ФЛОРБОЛ. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
методическая разработка по физкультуре (5 класс) по теме
Методика игры в флорбол.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_organizacionno-metodicheskie_ukazaniya_floo_2013.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка: «Программа занятий по флорболу для групп начальной подготовки»
учителя ГБОУ гор. Москвы СОШ №1465 имени Н.Г. Кузнецова
СМИРНОВОЙ Ольги Александровны
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
Москва – 2013
ФЛОРБОЛ – это очень динамичная и зрелищная командная игра, напоминающая хорошо известный нам хоккей с мячом. Флорбол – игра, в которую играет 320 тысяч профессионалов и около 1,5 миллионов любителей, как мужчин, так и женщин во всем мире. Это и дети, играющие ради забавы на улицах, и высококлассные спортсмены, завоевывающие медали на мировых чемпионатах на стадионах с переполненными трибунами.
Для флорбола могут использоваться любые ровные площадки с различными покрытиями (земляным, деревянным, резиновым или асфальтовым). Экипировка игрока состоит из майки с короткими рукавами, спортивных трусов (шорт) и обуви. Команды играют клюшками и мячами, изготовленными из пластмассовых материалов, и поэтому флорбол абсолютно безопасная игра, как для самих игроков, так и для помещений, где проходят игры.
Зародившись 25 лет назад в Швеции, флорбол покорил практически все страны Европы, США и Японию. В России флорбол начал культивироваться в начале 90-х годов и получил развитие в Московской области, в городах Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Архангельск, Северодвинск, Омск и другие. Имеются и национальные сборные команды России мужские и женские.
Правила игры предельно просты и доступны. Игры могут проходить на больших аренах 40х20 метров (играют 5 полевых игроков и вратарь), и в школьных залах (играют 3 на 3 или 4 на 4 и вратарь). Допускается изменять количество полевых игроков в зависимости от размеров площадки.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
При проведении занятий в первую очередь руководствоваться принципами оздоровительной направленности. Физические упражнения и игры должны способствовать развитию у занимающихся различных групп мышц и физических качеств.
Особое внимание следует обратить на эмоциональную сторону занятий, поддерживая у занимающихся постоянный интерес к занятиям, часто используя игровые формы, эстафеты. Вместе с тем развитие физических качеств должно осуществляться с учетом специфики игры флорбол. Это так называемые профилирующие (ведущие, специфические) качества. К ним относятся: адаптационная ловкость, скорость реакции, динамическое равновесие, рациональность расслабления, независимая работа мышц ног и рук.
Ловкость развивают подвижными играми, различными комбинированными эстафетами, гимнастическими и акробатическими упражнениями.
Гибкость, ловкость и координация движений взаимосвязаны и поэтому желательно, чтобы физические упражнения на развитие этих качеств использовались на каждой тренировке и включались в ежедневную физзарядку. Эти качества можно развивать с помощью прохождения нескольких стоик с элементами обводки в различных сочетаниях.
Для развития динамического равновесия используют движения: бег "змейкой", бег с преодолением неровностей и различных препятствий, бег с быстрым изменением направления движения, упражнения на гимнастическом бревне, прыжки с поворотами и выполнением различных движений в полете, совершенствуя элементы обводки и обыгрыша.
Включение в занятия бега, взявшись за руки, эстафет с переносом предметов (мяч, клюшка и т.п.) Вращательные движения клюшкой (лопасть клюшки описывает восьмерку, круг, овал) на месте и в движении.
При развитии силы подбирают физические упражнения без отягощений (гантелей, штанг, гирь). Используют упражнения динамического характера: повороты, вращения, приседания, сгибание-разгибание рук в упоре лежа, подъем ног или туловища, бег по песку и т.п.
Следует иметь в виду, что разучивание сложных элементов нужно проводить в начале основной части урока, так как утомление затрудняет освоение новых движений.
Разучивание элементов игры приемов обводки во флорболе осуществляется с использованием, главным образом, метода показа (принцип наглядности). Изучаемый материал должен быть доступен и соответствовать уровню спортивно-технической подготовки детей. Требования должны систематически повышаться. Ошибки и недостатки в технике должны быть сразу же исправлены с помощью имитационных и специально-подводящих упражнений.
С первых же занятий с клюшкой необходимо обучить занимающихся обводки, передачи и остановке мяча, различным передвижениям по площадке, стойке игрока, а в игре вратаря это бросок мяча руками (на различные расстояния) из различных положений (лежа, сидя, стоя, в прыжке) в мишень, ловля мяча руками из различных положений (то же с подстраховкой телом) После освоения этих элементов можно приступить к игре-флорбол на ограниченной площадке.
К концу первого года обучения занимающиеся должны принять участие в 2-3х турнирах.
Спортивный зал для занятий должен иметь размеры 9х18 м, 18х24 м, 40х20 м или на открытых площадках желательно окруженных бортом высотой 50 см с закругленными углами. Для игры полы в зале могут быть деревянными или из линолеума, на открытом воздухе пригодны площадки с асфальтовыми, резиновыми, цементными, дощатыми, земляными покрытиями. Размеры зала должны быть несколько больше размеров площадки.
Высота клюшки игрока должна быть индивидуальной в зависимости от его роста.
Одежду детей проверяют перед каждым занятием. Перед занятием детей спрашивают о самочувствии. На всех занятиях педагог дополнительного образования в период обучения должен быть аккуратно одет и уметь выполнять те упражнения, которые дети разучивают.
Изучать материал следует в той последовательности, в какой он изложен в программе. Для безопасности процесса обучения нужно провести инструктаж с обучающимися по правилам поведения на спортивных сооружениях и техники безопасности.
При переводе обучающихся на следующий этап учитывают не только уровень подготовленности, но и устойчивость интересов к занятиям, успехи в учебе, особенности личности воспитанника.
Восстановительные мероприятия
В процессе занятий в группе начальной подготовки используют педагогические средства восстановления путем правильного чередования физических нагрузок и отдыха, правильной установки интервалов отдыха, рационального чередования различных упражнений, использования игровых форм и влияния на психику ребенка положительных эмоций
Медицинское обеспечение
Дважды в год занимающиеся должны пройти углубленный медицинский осмотр – перед началом занятий и перед началом соревновательного периода с обязательным определением физической работоспособности при втором осмотре, используя специальные тесты.
Необходимо осуществлять систематический текущий контроль за состоянием здоровья занимающихся и переносимостью ими физических нагрузок. Для этого периодически определяют период восстановления после простых стандартных нагрузок (например, определяют ЧСС сразу после 20 приседаний и после 1-2 минут отдыха)
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
Физическая подготовка
1. Общеразвивающие упражнения
2. Бег низкой интенсивности
3. Бег средней интенсивности
4. Бег высокой интенсивности
5. Прыжки, многоскоки (на одной, на обеих ногах, вперед, назад, в стороны)
6. Наклоны и вращения
7. Приседание, сгибание рук в упоре лежа, подтягивание
8. Акробатические упражнения
9. Упражнения на равновесие
10. Упражнения на гибкость
11. Подвижные игры, эстафеты
12. Элементы спортивных игр
Специально-подготовительные упражнения
Подводящие
1. Имитация обводки игрока, стоя на месте (то же с броском по воротам)
2. Имитация обводки игрока в движении (то же с броском по воротам)
Развивающие
1. Упражнения на быстроту и устойчивость двигательной реакции
2. Упражнения для мышц брюшного пресса и туловища
3. Упражнения для мышц таза
4. Упражнения для мышц ног
5. Упражнения для развития плечевого пояса и мышц рук
Специально-техническая подготовка
Передвижение по площадке
1. Остановки обеими ногами или любой ногой с поворотом влево или вправо
2. Передвижение спиной вперед
3. Передвижение после мгновенной остановки от движения вперед к движению назад, а также влево и вправо ("челночный бег")
4. Повороты влево вправо на месте в движении, а так же на 1800
5. Отработка быстрого старта на короткую дистанцию (от 10 до 40 м)
6. Передвижение через препятствие, отталкиваясь одной или обеими ногами
7. Подыгрывание себе мяча туловищем или ногой в движении
8. Бег приставными шагами
9. Бег прыжками
10. Бег подскоками
11. Повороты и торможения в сочетании с обыгрыванием соперника
Розыгрыш мяча
1. Вращательные движения лопасти клюшки с мячом и без мяча
2. Передачи мяча назад, вперед, в сторону
3. Розыгрыш мяча на средней линии
4. Передачи в парах, тройках, четверках (построение в квадрат, в линию)
Владение клюшкой
1. Ведение мяча с различным расположением рук на клюшке (высокое, среднее, низкое) и одной рукой
2. Вращательные движения клюшкой (лопасть клюшки описывает восьмерку, круг, овал)
Броски мяча по воротам
1. Бросок мяча по воротам
2. Бросок резинового мяча по воротам
3. Бросок мяча в мешень
4. Бросок мяча в различные углы ворот
5. Отработка кистевого броска по воротам с различных дистанций
6. Отработка кистевого броска по воротам с различным углом атаки
7. Броски с разных сторон
8. Бросок, находясь спиной к воротам
Удары по мячу
1. Прямой удар по мячу (лопасть клюшки под прямым углом к полу) в виде передачи или удара по воротам, мишени
2. Удар подсечкой (лопасть клюшки образует тупой угол к поверхности пола; ниже центра мяча) в виде передачи или удара по воротам, мишени
3. Удар нажимом (лопасть клюшки образует острый угол к поверхности пола; выше центра мяча) в виде передачи или удара по воротам, мишени
4. Удар по неподвижному/подвижному мячу (стоя на месте и передвигаясь по полю)
5. Удар по летящему мячу (стоя на месте и передвигаясь по полю)
Остановка мяча
1. Остановка мяча лопастью клюшки
2. Остановка мяча в сочетании с изменением направления его движения
3. Остановка подвижного мяча (на месте и в движении)
4. Остановка летящего мяча (на месте и в движении)
5. Остановка мяча ступней (на месте и в движении)
6. Остановка высоко летящего мяча туловищем (принимая мяч на плечо, грудь, живот, колено)
Передача и прием мяча
1. Передача мяча в парах (с последующим броском по воротам)
2. Передача мяча бросками
3. Передача мяча ударом
4. Обычная передача (по поверхности пола)
5. Передача "подкидкой" (концом лопасти клюшки посредством движения кистей; мяч не выше 30-40 мм над полом)
6. Передача "оставлением" (когда за нападающим, владеющим мячом, движется его партнер)
7. Передача мяча назад
8. Передача мяча в одно касание (как единое действие остановки мяча и последующего броска)
Ведение мяча
1. Ведение мяча ударами лопастью клюшки попеременно той или другой стороной (по прямой линии или зигзагами)
2. Ведение мяча подталкиванием лопастью клюшки одной стороной (по прямой линии или зигзагами) с пробрасыванием мяча вперед
3. Ведение с подбрасыванием или ударами мяча в воздухе (по прямой линии или зигзагами, на месте, с поворотами)
4. Ведение одной стороной лопасти, удерживая клюшку одной рукой, по большой дуге (круговое вращение)
5. Ведение с попеременными ударами по мячу ступнёй ноги и лопастью клюшки (по прямой линии или зигзагами)
Обманные движения
1. Ведение мяча с выполнением обманного движения глазами, головой, туловищем с изменением направления движения
2. Обманное движение посредством резкой остановки
3. Обыгрыш с использованием отскока мяча от борта
4. Использование свободного пространства между вратарем и защитником
5. Обыгрыш соперника на противоходе (находясь спиной к защитнику)
6. Обманные движения с пробросом мяча мимо соперника
7. Выполнение обманных движений в различных игровых ситуациях
Игра
1. Игра на ограниченном пространстве площадки с различной продолжительностью времени (3х3, 4х4 + вратари)
2. Игра на полной площадке (5х5 + вратари); для школьных залов - (3х3, 4х4 + вратари)
3. Игра в неполных составах (5х4, 4х4,5х3, 4х3, 3х3 + вратари)
Л И Т Е Р А Т У Р А
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать - М.: Просвещение, 1985.
- Белкин А.А. Идеомоторная подготовка в спорте - М.: ФИС, 1983.
- Волков В. Тренеру о подростке - М.: ФИС, 1973.
- Гогунов Е.Н., Мартьянов В.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. - М., 2000.
- Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта - М. 1986.
- Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств - Минск: Вышейшая школа, 1985.
- Единая спортивная классификация, 2000-01 - М.: ФИС, 2000.
- Железняк Ю.Д., Партнов Ю.М. Спортивные игры: Учебник. - М., 2000.
- Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник - М., 2000.
- Зациорским В.М. Физические качества спортсмена - М.: ФИС, 1970.
- Ильин Е.П. Психофизиология ФВ - М. 1980.
- Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте. - М., 1978.
- Лазарев И.В., Кузнецов В.С., Орлов Г.А. Практикум по легкой атлетике: Учеб. пособие. - М., 1999.
- Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры.- М., 1999.
- Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки - М.: ФИС, 1977.
- Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебник. - М.,1997.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ.- М., 1991.
- Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: Пособие для учителя / Под ред. В.И.Ляха. - М., 1997.
- Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. - М., 1998.
- Определение физической подготовленности школьников /Под. Ред. Б.В. Сермеева. - М.,1973.
- Петров В., Гагин Ю. Механика спортивных движений - М.: ФИС, 1974.
- Подвижные игры: учебное пособие для институтов ФК - М.: ФИС, 1974.
- Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям - М.: ФИС, 1969.
- Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология: Учебник. - М., 2000.
- Спортивная медицина: учебник для институтов ФК - М.: ФИС,1980.
- Теоретическая подготовка юных спортсменов под ред. Буйлина Ю.Ф., Курамшина Ю.Ф. - М.: ФИС, 1981.
- Теория и методика спорта: Учеб. пособие для училищ олимпийского резерва / Под общ. Ред.Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова. – М., 1997.
- Теория и методика ФВ /Под общей ред. Матвеева Л.П., Новикова А.Д. - М.: ФИС, 1976.
- Физиология человека под ред. Зимкина Н.В. - М.: ФИС, 1970.
- Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов - М.: ФИС, 1974.
- Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя /Под ред. В.И. Ляхова, Г.Б. Мейксона. - М., 1997..
- Физическая культура в школе: журнал № 5, №6 статьи о флорболе - М., 1999.
- Флорбол. Правила игры и толкования - М.: СпортАкадемПресс, 2001.
- Хрущев С.В. Врачебный контроль за ФВ школьников - М.: Медицина, 1977.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет «Образовательные технологии – организационно-методический инструмент педагогического процесса»
Тема педсовета «Образовательные технологии – организационно-методический инструмент педагогического процесса»Цель педсовета: актуализация приоритетных направлений программы развития школы на пов...
Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»
Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг...
Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»
Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг. в те...
Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»
Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг...
Региональный конкурс методических разработок и лучших практик педагогических работников профессиональных образовательных организаций Смоленской области "Моя педагогическая копилка", 2019."Организационно-методическое сопровождение региональной Олимпиады"
Организационно-методическое сопровождение региональной Олимпиады по английскому языку для образовательных учреждений среднего профессионального образования...
Организационно-методическая работа педагогов районного методического объединения учителей русского языка и литературы Ашинского муниципального района Челябинской области по созданию условий для продуктивной подготовки выпускников 9-х, 11-х классов к госуд
Доклад из опыта работы РМО....
План научно-методической и организационно-методической деятельности
Методический совет«Введение и реализация федеральных образовательных программ»...