«Эмоциональное состояние – главное составляющее психического здоровья учителя»
статья по физкультуре по теме
Сухомлинский писал так: «Профессия педагога – это работа сердца и нервов, где требуется ежедневное и ежечасное расходование душевных сил».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnaya_lektsiya_na_temu.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эмоциональное состояние – главное составляющее психического здоровья учителя»
Профессия может существенным образом менять характер человека, приводя как к положительным, так и отрицательным последствиям
Профессия учителя относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Учительство отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. И эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе.
Сухомлинский писал так: «Профессия педагога – это работа сердца и нервов, где требуется ежедневное и ежечасное расходование душевных сил».
Наличие эмоциональной напряженности особенно ярко проявляется у учителей. Напряженные ситуации педагогической деятельности вызывает неадекватность в оценке происходящего, импульсивные действия по отношению к ученикам, способствуют формированию таких личностных качеств как безынициативность, пассивность, чувство собственной профессиональной непригодности. Переживаемые эмоциональные состояния нередко сопровождаются вегетативными проявлениями:
- Тремор рук
- Изменения в мимике, тонусе лица;
- Учащающееся сердцебиение
- Появление красных пятен на лице и др.
Это отрицательно сказывается на самочувствии педагога, вызывает сильное переутомление, снижение работоспособности. В отдельных случаях, эмоциональное напряжение достигает критического момента и педагог теряет самообладание и проявляет себя в пассивной – защитной(слёзы) или агрессивной( окрики, нервное хождении по классу, резкий стук по столу и др. ) форме.
Такие реакции могут наблюдаться у педагогов, как способ разрядки эмоций на рабочем месте, в классе. Нужно заметить, что эмоциональные перегрузки могут служит стимуляторами для заболеваний сердечно-сосудистой системы, язвенных заболеваний, заболеваний нервного характера (нервные истощения, неврозы, невралгии)
Профессиональное развитие является неотъемлемой частью профессионализации личности. Начинается оно на стадии освоения профессии и продолжается на последующих этапах. Оно не заканчивается на стадии самостоятельного выполнения деятельности, а продолжается вплоть до полного отхода человека от дел, приобретая специфическую форму и содержание.
Часто психологические стрессы возникают у людей, воспринимающих обстоятельства профессиональной деятельности слишком эмоционально. Это часто свойственно людям с повышенной ответственностью за исполнение обязанностей. Каждая напряженная ситуация оставляет след в душе, вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья и бессонницу.
Поговорим об учителе, о том, как он себя чувствует при возникновении конфликтной ситуации.
Хочется спросить, а что вы чувствуете в такой момент?
- Досаду. К ним со всей душой, хочется хоть чему - ни будь научить, а они..?
- Раздражение. У меня тема, хочется быстрее её дать, а там разговоры
- Безысходность. На минуту заинтересуешь, а потом опять шум. Несколько человек работают, хоть бы им не мешали
- Злость. Сидят на всем готовом, в голове пусто, так хоть бы не хамили.
И как обычно мы реагируем в такой ситуации?
- Перестань, сколько можно, мы не успеем, а завтра контрольная…
- Выйди вон, я докладную директору напишу, пусть разбирается…
Итак, если я правильно поняла, это замечания, нарекания, порицания и т.п. А как мы это делаем? (Часто повышаем голос). И приносит ли это желаемый результат? (Редко). Весь наш опыт говорит о том, что это малоэффективно.
А что вы чувствуете в этой ситуации?
- Вину, беспомощность, бессилие, страх, некомпетентность…
Помогает ли это разрешить ситуацию? Наверно, нет. Да ещё и настроение портится из-за того, что не сдержались, давление поднимается, сердце хватает.
А если, например, вы едите в автобусе и вам на ногу наступает незнакомый мужчина, как вы реагируете на ситуацию? (С юмором). Тогда в чем же дело? Почему на конфликтную ситуацию в школе мы реагируем агрессией, а в автобусе с юмором? А разница в ресурсном состояние.
Сейчас я предложу вам памятку по сохранению психологического здоровья.
- Никогда не говорите о себе ничего плохого. Ищите источник своего несчастья в элементах, которыми можно изменить будущие действия. Себя и других подвергайте только конструктивной критике - что в следующий раз можно сделать по-другому, чтобы добиться желаемого?
- Сравнивайте свою реакцию, свои мысли и чувства с теми, что есть у ваших членов семьи, друзей, коллег и других людей, чтобы иметь возможность оценить уместность и пригодность своих реакций, сопоставив их с подходящей общественной нормой.
- Укрепляйте свои контакты с окружающими, должно быть несколько близких друзей, с которыми вы сможете поделится чувствами, радостями и опасениями. Расширяйте структуры своей социальной поддержки.
- Выработайте у себя чувство уравновешенной перспективы времени, в рамках которой вы сможете гибко сосредотачиваться на требованиях, предъявляемых задачей, ситуацией и вашими потребностями; ориентируйтесь на будущие, когда предстоит что-то сделать, на настоящие, когда цель достигнута, на прошлое, чтобы не терять связи со своими корнями.
- Всегда ставьте себе в полную заслугу свои успехи и счастье. Определите и помните все качества, которые делают вас особенными и неповторимыми, сильные стороны и свои защитные резервы. Используйте их с пользой при контактах с другими людьми.
- При потере контроля над ситуацией отдалитесь от неё, выйдя физически из неё. Перенеситесь в воображение и будущее, чтобы со стороны взглянуть на то положение дел, которые ныне представляется невыносимым. Найдите участливого слушателя. Дайте выход своим чувствам.
- Помните, что за неудачей и несбывшимися надеждами скрывается благо. Они могут означать, что поставленные цели вам не подходят, или спасти вас от ещё больших разочарований в будущем. Урок есть в каждой неудаче.
- Приучайте себя получать удовольствие от здоровых видов деятельности. Не жалейте времени на то, чтобы расслабится, поразмышляйте о чем-то другом, получить массаж, насладится делами в одиночку, чтобы лучше понять себя.
А сейчас выполним несколько упражнений, которые помогут активизировать ваши ресурсы. Хочу напомнить, что умения и навыки возникают при многократном повторении. Когда вы чувствуете себя обеспокоенным, расстроенным, сердитым, то скорее всего, ведете себя импульсивно и делаете то, что на самом деле прямо противоположно тому, что вы действительно хотите
Упражнение 1.
«Разгладим море»
Представьте себе какую – ни будь конфликтную ситуацию. Проследите, какие ощущения возникают в вашем теле. Часто в таких ситуациях возникает дискомфортное состояние за грудиной (давление, сжатие, жжение, пульсация).
Закройте глаза, посмотрите внутренним взором в область грудины и представьте бушующее «огненное море» эмоций. Теперь визуальной рукой разгладьте это море до ровного зеркала.
Что вы теперь чувствуете? Попробуйте ещё раз.
Упражнение 2
«Внутренний ребенок»
Обычно в стрессовой ситуации включается ваш «внутренний ребенок», и мы начинаем действовать исходя из этого внутреннего его – состояния. А как обычно начинают действовать дети, которым что – то не нравится? А мы? Правда похожи? Это и естественно. Именно эго – состояние отвечает за наши чувства. И когда плохо нам, плохо и нашему «внутреннему ребенку». Сейчас представьте себя ребенком 4 – 5 лет. Внимательно рассмотрите во что вы одеты, какие у вас волосы, какое выражение лица. Теперь подойдите к этому ребенку, угостите его чем – ни будь приласкайте, возьмите на руку и скажите: «Я тебя очень сильно люблю(ласковое имя) и всегда буду беречь и защищать». Посмотрите, как теперь выглядит ваш ребенок, прижмите его к себе. Уменьшите ребенка до размеров горошины и положите в свое сердце. Посмотрите, как она себя там чувствует. А как себя чувствуете вы?
Для снятия излишнего эмоционального напряжения в профессиональной деятельности большую роль играет систематическая работа по повышению эмоциональной культуры педагога, где показателем является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние компьютерных технологий на эмоциональное состояние учащихся с общим психическим недоразвитием, в условиях занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
В Нововаршавской школе-интернате VIII вида отдельным предметом в начальных классах два раза в неделю проводятся занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, основной целью которых является...
10 способов справиться со стрессом и сохранить психическое здоровье учителю
Старайтесь планировать. К стрессу может привести простейшая дезорганизация. Наличие огромного количества одновременных планов может приводить к путанице, забывчивости, ощущению, того, что у вас о...
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. В последние годы проблема сохранения ...
Методические рекомендации по профилактике эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.
Методические рекомендации по профилактике эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов помогут сохранить здоровье и справиться с неблагоприятными воздействиями напряженных факт...
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.
Материал содержит характеристику синдрома эмоционального выгорания, стадий и симптомов СЭВ. В материале рассказывается о качествах, помогающих педагогу избежать профессиональное выгорание. Также содер...
«Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья специалистов учреждения».
laquo;Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья специалистов учреждения»....
ТРЕНИНГ ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ПОДДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ
В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой вы будете чувствовать себя комфортно. Ведь вы сами на 100% ответственны за все события в своей жизни....