Программа для уроков в спец мед группах 5-7 класс
календарно-тематическое планирование по физкультуре (5 класс) по теме
сборник иатериалов и конспектов по урокам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krasnoslobodceva_.i._programma_dlja_smg.doc | 195.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11 с углублённым изучением отдельных предметов Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
Автор:
Краснослободцева Лилия Ириковна, учитель физической культуры 1 квалификационной категории муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11 с углублённым изучением отдельных предметов Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
Программа по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы
Оглавление
1. Введение
2. Комплектование специальных медицинских групп
3. Основные задачи физического воспитания учащихся СМГ
4. Методические рекомендации по проведению занятий с учащимися СМГ
5. Организация учебного процесса
6. Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала (сетка часов)
7. Содержание программы. 5 класс
8. Содержание программы. 6 – 7 класс
9. Примерный комплекс упражнений для учащихся СМГ с нарушением осанки
10. Комплекс корригирующей гимнастики
11. Примерные комплексы упражнений для учащихся СМГ с заболеваниями органов дыхания
12. Примерные комплексы упражнений для учащихся СМГ с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени
13. Литература
Введение
В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений, в зависимости от состояния здоровья, делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную. Занятия в этих группах отличаются требованиями к уровню освоения учебного материала, объёмом и структурой физической нагрузки, а также учебными программами. Уроки должны иметь оздоровительную направленность, носить тренирующий характер, чтобы обеспечить постоянный рост адаптации организма к нагрузкам. Организация и проведение занятий в СМГ всегда представляет сложность, так как необходимо объединить разрозненные группы учащихся, отличающихся по возрасту, полу, характеру заболевания, функциональным параметрам занимающихся.
Для учащихся СМГ более сложны и методика, и организация занятий. Такие учащиеся занимаются по специально разработанным программам. «Программа по физической культуре для обучающихся в СМГ» предназначена для проведения специально организованных занятий с обучающимися 5-7 классов общеобразовательной школы, по состоянию здоровья отнесённых к специальной медицинской группе.
Специальную медицинскую группу условно можно разделить на две подгруппы: подгруппу «А» - обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу, и подгруппу «Б» - обучающиеся с патологическими отклонениями, т.е. необратимыми заболеваниями.
Настоящее пособие, разработано исходя из условий и возможностей данного образовательного учреждения, где группы комплектуются по полу и возрасту и рассчитано на учителей физической культуры, не имеющих специальную подготовку. Предлагаемый вариант программы рекомендован для занятий с девочками 12-13 лет.
Комплектование специальных медицинских групп
Основным критерием для включения учащегося в специальную медицинскую группу является установление диагноза с обязательным указанием степени нарушения функций организма. Однако, при комплектовании спец. мед. групп школьный врач и учитель физической культуры, кроме диагноза заболевания и данных о функциональном состоянии обучающихся, должны также знать уровень их физической подготовленности, который определяется при помощи двигательных тестов. В качестве тестов допустимо использовать только те упражнения, которые с учётом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся.
Общую выносливость обучающегося можно оценить при беге (ходьбе) в течение шести минут. Тестируемый выполняет упражнение в удобном для него темпе, переходя с бега на ходьбу и обратно, в соответствии с его самочувствием. Результатом теста является расстояние, пройденное обучающимся.
Оценку скоростно-силовых качеств, силы мышц обучающегося можно проводить при прыжке в длину с места. Результатом является максимальная длина прыжка, которая засчитывается из трёх попыток.
Силу мышц рук и плечевого пояса можно оценить с помощью сгибания и разгибания рук в упоре лёжа. Засчитывается количество выполненных упражнений.
Броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния одного метра от стенки в течение 30 секунд в максимальном темпе могут свидетельствовать о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции. Засчитывается количество пойманных мячей.
Прыжки через скакалку на двух ногах помогают судить о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции, скоростной выносливости, силе мышц ног. Засчитывается количество прыжков с одной попытки до момента отказа тестируемого.
Приседания, выполненные в произвольном темпе до утомления, позволяют оценить силовую выносливость. Засчитывается количество выполненных упражнений до момента отказа тестируемого.
Комплектование СМГ к предстоящему учебному году осуществляется на основе учёта состояния здоровья, показателей физической подготовки и функционального исследования, проводимого в апреле-мае текущего года. Наполняемость групп не менее 10 человек.
Основной формой физического воспитания учащихся СМГ являются уроки, которые проводятся два раза в неделю по 45 минут или три раза в неделю по 30 минут. Посещение их учениками обязательно.
Школьные уроки обязательно должны дополняться системой домашних занятий, проведением спортивно - массовых мероприятий, физкультминуток на уроках.
Основные задачи физического воспитания обучающихся специальных медицинских групп
1. Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма.
2. Улучшение показателей физического развития.
3. Освоение жизненно важных двигательных умений и навыков.
4. Постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок.
5. Закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма.
6. Воспитание волевых качеств, а также воспитание интереса и привычки к самостоятельным занятиям физической культурой
- обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок;
- овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на состояние организма учащегося, с учётом имеющегося у него заболевания.
Методические рекомендации по организации специальных медицинских групп
Противопоказания к выполнению некоторых видов упражнений
при различных заболеваниях
№ п/п | Виды упражнений | Заболевания |
1. | С максимальным усилием | Сердечно – сосудистая система |
2. | С максимальной задержкой дыхания | Сердечно – сосудистая система |
3. | С резким ускорением темпа | Органы дыхания |
4. | С максимальным статическим напряжением | Сердечно – сосудистая система |
5. | Толчковые прыжки, прыжки в глубину | Заболевания почек Органы зрения Искривление позвоночника Органы пищеварения |
6. | Упражнения в равновесии на повышенной опоре | Нарушения нервной системы |
7. | Упражнения на мышцы брюшного пресса | Органы пищеварения |
8. | Акробатические упражнения с повышенной сложностью | Органы зрения Искривление позвоночника |
9. | Ограниченное время игр | Нарушения нервной системы |
Школьники, по состоянию здоровья, отнесённые к СМГ, освобождаются от занятий физическими упражнениями по программе средней школы, от участия в соревнованиях, выполнения учебных нормативов.
С начала занятий в СМГ обучать самих учащихся подсчёту частоты сердечных сокращений перед уроком, после каждой части занятия и после урока.
В соответствии с частотой сердечных сокращений и внешних признаков утомляемости у учащихся индивидуально дозировать физическую нагрузку различными приёмами. На занятиях должна быть небольшая степень утомления, это вызывает тренирующий эффект. При появлении средних признаков утомления у одного или нескольких учащихся необходимо дать им отдохнуть.
При признаках переутомления срочно проводить к медицинскому работнику. При появлении средних признаков утомления у всего класса учителю необходимо перестроить план занятия следует ограничить нагрузку, уменьшить число повторений, исключить наиболее трудные, увеличить паузы между выполнением упражнений. Важное значение при проведении медико-биологических наблюдений приобретает определение внешних признаков утомления.
Внешние признаки утомления
Наблюдаемые признаки и состояние ребёнка | Степень выраженности утомления |
Низкая (небольшое утомление) | Средняя (среднее утомление) | Сильная (выраженное утомление) |
Цвет лица, шеи, выражение лица | Небольшое покраснение лица, выражение его спокойное | Значительное покраснение лица, выражение его напряженное | Резкое покраснение или побледнение кожи, страдальческое выражение лица |
Потливость | Незначительная | Выраженная потливость лица | Общая сильная потливость (выделение соли на коже, майке) |
Характер дыхания | Несколько учащенное, ровное | Резко учащенное | Резко учащенное, поверхностное, аритмичное (вплоть до одышки) |
Движение, внимание | Бодрые, задания выполняются чётко | Неуверенные, нечеткие, появляются дополнитель-ные движения. Моторное возбуждение или заторможенность | Глубокое нарушение координации движений, дрожание конечностей |
Самочувствие, жалобы | Хорошее, жалоб нет | Жалобы на усталость, отказ от дальнейшего выполнения заданий | Жалобы на головокружение, шум в ушах, головную боль, тошноту |
Организация учебного процесса
Занятия в спец. мед. группе строятся на основе общепринятых принципов: всесторонности, сознательности, постепенности, повторения. Важен индивидуальный подход к занимающимся и систематичность воздействий. Учащиеся СМГ, как правило, малоподвижны, стеснительны, не координированы, легко ранимы, боятся насмешек. Поэтому недопустимо проведение занятий СМГ совместно с основной и подготовительной группами. Занятие состоит из четырёх частей.
Вводная часть (3-4 минуты). Дыхательные упражнения, наблюдение за частотой пульса.
Подготовительная часть (10-15 минут). Задачей подготовительной части урока является подготовка организма к выполнению основного задания. При выполнении общеразвивающих упражнений особое внимание следует обратить на глубину и равномерность дыхания. В этой части урока не следует давать много новых упражнений и интенсивные нагрузки. Чтобы сохранить достаточную мышечную нагрузку и не допустить утомления учащихся, следует использовать принцип «рассеивания» нагрузки. Специальные дыхательные упражнения, позволяют уменьшить степень функционального напряжения организма.
Основная часть (15-20 минут). Предусматривает изучение нового, повторение и закрепление пройденного материала. Решается главная задача: воспитание основных физических качеств, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков. Очень важно избегать утомляемости в ходе повторения «однообразных» движений. Для этого необходимо «рассеивать» нагрузку на разные мышечные группы. Рекомендуются новые упражнения. Упражнения, требующие точности выполнения, легче осваиваются вначале урока. Упражнения с напряжением должны чередоваться с упражнениями на дыхание и расслабление. Игры, повышающие эмоциональную нагрузку, лучше проводить в конце основной части урока.
Заключительная часть (5 минут). Включает дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Основная задача привести организм учащихся в относительно спокойное состояние, снять нервное возбуждение, восстановить дыхание и ЧСС.
В заключительной части урока рекомендуется включать упражнения на те группы мышц, которые не были задействованы на уроке, а также упражнения на внимание и формирование правильной осанки. Необходимо подвести итоги сделанного на уроке, заострить внимание учащихся на их успехах и обязательно задать на дом упражнения соответственно медицинским рекомендациям по профилю заболевания.
Учащиеся СМГ освобождены от выполнения практических нормативов. Но к числу обязательных требований по отдельным видам спорта относятся: лёгкая атлетика – техника бега на короткие и средние дистанции, способы метания мяча, прыжки в высоту и длину; гимнастика – выполнение строевых упражнений, упражнения на осанку, ОРУ, акробатические элементы, упражнения на равновесия, упражнения на гимнастических снарядах (если они не противопоказаны). В начале учебного года все занимающиеся в СМГ проходят этап первичной адаптации. Значительное место отводится ОРУ. Нагрузка регулируется за счёт темпа выполнения упражнений, амплитуды движений, за счёт использования гимнастических снарядов и выбора исходного положения.
Уровень функциональных возможностей организма в значительной степени зависит от осанки. Поэтому основой комплекса являются физические упражнения, способствующие созданию мышечного корсета, который будет надёжной защитой для позвоночника. Эти упражнения одновременно окажут тренирующее действие на сердечно-сосудистую систему. Необходимо больше внимания уделять дыхательным упражнениям. Обучать правильному дыханию следует в статических положениях и во время движений. При расширении грудной клетки – делать вдох. При сжимании – выдох. Дыхание должно быть полным, чтобы в нём участвовали все отделы грудной клетки, мышца передней стенки живота и диафрагмы.
На первом этапе занятий следует ограничить упражнения со сложной координацией, с длительным натуживанием. На следующих этапах занятий следует вводить упражнения с гимнастическими палками, мячами, на гимнастической стенке танцевальные и игровые элементы. Интенсивность занятий должна регулироваться дыхательными упражнениями и упражнениями на расслабление. Одновременно развиваются такие качества как выносливость, координированность, ловкость, быстрота и гибкость.
Средствами для развития этих качеств являются: циклические виды спорта - ходьба на лыжах, плавание; подвижные игры – волейбол, баскетбол, настольный теннис. К урокам лыжной подготовки допускаются дети, не отстраненные по состоянию здоровья от занятий зимними видами спорта.
С начала занятий следует учить детей правилам самоконтроля и рекомендовать им вести дневник самоконтроля. Занятия в СМГ проводить под регулярным медицинским наблюдением.
В зависимости от местных условий, наличия и состояния учебно-материальной базы, а главное особенностей контингента учащихся, можно добиться значительных результатов.
Контроль и оценка стимулирует стремление учащихся к совершенствованию, повышает их активность на занятиях. При этом, оценивая достижения учащихся, следует учитывать индивидуальные особенности в развитии двигательных способностей. Контроль за физической подготовленностью учащихся следует проводить два раза в год: в сентябре-октябре и в апреле-мае. Кроме оценок за физическую подготовленность, ставится оценка за «освоение знаний и двигательных умений».
Примерное распределение учебного времени
по разделам программы
Виды программного материала | Классы |
5 | 6 | 7 |
I | Теоретический раздел | 6 | 6 | 6 |
II | Практический раздел | 62 | 62 | 62 |
1. | Гимнастические упражнения | 12 | 12 | 12 |
2. | Легкоатлетические упражнения | 10 | 10 | 10 |
3. | Лыжная подготовка | 10 | 10 | 10 |
4. | Баскетбол | 15 | 15 | 15 |
5. | Волейбол | 15 | 15 | 15 |
6. | Развитие двигательных способностей | В процессе уроков |
ИТОГО: | 68 | 68 | 68 |
Содержание программы
5 класс
I. Теоретический раздел: основы знаний о физической культуре
Понятие физической культуры личности и её связь с культурой общества. Возникновение занятий физическими упражнениями. Физическая культура в странах Древнего Востока, Древней Греции и Рима. Первые Олимпийские Игры.
Способы самостоятельного измерения ЧСС. Спортивные сооружения, оборудование, инвентарь для занятий физическими упражнениями. Правила подготовки мест для занятий физическими упражнениями. Выбор спортивной одежды, инвентаря и гигиенические требования к ним. Безопасность при занятиях физическими упражнениями, бытовой и уличный травматизм.
II. Практический раздел: развитие двигательных способностей.
Гимнастика.
1.Строевые упражнения. Повороты на месте и в движении. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по три и обратно. Размыкание приставными шагами влево, вправо.
2. Общеразвивающие упражнения. Комплексы упражнений с предметами и без предметов. Упражнения для осанки, упражнения для укрепления брюшного пресса и мышц спины. Упражнения для развития гибкости и координации движений. Упражнения на дыхание и расслабление мышц.
3.Висы и упоры. Вис присев, вис лёжа, вис на нижней жерди, подтягивание из виса лёжа, вис прогнувшись (используя перекладину, брусья, бревно, скамейку, гимнастическую стенку).
4.Упражнения в равновесии. Ходьба на носках, приставными шагами, выпадами. Повороты на носках на 180. Приседания. Равновесие на одной ноге. Соскок и мягкое приземление (перевёрнутая скамейка, низкое бревно).
5. Акробатика. Кувырок вперёд, назад, «мост» из положения лёжа, стойка на лопатках.
6.Лазание и перелезание по гимнастической стенке, через препятствие, по канату.
Комбинации из ранее изученных упражнений.
Лёгкая атлетика.
Бег по прямой. Равномерный бег 4 мин. Беговые упражнения (с высоким подниманием бедра, захлёстыванием голени, многоскоки, семенящий бег). Низкий старт. Высокий старт. Челночный бег 3х10 м. Прыжок в высоту с прямого разбега. Прыжок в длину, способом согнув ноги. Прыжок в длину с места. Метание малого мяча с места способом из-за спины через плечо на дальность, в цель.
Спортивные игры.
Баскетбол. Стойка игрока. Перемещения приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд. Остановки двумя шагами и прыжком. Передача и ловля мяча двумя руками от груди на месте. Ведение мяча правой, левой рукой. Броски в кольцо.
Волейбол. Упражнения без мяча. Стойка волейболиста. Передвижения и перемещения по площадке.
Упражнения с мячом. Передача мяча сверху двумя руками на месте. Передача мяча в парах на месте и после перемещения.
Лыжная подготовка.
Повороты переступанием. Попеременный двухшажный ход. Одновременный бесшажный ход. Спуск в основной стойке, высокой стойке. Подъём наискось «полуёлочкой». Торможение «плугом». Передвижение на лыжах до 1,5 км.
6 – 7 класс
I. Теоретический раздел: основы знаний о физической культуре
Двигательный режим как условие формирования физической культуры личности. Составные элементы двигательного режима. Роль физических упражнений в формировании осанки и скелетной мускулатуры. Режим нагрузок и отдыха: контроль и самоконтроль за физической нагрузкой.
Деление физических упражнений на развитие физических способностей: выносливости, скоростно-силовых, координации движений, быстроты реакции, ловкости, гибкости. Рациональное питание.
Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями, на соревнованиях и спортивных играх.
II. Практический раздел: развитие двигательных способностей.
Гимнастика.
1.Строевые упражнения. Перестроение из одной шеренги в две, три. Строевой шаг. Размыкание и смыкание на месте. Изменение скорости движения по команде «Шире шаг!», «Короче шаг!». Соблюдение дистанции.
2.Общеразвивающие упражнения. Комплексы упражнений с предметами, без предметов. Упражнения для формирования правильной осанки. Упражнения для предупреждения плоскостопия. Упражнения в различных исходных положениях – сидя, лёжа, стоя. Специальные упражнения в зависимости от заболевания. Упражнения в парах.
3.Висы и упоры. Мальчики: махом одной и толчком другой подъём переворотом в упор; махом назад соскок. Девочки: наскок прыжком на нижнюю жердь; размахивание изгибами; вис лёжа; вис присев. Передвижение в висе.
4.Упражнения в равновесии. Ходьба с грузом на голове по линии, канату, гимнастической скамейке, низкому бревну. Разновидности ходьбы. Повороты на носках в полуприседе. Пробежка. Соскок прогнувшись и мягкое приземление со страховкой.
5.Акробатика. Кувырок вперёд, стойка на лопатках. Кувырок назад в «полушпагат». Два кувырка вперёд слитно. «Мост» из положения стоя с помощью.
6. Лазание по канату в два приёма.
7. Ходьба, в чередовании с лёгким бегом. Ходьба с выполнением упражнений в движении. Ходьба с изменением направления и скорости движения по сигналу. Ходьба с преодолением препятствий (скамейки, мячи, гимнастические палки).
Лёгкая атлетика.
Медленный бег до 5 минут. Преодоление полосы препятствий. Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыжок в длину, способом согнув ноги. Отталкивание. Метание малого мяча в горизонтальную цель с расстояния 8 м, на дальность с 4-5 шагов разбега.
Спортивные игры.
Баскетбол. Ведение мяча правой, левой рукой с изменением направления и скорости. Передача и ловля мяча двумя руками от груди в шаге, со сменой мест. Передача мяча одной рукой от плеча. Бросок мяча после ведения. Учебная игра.
Волейбол. Перемещения приставными шагами вправо, влево. Передача мяча сверху двумя руками на месте, после перемещения. Приём мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача с расстояния 3-4 м через сетку.
Лыжная подготовка.
Одновременный одношажный, двухшажный ход. Подъём в гору скользящим шагом. Поворот на месте махом. Торможение и поворот упором. Передвижение на лыжах до 2 км.
Таблица 1
Сравнительный анализ динамики роста физической подготовленности учащихся СМГ
ГРУППЫ | СРОКИ | ГИБКОСТЬ | СКОРОСТНО- СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА | БЫСТРОТА | ОБЩАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ | СИЛА МЫШЦ РУК |
Занимающаяся систематически систематически | подгруппа «А» Белянчева Ксения | сентябрь 2008 г. | 14 | 175 | 5,4 | Выше среднего | 18 |
апрель 2009 г. | 18 | 180 | 5,2 | Выше среднего | 20 |
сентябрь 2009 г. | 22 | 187 | 4,9 | Выше среднего | 22 |
Разница | +21 | +62 | +1,3 | отлично | +18 |
Незанимающаяся систематически систематически | подгруппа «А» Кореницина Елена | сентябрь 2008 г. | 0 | 110 | 6,5 | Удовл. | 2 |
апрель 2009 г. | 2 | 120 | 6,8 | Удовл. | 1 |
сентябрь 2009 г. | 2 | 125 | 6,2 | Удовл. | 4 |
Разница | -21 | -62 | -1,3 | Удовл. | -18 |
Тест на общую выносливость:
– результат Белянчевой Ксении – бег 1000 м в среднем темпе, пульсовая реакция в норме;
– результат Коренициной Елены – преодолела дистанцию, чередуя бег с ходьбой, удовлетворительно.
Таблица 2
Тест на гибкость
(наклон вперёд из положения сидя)
Графическое изображение показателей роста физических качеств
см
30 –
25 –
22
20 –
18
15 – 14
10 –
5 –
0 2 2
2006 г. 2007 г. 2007 г.
Сент. Апр. Сент.
Белянчева Ксения _________
Кореницина Елена _________
Тест на гибкость в поясничном и тазобедренном суставах:
– результат Белянчевой Ксении (систематически занимающейся) – высокая подвижность в суставах;
– результат Коренициной Елены (занимающейся не систематически) – практически на нуле.
Таблица 3
Тест на скоростно-силовые качества
(прыжок в длину с места)
Графическое изображение показателей роста физических качеств
М 187
180
1,8 –
1,6 – 175
1,4 –
1,2 – 125
110 120
1,0 –
0,9 –
2006 г. 2007 г. 2007 г.
Сент. Апр. Сент.
Белянчева Ксения _________
Кореницина Елена _________
Тест на скоростно-силовую подготовку:
– у Белянчевой Ксении высокие скоростно-силовые качества, рост показателей равномерный;
– у Коренициной Елены улучшения незначительные, рост результатов скачкообразный.
Таблица 4
Тест на быстроту реакции
(бег 30 м)
Графическое изображение показателей роста физических качеств
сек
8 –
7 – 6,8
6,5 6,2
6 – 5,2
5,4
5 – 4,9
4 –
3 –
2006 г. 2007 г. 2007 г.
Сент. Апр. Сент.
Белянчева Ксения ________
Кореницина Елена ________
Таблица 5
Тест на силу
(подтягивание из виса лёжа)
Графическое изображение показателей роста физических качеств
Кол-во, раз
30 –
25 – 22
20
20 –
18
15 –
10 –
5 –
2 1 4
2006 г. 2007 г. 2007 г.
Сент. Апр. Сент.
Белянчева Ксения _______
Кореницина Елена _______
Данные таблиц № 1, 2, 3, 4, 5 свидетельствуют о значительном различии физических способностей учащихся обеих групп.
Таблица 6
Показатели функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем,
учащихся, занимающихся систематически
и учащихся, не занимающихся физическими упражнениями
Группы СМГ (девушки) 9 класс подгруппа «А» | ЧСС за 1мин | В покое | ЧСС за 1мин после нагрузки (2-мин. бег на месте) | После нагрузки | Период восстановления в минутах |
Частота дыхания за 1 минуту | Частота дыхания за 1 минуту |
занимающиеся систематически | 71 | 12 | 120 | 25 | 2,5 |
занимающиеся не систематически | 78 | 16 | 150 | 38 | 6,5 |
разница | 7 | 4 | 30 | 13 | 4,0 |
В показателях, характеризующих работу сердца и лёгких, так же имеются существенные различия. ЧСС у занимающихся детей в состоянии покоя реже, чем у не занимающихся, так как благодаря физическим упражнениям повышается эластичность сердечной мышцы и работоспособность – сердце работает «экономно». Частота дыхания у занимающихся меньше, чем у тех детей, кто занимается не регулярно.
После нагрузки (двухминутного бега на месте), ЧСС у систематически занимающихся повышается не значительно, ЧСС у не занимающихся резко возрастает.
О том, как организм справляется с нагрузкой, судят по восстановлению. Процесс восстановления идёт медленнее у не занимающихся, а у занимающихся детей быстрее. Понятно, что чем меньше времени потребуется на восстановление систем организма, тем лучше.
Из проведённых исследований, следует, что на учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, рекомендованные систематические занятия физическими упражнениями, оказывают благотворное воздействие.
Приложение № 1
Примерный комплекс упражнений
для учащихся СМГ с нарушением осанки
Осанкой называется непринуждённая привычная поза человека в вертикальном положении. При правильной осанке человек без активного напряжения держит прямо туловище и голову, плечи развёрнуты и слегка опущены, лопатки приведены к позвоночнику, уровни надплечий, нижних углов лопаток, костей таза и треугольники талии симметричны, живот подтянут, тазобедренные и коленные суставы выпрямлены, отсутствуют деформации нижних конечностей.
К дефектам осанки относятся сутулость, круглая спина, плоская спина и кругло-выгнутая спина. При дефектах осанки надплечья и нижние углы лопаток расположены на разных уровнях. Один из треугольников талии сглажен.
При сутулой спине слегка западающая спина, некоторое усиление грудного кифоза.
При круглой спине плечи свисают вперёд, грудь сужена, живот слегка выпячен.
При кругло-выгнутой спине равномерный грудопоясничный кифоз переходит в нижнепоясничный лордоз, туловище слегка отброшено назад.
Большое влияние на воспитание осанки оказывает развитие мышечно-суставного чувства. С приобретением этого качества ребёнок легче определяет разницу между правильным и неправильным положением тела в пространстве. Упражнения, помогающие выработать мышечно-суставное чувство, следующие:
1. Упражнения в вертикальной плоскости:
а) дети, приняв под контролем учителя правильное положение у вертикальной плоскости, отходит от нее и, сохраняя правильную осанку, возвращаются к ней, прикасаясь прежними точками – лопатками, ягодицами, пятками;
б) приседания, скользя спиной по вертикальной плоскости, при этом, чем большая поверхность тела соприкасается с плоскостью, тем совершеннее развивается мышечное чувство;
в) принятие правильной осанки перед зеркалом. Зрительный контроль помогает уменьшить асимметрию частей тела, привести отклонённый корпус к средней линии и установить параллельность линий надплечий тела.
2. Удержание различных предметов на голове (при условии сохранения правильной осанки) в сочетании с упражнениями на равновесие на широкой, а затем на узкой площади опоры.
Для исправления осанки от детей требуется проявление настойчивости, поэтому необходимо внушить детям, чтобы самоконтроль за осанкой они начинали с утра, в течение дня помнили о ней и периодически проверяли себя у зеркала.
Комплекс корригирующей гимнастики при сколиозах
1-3 степени неуравновешенной формы
Основные задачи:
1. Воспитание навыка правильной осанки.
2. Укрепление мышечного корсета.
Исходное положение | Выполнение упражнения | Дозировка | Методические указания |
1. Лёжа на спине. Руки под головой. | Отдых. | 2 мин. | Лежать прямо, расслабленно. |
2. Лёжа на спине, руки вверху чуть шире плеч. | Продолжительные потягивания руками вверх в чередовании с кратковремен-ными расслаблениями. | 6-8 раз | Во время потягивания стопы разгибать (на себя). Дыхание произвольное, не задерживать. |
3. Лёжа на спине, руки вдоль туловища чуть шире плеч, ладонями вперед. | Сч.1 –кисти к плечам, пальцы сжать в кулак, поднять левую ногу вперёд, согнутую в коленном и тазобедренном суставах. Сч.2-и.п. Сч.3-4-то же с правой ногой. | 6-8 раз | В и. п. – вдох, на сч. 1-2- выдох, дыхание не глубокое, обычное. |
4. То же | Сч. 1- поднять левую прямую ногу под углом 45 над полом и руки вперед. Сч. 2 – и.п. Сч. 3-4 – то же с правой ногой. | 6-8 раз | В и. п. – вдох. На сч. 1-2 – выдох. |
5. Лёжа на спине, руки на поясе. | Сч. 1-2 – скользя по полу, развести ноги врозь шире плеч. Сч. 3-4 – скользя по полу, соединить ноги. | 6-8 раз | Дыхание произвольное. |
6. Лёжа на спине, руки под головой. | Сч. 1- поднять левую прямую ногу под углом 45 над полом. Сч.2 – поднять правую ногу, согнутую под углом 90 в коленном и т/б суставах. Сч. 3-4–и.п. Сч.5-8 то же с правой | 6-8 раз | Строго соблюдать симмет-ричность. Вдох в и.п. и на счёт 1-2-3-4 – выдох. Согнутую ногу выпрямлять, скользя по полу. |
7. Лёжа на спине, руки вдоль туловища. | Поднимая руки вверх, потя-нуть их и сделать глубокий вдох. Медленно опуская ру-ки, сделать медленный выдох. | 6-8 раз | Вдох через нос, выдох через рот, сложив губы трубочкой. |
8. Лёжа на спине, руки под головой, ноги согнуты под углом 90 в коленных суставах. | Сч. 1 – выпрямить левую ногу под углом 45-50 над полом. Сч. 2-выпрямить правую ногу под углом 45-50 над полом. Сч.3-поставить левую ногу в и.п. Сч. 4-поставить правую ногу в и.п. Сч. 5-8 – тоже с правой. | 6-8 раз | Дыхание произвольное, не задерживать. |
9. Лёжа на спине, руки под головой, ноги согнуты под углом 90 в коленных суставах. Руки на животе. | Диафрагмальное дыхание. | 3-4 раза | Вдох глубокий через нос, выдох через рот, сложив губы трубочкой. Темп индиви-дуальный. |
Приложение № 2
Примерный комплекс упражнений для учащихся СМГ с заболеваниями органов дыхания
При выполнении данные упражнения необходимо чередовать с дыхательными и расслабляющими упражнениями, чтобы снизить общую нагрузку и укрепить дыхательную мускулатуру.
Обучение рациональному дыханию важная и сложная задача. Обучать правильному дыханию следует как в статических положениях, так и во время движений. При расширении грудной клетки – делать вдох. При сжимании – выдох. Удлинению фазы выдоха способствуют упражнения, выполняемые на выдохе через рот. Дыхание во время приседаний, во время поворотов, наклонов туловища, ходьбы.
Комплекс № 1
Дыхательные упражнения для учащихся 15-17 лет
1. На счёт 1-4 медленный глубокий вдох;
5-8 медленный полный выдох.
2. На счёт 1-3 медленный глубокий вдох;
4 быстрый выдох ртом.
3. На счёт 1 быстрый вдох ртом;
2-6 медленный полный выдох Повторить 4 раза
4. На счёт 1 вдох небольшой порцией;
2 пауза на выдохе;
3 вдох небольшой порцией;
4 пауза;
5 вдох небольшой порцией;
6 пауза;
7-8 полный выдох.
На счёт 1-8 свободное дыхание. Начинать следует с 1-2 пауз, постепенно довести до 5-6 раз. Повторить 2 раза.
5. На счёт 1-2 полный глубокий вдох;
3 пауза;
4 выдох небольшой порцией;
5 пауза на выдохе;
6 выдох небольшой порцией;
7 пауза на выдохе;
8 полный выдох.
На счёт 1-8 свободное дыхание. Повторить 2 раза.
6. На счёт 1-2 полный вдох;
3-6 задержка дыхания;
7-8 полный выдох.
На счёт 1-8 свободное дыхание. Повторить 2 раза.
Комплекс № 2
Учащимся с заболеваниями органов дыхания (хронический бронхит, бронхиальная астма, и др.) противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживание.
1. Ходьба на месте, постепенно увеличивая темп, размашисто работая руками в течении 1 минуты.
2. И. п. –стойка ноги врозь. Счёт 1-2 - руки вверх – вдох носом. 3-4 - руки вниз – продолжительный выдох. Повторить 8-10 раз.
3. И. п. –стойка ноги врозь, руки перед грудью. Счёт 1-3 - руки назад. 4-и.п. Дыхание произвольное. Повторить 5-6 раз.
4. И. п. –стойка ноги врозь, руки на поясе. Счёт 1-2 –отвести плечи назад – глубокий вдох носом. Счёт 3-4 – плечи вперёд – выдох ртом. Повторить 5-6 раз.
5. И. п. – о.с., руки на поясе. Счёт 1- подняться на носки – вдох. Счёт 2 – присед – выдох. Счёт 3 – встать – вдох. Счёт 4 - и. п. – выдох.
6. И. п. – о. с. Счёт 1 – мах левой, руки в стороны - вдох. Счёт 2 – и. п. – выдох. Счёт 3 – мах правой, руки в стороны – вдох. Счёт 4 – и. п. – выдох.
7. И. п. – о. с., руки вверх. Счёт 1 – наклон, руки назад. Счёт 2 – и. п. Сч.3-4 – то же. Дыхание произвольное.
8. Ходьба на месте, постепенно увеличивая темп, размашисто работая руками в течении 1 минуты.
9. И. п. –стойка ноги врозь. Сч. 1-2 - руки вверх – вдох носом. 3-4 - руки вниз – продолжительный выдох. Повторить 8-10 раз.
Дыхание не задерживать.
Приложение № 3
Примерные комплексы упражнений для учащихся СМГ с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени
При заболеваниях органов желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки.
Комплекс упражнений
1. И. п. – о. с., руки перед грудью. Сч. 1 – руки в стороны – вдох. Сч. 2 – и.п. – выдох. Сч. 3-4 – то же.
2. И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. Наклоны в стороны.
3. И. п. – то же. Повороты в стороны с отведением руки в сторону поворота.
4. И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. Круговые движения тазом.
5. И. п. – то же. Пружинистые приседания.
6. И. п.–стойка ноги врозь.Сч.1-3–наклон вперёд,руками достать пола.Сч.4-и.п.
7. И. п. – сед ноги врозь. Сч. 1-3 – наклон вперёд, руками достать носков ног. Сч. 4 – и. п.
8. И. п. – лёжа на спине. Перекаты туловища вправо, влево.
9. И. п. – лёжа на спине. Сч.1–левая к груди. Сч.2 – и. п. Сч. 3-4 – то же правой.
10. И. п. – лёжа на спине. Приподнимание таза.
11. И. п. – лёжа на боку. Сч. 1 – левая к груди. Сч. 2 – и. п. Сч. 3-4 – то же правой. Помогать руками.
12. И. п. – упор стоя на коленях. Сч. 1 – мах левой назад. Сч. 2 – и. п. Сч. 3-4 – то же правой.
13. И. п. – упор стоя на коленях. Прогибание в грудном отделе.Повторить 5-6 р.
14. И. п. – о. с., руки перед грудью. Сч. 1 – руки в стороны – вдох. Сч. 2 – и.п. – выдох. Сч. 3-4 – то же.
Упражнения выполняются в медленном темпе. Упражнения чередуются с дыхательными и упражнениями на расслабление.
Литература
1. Р.А. Нурмухаметова, Т. В. Филиппова. «Методические рекомендации по организации занятий лечебной физкультурой с детьми школьного возраста при нарушениях осанки и сколиозе». 1994.
2. Э. Г. Булич. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. Москва, 1996.
3. В. С. Новиков, Р.А. Дмуховский. Факультет здоровья. 1987.
4. В. С. Рыжкова. Физическая культура девушки. 1991.
5. Т. С. Одноралова. Профилактика близорукости школьников. 1984.
6. Р. К. Шагиахметова. Организация и проведение занятий с учащимися с сердечно-сосудистой патологией. 1977.
7. В. Н. Касаткина, Л. А. Шеплягина. Здоровье. Учебно-методическое пособие. Москва, 2007.
8. Республиканский центр медицинской профилактики министерства здравоохранения РТ. Методические рекомендации по использованию лечебной физкультуры в занятиях СМГ. Казань, 1998.
9. Методические рекомендации по анализу и учёту эффективности лечения в практической работе по ЛФК. Казань, 1992.
10. В. К. Велитченко. Физкультура для ослабленных детей. 1989.
11. П. К. Петров. Гимнастика в школе.1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии в разновозрастных группах 8-9 класс по теме "Кислоты.Основные понятия."
Наша школа принимает участие в реализации инновационной образовательной программы. Тема:"Создание разновозрастных групп учащихся в урочной и внеурочной деятельности как один из эффективных спосо...
Программа интегрированных уроков обществознания и английского языка в 9 классе в 9 классе
Программа интегрированных уроков обществознания и английского языка для 9 класса. В программе представлена объяснительная записка и программа занятий....
Программа интегрированных уроков обществознания и английского языка в 9 классе в 9 классе
Программа интегрированных уроков обществознания и английского языка для 9 класса. В программе представлена объяснительная записка и программа занятий....
урок в спец. мед. группе
Урок в начальной школе для спец. мед.группы....
Программа для спец.мед. групп 3-4 класс 1 час.
Программа для спец.мед. групп 3-4 класс 1 час....
Презентация для интерактивной доски StarBoard к уроку русского языка "Лексические группы глаголов" 9 класс коррекционная школа 8 вид
Презентация "Лексические группы глаголов" для интерактивной доски StarBoard...
Адаптированная воспитательная программа на 2019 – 2020 учебный год (группа 10 «А» класса)
Рабочая программа для 10 классов...