ФЛОРБОЛ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
методическая разработка по физкультуре (5 класс) на тему

Смирнова Ольга Александровна

Психология флорбола. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка: «Программа занятий по флорболу для групп начальной подготовки»

учителя ГБОУ гор. Москвы СОШ №1465 имени Н.Г. Кузнецова

СМИРНОВОЙ Ольги Александровны

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ   ПОДГОТОВКА

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ    РАБОТА

Москва – 2013

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ   ПОДГОТОВКА

        Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсменов.

        Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.

        Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям, которая проводится в течение всего года и специальная психологическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях.

        В ходе общей психологической подготовки к соревнованиям формируются: высокий уровень соревновательной мотивации, соревновательные черты соревновательной мотивации, соревновательные черты характера, предсоревновательная и соревновательная моральная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции в соревновательной обстановке.

        В ходе психологической подготовки к конкретным соревнованиям формируется специальная (предсоревновательная) психическая боевая готовность спортсмена перед выступлением, характеризующаяся уверенностью в своих силах, стремлением к обязательной победе, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, устойчивостью к влиянию внутренних и внешних помех, способностью произвольно управлять действиями, эмоциями и поведением, умением немедленно и эффективно выполнять во время выступления действия и движения, необходимые для победы.

        В процессе управления нервно-психическим восстановлением спортсмена снимается нервно-психическое напряжение, восстанавливается психическая работоспособность после тренировок, соревновательных нагрузок, развивается способность к самостоятельному восстановлению.

        Нервно-психологическое восстановление осуществляется с помощью словесных воздействий, отдыха, переключения на другие виды деятельности и прочих средств. С этой целью также используются: рациональное сочетание средств ОФП в режиме дня, средства культурного отдыха и развлечения, система аутовоздействия.

        Средства и методы психолого-педагогических воздействий должны включаться во все этапы и периоды круглогодичной подготовки.

        На занятиях кружков начальной подготовки основной упор делается на формирование интереса к спорту, правильной спортивной мотивации, общих нравственных и специальных морально-психологических черт характера юного спортсмена (трудолюбие, дисциплинированность, ответственность за выполнение плана подготовки и результаты выступления, уважение к тренеру, требовательность к самому себе и др.)

        На занятиях учебно-тренировочных кружков 1 и 2 годов обучения акцент делается на развитие спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, формирование волевых черт характера, развитие оперативного мышления и памяти, специализированных восприятий, создание общей психической подготовленности к соревнованиям.

        На занятиях кружков учебно-тренировочных 3 и более 3 лет обучения основное внимание в подготовке уделяется совершенствованию волевых черт характера, способности к саморегуляции, специализированных восприятий, сложных сенсомоторных реакций и оперативного мышления, формированию специальной предсоревновательной и мобилизационной готовности, способности к нервно-психическому восстановлению.

        В круглогодичном цикле подготовки должен быть сделан следующий акцент при распределении объектов психолого-педагогических воздействий.

        В подготовительном периоде подготовки выделяются средства и методы психолого-педагогических воздействий, связанные с морально-психологическим просвещением спортсменов, развитием их спортивного интеллекта, разъяснением целей и задач участия в соревнованиях, содержанием общей психологической подготовки к соревнованиям, развитием волевых качеств и специализированных восприятий, оптимизацией межличностных отношений в команде и сенсомоторным совершенствованием общей психологической подготовленности.

        В соревновательном периоде подготовки упор делается на совершенствование эмоциональной устойчивости, свойств внимания, достижение специальной психической готовности к выступлению и мобилизационной готовности в продолжительных по времени соревнованиях.

        В переходном периоде преимущественно используется средства и методы нервно-психического восстановления организма.

        В течение всех периодов подготовки применяются методы, способствующие совершенствованию моральных черт характера спортсмена и приемов психической регуляции.

        Разумеется, акцент в распределении средств и методов психологической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей спортсменов, задач их индивидуальной подготовки, направленности тренировочных занятий.

        Необходимо много уделять внимания психологическому  климату в коллективе-команде, игровых звеньях, т.е. на совместимость игроков и общность интересов их в достижении высоких результатов.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ    РАБОТА

        Воспитательная работа в спортивном клубе направлена на формирование у юных спортсменов нравственного и эстетического мировоззрения, любви к родине. А главной целью этой работы является – всестороннее и гармоническое развитие личности воспитанника.

        Воспитательная работа в спортивном клубе тесно взаимосвязана с воспитательной работой общеобразовательной школы.

        Педагог должен следить, чтобы учебно-тренировочный процесс способствовал формированию сознательного, творческого отношения к труду, высокой организованности и требовательности за порученное дело, бережного отношения к государственной и частной собственности (месту жительства, отдыха, спортивным сооружениям, спортивной форме, инвентарю).

        Главными воспитательными факторами в этой работе должны быть:

  1. личный пример и педагогическое мастерство педагога;
  2. четкая творческая организация тренировочной работы;
  3. формирование и укрепление коллектива;
  4. правильное моральное стимулирование;
  5. пример и товарищеская помощь (наставничество) более опытных воспитанников;
  6. творческое участие воспитанников в составлении планов этапов подготовки и обсуждение итогов его выполнения.

        Эффективными формами воспитательной работы являются: торжественное празднование Дня рождения клуба и выпуска окончивших клуб, оформление стенда спортивной славы

        Наибольшие возможности воспитательного воздействия на юных спортсменов педагог получает во время проведения спортивно-оздоровительных лагерей и сборов. Во время проведения этих мероприятий могут быть использованы формы воспитательной работы:

  1. собрание команды (кружка);
  2. лекции и беседы о нравственности, эстетике, дружбе;        
  3. проведение спортивных ритуалов;
  4. участие в общественно-полезном труде;
  5. работа на подшефных предприятиях;
  6. исторические диспуты;
  7. встречи с ветеранами ВОВ, труда и спорта;
  8. проведение экскурсий, культпоходов в цирк, кино, театр, посещение выставочных залов;
  9. проведение туристических походов;
  10. проведение турниров по спортивным играм (шашкам, шахматам, волейболу, футболу, теннису, баскетболу и др.).

        Следует широко использовать воспитательные возможности вечеров отдыха, концертов самодеятельности и пр. Подготовка к этим мероприятиям стимулирует юных спортсменов повышать культурный и духовный уровень. Здесь появляется и активности, чувство коллективизма юных воспитанников, теснее и многообразнее становятся контакты.

        В воспитательной работе эффективно использование таких норм как:

  1. утверждение почетного звания «Наставник» для опытных спортсменов клуба, оказывающих помощь в подготовке, воспитании более юных спортсменов;
  2. введение ритуала торжественного приема юных спортсменов и провод выпускников клуба;
  3. постоянный контроль за воспитательной работой в кружках с ежегодным заслушиванием на педагогическом совете клуба;
  4. ведение «Летописи славы» клуба в виде альбома с фотографиями и сведениями о выдающихся достижениях воспитанников;
  5. активное привлечение новых воспитанников клуба ко всем общественным мероприятиям с конкретными поручениями и контролем за их исполнением;
  6. использование в качестве первой меры воспитательного воздействия при дисциплинарных нарушениях обсуждение неправильного поведения спортсмена коллективом кружка без участия представителей педагогического коллектива;
  7. участие всего коллектива клуба в обсуждении итогов культурно-массовой работы в конце каждого сбора и составление плана этой работы на следующий сбор;
  8. использование культурно-массовых мероприятий (посещение театров, просмотр кинофильмов, посещение выставочных залов, встречи с интересными людьми, болельщиками, чтение книг, посещение дискотеки, знакомства с достопримечательностями мест пребывания и др.);

        Определенное место в воспитательной работе с юными воспитанниками должно отводиться и соревнованиям. Наблюдая за особенностями выступления, поведения и высказываниями воспитанника, педагог должен сделать вывод, насколько прочно сформировались у воспитанника высокие морально-волевые качества. Ведь именно напряженная атмосфера ответственных соревнований проверяет устойчивость не только спортивно-технических навыков, но и морально-психологической подготовленности воспитанника.

        Каждый педагог должен фиксировать в специальном журнале не только спортивные результаты своих воспитанников, но и отмечать выявленные недостатки в морально-психологической подготовке. Учитывая все это, настраивать спортсменов перед соревнованиями не только на занятие определенного места, но и на проявление конкретных морально-волевых качеств. Педагог не должен комментировать их поведение во время соревнований.

        Педагогу необходимо постоянно помнить, что комплексный подход к воспитанию юного спортсмена предполагает изучение, учет и использование всех факторов воздействия на личность не только в спорте, но и в быту. Поэтому, разрабатывая план воспитательной работы с воспитанниками спортивного клуба, педагог должен заранее планировать изучение особенностей поведения воспитанников в быту, их учебной и общественной деятельности.

Л И Т Е Р А Т У Р А

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать - М.: Просвещение, 1985.
  2. Белкин А.А. Идеомоторная подготовка в спорте - М.: ФИС, 1983.
  3. Волков В. Тренеру о подростке - М.: ФИС, 1973.
  4. Гогунов Е.Н., Мартьянов В.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. - М., 2000.
  5. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта - М. 1986.
  6. Гуревич И.А.  Круговая тренировка при развитии физических качеств - Минск: Вышейшая школа, 1985.
  7. Единая спортивная классификация, 2000-01 - М.: ФИС, 2000.
  8. Железняк Ю.Д., Партнов Ю.М. Спортивные игры: Учебник. - М., 2000.
  9. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник - М., 2000.
  10. Зациорским В.М. Физические качества спортсмена - М.: ФИС, 1970.
  11. Ильин Е.П. Психофизиология ФВ - М. 1980.
  12. Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте. - М., 1978.
  13. Лазарев И.В., Кузнецов В.С., Орлов Г.А. Практикум по легкой атлетике: Учеб. пособие. - М., 1999.
  14. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры.- М., 1999.
  15. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки - М.: ФИС, 1977.
  16. Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебник. - М.,1997.
  17. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ.- М., 1991.
  18. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: Пособие для учителя / Под ред. В.И.Ляха. - М., 1997.
  19. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. - М., 1998.
  20. Определение физической подготовленности школьников /Под. Ред. Б.В. Сермеева. - М.,1973.
  21. Петров В., Гагин Ю. Механика спортивных движений - М.: ФИС, 1974.
  22. Подвижные игры: учебное пособие для институтов ФК - М.: ФИС, 1974.
  23. Пуни А.Ц.  Психологическая подготовка к соревнованиям - М.: ФИС, 1969.
  24. Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология: Учебник. - М., 2000.
  25. Спортивная медицина: учебник для институтов ФК - М.: ФИС,1980.
  26. Теоретическая подготовка юных спортсменов под ред. Буйлина Ю.Ф., Курамшина Ю.Ф. - М.: ФИС, 1981.
  27. Теория и методика спорта: Учеб. пособие для училищ олимпийского резерва / Под общ. Ред.Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова. – М., 1997.        
  28. Теория и методика ФВ  /Под общей ред. Матвеева Л.П., Новикова А.Д. - М.: ФИС, 1976.
  29. Физиология человека  под ред. Зимкина Н.В. - М.: ФИС, 1970.
  30. Филин В.П.  Воспитание физических качеств у юных спортсменов - М.: ФИС, 1974.
  31. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя /Под ред. В.И. Ляхова, Г.Б. Мейксона. - М., 1997..
  32. Физическая культура в школе: журнал № 5, №6  статьи о флорболе  - М., 1999.
  33. Флорбол. Правила игры и толкования - М.: СпортАкадемПресс, 2001.
  34. Хрущев С.В. Врачебный контроль за ФВ школьников - М.: Медицина, 1977.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие флорбола в городе Березовском

Данныфй материал показывает, как в любом небольшом городе можно развить новый вид спорта - флорбол....

Открытый урок по физической культуре в 3 классе. Раздел программы "Спортивные игры (флорбол)"

Флорбо́л или хоккей в зале — командный вид спорта из семейства хоккеев. Играется в закрытых помещениях на твёрдом ровном полу пластиковым мячом, удары по которому наносятся специальной клюшкой....

Открытый урок по физической культуре в 3 классе. Раздел программы "Спортивные игры (флорбол)"

Флорбо́л или хоккей в зале — командный вид спорта из семейства хоккеев. Играется в закрытых помещениях на твёрдом ровном полу пластиковым мячом, удары по которому наносятся специальной клюшкой....

Программа занятий по флорболу для групп начальной подготовки

Флорбол - это очень динамичная и зрельщная командная игра, которая может проходить на больших аренах и в школьных залах. Игра доступна и проста, развивает моторику, командный дух и скорость реакции....

ФЛОРБОЛ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Теория игры в флорбол....