ФЛОРБОЛ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
методическая разработка по физкультуре (5 класс) на тему
Психология флорбола.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_psihologicheskaya_podgotovka_vospitatelnaya_rabota_floo_2013.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка: «Программа занятий по флорболу для групп начальной подготовки»
учителя ГБОУ гор. Москвы СОШ №1465 имени Н.Г. Кузнецова
СМИРНОВОЙ Ольги Александровны
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Москва – 2013
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсменов.
Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.
Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям, которая проводится в течение всего года и специальная психологическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях.
В ходе общей психологической подготовки к соревнованиям формируются: высокий уровень соревновательной мотивации, соревновательные черты соревновательной мотивации, соревновательные черты характера, предсоревновательная и соревновательная моральная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции в соревновательной обстановке.
В ходе психологической подготовки к конкретным соревнованиям формируется специальная (предсоревновательная) психическая боевая готовность спортсмена перед выступлением, характеризующаяся уверенностью в своих силах, стремлением к обязательной победе, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, устойчивостью к влиянию внутренних и внешних помех, способностью произвольно управлять действиями, эмоциями и поведением, умением немедленно и эффективно выполнять во время выступления действия и движения, необходимые для победы.
В процессе управления нервно-психическим восстановлением спортсмена снимается нервно-психическое напряжение, восстанавливается психическая работоспособность после тренировок, соревновательных нагрузок, развивается способность к самостоятельному восстановлению.
Нервно-психологическое восстановление осуществляется с помощью словесных воздействий, отдыха, переключения на другие виды деятельности и прочих средств. С этой целью также используются: рациональное сочетание средств ОФП в режиме дня, средства культурного отдыха и развлечения, система аутовоздействия.
Средства и методы психолого-педагогических воздействий должны включаться во все этапы и периоды круглогодичной подготовки.
На занятиях кружков начальной подготовки основной упор делается на формирование интереса к спорту, правильной спортивной мотивации, общих нравственных и специальных морально-психологических черт характера юного спортсмена (трудолюбие, дисциплинированность, ответственность за выполнение плана подготовки и результаты выступления, уважение к тренеру, требовательность к самому себе и др.)
На занятиях учебно-тренировочных кружков 1 и 2 годов обучения акцент делается на развитие спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, формирование волевых черт характера, развитие оперативного мышления и памяти, специализированных восприятий, создание общей психической подготовленности к соревнованиям.
На занятиях кружков учебно-тренировочных 3 и более 3 лет обучения основное внимание в подготовке уделяется совершенствованию волевых черт характера, способности к саморегуляции, специализированных восприятий, сложных сенсомоторных реакций и оперативного мышления, формированию специальной предсоревновательной и мобилизационной готовности, способности к нервно-психическому восстановлению.
В круглогодичном цикле подготовки должен быть сделан следующий акцент при распределении объектов психолого-педагогических воздействий.
В подготовительном периоде подготовки выделяются средства и методы психолого-педагогических воздействий, связанные с морально-психологическим просвещением спортсменов, развитием их спортивного интеллекта, разъяснением целей и задач участия в соревнованиях, содержанием общей психологической подготовки к соревнованиям, развитием волевых качеств и специализированных восприятий, оптимизацией межличностных отношений в команде и сенсомоторным совершенствованием общей психологической подготовленности.
В соревновательном периоде подготовки упор делается на совершенствование эмоциональной устойчивости, свойств внимания, достижение специальной психической готовности к выступлению и мобилизационной готовности в продолжительных по времени соревнованиях.
В переходном периоде преимущественно используется средства и методы нервно-психического восстановления организма.
В течение всех периодов подготовки применяются методы, способствующие совершенствованию моральных черт характера спортсмена и приемов психической регуляции.
Разумеется, акцент в распределении средств и методов психологической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей спортсменов, задач их индивидуальной подготовки, направленности тренировочных занятий.
Необходимо много уделять внимания психологическому климату в коллективе-команде, игровых звеньях, т.е. на совместимость игроков и общность интересов их в достижении высоких результатов.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Воспитательная работа в спортивном клубе направлена на формирование у юных спортсменов нравственного и эстетического мировоззрения, любви к родине. А главной целью этой работы является – всестороннее и гармоническое развитие личности воспитанника.
Воспитательная работа в спортивном клубе тесно взаимосвязана с воспитательной работой общеобразовательной школы.
Педагог должен следить, чтобы учебно-тренировочный процесс способствовал формированию сознательного, творческого отношения к труду, высокой организованности и требовательности за порученное дело, бережного отношения к государственной и частной собственности (месту жительства, отдыха, спортивным сооружениям, спортивной форме, инвентарю).
Главными воспитательными факторами в этой работе должны быть:
- личный пример и педагогическое мастерство педагога;
- четкая творческая организация тренировочной работы;
- формирование и укрепление коллектива;
- правильное моральное стимулирование;
- пример и товарищеская помощь (наставничество) более опытных воспитанников;
- творческое участие воспитанников в составлении планов этапов подготовки и обсуждение итогов его выполнения.
Эффективными формами воспитательной работы являются: торжественное празднование Дня рождения клуба и выпуска окончивших клуб, оформление стенда спортивной славы
Наибольшие возможности воспитательного воздействия на юных спортсменов педагог получает во время проведения спортивно-оздоровительных лагерей и сборов. Во время проведения этих мероприятий могут быть использованы формы воспитательной работы:
- собрание команды (кружка);
- лекции и беседы о нравственности, эстетике, дружбе;
- проведение спортивных ритуалов;
- участие в общественно-полезном труде;
- работа на подшефных предприятиях;
- исторические диспуты;
- встречи с ветеранами ВОВ, труда и спорта;
- проведение экскурсий, культпоходов в цирк, кино, театр, посещение выставочных залов;
- проведение туристических походов;
- проведение турниров по спортивным играм (шашкам, шахматам, волейболу, футболу, теннису, баскетболу и др.).
Следует широко использовать воспитательные возможности вечеров отдыха, концертов самодеятельности и пр. Подготовка к этим мероприятиям стимулирует юных спортсменов повышать культурный и духовный уровень. Здесь появляется и активности, чувство коллективизма юных воспитанников, теснее и многообразнее становятся контакты.
В воспитательной работе эффективно использование таких норм как:
- утверждение почетного звания «Наставник» для опытных спортсменов клуба, оказывающих помощь в подготовке, воспитании более юных спортсменов;
- введение ритуала торжественного приема юных спортсменов и провод выпускников клуба;
- постоянный контроль за воспитательной работой в кружках с ежегодным заслушиванием на педагогическом совете клуба;
- ведение «Летописи славы» клуба в виде альбома с фотографиями и сведениями о выдающихся достижениях воспитанников;
- активное привлечение новых воспитанников клуба ко всем общественным мероприятиям с конкретными поручениями и контролем за их исполнением;
- использование в качестве первой меры воспитательного воздействия при дисциплинарных нарушениях обсуждение неправильного поведения спортсмена коллективом кружка без участия представителей педагогического коллектива;
- участие всего коллектива клуба в обсуждении итогов культурно-массовой работы в конце каждого сбора и составление плана этой работы на следующий сбор;
- использование культурно-массовых мероприятий (посещение театров, просмотр кинофильмов, посещение выставочных залов, встречи с интересными людьми, болельщиками, чтение книг, посещение дискотеки, знакомства с достопримечательностями мест пребывания и др.);
Определенное место в воспитательной работе с юными воспитанниками должно отводиться и соревнованиям. Наблюдая за особенностями выступления, поведения и высказываниями воспитанника, педагог должен сделать вывод, насколько прочно сформировались у воспитанника высокие морально-волевые качества. Ведь именно напряженная атмосфера ответственных соревнований проверяет устойчивость не только спортивно-технических навыков, но и морально-психологической подготовленности воспитанника.
Каждый педагог должен фиксировать в специальном журнале не только спортивные результаты своих воспитанников, но и отмечать выявленные недостатки в морально-психологической подготовке. Учитывая все это, настраивать спортсменов перед соревнованиями не только на занятие определенного места, но и на проявление конкретных морально-волевых качеств. Педагог не должен комментировать их поведение во время соревнований.
Педагогу необходимо постоянно помнить, что комплексный подход к воспитанию юного спортсмена предполагает изучение, учет и использование всех факторов воздействия на личность не только в спорте, но и в быту. Поэтому, разрабатывая план воспитательной работы с воспитанниками спортивного клуба, педагог должен заранее планировать изучение особенностей поведения воспитанников в быту, их учебной и общественной деятельности.
Л И Т Е Р А Т У Р А
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать - М.: Просвещение, 1985.
- Белкин А.А. Идеомоторная подготовка в спорте - М.: ФИС, 1983.
- Волков В. Тренеру о подростке - М.: ФИС, 1973.
- Гогунов Е.Н., Мартьянов В.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. - М., 2000.
- Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта - М. 1986.
- Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств - Минск: Вышейшая школа, 1985.
- Единая спортивная классификация, 2000-01 - М.: ФИС, 2000.
- Железняк Ю.Д., Партнов Ю.М. Спортивные игры: Учебник. - М., 2000.
- Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник - М., 2000.
- Зациорским В.М. Физические качества спортсмена - М.: ФИС, 1970.
- Ильин Е.П. Психофизиология ФВ - М. 1980.
- Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте. - М., 1978.
- Лазарев И.В., Кузнецов В.С., Орлов Г.А. Практикум по легкой атлетике: Учеб. пособие. - М., 1999.
- Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры.- М., 1999.
- Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки - М.: ФИС, 1977.
- Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебник. - М.,1997.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ.- М., 1991.
- Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: Пособие для учителя / Под ред. В.И.Ляха. - М., 1997.
- Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. - М., 1998.
- Определение физической подготовленности школьников /Под. Ред. Б.В. Сермеева. - М.,1973.
- Петров В., Гагин Ю. Механика спортивных движений - М.: ФИС, 1974.
- Подвижные игры: учебное пособие для институтов ФК - М.: ФИС, 1974.
- Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям - М.: ФИС, 1969.
- Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология: Учебник. - М., 2000.
- Спортивная медицина: учебник для институтов ФК - М.: ФИС,1980.
- Теоретическая подготовка юных спортсменов под ред. Буйлина Ю.Ф., Курамшина Ю.Ф. - М.: ФИС, 1981.
- Теория и методика спорта: Учеб. пособие для училищ олимпийского резерва / Под общ. Ред.Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова. – М., 1997.
- Теория и методика ФВ /Под общей ред. Матвеева Л.П., Новикова А.Д. - М.: ФИС, 1976.
- Физиология человека под ред. Зимкина Н.В. - М.: ФИС, 1970.
- Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов - М.: ФИС, 1974.
- Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя /Под ред. В.И. Ляхова, Г.Б. Мейксона. - М., 1997..
- Физическая культура в школе: журнал № 5, №6 статьи о флорболе - М., 1999.
- Флорбол. Правила игры и толкования - М.: СпортАкадемПресс, 2001.
- Хрущев С.В. Врачебный контроль за ФВ школьников - М.: Медицина, 1977.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие флорбола в городе Березовском
Данныфй материал показывает, как в любом небольшом городе можно развить новый вид спорта - флорбол....
Открытый урок по физической культуре в 3 классе. Раздел программы "Спортивные игры (флорбол)"
Флорбо́л или хоккей в зале — командный вид спорта из семейства хоккеев. Играется в закрытых помещениях на твёрдом ровном полу пластиковым мячом, удары по которому наносятся специальной клюшкой....
Открытый урок по физической культуре в 3 классе. Раздел программы "Спортивные игры (флорбол)"
Флорбо́л или хоккей в зале — командный вид спорта из семейства хоккеев. Играется в закрытых помещениях на твёрдом ровном полу пластиковым мячом, удары по которому наносятся специальной клюшкой....
Программа занятий по флорболу для групп начальной подготовки
Флорбол - это очень динамичная и зрельщная командная игра, которая может проходить на больших аренах и в школьных залах. Игра доступна и проста, развивает моторику, командный дух и скорость реакции....
ФЛОРБОЛ. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
Методика игры в флорбол....
ФЛОРБОЛ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
Теория игры в флорбол....