программы дополнительного образования по лыжным гонкам, волейболу
методическая разработка по физкультуре по теме

чудинова светлана александровна

 пояснительная записка, распределение учебного времени

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmnyy_material.doc98.5 КБ
Файл soderzhanie.docx11.98 КБ
Файл doc2__voleybol.docx141.35 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа относится к физкультурно-спортивной направленности.

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  по лыжным гонкам состав лена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образо вании» от 29.04.1999г. Типовым положением об образовательном учреждении дополни тельного образования детей (постановление Правительства Р.Ф. от 07.03.1995г. №233), нормативными докумен тами Государственного комитета Российской Федерации по физи ческой культуре и спорту, регламентирующими работу спортивных школ.

Программа содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации тренировочного про цесса лыжников-гонщиков на начальных этапах подготовки.

Программный материал предполагает решение следующих основных  целей и задач:

 

Цели

• Укрепление  здоровья и повышение уровня физического развития детей и подростков;
• Воспитание  потребности  для занятия спортом.


Задачи:
• Приобщение  подростков к здоровому образу жизни;
• Формирование  и закрепление потребностей в систематических занятиях спортом;
• Развитие физических качеств, необходимых для занятий лыжным спортом;
• Укрепление опорно-двигательного аппарата и дыхательной системы подростка.

Программа разработана на один год для возрастной группы 12-15 лет. Вид  детской группы и ее состав - постоянный. К занятиям лыжным спортом допускаются дети и подростки, отнесенные к основной медицинской группе. Кроме болезней и патологии, являющихся противопоказанием для занятий всеми циклическими видами спорта, к лыжным гонкам не допускаются дети с доброкачественными новообразованиями носо вой полости (полипы и др.), гнойными и смешанными формами забо леваний придаточных полостей носа (гаймориты и др.), с хроничес кими гнойными и негнойными воспалениями среднего уха.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Программа предусматривает  192 часа в год при шести часовой нагрузке в неделю, продолжительностью 90 минут. Периодичность занятий-3 раза в неделю. Начало занятий с 1 октября.

Ожидаемые результаты и диагностика результативности образовательного процесса.

            В конце третьего года обучения учащиеся должны:

 

  1. Успешно выполнить контрольные нормативы.
  2. Уметь передвигаться классическими ходами и коньковым ходом.
  3. Знать и уметь применять лыжные мази и парафины.
  4. Знать известных лыжников их достижения.
  5. Уметь оказывать первую помощь при обморожениях и потертостях.

  1. Примерный учебный план на 32 недели учебно-тренировочных

занятий  по лыжным гонкам (ч)

пп/п

Содержание

занятий

Этап

спортивно-оздоровительный

11

Теоретическая подготовка

3

22

             Практическая подготовка

1

Общая физическая подготовка

64

2

Специальная физическая подготовка

65

3

Техническая подготовка

60

Участие в со ревнованиях

(интегральная подготовка)

              4

3

Медицинское обследование

Вне сетки часов

4

Контрольно-переводные нормативы, мониторинг

                  4

Всего часов:

           192

  1. Режим учебно-тренировочной работы и требования по физической и технической подготовке

Этап подготовки

Год обучения

Минималь ный возраст для зачисления

Минималь ное число учащихся в группе

Максималь ное кол-во учебных часов в неделю

Требования по физичес кой, техни ческой под готовке

СОГ-3

3

12-14

15

 

6

Выполнение нормативов по ОФП, мониторинг состояния здоровья и физического развития

  1. Содержание программы СОГ 3-й год обучения.

Теоретическая подготовка.

1. Лыжные гонки в мире, России, ДЮСШ.

Лыжные гонки в программе Олимпийских игр. Чемпионаты мира и Европы по лыжным гонкам. Результаты выступлений российских лыжников на международной арене. Всероссийские, региональные, городские соревнования юных лыжников-гонщиков.                    

2. Спорт и здоровье.

Задачи и порядок прохождения медицинского контроля. Поведе ние, техника безопасности, оказание первой помощи при травмах, потертостях и обморожениях. Питание спортсмена. Личная гигие на. Особенности одежды лыжника в различных погодных условиях. Самоконтроль и ведение дневника. Понятие об утомлении, восста новлении, тренированности.

3. Лыжный инвентарь, мази и парафины.

Выбор лыж, подготовка к эксплуатации, уход и хранение. Снаря жение лыжника, подгонка инвентаря, мелкий ремонт, подготовка ин вентаря к соревнованиям. Классификация лыжных мазей и парафи нов. Особенности их применения и хранения.

4. Основы техники лыжных ходов.

Классификация классических лыжных ходов. Фазовый состав и структура движений попеременного, двухшажного и одновременных лыжных ходов. Типичные ошибки при передвижении классическими лыжными ходами. Классификация коньковых лыжных ходов. Фазовый состав и структура движений.

5. Правила соревнований по лыжным гонкам.

Деление участников по возрасту и полу Права и обязанности участников соревнований. Правила поведения на старте. Правила прохождения дистанции лыжных гонок. Финиш. Определение вре мени и результатов индивидуальных гонок.

Практическая подготовка.

Эффективность спортивной тренировки на этапе начальной спортивной специализации обусловлена рациональным сочетани ем процессов овладения техникой лыжных ходов и физической подготовки занимающихся. В этот период наряду с упражнениями из различных видов спорта, спортивными и подвижными играми широко используются комплексы специальных подготовительных упражнений и методы тренировки.

Основной задачей технической подготовки на этапе началь ной спортивной специализации является формирование рацио нальной временной, пространственной и динамической струк туры движений.

Особое значение имеет углубленное изучение и совершенствова ние элементов классического хода (обучение подседанию, отталки ванию, махам руками и ногами, активной постановке палок), конь кового хода (обучение маховому выносу ноги и постановки ее на опору, подседанию на опорной ноге и отталкиванию боковым сколь зящим упором, ударной постановке палок и финальному усилию при отталкивании руками) и формирование целесообразного ритма двигательных действий при передвижении классическими и конько выми ходами.

С этой целью применяется широкий круг традиционных мето дов и средств, направленных на согласованное и слитное выпол нение основных элементов классических и коньковых ходов, соз дание целостной картины двигательного действия и объединение его частей в единое целое.

На стадии формирования совершенного двигательного навыка, помимо свободного передвижения классическими и коньковыми лыжными ходами, на тренировках и в соревнованиях применяются разнообразные методические приемы, например лидирование - для формирования скоростной техники, создание облегченных условий для отработки отдельных элементов и деталей, а также затруднен ных условий для закрепления и совершенствования основных тех нических действий при передвижении классическими и коньковыми лыжными ходами.

Контрольные упражнения и соревнования

Учащиеся 3-го года обучения  в течение сезона должны при нять участие в 4-6 стартах на дистанциях 2-10 км.

  1. Воспитательная работа.

Правильное использование методов воспитания заключается в ор ганизации сознательных и целесообразных действий юных лыжни ков. При этом тренер должен понимать, что направленное влияние на развитие личности спортсмена лишь тогда эффективно, когда оно согласуется с законами формирования личности.

В практике часто отдают предпочтение некоторым излюбленным методам, руководствуясь в первую очередь личными педагогичес кими знаниями и мастерством. Однако было бы неправильно из это го делать выводы об исключительной ценности отдельных методов воспитания. Ни один отдельный метод, какого бы рода он ни был, вообще нельзя назвать хорошим или дурным, если он рассматрива ется изолированно от других методов (А.С. Макаренко).

Эффективное использование средств воспитания, правильное применение воспитательно-методических мер зависят от многих ус ловий. Важнейшее субъективное условие - это знание воспитатель ной ситуации и существующих в данном случае компонентов воз действия, а также педагогическое мастерство. Отсюда ясно, что пе дагогические и особенно теоретико-воспитательные знания и уме ния педагога составляют необходимую основу его эффективной вос питательной работы. Изолированное методическое мышление без понимания всего процесса образования и воспитания личности спортсмена ведет к узкому практицизму.

Правильный выбор и успешное применение методов воспитания в спорте зависят:

- от знаний и умений воспитателя, от его педагогических способ ностей и методических навыков, от отношения к спортсменам;

- от основных идеологических убеждений, возраста, опыта, характе ра, темперамента и положения в коллективе;

- от спортивного коллектива, общественного мнения в нем, развития критики и самокритики, традиций и коллективных форм поведения.

В воспитательной работе еще нередко преобладают порицания. Вместе с тем следует помнить, что выполнение поставленных требо ваний может рассматриваться как нечто само собой разумеющееся, но может быть и награждено похвалой. Каждый факт даже простого одобрения по поводу выполненных требований вызывает у спортсме нов положительный отклик. Они чувствует себя «утвержденными» в своей установке и в поведении, это стимулирует их к дальнейшим устремлениям и действиям в том же направлении. Особенно стимули рует похвала в присутствии всего коллектива. Она побуждает к действиям и остальных членов коллектива. Однако поспешная или неоправданная похвала недопустима.

Она воспринимается спортсменами, помимо всего прочего, как неумение тренера правильно оценивать воспитательную ситуа цию.

Методы убеждения нацелены на изменения в сознании. В резуль тате использования данных методов спортсмен должен действовать, руководствуясь знанием и благоразумием. Он должен быть убежден в необходимости и правильности своих установок и форм поведения в свете общественных требований.

Отсюда ясно, что в этой группе воспитательных методов домини рующее место принадлежит сообщению и усвоению важного в вос питательном отношении образовательного материала. В единстве с развитием способностей и навыков, а также с накоплением социаль ного опыта спортсмен приобретает такие познания, которые образу ют основу стойких общественных убеждений и установок.

В спорте используют различные методические формы убеждения. Одна из них - беседа со спортсменом. Беседы следует тщательно планировать и проводить целенаправленно. Их содержание опреде ляется проблемами воспитания и намерениями воспитателя.

Тесно связана с беседой дискуссия в коллективе, которая может служить эффективной методической формой развития убеждений спортсменов. Дискуссия дает широкие возможности организации воспитательного влияния коллектива, проверки (путем столкновения мнений) индивидуальных точек зрения, коррекции и упрочения их. Воспитатель, направляя дискуссию, руководя ею, должен как можно больше вовлекать в нее самих спортсменов.

Следующий метод - поручения. Тренер может дать спортсмену срочные и долговременные задания, которые относятся как к процес су тренировки, так и к нетренировочной деятельности. Но поручения всегда должны быть такими, чтобы результат выполнения поддавался проверке. Спортсмен обязательно должен отчитаться, как и в какой ме ре, он выполнил поручение. В ходе воспитания каждый спортсмен должен приучиться выполнять поручения своих педагогов и коллек тива как нечто само собой разумеющееся.

Успешность применения методов убеждения и приучения наряду с уже охарактеризованными условиями решающим образом зависит от влияния личного примера тренера, степени выраженности его убеждений, моральных качеств, психических свойств и привычек. Целеустремленное руководство педагогическим процессом нельзя осуществлять изолированными отдельными мероприятиями. Под линный успех дает лишь единство действий тренера и спортсменов, единство воспитания и самовоспитания. При этом воздействие лич ного примера, индивидуальности тренера необходимо рассматри вать как органический элемент всей совокупности педагогических условий.

Сила личного примера тренера определяется тем, насколько последовательно он демонстрирует верность принципам и нормам морали, нравственную чистоту и действенность воли.

Спортсмен должен быть убежден, что тренер справедлив, предъявляет высокие требования к самому себе и всегда стремит ся к совершенствованию собственных познаний, моральных ка честв, опыта и профессионального мастерства.

Весьма важные черты личности и поведения тренера - скром ность и простота, требовательность и чуткость, уравновешенность и жизнеутверждающий оптимизм.

  1. Методическое обеспечение программы

         Высокий уровень эффективности работы спортивной секции «Лыжные гонки» может быть

достигнут только при условии хорошо продуманного учебно-тренировочного процесса.  

 В работе секции применяется самый широкий арсенал педагогических методов и форм организации деятельности.

          Лучшим методом обучения является квалифицированный показ и объяснение. При обучении нужно использовать наглядные пособия и технические средства обучения. На занятиях с младшими подростками целесообразно применение игрового метода. Помимо игровых заданий, подвижных игр, в тренировочных занятиях используется элементы спортивных игр на уменьшенных площадках по упрощенным правилам. Большое значение в тренировочном процессе имеет равномерный метод тренировок в восстанавливающем, поддерживающем и развивающем режиме. Для совершенствования скоростной выносливости чаще всего применяется повторный метод. Этим методом выполняются скоростно-силовые упражнения.

           Учебный курс включает теоретические и практические занятия. На теоретических занятиях обучающиеся получают необходимые знания по истории развития лыжного спорта, основах гигиены лыжника, самоконтроле и врачебном контроле, организации соревнований. На практических занятиях приобретаются и совершенствуются навыки техники и тактики лыжного спорта. Каждое тренировочное занятие разделено на четыре части:


• Организационная
• Вводная
• Основная
• Заключительная


         Организационная часть включает подготовку инвентаря, построение и выход на рабочую дистанцию. Вводная часть включает разминку, в том числе различные общеразвивающие упражнения и бег. В основную часть входят изучение техники и тактики лыжных ходов, развитие и совершенствование необходимых физических качеств. Заключительная часть включает восстанавливающие упражнения и работу с инвентарем.

          Организационная часть тренировочных занятий не должна быть растянута. Большая часть времени отводится на основную часть. В основной части тренировочного занятия применяются различные средства обучения: передвижение на лыжах по ровной или пересеченной местности, подъемы разной крутизны, эстафеты. В заключительной части занятия выполняются дыхательные упражнения и упражнения на расслабление, восстанавливающий бег.

         В течение года тренировки проводятся следующим образом:
• В зимний период много проводится различных эстафет, игр на лыжах,   направленных   на   развитие   быстроты.  
• В весенний период проводятся тренировки в бассейне, беговые тренировки, игровые и прыжковые, а так же силовые тренировки.
• В осенний период проводятся беговые, силовые, прыжковые тренировки, кросс-походы, имитационные тренировки в движении и на месте, игровые тренировки, проводятся соревнования и контрольные испытания.

         Организуя тренировочный процесс необходимо помнить о том, что:
•  Двигательные действия должны соответствовать полу, возрасту и физической подготовленности каждого занимающегося.
•  Должны учитываться величина нагрузки, интервалы отдыха, интенсивность выполнения упражнения
•  Должен быть обеспечен медицинский контроль, должны быть соблюдены санитарно-гигиенические требования к помещению для занятий и к личной гигиене спортсмена.

 

Для реализации программы необходимы следующие средства:

        1.Спортивный зал.

       

      2.Лыжная трасса -2 км.

       

      3.Лыжный инвентарь (комплект)-15шт.

      4.Иные средства обучения ( мячи баскетбольные-5шт; мячи        

        набивные-6 шт;скакалки-10шт;)            

Литература:

1. П.В. Квашук, Н.Н. Кленин. Лыжные гонки.  Примерная программа спортивной подготовки для  сдюшор, швсм  «Советский спорт» Москва, 2004

2. Д.И. Нестеровский. Теория и методика обучения «Академия» Москва, 2008

3. Ю.Д. Железняк, А.В. Чачин. Лыжные гонки. Примерная программа спортивной подготовки для  сдюшор, швсм «Советский спорт» Москва, 2004

4. В.М. Ковязин. Рейтинг модельных характеристик физической подготовленности лыжника-гонщика от новичка до мастера спорта Методическое пособие Тюмень,  2007

5. В.М. Ковязин. Рейтинг модельных характеристик физической подготовленности лыжника-гонщика от новичка до мастера спорта Методическое пособие  Тюмень, 2008

6. Т.И. Раменская. Специальная подготовка лыжника. Учебная книга  «СпортАкадемПресс» Москва, 2001

7. Стивен Гаскил. Беговые лыжи для всех «Тулома» Мурманск, 2007

8. Нэт Браун. Подготовка лыж (полное руководство) «Тулома» Мурманск, 2005

9. Б.Г. Чирва. Футбол. Методика совершенствования «техники » «ТВТ Дивизион» Москва, 2006

10. Е.Р. Яхонтов. Индивидуальная подготовка биатлонистов Учебное пособие Ленинград, 1975

11. З. Кожевникова. Тренировка ловкости и быстроты лыжника (специальные упражнения) «Физкультура и спорт» Москва, 1971

12. Железняк Ю.Д. 120 уроков по биатлону: Учеб. пособие для начинающих. – М.: Физкультура и спорт, 1965.

13. Лыжные гонки: Правила соревнований, - М.: Советский спорт, 1994

Приложение №1

Контрольные нормативы по общей и специальной физической подготовке для лыжников-гонщиков 3-го года обучения

Название испытания

возраст

низкий

средний

высокий

Прыжок в длину с места

12

135

155-170

200

13

140

160-180

200

14

145

160-180                                                              

205

Бег 60 метров

12

5.9

5.6-5.2

4.8

13

5.8

5.5-5.1

4.7

14

5.5

5.3-4.9

4.5

Кросс 1.500 м.

12

7.15

7.05

7.00

13

7.10

6.50

6.45

14

7.00

6.45

6.20


        

                -  -



Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕРЕДЕЛАТЬ СОГЛАСНО ПРОГРАММЕ

  1. Пояснительная записка-----------------------------------------------------------

  1. Примерный учебный план -------------------------------------------------------

  1. Режим учебно-тренировочных занятий….
  2. Основные..

  1. Содержание программы СОГ-2 г.о.-------------------------------------------

  1. Воспитательная работа------------------------------------------------------------

  1. Методическое обеспечение программы.

Литература------------------------------------------------------------------------------------

Приложение №1……………..



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Волейбол».

Цель программы: создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий, привитию занимающимся любви к волейболу, интереса к регулярным занятиям и росту их спортивного мастерства;-подготовка...

Рабочая программа дополнительного образования "Лыжные гонки"

Рабочая программа дополнительного образования...

Программа дополнительного образования "Лыжные гонки".

Образовательная программа «Общая физическая подготовка с элементами лыжной подготовки» имеет физкультурно-спортивную направленность, уровень освоения – общекультурный.Дополнительная ...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа физкультурно-спортивной направленности «Лыжные гонки»

Актуальность программы заключается в том, что она направлена на привлечение обучающихся к системным занятиям физической культурой и спортом, на формирование здорового образа жизни. В МБОУ «Мало-...

Дополнительная воспитательная программа по виду спорта «Лыжные гонки и биатлон»

Дополнительная общеразвивающая программа по футболу (далее Программа) имеет физкультурно-спортивную направленность (формирование основ здорового образа жизни, укрепление здоровья, физическое и психиче...