Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Лыжные гонки»
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Лыжные гонки» Возраст обучающихся: 7- 14 лет Срок реализации: 1 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lyzhnye_gonki.docx | 303.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №12»
Принята на заседании педагогического совета от «____»_______202__ г. Протокол № ______ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ "Гимназия № 12" __________________Неведрова Е.В. Приказ от «___»_______ 202__ г. №_____ |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Лыжные гонки»
Стартовый уровень
Возраст обучающихся: 7- 14 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Шипилов Виктор Николаевич,
учитель физической культуры
г. Ленинск-Кузнецкий, 202__
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ Пояснительная записка …………………………………….………………… Цель и задачи программы …………………………………...……………….. Содержание программы ……………………………………………...………. Учебно-тематический план …………………………………………. Содержание учебно-тематического плана ………………………… Планируемые результаты …………………………………………………… РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Календарный учебный график ……………………………………………… Условия реализации программы ……………………………………...……. Формы аттестации / контроля …………………………………………...….. Оценочные материалы ………………………………………….……………. Методические материалы …………………………………………………… Список литературы …………………………………………………..……….. ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………….………….... | 3 6 7 7 8 11 12 12 13 14 15 17 18 |
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лыжные гонки» имеет физкультурно-спортивную направленность и реализуется в рамках модели «Спортика» мероприятия по созданию новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей регионального проекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результата Федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с последующими изменениями;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
- Письмо Министерства просвещения РФ от N ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
- Постановление Государственного санитарного врача РФ от СП 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3);
- Региональная стратегия государственной национальной политики в Кемеровской области на период до 2025 года (утв. распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 3 марта 2016 г. № 74-р);
- Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №12»;
- Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБОУ «Гимназия № 12», локальные акты МБОУ «Гимназия № 12»
Актуальность программы заключается в доступности и популярности лыжного спорта среди всех возрастных категорий населения. Реализация данной программы поможет поддержать интерес к лыжному виду спорта.
Занятия лыжным спортом компенсируют недостаточную двигательную активность современных подростков, играют большую роль в профилактике многих заболеваний, повышают функциональные возможности организма, повышают работоспособность.
Естественность и доступность движений располагает к ходьбе и бегу на лыжах. Все это делает занятия всесторонне укрепляющими и закаливающими организм. Двигательные действия – это мощные факторы, повышающие адаптационные возможности организма, расширяющие функциональные резервы.
Физическая нагрузка при занятиях очень легко дозируется как по объему, так и по интенсивности, что обеспечивает индивидуальный подход к реализации программы вне зависимости от начальной физической подготовленности обучающихся.
Отличительные особенности программы заключаются в свободном выборе стартового возраста обучающимися, как с 7-10 лет, так и с 11-14 лет, желающими начинать заниматься и знакомиться с элементами данного вида спорта.
Разработанная дополнительная общеразвивающая программа предполагает строгую преемственность задач и методов, строгое соблюдение принципа постепенности в процессе обучения. Мотивация обучающихся к здоровому образу жизни культивируется в общую культуру здоровья, что является фундаментом благополучия следующих поколений.
Занятия проводятся дифференцированно и учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.
Новизна программы состоит в том, что программа адаптирована к занятиям с учетом возраста обучающихся, а также в особом распределении программного материала.
Педагогическая целесообразность программы заключается в создании в школе особой развивающей среды для выявления и развития возможностей детей в лыжном спорте, приобщения обучающихся, независимо от возраста, пола и физической подготовки к занятиям спортом вообще, что может способствовать не только их дальнейшему физическому совершенствованию, но и приобщению к здоровому образу жизни в целом, раскрытию и формированию лучших человеческих качеств.
Уровень сложности программы: стартовый. Стартовый уровень предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения материала. Данная программа является модифицированной, разработана на основе существующих программ по лыжным гонкам, разноуровневой и реализуется с учётом учебно-воспитательных условий и возрастных особенностей обучающихся.
Адресат программы: обучающиеся, не имеющие противопоказаний по здоровью, отнесенные к основной медицинской группе. Возраст обучающихся от 7 до 14 лет.
Количество групп – 6.
Количество обучающихся в группе – 20 человек.
Условия набора обучающихся: принимаются все желающие по заявлению законных представителей и наличие медицинской справки о состоянии здоровья.
Объем и срок освоения программы: Данная программа рассчитана на 1 год обучения, в общем объеме 34 часа.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность академического часа – 45 минут.
Форма обучения: очная. Во время карантина обучение проводится дистанционно. Основной формой обучения является занятие.
Особенности организации образовательного процесса состоит в том, что основной формой обучения являются групповые и индивидуальные учебно-тренировочные занятия. Работа с обучающимися без ОВЗ.
Цель и задачи программы
Цель программы: развитие двигательных способностей обучающихся и укрепление здоровья в условиях занятий лыжным спортом.
Задачи программы:
- Личностные:
- воспитывать у обучающихся волевые качества: трудолюбие, дисциплинированность, упорство в достижении цели, стремление к победе;
- воспитывать у обучающихся толерантное отношение к окружающим людям;
- воспитывать у обучающихся уважительное отношение к себе и своим спортивным достижениям.
2. Метапредметные:
- формировать у обучающихся мотивацию к здоровому образу жизни;
- развивать у обучающихся физические качества;
- развивать у обучающихся мотивацию и интерес к занятиям лыжным спортом;
- развивать у обучающихся навыки и умения применения различных техник передвижения на лыжах на ровной местности, при спусках и подъемах.
3. Предметные:
- познакомить обучающихся с историей развития лыжного спорта, с жизнью выдающихся лыжников современности, отечественных спортсменов;
- познакомить обучающихся с правилами личной гигиены и правилами безопасности во время занятий лыжным спортом;
- познакомить обучающихся с правилами ухода за лыжами;
- научить обучающихся различным техникам передвижения на лыжах на ровной местности, при спусках и подъемах.
Содержание программы
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Теоретическая подготовка | 2 | 2 | 0 |
|
| ТБ при катании на лыжах. Оказание первой доврачебной помощи | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос |
| Правила ухода за лыжами и их хранение. Краткая характеристика лыжных ходов | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос |
| Режим дня, закаливание и гигиена лыжника | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос |
| История возникновения и развития лыжного спорта. Спортсмены - лыжники | 0,5 | 0,5 | 0 | Опрос |
2 | Практическая подготовка | 28 | 3 | 25 |
|
| Общая физическая подготовка | 7 | 1 | 6 | Наблюдение. Результаты контрольных нормативов |
| Специальная физическая подготовка | 10 | 1 | 9 | Наблюдение. Результаты контрольных нормативов |
| Техническая подготовка | 6 | 1 | 5 | Наблюдение |
| Кроссовая подготовка | 3 | 0 | 3 | Выполнение промежуточных итоговых нормативов |
| Способы самостоятельной деятельности. | 2 | 0 | 2 | Самоконтроль за правильным выполнением физических упражнений и саморазвитие |
3 | Контрольное соревнование | 4 | 0 | 4 |
|
| Контрольные нормативы. | 1 | 0 | 1 | Выполнение промежуточных итоговых нормативов |
| Участие в соревнованиях | 3 | 0 | 3 | Результаты участия в соревнованиях |
Всего: | 34 | 5 | 29 |
|
Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1. Теоретическая подготовка. (2 часа)
Тема Техника безопасности при катании на лыжах. Оказание первой медицинской помощи.
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Меры обеспечения безопасности во время передвижения на лыжах. Поведение на улице во время движения к месту занятия и на учебно-тренировочном занятии. Правила обращения с лыжами и лыжными палками на занятии. Транспортировка лыжного инвентаря. Особенности одежды лыжника при различных погодных условиях.
Оказание первой доврачебной помощи. Причины, вызывающие травматизм, потертости, переохлаждение и обморожения на занятиях. Первая помощь.
Форма контроля: Опрос.
Тема Правила ухода за лыжами и хранение. Краткая характеристика лыжных ходов.
Теория: Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь. Индивидуальный выбор лыжного снаряжения. Значение лыжных мазей. Подготовка инвентарь к тренировкам и соревнованиям.
Основы методики техники и тактики лыжника. Классификация основных лыжных ходов. Понятия об основных движениях лыжника гонщика. Техника и тактика выполнения основных движений в различных лыжных ходах.
Форма контроля: Опрос.
Тема Режим дня, закаливание и гигиена лыжника.
Теория: Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви лыжника. Значение и способы закаливания. Составление рационального режима дня с учетом тренировочного занятий. Значение и организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома. Объективные и субъективные критерии самоконтроля. Подсчет пульса.
Форма контроля: Опрос.
Тема История возникновения и развития лыжного спорта.
Теория: История возникновения и развития лыжного спорта, спортсмены лыжники, Олимпийские чемпионы России и Кузбасса.
Форма контроля: Опрос.
Раздел 2. Практическая подготовка. (28 часов)
Тема Общая физическая подготовка.
Теория: Сведения о правильном выполнении физических упражнений и их влиянии на организм. Строевые упражнения и команды для управления группой; разделение упражнений на три группы – для мышц плечевого пояса, для мышц туловища и шеи, для мышц ног и таза. Подвижные и спортивные игры.
Практика: Строевые упражнения. Построение и перестроения на месте. Повороты на месте и в движении. Размыкания в строю. Ходьба и бег в строю.
Общеразвивающие упражнения. Общеразвивающие гимнастические упражнения для развития мышц и костно-связочного аппарата рук и плечевого пояса. Упражнения для развития мышц туловища. Упражнения для развития мышц и костно-связочного аппарата ног. Упражнения на растягивание, расслабление и координацию движений. Упражнения в равновесии. Легкоатлетические упражнения. (скамейка гимнастическая)
Форма контроля: Наблюдение. Результаты контрольных нормативов.
Тема Специальная физическая подготовка.
Теория: имитационные упражнения на пересеченной местности. Техника лыжника в бесснежный период подготовки. Скорость, длина, частота шагов, угловые характеристики, фазовый анализ движений лыжника в имитации и на лыжероллерах. Совершенствование техники коньковых ходов с помощью имитационных упражнений. Техника лыжника в зимний период подготовки.
Практика: Выполнение команды «Лыжи на плечо», «Лыжи под руку», «Лыжи к ноге», «На лыжи становись».
Упражнения на лыжах для развития физических качеств:
- координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки);
- выносливости: передвижения на лыжах в режиме умеренной интенсивности, повторное прохождение дистанции 20-40 метров в режиме большой интенсивности;
- скоростно-силовых качеств: скоростные передвижения на лыжах на дистанции до 200 м/400м/600м.
Форма контроля: Наблюдение. Результаты контрольных нормативов.
Тема Техническая подготовка.
Теория: определение способов передвижений в зависимости от внешних условий и индивидуальных данных. Развитие чувства скорости. Выбор и поддержание скорости передвижения в зависимости от длины дистанции и уровня подготовленности. Обучение тактике идет параллельно с освоением техники и ростом уровня подготовленности.
Практика: скользящий шаг, одноопорное скольжение, согласованность рук и ног при передвижении переменным двухшажным ходом, классический, коньковый лыжный ход. Спуск со склонов в высокой, средней, низкой стойках, подъем «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Торможение «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Повороты на месте и в движении.
Форма контроля: Наблюдение.
Тема Кроссовая подготовка.
Практика: Техника выполнения бега, обучение правильному дыханию. Обучение самоконтролю. Быстрая ходьба и бег по пересеченной местности на лыжах.
Форма контроля: Выполнение промежуточных итоговых нормативов
Тема Способы самостоятельной деятельности.
Практика: Способы самостоятельной деятельности:
- разработка режима дня;
- освоение комплексов общеразвивающих и физических упражнений;
- освоение способов закаливания;
- освоение основ техники лыжного хода;
- освоение основ тактики лыжного хода;
- проведение (самостоятельно) разминки;
- освоение приемов оказания первой доврачебной помощи, измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС) во время выполнения физических упражнений и др.
Форма контроля: Самоконтроль за правильным выполнением физических упражнений и саморазвитие
Раздел 3. Контрольное соревнование. (3 часа)
Тема Контрольные нормативы.
Практика:
- выполнение контрольных нормативов на основании методики тестирования общей физической подготовки обучающихся (электромегафон, секундомер);
- тестирование теоретических знаний.
Форма контроля: Выполнение промежуточных итоговых нормативов.
Тема Участие в соревнованиях.
Практика: Участие в соревнованиях в соответствии с календарем соревнований в течение учебного года (электромегафон, секундомер).
Форма контроля: Результаты участия в соревнованиях.
Планируемые результаты
По окончанию обучения обучающийся будет знать:
- историю развития лыжного спорта, жизнь выдающихся лыжников современности, отечественных спортсменов;
- правила личной гигиены и правила безопасности во время занятий лыжным спортом;
- правила ухода за лыжами и их хранения;
- различные техники передвижения на лыжах на ровной местности, при спусках и подъемах;
- закаливающие процедуры и правила укрепления здоровья;
уметь:
- ухаживать за лыжами и правильно их хранить;
- соблюдать правила личной гигиены и правила безопасности во время занятий лыжным спортом;
- преодолевать подъемы «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом;
- передвигаться на лыжах по ровной местности разными техниками, выполнять спуски и подъемы
владеть:
- различными техниками передвижения на лыжах на ровной местности, при спусках и подъемах.
В результате обучения по программе обучающиеся приобретут такие личностные качества как:
- обучающиеся трудолюбивы, дисциплинированы, внимательны, настойчивы, обладающие волевыми качествами;
- обучающиеся проявляют интерес к занятиям лыжными видами спорта и бережное отношение к спортивному инвентарю.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Количество учебных недель – 34.
Количество учебных дней – 34.
Продолжительность каникул:
В каникулярное время занятия проводятся в форме соревнований и сдачи нормативов. Соревнования по плану спортивно-массовых мероприятий МБОУ «Гимназия №12» и по плану Управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа.
Дата начала и окончания учебного периода – #1075;.#1075;.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Место проведения занятий: пересеченная местность, спортивный зал, школьный стадион.
№ п/п | Наименование оборудования | Количество единиц |
Мат гимнастический | 4 | |
Набивной «медицинбол» (комплект мячей от 1 до 5 кг) | 2 комплекта | |
Стенка гимнастическая | 3 | |
Нагрудные номера | 20 | |
Весы медицинские | 1 | |
Набор для силовых упражнений | 2 | |
Мячи футбольные | 5 | |
Скакалки гимнастические | 10 |
Материально-техническое обеспечение, приобретенное в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»
№ п\п | Наименование оборудования | Количество единиц |
Лыжи гоночные | 29 | |
Палки для лыжных гонок | 20 | |
Ботинки лыжные | 30 | |
Крепления лыжные | 60 | |
Лыжероллеры | 20 | |
Чехол для лыж | 6 | |
Секундомер | 2 | |
Электромегафон | 1 | |
Эспандер лыжника | 20 | |
Скамейка гимнастическая | 4 |
Информационное обеспечение:
№ п\п | Перечень программного обеспечения | Условия использования (лицензионное/бесплатное скачивание) | |
Windows. 10 | предустановленное |
Презентации по различным темам в формате Power Point, наглядные и учебные пособия, интернет-источники. Работа с сайтом образовательной организации (страница, где размещена информация о результатах тестирований, соревнований, работа с родителями, фото и видео материалы и прочее).
Для реализации данной программы используются видео - уроки, мастер – классы, презентации. DVD диски с выступлениями лучших гонщиков России и Мира. Наглядные пособия с изображением техники лыжных ходов.
Кадровое обеспечения:
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» по данной программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим обозначениям таблицы пункта 2 Профессионального стандарта (Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт), а именно: педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса.
Педагог должен обладать компетенциями в области физической культуры и спорта.
Формы аттестации/контроля
1. Отслеживание результатов и эффективности деятельности обучающихся осуществляется в начале и окончании учебного периода:
промежуточная аттестация:
- тестирование теоретических знаний, обучающихся;
- тестирование и оценка показателей развития физических качеств – сдача контрольных нормативов по общей физической подготовке на основе комплекса стандартных упражнений;
- оценка индивидуального развития, обучающегося – на основании карты критериев развития личностных и морально-волевых качеств с помощью метода педагогического наблюдения;
- самооценка – на основании ведения дневника самоконтроля.
2. Формы предъявления и демонстрации результатов обучения:
- участие в соревнованиях внутри группы;
- участие в соревнованиях районного (муниципального), областного (регионального) уровней;
- Всероссийские соревнования «Лыжня России», «Кросс нации», соревнования в рамках ВФСК ГТО;
- организация и проведение социально значимых акций, проектов, направленных на популяризацию лыжных гонок.
Оценочные материалы
Система нормативов последовательно охватывает весь период обучения в спортивной школе. Состав нормативов учитывается в зависимости от возраста лыжников. Для спортивно-оздоровительных групп, выполнение нормативов является важнейшим критерием для перевода занимающихся на следующий этап спортивной подготовки.
Для оценки реализации Программы также в рамках соревнований по физической подготовке выполняют нормативы (тесты) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
При оценке уровня физической подготовленности необходимо учитывать зачетные требования к технико-тактической подготовке обучающихся (Приложение).
Контрольно-переводные нормативы для занимающихся в спортивно оздоровительных группах (усредненные значения):
Развиваемое качество физическое | Контрольные упражнения (тесты) |
Быстрота | Бег на 30 м (не более 5 с) |
Координация | Челночный бег 3 x 10 м (не более 9 с) |
Сила | Подтягивание на перекладине (не менее 6 раз) |
Силовая выносливость | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 15 раз) |
Скоростно-силовые качества | Прыжок в длину с места (не менее 140 см) |
Специальная физическая подготовка | Подтягивание на перекладине за 20 с (не менее 4 раз) |
Подъем туловища, лежа на спине за 20 с (не менее 8 раз) | |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 20с (не менее 6 раз) |
Методические материалы
Формы: учебно-тренировочные занятия; беседы; подвижные и спортивные игры, просмотр соревнований.
Приёмы и методы: словесный; наглядный; методы мотивации и стимулирования; методы контроля.
Техническое оснащение:
- спортивная база: школьный стадион, лыжная база;
- спортивный инвентарь.
Дидактический материал: видеоматериалы, наглядные пособия.
Методы обучения:
- Словесные методы – составляют основу обучения. Наиболее широко используют объяснения, указания, команды, оценку техники, разбор и анализ, пересказ задания, а также беседы и лекции.
- Наглядные методы – включают показ (натуральную демонстрацию изучаемого способа) и наглядные пособия (плакаты, схемы, таблицы, видеомагнитофонные записи).
- Практические методы – предусматривают непосредственное выполнение изучаемого движения либо в целом, либо по частям, в зависимости от сложности. Например: повороты на месте, стойки спусков, подъемы, одновременный безшажный ход относят к группе простых упражнений, их изучают, как правило, целостным методом. Остальные способы передвижения на лыжах входят группу сложных упражнений.
Формы организации деятельности:
Основной формой обучения является занятие.
Основные формы организации занятия:
- групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические
- занятия;
- работа по индивидуальным планам;
- лекция;
- медико-восстановительные мероприятия и медицинский контроль;
- тестирование.
Педагогические технологии, используемые в образовательной деятельности:
- здоровьесберегающие технологии;
- групповые технологии;
- игровые технологии.
Алгоритм учебного занятии:
Структура занятий включает в себя три основных этапа: организационный момент, основную часть и заключительную часть.
- Организационная часть занятия служит для организации обучающихся и подготовки их к последующей работе. В этой части проводят разминку, которая состоит из двух частей – общей и специальной. В первой части проводят упражнения, повышающую общую работоспособность, во второй осуществляется специальная физическая подготовка, помогающая решению основных задач занятия.
- Основная часть предназначена для специальной подготовки обучающихся. В неё включают упражнения для развития двигательных качеств и освоения и совершенствования технико-тактических приемов.
- Заключительная часть способствует постепенному снижению нагрузки, частичному восстановлению и подготовке к последующей деятельности.
Изучение теоретического материала осуществляется в форме 5 – 10 минутных бесед, которые проводятся, как правило, в начале занятий (как часть комплексного занятия).
Организационная часть включает подготовку инвентаря, построение.
Вводная часть включает разминку, в том числе различные общеразвивающие упражнения и бег.
В основную часть входят изучение техники лыжного хода, развитие и совершенствование необходимых физических качеств.
Заключительная часть включает восстанавливающие упражнения и работу с инвентарем.
В течение года тренировки проводятся следующим образом:
- в зимний период много проводится различных эстафет, игр на лыжах, направленных на развитие быстроты;
- в весенний период проводятся беговые тренировки, игровые и прыжковые, а также силовые тренировки;
- в осенний период проводятся беговые, силовые, прыжковые тренировки, кросс-походы, имитационные тренировки в движении и на месте, игровые тренировки, проводятся соревнования и контрольные испытания.
Организуя тренировочный процесс необходимо помнить о том, что:
- двигательные действия должны соответствовать полу, возрасту и физической подготовленности каждого занимающегося;
- должны учитываться величина нагрузки, интервалы отдыха, интенсивность выполнения упражнения;
- должен быть обеспечен медицинский контроль;
- должны быть соблюдены санитарно-гигиенические требования к помещению для занятий и к личной гигиене воспитанника.
Формы подведения итогов:
- Сдача контрольных нормативов по общей и специальной физической
подготовке.
- Участие в соревнованиях.
Список литературы
- Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 2008. – 244 с.
- Евстратов В.Д. Коньковый ход? Не только... – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 123 с.
- Манжосов В.Н. Лыжный спорт – М.: Высшая школа, 2009. – 43 с.
- Манжосов В.Н. Тренировка лыжника-гонщика. – М.: Физкультура и Спорт, 2010. – 187 с.
- Мищенко Функциональные возможности спортсменов. – Киев.: Здоровье, - 2010. – 200 с.
- Раменскам Т.Н. «Техническая подготовка лыжника» - М.: Физкультура и спорт, 2009. – 188 с.
- Техника лыжных ходов / под ред. Ермакова В.В. – Смоленск: СГИФК, 2009. – 234 с.
Интернет-ресурсы:
- Министерство спорта Российской Федерации https:/ #1052;инистерство физической культуры и спорта Кузбасса (дата обращения: #1075;.)
- Кемеровская областная общественная организация «Федерация лыжных гонок» (дата обращения: #1075;.)
- Электронный хронометраж соревнований Кемеровской области по лыжным гонкам (дата обращения: #1075;.)
Приложение 1
Требования к технике безопасности в условиях тренировочных занятий
и соревнований
Общие требования безопасности
К занятиям по лыжным гонкам допускаются дети школьного возраста, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
При проведении занятий по лыжным гонкам должны соблюдаться расписание учебных занятий, правила проведения, установленные режимы занятий и отдыха.
При проведении занятий по лыжным гонкам возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:
- обморожения при проведении занятий при ветре более 1,5-2,0 м/с и при температуре воздуха ниже -20º С;
- травмы при ненадежном креплении лыж к обуви;
- потертости ног при неправильной подгонке лыжных ботинок;
- травмы при падении во время спуска с горы.
При проведении занятий по лыжным гонкам должна быть медицинская аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи при травмах.
При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить преподавателю, который сообщает об этом администрации учреждения.
При неисправности лыжного инвентаря, прекратить занятия и сообщить об этом тренеру-преподавателю. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать установленный порядок проведения учебных занятий и правила личной гигиены.
Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
Требования безопасности перед началом занятий
Надеть легкую, теплую, не стесняющую движений одежду, шерстяные носки и перчатки или варежки. При температуре ниже 10ºС должна применяться специализированная одежда.
Проверить исправность лыжного инвентаря и подогнать крепление лыж к обуви. Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру ноги.
Проверить подготовленность лыжни или трассы, отсутствие в месте проведения занятий опасностей, которые могут привести к травме.
Требования безопасности во время занятий. Соблюдать интервал при движениях на лыжах по дистанции 3-4 м, при спусках с гор – не менее 30
м. При спуске с горы не выставлять вперед лыжные палки. После спуска с горы не останавливаться у подножия горы во избежание столкновений с другими лыжниками. Следить друг за другом и немедленно сообщить преподавателю о первых же признаках обморожения. Во избежание потертостей ног не ходить на лыжах в тесной или свободной обуви.
Требование безопасности в аварийных ситуациях
При поломке или порче лыжного снаряжения и невозможности починить его в пути, сообщить об этом тренеру-преподавателю и с его разрешения двигаться к месту расположения учреждения.
При первых же признаках обморожения, а также при плохом самочувствии сообщить об этом тренеру-преподавателю.
При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.
Требования безопасности по окончании занятий
Проверить по списку наличие всех обучающихся.
Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.
Общие требования безопасности.
К спортивным соревнованиям допускаются обучающиеся, прошедшие медосмотр и инструктаж по охране труда. Участники спортивных соревнований обязаны соблюдать правила их проведения. При проведении спортивных соревнований возможно воздействие на их участников следующих опасных факторов:
- травмы при проведении спортивных соревнований с использованием неисправных спортивных снарядов и оборудования;
- травмы при падении на скользком грунте или твердом покрытии;
- травмы при столкновениях во время бега или спортивной игре, при падениях во время спуска с горы на лыжах или при прыжках с лыжного трамплина;
- обморожения при проведении спортивных соревнований по лыжным гонкам при ветре более 1,5-2,0 м/с и при температуре воздуха ниже -20º С;
- травмы и утопления во время проведения спортивных соревнований по плаванию;
- проведение соревнований без разминки.
Спортивные соревнования необходимо проводить в спортивной одежде и спортивной обуви, соответствующей виду соревнований, сезону и погоде.
При проведении спортивных соревнований должна быть медицинская аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим. О каждом несчастном случае с участниками соревнований немедленно сообщить руководителю спортивных соревнований и администрации учреждения, оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.
При неисправности спортивного инвентаря и оборудования соревнования прекратить и сообщить об этом руководителю соревнований. Во время спортивных соревнований участники должны соблюдать правила ношения спортивной одежды и спортивной обуви, правила личной гигиены. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.
Требования безопасности перед началом соревнований
Надеть спортивную форму и спортивную обувь с нескользкой подошвой, соответствующей сезону и погоде. Проверить исправность и надежность установки спортивного инвентаря и оборудования. Провести разминку.
Требования безопасности во время соревнований
Начинать и заканчивать соревнования только по сигналу (команде) судьи соревнований. Не нарушать правила проведения соревнований. При падениях необходимо сгруппироваться во избежание получения травмы.
Требование безопасности в аварийных ситуациях
При возникновении неисправности спортивного инвентаря и оборудования прекратить соревнования и сообщить об этом судье соревнований. Соревнования продолжать только после устранения неисправности или замене спортивного инвентаря и оборудования. При плохом самочувствии прекратить участие в спортивных соревнованиях и сообщить об этом судье соревнований. При получении травмы участникам соревнований немедленно сообщить об этом судье соревнований, медицинскому работнику и администрации учреждения, оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.
Требования безопасности по окончании соревнований
Проверить по списку наличие всех участников соревнований. Убрать в отведенное место спортивный инвентарь и оборудование. Снять спортивную одежду и обувь и принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.
Приложение 2
НОРМАТИВЫ
ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ И ПЕРЕВОДА
НА ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА
«ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Путь к здоровью"
Программа "Путь к здоровью" разработана на 1 год. Расчитана на обучающихся начальных классов....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Волейбол"
Особенности программы:1. Обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода с учетом здоровья, физического развития, пола, двигательной подготовленности детей соответствующего возраста;2. Дости...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа физкультурно - спортивной направленности "Степ-аэробика"
Цель курса аэробики: создать условия для оптимальной организации двигательного режима младших школьников, обеспечить их активный отдых, удовлетворить естественную потребность в движении, развитие твор...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «СПОРТИВНАЯ ПЛАНЕТА «ОЛИМП»
Программа разработана на основании дополнительных общеобразовательных программ «Фитнес для детей», автор Резвова В.В., педагог дополнительного образования, программа «Развитие», автор Казак С.А., педа...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивные игры»
Общеразвивающая программа “Спортивные игры” направлена на формирование мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, потребности сохранения физического и психического здоровья к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Пауэрлифтинг (спортивная дисциплина - жим)"
Прорамма по пауэрлифтингу (дисцилина - жим) для ДЮСШ...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа физкультурно-спортивной направленности «Лыжные гонки»
Актуальность программы заключается в том, что она направлена на привлечение обучающихся к системным занятиям физической культурой и спортом, на формирование здорового образа жизни. В МБОУ «Мало-...