рабочая программа физкультура 9 класс
рабочая программа по физкультуре (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Захолынская основная общеобразовательная школа
Утверждена приказом директора
МБОУ Захолынской основной общеобразовательной школы
№_____ от ___________2012 г.
Рабочая программа
по физической культуре для 9 класса
основного общего образования
уровень: базовый
Учитель: Баранова Нина Иосифовна
Квалификационная категория: первая
Программа рассмотрена на заседании ММО учителей__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________
Протокол от «_____»_________________2012 г. № _______
Руководитель_______________________ ______________ (______________)
подпись расшифровка подписи
2012 год
Содержание рабочей программы
стр.
Паспорт программы …………………………………………….. 3
Пояснительная записка…………………………………………. 4
Содержание курса………………………………………………. 6
Учебно-тематический план курса……………………………… 8
Требования к уровню подготовки……………………………… 14
Учебно-методический комплект и дополнительная литература 16
Цифровые образовательные ресурсы по курсу…………………
Приложения…………………………………………………… 17
Контрольно-измерительные материалы по курсу………………
Паспорт программы
Тип программы: программа основного общего образования.
Статус программы: рабочая программа учебного курса «Физическая культура»
Назначение программы:
для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
для педагогических работников МБОУ Захолынской основной общеобразовательной школы программа определяет приоритеты в содержании основного общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
для администрации МБОУ Захолынской основной общеобразовательной школы программа является основанием для определения качества реализации основного общего образования.
Категория обучающихся: учащиеся МБОУ Захолынской основной общеобразовательной школы.
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 102 часа.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 3 часа в неделю.
Формы контроля: зачетные и контрольные упражнения
Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и составлена на основе следующих документов:
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физкультуре, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089;
Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7);
Регионального учебного плана общеобразовательных учреждений Смоленской области (приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке от 09.04.2012 г. № 299);
Учебного плана МБОУ Захолынской основной общеобразовательной школы на 2010/2012 учебный год;
. Авторской программы основного общего образования по физической культуре (Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2008)
Цель физического воспитания в школе: содействовать всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.
Решение задач физического воспитания направленно на:
содействие гармоническому физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностей ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
обучение основам базовых видов двигательных действий;
дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей.
формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
углубление представлений об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
К формам организации занятий по физической культуре в школе относятся разнообразные уроки физической культуры. Для более полной реализации цели и задач настоящей программы по физической культуре уроки физической культуры дополняются внеклассными формами занятий (физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, физкультминутки, подвижные перемены, секция «Час здоровья» и т. д.)
Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью:
уроки образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала;
уроки образовательно-предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжной подготовки;
уроки образовательно-тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решения соответствующих задач на этих уроках, формируют представления о физической подготовке и физических качествах, обучают способам регулирования физической нагрузки, способам контроля ее и влиянии на развитие систем организма.
В процессе обучения применяются методы физического воспитания:
словесный метод (объяснение, указания, команда, убеждение);
наглядный метод (демонстрация, наглядные пособия, и т.д.);
метод разучивания нового материала (в целом и по частям);
методы развития двигательных качеств (повторный, равномерный, соревновательный, игровой и т.д.)
Используются современные образовательные технологии:
здоровьесберегающие технологии - привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений;
личностно-ориентированное и дифференцированное обучение - применение тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья.
информационно-коммуникационные технологии - показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры;
Важной особенностью образовательного процесса физического воспитания является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончанию изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков. В начале и конце учебного года учащиеся сдают шесть зачетных упражнений (тесты) для определения уровня физического развития и физических способностей. Тесты принимаются в виде зачетов по плану на уроках легкой атлетики. Кроме зачетов по уровню физического развития, в каждой четверти принимаются контрольные упражнения по пройденным разделам программы.
В соответствии с федеральным базисным планом и учебным планом МБОУ «Захолынская ООШ» учебный предмет «Физическая культура» является обязательным в основной школе и на его преподавание отводится 102 часа в год при трехразовых занятиях в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура в современном обществе.
Организация и проведение пеших туристических походов. Требования к технике безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования).
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека. Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели.
Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
Адаптивная физическая культура.
Спортивная подготовка.
Здоровье и здоровый образ жизни. Допинг. Концепция честного спорта.
Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека. Режим дня и его основное содержание.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Восстановительный массаж.
Проведение банных процедур.
Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом.
СПОСОБЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ (ФИЗКУЛЬТУРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз (подвижных перемен).
Планирование занятий физической подготовкой.
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.
Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль.
Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью.
Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения упражнений (технических ошибок).
Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощь. Функциональных проб.
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы.
Акробатические упражнения и комбинации.
Ритмическая гимнастика (девочки).
Опорные прыжки.
Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).
Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях: упражнения на параллельных брусьях (мальчики), упражнения на разновысоких брусьях (девочки).
Легкая атлетика. Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Метание малого мяча.
Лыжные гонки. Передвижения на лыжах.
Спортивные игры. Игры по правилам: волейбол, баскетбол.
Прикладно-ориентировочная подготовка.
Общефизическая подготовка.
Гимнастика с основами акробатики. Развитие выносливости, силы, координации движений, гибкости.
Легкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений
Лыжные гонки. Развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты.
Спортивные игры. Развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты.
Учебно-тематический план курса
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
НА ВИДЫ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
1 | Базовая часть | 84 |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока |
1.2 | Легкая атлетика | 21 |
1.3 | Спортивные игры | 18 |
1.4 | Гимнастика с элементами акробатики | 18 |
1.5 | Лыжная подготовка | 18 |
1.6 | Элементы единоборств | 9 |
2 | Вариативная часть | 18 |
2.1 | Спортивные игры | 12 |
2.2 | Лыжная подготовка | 6 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧАСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата проведения | Примечания |
1 триместр | 27 |
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА | 10 |
1 | 1 | Техника безопасности на уроках лёгкой атлетики. Повторить низкий старт и стартовый разгон. Медленный бег 2мин. | 1 | 02.09-09.09 |
2 | 2 | Первая медицинская помощь при ушибах, ссадинах, вывихах. Учить эстафетному бегу с передачей палочки. Бег 3мин. Прыжковые упражнения. | 1 |
3 | 3 | Совершенствовать низкий старт и стартовый разгон. Закрепить эстафетный бег. Бег 30м - учет. Бег 4мин. | 1 |
4 | 4 | Низкий старт с преследованием. Совершенствовать эстафетный бег. Учет -прыжок в длину с места. Медленный бег 5мин. Прыжок в длину с разбега. | 1 | 12.09-16.09 |
5 | 5 | Повторить прыжок в длину с разбега. Учёт бега на 60м. Повторить передачу эстафеты. Бег 6мин с ускорениями до 80м. | 1 |
6 | 6 | Низкий старт. Прыжок в длину с разбега. Эстафета с прыжками. Медленный бег 7мин с 2-3 ускорения по 80м. | 1 |
7 | 7 | Бег 60 м (К). Медленный бег 8мин. | 1 | 19.09-23.09 |
8 | 8 | Прыжковые упражнения. Совершенствовать метание мяча на дальность. Бег в медленном темпе до 9 мин с 2-3 ускорениями по 80 м. | 1 |
9 | 9 | Учёт освоения метания мяча на дальность. Медленный бег 10 мин. Развитие координации движений. | 1 |
10 | 10 | Учёт прыжка в длину с разбега. Бег в медленном темпе 11 мин с 2-3 ускорениями по 80 м. | 1 | 26.09-30.09 |
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ | 17 |
11 | 1 | Подбор индивидуального разбега при прыжках в длину. Техника безопасности во время занятий спортивными играми. Ведение мяча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника. | 1 |
12 | 2 | Ведение мяча с изменением направления. Передачи мяча двумя руками от груди на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника. | 1 |
13 | 3 | Бег на средние дистанции. Броски одной и двумя руками с места и в движении с пассивным сопротивлением защитника. | 1 | 03.10-07.10 |
14 | 4 | Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях на одну корзину. | 1 |
15 | 5 | Прыжок в высоту. Бег до 6 мин. Штрафной бросок. | 1 |
16 | 6 | Штрафной бросок. Ловля, передача, броски. Прыжок в высоту. Бег с преодолением препятствий. | 1 | 10.10-14.10 |
17 | 7 | Взаимодействие игроков в нападении и защите через «заслон». Штрафной бросок. Преодоление полосы препятствий. | 1 |
18 | 8 | Учить технике передачи мяча двумя руками сверху. Преодоление полосы препятствий. Шестиминутный бег. | 1 |
19 | 9 | Полоса препятствий. Закрепить передачи мяча двумя руками сверху. Бег на выносливость. | 1 | 24.10-28.10 |
20 | 10 | Учить технике приёма мяча двумя руками снизу. Преодоление полосы препятствий. Бег 30 м с максимальной скоростью. | 1 |
21 | 11 | Совершенствовать передачи мяча. Метание мяча на дальность. | 1 |
22 | 12 | Учить технике нижней прямой подачи мяча. Совершенствовать технику передач мяча. | 1 | 31.10-04.11 |
23 | 13 | Закрепить технику прямой нижней подачи мяча. Совершенствовать технику приёма мяча снизу и передачи сверху. | 1 |
24 | 14 | Совершенствовать технику пройденных элементов волейбола. Тренировка в подтягивании. | 1 |
25 | 15 | Повторить элементы волейбола, игра: «Мяч в воздухе», | 1 | 14.11-18.11 |
26 | 16 | Тренировка в подтягивании, игра «Картошка». | 1 |
27 | 17 | Игры с элементами волейбола. Учёт по подтягиванию. | 1 |
2 триместр |
ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ АКРОБАТИКИ | 15 |
28 | 1 | Техника безопасности во время занятий гимнастикой. Строевые упражнения. | 1 | 28.11-02.12 |
29 | 2 | Кувырки вперед и назад. Развитие силы. | 1 |
30 | 3 | Лазанье по канату в три приема. | 1 |
31 | 4 | Кувырок назад в стойку ноги врозь, длинный кувырок (Ю); два кувырка вперед слитно (Д). | 1 | 05.12-09.12 |
32 | 5 | Из виса на подколенках через стойку на руках опускание в упор присев (Ю); из упора на н\ж опускание вперед в вис присев (Д). | 1 |
33 | 6 | Стойка на голове и руках (Ю); мост и поворот в упор стоя на одном колене | 1 |
34 | 7 | Лазанье по канату. Развитие силы. | 1 | 12.12-16.12 |
35 | 8 | Подъем махом назад в сед ноги врозь (Ю); из виса присев на н\ж махом одной и толчком другой в вис прогнувшись с опорой о в\ж (Д) | 1 |
36 | 9 | Акробатические упражнения | 1 |
37 | 10 | Опорный прыжок: согнув ноги (м); прыжок боком с поворотом на 90о (Д) | 1 | 19.12-23.12 |
38 | 11 | Акробатическая комбинация | 1 |
39 | 12 | Опорный прыжок: согнув ноги (м); прыжок боком с поворотом на 90о (Д) | 1 |
40 | 13 | Закрепление изученных элементов на снарядах. Лазание по канату, упражнения в равновесии. | 1 | 26.12-30.12 |
41 | 14 | Гимнастическая полоса препятствий. Опорный прыжок. Подтягивание, поднимание туловища. | 1 |
42 | 15 | Лазание по канату изученным способом. Игры на внимание. | 1 |
ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА | 24 |
43 | 1 | Правила безопасного поведения на лыжне. Повторение пройденного в 8 классе. Попеременный двухшажный ход. | 1 | 10.01 – 13.01 |
44 | 2 | Попеременный двухшажный ход, одновременный бесшажный ход, Повороты переступанием в движении. Подъемы, торможения, повороты. | 1 |
45 | 3 | Попеременный двухшажный ход, одновременный бесшажный ход, Повороты переступанием в движении. Подъемы, торможения, повороты. Применение изучаемых способов передвижения на дистанции до 5 км. | 1 |
46 | 4 | Применение попеременных и одновременных ходов при передвижении на дистанции до 5 км. Подъем в гору скользящим шагом. | 1 | 16.01 – 20.01 |
47 | 5 | Совершенствование техники лыжных ходов на дистанции до 5 км. Спуски с горы в средней стойке. | 1 |
48 | 6 | Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). Спуски в средней стойке, подъемы, торможения, повороты. | 1 |
49 | 7 | Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). Переходы с одновременных ходов на попеременный двухшажный ход. | 1 | 23.01. 27.01 |
50 | 8 | Коньковый ход. Подъем «полуелочкой». Тренировочное прохождение дистанции 5 км. | 1 |
51 | 9 | Совершенствование техники спусков в средней стойке. Применение изученных приемов передвижения на лыжах. | 1 |
52 | 10 | Торможение и поворот упором Совершенствование техники изученных приемов передвижения на лыжах. | 1 | 30.01 – 3.02 |
53 | 11 | Преодоление бугров и впадин при спуске с горы. Развитие скоростной выносливости. | 1 |
54 | 12 | Одновременные ходы. Попеременный двухшажный ход. Спуски и повороты. | 1 |
55 | 13 | Коньковый ход. Спуски и повороты. | 1 | 6.02 – 10.02 |
56 | 14 | Прохождение дистанции до 5км Торможение и поворот упором . | 1 |
57 | 15 | Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). Развивать скоростную выносливость. | 1 |
58 | 16 | Одновременный одношажный ход (стартовый вариант) | 1 | 13.02 – 17.02 |
59 | 17 | Коньковый ход. Эстафеты | 1 |
60 | 18 | Преодоление бугров и впадин при спуске с горы | 1 |
3 триместр |
61 | 19 | Попеременный двухшажный ход Прохождение дистанции до 4,5км. | 1 | 27.02 – 2.03 |
62 | 20 | Коньковый ход. | 1 |
63 | 21 | Одновременный одношажный ход (стартовый вариант) | 1 |
64 | 22 | Торможение и поворот упором | 1 | 5.03. – 9.03 |
65 | 23 | Одновременный одношажный ход (стартовый вариант) Совершенствовать лыжные ходы на дистанции 4км. | 1 |
66 | 24 | Коньковый ход Прохождение дистанции до 4,5 км | 1 |
ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ АКРОБАТИКИ И ЕДИНОБОРСТВ | 3/9 |
67 | 1 | Кувырк назад в полушпагат. Длинный кувырок вперед. | 1 | 12.03 – 16.03 |
68 | 2 | Акробатическая композиция из 3-4 элементов. | 1 |
69 | 3 | Полоса препятствий, строевые упражнения. Учёт – подтягивание, поднимание туловища. | 1 |
70 | 4 | Упражнения в равновесии (д); элементы единоборства (м) | 1 | 19.03 – 23.03 |
71 | 5 | Элементы единоборств. Игра «Перетягивание через черту». | 1 |
72 | 6 | Стойки и передвижение в стойке. Перетягивание каната. | 1 |
73 | 7 | Захваты рук и туловища (м), акробатические упражнения (д). | 1 | 26.03 – 30.03 |
74 | 8 | Игра «Выталкивание из круга» | 1 |
75 | 9 | Борьба за предмет (м), акробатика (д) | 1 |
76 | 10 | Игра «Перетягивание в парах» | 1 | 2.04 – 6.04 |
77 | 11 | Перетягивание за палку через черту. Развитие силы. | 1 |
78 | 12 | Кувырок вперед и назад с партнером. Развитие ловкости. | 1 |
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ | 13 |
79 | 1 | Броски одной и двумя руками в прыжке. | 1 | 12.03-16.03 |
80 | 2 | Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2 на одну корзину | 1 |
81 | 3 | Взаимодействие трех игроков (тройка и малая восьмерка) | 1 |
82 | 4 | Учебная игра в баскетбол. | 1 | 19.03-21.03 |
83 | 5 | Взаимодействие двух игроков в нападении и защите через «заслон». | 1 |
84 | 6 | Верхняя и нижняя передачи . Учебная игра в баскетбол. | 1 |
85 | 7 | Передачи мяча во встречных колоннах. Прием мяча снизу после подачи. | 1 | 02.04-06.04 |
86 | 8 | Прямой нападающий удар при встречных передачах. |
87 | 9 | Нижняя прямая подача в заданную часть площадки. | 1 |
88 | 10 | Верхняя и нижняя передачи через сетку в парах. | 1 | 16.04-20.04 |
89 | 11 | Верхняя передача сверху на месте и с перемещением. | 1 |
90 | 12 | Игра в нападении в зоне 3 Игра по упрощенным правилам. | 1 |
91 | 13 | Учебная игра в волейбол. | 1 | 23.04-27.04 |
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА | 11 |
92 | 1 | Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. | 1 |
93 | 2 | Бег 30 м, 100м. Медленный бег 6мин. | 1 |
94 | 3 | Разучить прыжок в длину с разбега в 15-20 шагов. Медленный бег до 7мин. | 1 | 30.04-04.05 |
95 | 4 | Закрепить прыжок в длину с разбега в 15-20 шагов. Медленный бег до 7мин. | 1 |
96 | 5 | Совершенствовать прыжок в длину с разбега в 15-20 шагов. | 1 | 07.05-11.05 |
97 | 6 | Упражнения в парах на сопротивление. Старты. Бег - 60м - учет. | 1 |
98 | 7 | Метание мяча на дальность с 4-5 шагов. Медленный бег 6мин. | 1 |
99 | 8 | Совершенствовать метание мяча на дальность с 4-5 шагов разбега. | 14.05-18.05 |
100 | 9 | Учёт по прыжкам в длину с разбега. Беговые и прыжковые упражнения. | 1 |
101 | 10 | Бег 2000 м (ю); 1500м (д). | 1 |
102 | 11 | Учёт по метанию мяча на дальность. Километры здоровья. Тестирование. Подведение итогов за год. | 1 | 21.05-25.05 |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончанию основной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать:
основы истории развития физической культуры в России (СССР);
особенности развития избранного вида спорта;
педагогические, физические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с развитой функциональной направленностью;
биодинамические особенности и содержания физических упражнений общеразвивающей и коррегирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
физические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергосбережения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности по средствам индивидуальных физических занятий;
психофункциональные особенности собственного организма;
индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепление здоровья и повышение физической подготовленности;
способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятии физическими упражнениями;
Уметь
технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой
Двигательные умения, навыки и способности
В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9 - 13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9 - 13 шагов разбега прыжок в высоту способном "перешагивание".
В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч с 3 - 6 шагов разбега с соблюдением ритма; метать малый мяч с места и с 3 шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10 - 15 метров, метать малый мяч по медлен но и быстро движущейся цели с 10 - 12 м.
В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из 4 элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); после разбега и отталкивания от мостика прыгать через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); последовательно выполнять комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящих из шести элементов, или комбинацию, со стоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в "полушпагат", "мост" и поворот в упор стоя на одном колене (девочки).
В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам).
Физическая подготовленность: соответствовать не ниже, чем среднему уровню показателей развития основных физических способностей с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.
Способы спортивной деятельность: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырёхборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях по физической культуре: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю, поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность, проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Учебно-методический комплект и дополнительная литература по курсу
Основная литература для учителя:
Стандарт основного общего образования по физической культуре
Лях В.И., Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я.Виленского, В.И.Ляха. 5 – 9 классы : пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / В.И.Лях . – М.: Просвещение, 2011.
М.Я Виленский, И.М. Туревский, и др. Физическая культура 5-6-7 класс. Под. Ред. М.Я. Виленского –М. Просвещение, 2002. Учебник допущенный Министерством образования Российской Федерации.
Рабочая программа по физической культуре
Дополнительная литература для учителя
Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура»
Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М., Физкультура и спорт, 1998.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории и методике физического воспитания 2001г.
Школьникова Н.В., Тарасова М.В. Я иду на урок. Книга для учителя физической культуры 1- 6 классы. Издательство «Первое сентября» 2002 г.
Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя Издательство Москва 1998.
Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре 5-9 класс Москва «Вако» 2009
Дополнительная литература для обучающихся
Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению.
Энциклопедический словарь юного спортсмена
Уровень физической подготовленности учащихся 15 лет (9 класс)
№ п/п | Контрольное упражнение | Уровень |
Мальчики | Девочки |
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий |
1 | Бег на 30 м (сек.) | 5,5 | 5,4 – 5,2 | 4,9 | 6,3 | 6,2–5,5 | 5,0 |
2 | Челночный бег 3 по10 м (сек.) | 9,3 | 9,0–8,6 | 8,3 | 10,0 | 9,6–9,1 | 8,8 |
3 | Прыжок в длину с места (см) | 150 | 165–180 | 200 | 135 | 155–175 | 190 |
4 | 6 минутный бег (м) | 1000 | 1100–1200 | 1350 | 750 | 900–1050 | 1150 |
5 | Наклон вперед из положения сидя, см | 3 | 6-8 | 10 | 4 | 9-11 | 16 |
6 | Подтягивание: на высокой перекладине из виса (мальчики), кол-во раз, на низкой перекладине из положения лежа (девочки), кол-во раз | 4 | 5-6 | 8 | 5 | 10-12 | 16 |
ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
п/п № | Тема беседы | На каком уроке |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 | Техника безопасности во время занятий физической культурой Питание и питьевой режим Двигательный режим Влияние занятий физкультурой на вредные привычки Режим дня школьника Влияние физических упражнений на развитие телосложения Реакция организма на различные физические нагрузки Влияние возрастных особенностей организма на физическое развитие школьника Особенности построения и содержания самостоятельных занятий по ОФП Развитие физических качеств Основные формы занятий физической культурой Влияние занятий физическими упражнениями на основные системы организма Врачебный контроль за занимающимися физкультурой Основные причины травматизма Одежда и обувь Влияние физкультуры на развитие внимания, памяти, мышления Первая помощь при травмах Поддержание репродуктивной функции человека средствами физкультуры Значение современного Олимпийского движения в развитии мира и дружбы Значение ЗОЖ Приемы самоконтроля, (ортостатическая проба) Дневник самоконтроля Приемы определения самочувствия, работоспособности, сна, аппетита Признаки различной степени утомления, что делать при их появлении | 1,19,33,53 7,26,50,54 4,27,51 8,28,52 2,29,55 9,30,56 5,31,57 10,32,58 11,34,59 12,35,60 13,36,61 14,37,67 15,38,63 16,39,64 6,40,65 17,41,66 18,42,67 20,43,68 21,44 22,45 3,46 23,47 24,48 25,49 |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
№ п/п | Виды домашнего задания | На каком уроке |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 26. 27. 28. 29. | Комплекс утренней гимнастики Комплекс упражнений на коррекцию осанки Комплекс упражнений на профилактику плоскостопия Комплекс упражнений на профилактику близорукости Упражнения на снятие усталости Равномерный бег, ускорения Прыжки со скакалкой Приемы саморегуляции связанные с умениями обучающихся напрягать и расслаблять мышцы Специальные дыхательные упражнения Прыжки на одной, двух ногах, выпрыгивания, многоскоки Броски легких предметов на дальность и цель Комплекс упражнений на развитие гибкости Комплекс упражнений на развитие координации Приседания на одной ноге Комплекс упражнений на развитие брюшного пресса Сгибание и разгибание рук в упоре лежа Акробатические упражнения Скользящий шаг без палок и с палками Подъемы и спуски с небольших склонов Передвижение на лыжах до 4,5 км Комплекс упражнений на развитие силы Комплекс упражнений на развитие выносливости Ловля и передача мяча на месте Ведение мяча на месте с изменением высоты отскока Упражнения на развитие реакции Упражнения на развитие быстроты Упражнения на развитие ловкости Верхняя и нижняя передачи мяча над собой | 1,53 2,54 12,55 13,56 3,37,50 4,7,66 11,30,63 17,48 18,40,49 5,47,64 6,65 19,26 20,27 21,28 22,29 23,41,68 24,31 33,34,42 35,36,43,52 39,44,51 25,32,45 38,46,67 8,58 9,57 10,59 15,60 16,61 14,62 |
Демонстрировать
Физические способности | Физические упражнения | Мальчики | Девочки |
Скоростные | Бег 60 метров с высокого старта с опорой на руку, сек | 9 ,2 | 10,2 |
Силовые | Лазанье по канату на расстояние 6 метров, сек. Прыжок в длину с места, см. Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, количество раз. | 12 180 - | - 165 18 |
К выносливости | Кроссовый бег 2 км. Передвижение на лыжах 2 км. | 8мин 50 сек 16 мин30 сек | 10мин 20 сек 21мин 00 сек |
К координации | Последовательное выполнение пяти кувырков, с. Бросок малого мяча в стандартную мишень, м | 10,0 12,0 | 14,0 10,0 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС
Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...
Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС
Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...
рабочая программа 1 класс по физкультуре
программа по стандартам фгос...
Рабочая программа Физкультура 1 класс
Рабочая программа Физкультура 1 класс...
Рабочая программа Физкультура 2 класс
Рабочая программа Физкультура 2 класс...
Рабочая программа Физкультура 3 класс
Рабочая программа Физкультура 3 класс...
Рабочая программа Физкультура 1-4 классы
Рабочая программа Физкультура 1-4 классы...