуляция работы внутренних органов. Два вида рефлексов: безусловный (врожденный) и условный (приобретенный в процессе жизни). Два процесса в деятельности нервной системы: возбуждение и торможение.
Тема 10 Органы пищеварения и выделения
Понятие о пищеварении. Расщепление веществ при пищеварении. Органы выделения и их функции.
Тема 11 Органы чувств
Рецепторы и их значение. органы зрения, их строение и функции. Строение органов слуха и их функции. Строение и значение органов равновесия. Органы обоняния и вкуса, их функции.
Тема 12 Физиологические основы спортивной тренировки
Тренировка и адаптация. Изменения в организме при адаптации к физической нагрузке. Физиологические механизмы формирования двигательных навыков (3 стадии).
Физиологические изменения в организме при занятиях флорболом.
Тема 13 Физиологические методы определения тренированности юных спортсменов
Тренированность, ее критерии и оценки. Физиологические методы оценки физической работоспособности. Определение МПК по Астранду и Добельну. Тест PWC 170. Гарвардский тест и индекс Рефье. Физиологические методы оценки состояния нервно-мышечного аппарата спортсмена.
ЛИЧНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ГИГИЕНА РЕЖИМА ТРУДА И ОТДЫХА.
ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА. ПИТАНИЕ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ
Тема 14 Личная и общественная гигиена
Значение личной гигиены для сохранения здоровья и предупреждения заболеваний. Гигиеническое значение кожи, защищающей внутренние органы от внешней среды. Роль кожи в защите от болезнетворных бактерий. Необходимость ухода за телом, полостью рта и зубами, основные правила ухода.
Тема 15 Гигиенические основы режима труда и отдыха юного спортсмена
Значение правильного режима для юного спортсмена. Элементы режима и их выполнение: утренняя гимнастика, закаливание, регулярный и достаточный сон, регулярное и полноценное питание, отдых и пребывание на свежем воздухе, рациональное чередование различных видов деятельности
Тема 16 Закаливание юного спортсмена
Сущность закаливания. Основные правила закаливания: постепенно снижать температуру воды, постепенно увеличивать длительность воздействия воды и солнца на организм, не делать перерывов в приеме процедур. Необходимость их соблюдения. Использовать разные средства и методы закаливания.
Тема 17 Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом
Источники инфекции и пути ее распространения. Краткая характеристика основных инфекционных заболеваний. Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом.
Тема 18 Гигиенические требования к питанию юных спортсменов
Понятие о рациональном питании и расходе энергии. Значение пищевых веществ в питании и их нормы. Белки, жиры и углеводы, их калорийность и рациональное сочетание. Значение витаминов и минеральных солей. Режим питания при занятиях спортом
ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ. САМОКОНТРОЛЬ. ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ.
ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ И ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В СПОРТЕ
Тема 19 Систематический контроль за юными спортсменами
Врачебно-педагогические наблюдения, их значение и проведение. Проведение тестирующих нагрузок для определения подготовленности спортсменов.
Тема 20 Самоконтроль в процессе занятий спортом
Ведение дневника самоконтроля. Изменение ЧСС, веса, ЖЕЛ и силы мышц. Запись показателей в дневник. Учет объема и интенсивности физической нагрузки путем регистрации в дневнике.
Тема 21 Понятие об утомлении и переутомлении
Сущность и значение утомления. Восстановление и суперкомпенсация. Понятие об адаптации. Признаки утомления. Переутомление. Симптомы, причины и профилактика переутомления
Тема 22 Восстановительные мероприятия в спорте
Виты восстановительных мероприятий: педагогические, медикобиологические, физиотерапевтические и бальнеологические. Основные приемы и виды спортивного массажа. Использование парной и суховоздушной бани. Общие правила пользования баней.
Тема 23 Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом. Оказание первой помощи при несчастных случаях
Виды и причины спортивного травматизма. Оказание первой помощи при несчастных случаях, при ранах, ушибах, растяжениях связок, обморожениях, переломах, патологические состояния в спорте, симптомы перенапряжения и переутомления, их профилактика. Ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям
ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Тема 24 Общая характеристика спортивной тренировки юных спортсменов
Многолетняя подготовка юных спортсменов. Тренировка как одна из форм подготовки спортсмена. Структура подготовки: предварительная подготовка, начальная спортивная специализация, углубленная тренировка и спортивное совершенствование. Средства и методы подготовки. Методика контроля. Методика участия в соревнованиях. Характерные черты спортивной тренировки юных спортсменов: недопустимость установки на достижение максимальных результатов в кратчайшие сроки; ограничение нагрузки в соответствии с функциональными возможностями растущего организма; необходимость учета особенностей учебного процесса, преобладание общей физической подготовки, расширение функциональных возможностей организма и приобретение широкого круга двигательных навыков.
Тема 25 Средства спортивной тренировки
Комплекс средств спортивной тренировки, их характеристика и методы использования (физиологические и идеомоторные упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы, технические и тренажерные устройства). Соревновательные общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения (подводящие и развивающие).
Тема 26 Методы спортивной тренировки
Использование слова и обеспечение наглядности. Две группы методов: для обучения и тренировки. Методы целостного и расчлененного упражнения. Равномерный, переменный, повторный, интервальный, круговой, игровой, контрольный и соревновательный методы
Тема 27 Формы организации занятий в спортивной тренировке
Урок как организационная форма спортивной тренировки. Три части урока, их задачи, содержание и методика проведения. Основные методические положения при построении урока
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПОДГОТОВКИ ЮНОГО СПОРТСМЕНА В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ
Тема 28 Воспитание нравственных и волевых качеств личности юного спортсмена
Психологическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Нравственное формирование личности спортсмена. Значение морали и нравственности для формирования спортсмена. Воспитание волевых качеств в тренировке юных спортсменов через преодоление трудностей. Преодоление отрицательных эмоциональных состояний (страха, боязни получить травму). Основные представления о волевых качествах (целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, выдержки, самообладания).
Тема 29 Физическая подготовка
Понятие о физической подготовке. Основные представления о физических качествах: силе, быстроте, гибкости, ловкости, выносливости. Методы развития физических качеств. Значение физической подготовки в игре флорбол.
Тема 30 Техническая подготовка
Общая и специальная техническая подготовка. Роль технической подготовки во флорболе. Три этапа обучения: изучение основы движения, формирование умения выполнять его в "грубой форме"; овладение двигательным навыком до выполнения движения в стандартных условиях; доведение выполнения двигательного действия до совершенного в соревновательных условиях.
Взаимосвязь технической подготовки с физической, тактической и психологической подготовкой в игре флорбол.
Анализ технических приемов в игре флорбол.
Тема 31 Тактическая подготовка
Значение тактики во флорболе. Основные понятия о тактическом мастерстве. Особенности тактики при участии в соревнованиях различного уровня. Выбор тактики ведения игры. Выбор темпа игры.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Тема 32 Закономерности развития спортивной формы
Понятие спортивной формы - состояние оптимальной (наилучшей) готовности спортсмена к участию в соревнованиях. Трудности определения спортивной формы во флорболе.
Тема 33 Характерные особенности периодов спортивной тренировки
Подготовительный период. Общеподготовительный и специально-подготовительный этапы. Основная направленность подготовительного периода.
Соревновательный период, его основная направленность и особенности. Особенности переходного периода.
ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ
Тема 34 Сущность и назначение тренировки, планирование и его виды
Значение планирования в тренировочном процессе. Многолетнее (перспективное) планирование и продолжительность подготовки для достижения наилучших спортивных результатов
Тема 35 Учет в процессе тренировки
Значение учета. Основные документы для организации учета. Значение дневников для учета тренировочной нагрузки спортсмена.
СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ, ИХ ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ
Тема 36 Основные виды спортивных соревнований и их роль в учебно-тренировоном процессе
Занятия и задачи соревнований. Виды соревнований: комплексные, чемпионаты ДСО и России, Всероссийские соревнования в честь знаменитых дат и призы, учрежденные различными организациями. Первенства, отборочные, контрольные, массовые и показательные соревнования. Закрытые и открытые соревнования, товарищеские встречи, зачетные соревнования.
Тема 37 Планирование, организация и проведение соревнований
Планирование соревнований. Календарный план и основные правила его составления. Положение о соревнованиях и его разделы (цели и задачи, место проведения и т.д.). Организация соревнований. Создание оргкомитета, его задачи и функции. Работа мандатной комиссии. Состав судейской комиссии. Особенности проведения соревнований различного уровня по флорболу.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ И СОРЕВНОВАНИЯХ ПО ФЛОРБОЛУ
Тема 38 Меры безопасности в игре флорбол
Правила поведения на флорбольных площадках. Меры защиты от солнечных лучей на открытых площадках. Правила владения клюшкой. Элементы защитной экипировки флорболистов и требования к ней. Основные требования к оснащению флорбольных площадок (борта, ворота, покрытие напольное, освещение, вентиляция, разметка, табло, места для размещения зрителей). Понятие о честной и справедливой игре, отношение к противнику.
Тема 39 Правила поведения в пути следования к местам проведения соревнований
Общие правила гигиены в пути следования. Правила поведения и пребывания на авто и ж/д вокзалах, в аэропортах. Правила поведения в автобусе, поезде, самолёте и других средствах передвижения.
Правила дорожного движения.
Тема 40 Правила обеспечения безопасности на соревнованиях
Меры обеспечения пожарной безопасности. Правила поведения в гостинице, общежитии, в местах общественного питания, в раздевалках. Оказание первой помощи пострадавшему.
Л И Т Е Р А Т У Р А
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать - М.: Просвещение, 1985.
- Белкин А.А. Идеомоторная подготовка в спорте - М.: ФИС, 1983.
- Волков В. Тренеру о подростке - М.: ФИС, 1973.
- Гогунов Е.Н., Мартьянов В.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. - М., 2000.
- Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта - М. 1986.
- Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств - Минск: Вышейшая школа, 1985.
- Единая спортивная классификация, 2000-01 - М.: ФИС, 2000.
- Железняк Ю.Д., Партнов Ю.М. Спортивные игры: Учебник. - М., 2000.
- Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник - М., 2000.
- Зациорским В.М. Физические качества спортсмена - М.: ФИС, 1970.
- Ильин Е.П. Психофизиология ФВ - М. 1980.
- Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте. - М., 1978.
- Лазарев И.В., Кузнецов В.С., Орлов Г.А. Практикум по легкой атлетике: Учеб. пособие. - М., 1999.
- Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры.- М., 1999.
- Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки - М.: ФИС, 1977.
- Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебник. - М.,1997.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ.- М., 1991.
- Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: Пособие для учителя / Под ред. В.И.Ляха. - М., 1997.
- Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. - М., 1998.
- Определение физической подготовленности школьников /Под. Ред. Б.В. Сермеева. - М.,1973.
- Петров В., Гагин Ю. Механика спортивных движений - М.: ФИС, 1974.
- Подвижные игры: учебное пособие для институтов ФК - М.: ФИС, 1974.
- Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям - М.: ФИС, 1969.
- Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология: Учебник. - М., 2000.
- Спортивная медицина: учебник для институтов ФК - М.: ФИС,1980.
- Теоретическая подготовка юных спортсменов под ред. Буйлина Ю.Ф., Курамшина Ю.Ф. - М.: ФИС, 1981.
- Теория и методика спорта: Учеб. пособие для училищ олимпийского резерва / Под общ. Ред.Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова. – М., 1997.
- Теория и методика ФВ /Под общей ред. Матвеева Л.П., Новикова А.Д. - М.: ФИС, 1976.
- Физиология человека под ред. Зимкина Н.В. - М.: ФИС, 1970.
- Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов - М.: ФИС, 1974.
- Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя /Под ред. В.И. Ляхова, Г.Б. Мейксона. - М., 1997..
- Физическая культура в школе: журнал № 5, №6 статьи о флорболе - М., 1999.
- Флорбол. Правила игры и толкования - М.: СпортАкадемПресс, 2001.
- Хрущев С.В. Врачебный контроль за ФВ школьников - М.: Медицина, 1977.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФЛОРБОЛ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Психология флорбола....
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ по теме "Теоретическая подготовка учащихся на уроках физической культуры"
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯпо теме"Теоретическая подготовка учащихся на уроках физической культуры"...
Мультимедийное обеспечение теоретической подготовки школьников для начальной школы».
Слайды по теории для 1 класса, способы передвижения....
Мультимедийное обеспечение теоретической подготовки школьников для 1 класса
Что такое физкультура? для 1 класса...
Теоретическая подготовка школьников по предмету «Физическая культура»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образование (утвержден Министерством образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897) указывает, что предметные результаты изучения...
Теоретическая подготовка учащихся на факультативах «Подросток, спорт, здоровье» (5,6 классы), «Молодежь, здоровье, спорт» (9 класс)
Теоретическая подготовка учащихся на факультативах «Подросток, спорт, здоровье» (5,6 классы), ...
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПО СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ (ГРЕКО-РИМСКАЯ) ДЛЯ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
На теоретических занятиях борцы приобретают знания по истории развития борьбы, спортивной классификации, анализу техники борьбы, методике обучения и тренировки, тактике борьбы, правилам соревнований и...