Итоговая работа по курсам ПК по ИОЧ ИБ
материал по физкультуре по теме
«Программа «Здоровье» как средство реализации здоровьесбережения в
ГБОУ ООШ №2»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_raboty_po_zdorovesberezheniyu_v_gbou_oosh_no2.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное общеобразовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Зачетная работа по курсам повышения квалификации по ИОЧ ИБ
«Модернизация региональной системы образования»
с 27.02-02.03 2012 года
Итоговая работа по курсам ПК по ИОЧ ИБ
«Программа «Здоровье» как средство реализации здоровьесбережения в
ГБОУ ООШ №2»
Работу выполнил:
учитель физической культуры
ГБОУ OОШ № 2 г.о. Отрадный
Лапин Анатолий Александрович
Самара 2012 год
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………...3
Задачи программы «Здоровье»…………………………………………………...4
Формы работы, используемые при реализации программы «Здоровье»…..6
Медицинское обеспечение программы «Здоровье»……………………………7
Психолого-педагогическое и социальное обеспечение программы «Здоровье»…………………………………………………………………………..9
Материально – техническое обеспечение программы и источники её финансирования…………………………………………………………………..10
План реализации программы «Здоровье»…………………………………..…11
Заключение…………………………………………………………………….…..14
Список литературы………………………………………………………..……...15
2
Введение
Самое ценное, что есть у человека, - это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически необходимо.
Занятия физическими упражнениями, многостороннее воздействие которых по своей силе превышает эффективность других средств оздоровления, - это наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера.
Программа «Здоровье» объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива по формированию ЗОЖ учащихся, их родителей и учителей, что выходит за рамки только физического воспитания. Она охватывает многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены и туризма, закаливания, борьбы с вредными привычками, досуга. Значительную роль в реализации программы играет семья ребёнка, его родители, находящиеся в тесном контакте со школой.
Сегодня роль семьи в укреплении здоровья детей должна неуклонно возрастать. Ежедневная утренняя гимнастика, процедуры закаливания, соблюдение двигательного режима дня, игры на воздухе, прогулки, лыжные походы станут для детей необходимостью, если рядом с ними будут родители, своим примером показывающие ценность здоровья и значимость здорового образа жизни.
Программа «Здоровье», носящая комплексный характер, может и должна консолидировать усилия педагогов, администрации школы, школьных медиков и психологов, самих учащихся и их родителей в деле поддержания здорового образа жизни и физического развития детей.
3
Задачи программы «Здоровье»:
В работе с учащимися
1. Формировать личность школьника, способную самостоятельно развивать себя духовно и физически в течение всей жизни:
- обучать жизненно важным умениям и навыкам;
- развивать двигательные качества;
- обеспечивать получение знаний в области физической культуры и спорта.
2. Придать занятиям физическими упражнениями оздоровительно-профилактическую направленность, благодаря реализации специальных программ для разных категорий учащихся:
- школьников с ослабленным здоровьем, с отставанием в физическом развитием;
- учащихся, освобождённых от уроков физической культуры на учебный год;
- школьников специальной медицинской группы;
- учащихся, демонстрирующих значительные успехи в спорте.
В работе с педагогическим коллективом
1. Морально и материально стимулировать учителей, которые успешно организуют физкультурно-оздоровительную работу с учащимися и сами ведут здоровый образ жизни.
Организуя и оценивая работу преподавателей физической культуры, особое внимание уделить:
- Эффективности уроков физической культуры и занятий с детьми подготовительной и специальной медицинской групп;
- приросту физической подготовленности учащихся за разные отрезки времени – полугодие, год;
4
- охвату учащихся внеклассной и внешкольной массово – оздоровительной работой;
2. Организовать в течение учебного года серию занятий (семинар, конференция, круглый стол и т.д.) по теме «Физическая культура учителя как часть его общей педагогической культуры». Привлечь к организации этих занятий специалистов в области педагогики, психологии, валеологии, а так же врачей.
3.Подготовить и провести физкультурно-оздоровительные мероприятия для педагогического коллектива:
- совместные соревнования учителей и учеников школы;
- занятие в тренажерном зале для учителей школы.
В работе с родителями
Достичь тесного сотрудничества педагогического коллектива, учеников и родителей в организации здорового образа жизни детей путём:
- демонстрации личного примера родителей и учителей в пропаганде здорового образа жизни;
- проведения совместных занятий детей и родителей, участие в играх на воздухе, походах, спортивных соревнованиях;
- организации выступлений учителей физкультуры на родительских собраниях с тематическими сообщениями: «Если хочешь быть здоров…», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» и т.п.;
- установления тесного контакта в работе между сотрудниками медицинского кабинета школы, учителями физкультуры и родителями учеников;
- разработки индивидуальных заданий для родителей по оздоровлению их детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
- активного использования возможностей школьных информационных ресурсов.
5
Формы работы, используемые при реализации программы «Здоровье»
В процессе реализации программы «Здоровье» используются следующие формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы:
- урок физической культуры;
- мероприятия в режиме учебного дня школы (физкультминутки во время уроков, гимнастика до учебных занятий, подвижные игры на переменах);
- занятия с учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
- спортивные праздники;
- соревнования по различным видам спорта;
- туристические походы, экскурсии;
- «Дни здоровья»;
- спортивные викторины;
- теоретические занятия, беседы, семинары;
- экзамен по предмету «Физическая культура» в 9-х классах;
- занятия по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»;
- тестирование уровня физического развития и двигательных качеств учащихся;
- наглядная агитация.
6
Медицинское обеспечение программы «Здоровье»
Вся работа медицинского кабинета строится на выполнение приказов Министерства здравоохранения Российской федерации, соблюдении санитарно – эпидемиологических норм.
Основной задачей медицинской сестры школы является обеспечение высокого качества профилактической работы с детьми до 18 лет.
С первого класса на каждого учащегося школы заводится личная медицинская карта, в которую при каждом медицинском осмотре вносятся все показатели состояния здоровья.
Медицинское обеспечение включает:
- распределение учащихся по группам здоровья;
- составление списков учащихся, освобожденных от занятий физической культурой;
- беседы медсестры школы с учащимися о личной гигиене и вредных привычках;
- профилактические прививки учащихся и учителей;
- заполнение паспортов здоровья классов;
- диспансеризацию педагогического коллектива школы
Организация работы медицинского кабинета:
Медицинский кабинет оснащен следующим оборудованием: письменный стол, шкаф для документации, стеклянный шкаф для хранения медикаментов, холодильник, двумя термоконтейнерами для хранения и переноса вакцины, кушетка, 3 бокса для стерилизации перевязочного материала, аптечка для оказания первой медицинской помощи,. Имеется стол процедурный с набором емкостей и контейнеров для обработки и дезинфекции, нагреватель для проточной воды, кварцевая лампа для дезинфекции воздуха кабинета, ростомер,
7
весы, таблица для исследования остроты зрения и другое медицинское оборудование.
В медицинском кабинете проводятся профилактические прививки здоровым детям. В 2008 году сделано 417 прививок.
Медицинской сестрой ежедневно ведется контроль за работой пищеблока.
За 2008-2009 учебный год проведено 20 бесед с учащимися на различные темы. Прошла выставка рисунков и плакатов на тему «Наше здоровье - залог будущего», «Мы и курение». Постоянно проводятся уроки здоровья по классам, выпускаются санитарные бюллетени. Особое внимание уделяется проблеме понижения зрения у детей. Медицинской сестрой разработана система упражнений для глаз, которые позволяют снять утомляемость. Эти упражнения
с удовольствием выполняют учащиеся начальной школы и 5-7 классов.
8
Психолого-педагогическое и социальное обеспечение
программы «Здоровье»
Психолого-педагогическое и социальное обеспечение программы предполагает:
- тесное сотрудничество учителей, психолога и социального педагога школы с целью выработки общей стратегии деятельности, реализации совместных мероприятий, направленных на укрепление психофизического здоровья школьников;
- предупреждение конфликтных ситуаций «учитель – ученик», «ученик – ученик»;
- решение проблем, связанных с трудностями, возникающими у учащихся в процессе занятий физической культурой;
- организацию психологических консультаций для учащихся старших классов по вопросам специфики психофизического развития на определённом возрастном этапе;
- психологические консультации для родителей;
- контроль медицинского обслуживания учащихся;
- участие в заседаниях ПМПК.
9
Материально – техническое обеспечение программы
и источники её финансирования.
Материально – техническое обеспечение программы включает в себя:
- спортивный инвентарь и спортивное оборудование учебного комплекса школы;
- компьютерную базу данных;
- мультимедийное оборудование.
Источниками финансирования программы являются:
- адресные программы по развитию физической культуры и спорта;
- бюджетные и внебюджетные средства.
10
План реализации программы «Здоровье»
№ | мероприятие | сроки | ответственный |
1 | 2 | 3 | 4 |
работа с учащимися | |||
1 | Оценка физического развития школьников | первичная оценка – в начале учебного года, мониторинг – в течение всего учебного года | сотрудники медицинского кабинета |
2 | Распределение учащихся по группам здоровья | первичное распределение – в начале учебного года, мониторинг – в течение всего учебного года | сотрудники медицинского кабинета |
3 | Создание базы данных о физическом развитии и подготовленности учащихся | корректировка в течение каждого учебного года | учителя физкультуры, зам. директора по ИКТ школы |
4 | Создание паспорта здоровья учащегося | заводится при поступлении в школу, корректируется в течение учебного года | учителя физкультуры, сотрудники медицинского кабинета при участии классных руководителей и специалистов ППМС-центра |
5 | Совершенствование УМК физкультуры (раздел «Работа с учащимися») | в течение учебного года | учителя физкультуры под руководством методической службы школы |
6 | Разработка методик и внедрение программ раннего выявления и профилактики табакокурения, алкоголизма, наркозависимости | в течение учебного года на классных часах и уроках физической культуры | учителя физкультуры, сотрудники ППМС-центра при участии классных руководителей |
7 | Разработка и внедрение образовательных программ секционных занятий по различным видам спорта | утверждение программ – август; корректировка – в конце учебного года на основе анализа результатов внедрения программ | учителя физкультуры под руководством руководителя и методиста центра дополнительного образования |
8 | Проведение спортивных праздников | по общешкольному плану | учителя физкультуры, классные руководители, заместитель директора по ВР |
9 | Создание и распространение агитационных материалов, направленных на пропаганду здорового образа жизни | в течение учебного года | учителя физкультуры, учитель информатики, редакция школьной газеты |
10 | Рекламные акции, направленные на привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях | сентябрь - октябрь | учителя физкультуры при участии классных руководителей |
11 | Проведение мониторинга физической подготовки учащихся | в течение учебного года | учителя физкультуры |
Работа с педколлективом | |||
1 | Проведение диспансеризации педагогического коллектива | один раз в учебном году | директор школы и сотрудники медицинского кабинета |
2 | Проведение занятий в тренажерном зале | в течение года по специальному расписанию с учетом индивидуальных потребностей педагогов | учителя физической культуры |
3 | Лекции по вопросам здоровья школьников, особенностей психофизического развития детей разных возрастных групп, профилактики вредных привычек и пропаганды здорового образа жизни | на заседаниях методических объединений классных руководителей (один раз в четверть) | администрация, учителя физкультуры, сотрудники медицинского кабинета, ППМС-центр |
4 | Ведение целенаправленной пропаганды здорового образа жизни с использованием механизмов наглядной агитации | в течение учебного года | учителя физкультуры, сотрудники медицинского кабинета |
5 | Создание и поддержание условий комфортной работы, охраны труда работников школы | в течение учебного года | директор, заместитель директора по АХЧ |
Работа с родителями | |||
1 | Подготовка материалов и выступлений перед родителями на темы: «Распорядок дня ребёнка», «Пропаганда здорового образа жизни в семье», «Профилактика простудных заболеваний», « Профилактика стрессов» и т.д. | в течение учебного года – на родительских собраниях | учителя физкультуры, сотрудники медицинского кабинета, классные руководители, сотрудники ППМС-центра |
2 | Информирование родителей по вопросам здоровья школьников и пропаганды здорового образа жизни с использованием школьных информационных стендов и другой наглядной агитации | в течение учебного года | учителя физкультуры, сотрудники ППМС-центра, учитель информатики, классные руководители |
3 | Индивидуальное консультирование родителей по вопросам здоровья школьников | в течение учебного года, на днях открытых дверей | учителя физкультуры, работники медицинского кабинета, классные руководители |
4 | Круглые столы с участием родителей по вопросам: «Здоровое питание и распорядок дня современного школьника», «Пропаганда здорового образа жизни в школе и дома» и др. | в течение учебного года | администрация школы, учителя физкультуры, сотрудники ППМС-центра и медицинского кабинета с привлечением городских специалистов (врачей, психологов), занимающихся проблемами детского здоровья |
5 | Проведение совместных мероприятий (праздников, соревнований и т.п.) для детей и родителей | по плану спортивно-массовой и воспитательной работы школы | учителя физкультуры, зам. директора по воспитательной работы |
13
Заключение
Таким образом, программа «Здоровье», носящая комплексный характер, консолидировала усилия педагогов, администрации школы, школьных медиков и психологов, самих учащихся и их родителей в деле поддержания здорового образа жизни и физического развития детей.
Программа «Здоровье» объединила и согласовывала работу педагогического коллектива по формированию ЗОЖ учащихся и их родителей, что выходит за рамки только физического воспитания. Она охватила многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены и туризма, закаливания, борьбы с вредными привычками, досуга.
Авторы программы «Здоровье»
- Руководитель ШМО учителей физической культуры Монахова О.В.
- Учитель физической культуры высшей квалификационной категории
Лапин А.А.
- Учитель информатики и ИКТ первой квалификационной категории Ворошилова Н.С.
- Заместитель директора по УВР Кострюкова О.А.
14
Список литературы
- Ахаев А.В. Управление здоровьесберегающим образовательным процессом. Учебно-методическое пособие/ А.В. Ахаев. – Усть-Каменогорск: Издательство ВКГУ имени С.Аманжолова, 2004.
- Профилактика употребления вредных веществ в средней общеобразовательной школе. Методические указания для учителей и программа обучения г. Алматы, 1998.
- Классный руководитель. Научно-методический журнал для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальной школы. М., 2004., №2.
- Валеология. Физвоспитание. Спорт. №1 (13) 2003 год, январь. Ежемесячный методико-педагогический журнал.
- Народное образование. Российский общественно-педагогический журнал, №6 (№1339), 2004.
- Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении
М. А. Павлова, О. С. Гришанова, Е. В. Гусева. 2010
15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая работа по курсу "Подготовка к кембридским экзаменам по английскому языку".
Подготовка, проведение и анализ контрольной работы в 11 классе....
итоговая работа по курсу "Программирование на языке Pascal"
Программирование на языке Pascal. Итоговая работаВ конце обучения по курсу каждый ученик должен сдать на бумажном носителе решенные задачи по всем основным разделам курса, в каждом разделе по 5 задани...
Итоговая работа на курсах повышения квалификации по теме "Пути развития универсальных учебных действий на уроках физики"
Преподавание физики в условия обновления содержания образования...
Итоговая работа слушателя курсов повышения квалификации по программе "Основные направления региональной образовательной политики в контектсе модернизации российского образования"
Проект по работе с детьми с ОВЗ...
Итоговая работа на курсах повышения квалификации "Основы эффективной интеграции общеобразовательных программ и программ дополнительного образования детей спортивной направленности"
Совместная деятельность детей дошкольного возраста с родителями в рамках физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ....
Итоговая работа за курс "География ЯНАО"
Тестовая работы. Задания разного характера - закончить предложение, выбрать неверные (или верные) утверждения, показать знания фактического материала, выбрать правильные ответы....
Итоговая работа по курсу повышения квалификации по Государственному заданию министерства образования и науки Самарской области «Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях инклюзивного обучения детей с ОВЗ на современном этапе»
Итоговая работапо курсу повышения квалификации по Государственному заданию министерства образования и науки Самарской области«Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях инклюз...