волевые качества и их развитие
статья по физкультуре на тему
Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживает такие волевые качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volevye_kachestva_i_ih_razvitie.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему развитие волевых качеств
Волевые качества и их развитие
Воля как сознательная организация и саморе гуляция деятельности, направленная на преодо ление внутренних трудностей,—это прежде все го власть над собой, над своими чувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огром ный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать лю бые трудности, встречающиеся на пути к достижению постав ленной цели, при этом обнаруживает такие волевые качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и т. д. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, по давлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нрав ственно оправданных мотивов поведения и деятельности.
Диапазон проявлений слабоволия столь же велик, как и характерных качеств сильной воли. Крайняя степень слабово лия находится за гранью нормы психики. Сюда относятся, к примеру, абулия и апраксия.
Абулия—это возникающее на почве мозговой патологии отсутствие побуждений к деятельности, неспособность при по нимании необходимости принять решение действовать или ис полнять его.
Отчетливо понимая необходимость выполнить распоряжение врача, больной, страдающий абулией, не может заставить себя что-либо для этого предпринять. Наиболее характерно для него полевое поведение.
Апраксия—сложное нарушение целенаправленности дейст вий, вызываемое поражением мозговых структур. Если пора жение нервной ткани локализуется в лобных долях мозга — наступает апраксия, проявляющаяся в нарушении произволь ной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе и, следовательно, делают невозможным осуществление волевого акта.
Абулия и апраксия—сравнительно редкие явления, прису щие людям с тяжелым расстройством психики. Слабоволие, с которым педагог сталкивается в повседневной работе, обуслов лено,-как правило, не мозговой патологией, а неправильным воспитанием, вполне устранимо в результате направленного формирования личности детей и подростков. Наиболее типич ным проявлением слабой воли является лень — стремление че ловека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие. Примечательно, что многие люди, во всех других случаях менее склонные призна ваться в каких-либо недостатках, весьма легко признают за собой этот дефект. “Ленив я, это верно”, — с добродушной снисходительностью к своим слабостям соглашается в беседе с товарищем молодой человек. Очевидно, за этим признанием скрывается некое представление о собственной ценности, ко торая не выявляется лишь по причине лени. В таком освещении лень выглядит не столько недостатком, сколько ширмой, кото рая скрывает какие-то никому неведомые достоинства человека.
Между тем это иллюзия. Лень—свидетельство бессилия и вялости человека, его неприспособленности к жизни, безраз личия к общему делу. Ленивый человек обычно обладает внешней локализацией контроля и потому безответствен. Лень— черта человека, которая была особенно ненавистна В. И. Лени ну. Не случайно множество раз на страницах его произведений встречаются имя Обломова и слово “обломовщина”. Ленин пишет о “свободном халате и туфлях” Обломова, о “проклятой привычке российских обломовых усыплять всех, все и вся”. Лень, а также другие проявления слабости—трусость, нере шительность, несдержанность и т. д. являются серьезными дефектами развития личности, их преодоление требует серьез ной воспитательной работы, и прежде всего организации само воспитания.
Положительные качества воли, проявления ее силы обес печивают успешность деятельности, с лучшей стороны харак теризуют личность человека. Перечень подобных волевых качеств очень велик: мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание и многие другие. Так, реши тельность—это индивидуальное качество воли, связанное со способностью и умением самостоятельно принимать ответст венные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности. У решительного человека начавшаяся борьба мотивов вскоре завершается принятием и исполнением решения. Проявление решительности — это не всегда мгновенное, но всегда своев ременное решение, принятое со знанием дела, с учетом обстоятельств. Скоропалительные решения зачастую свидетель ствуют не столько о решительности, сколько о желании чело века избавиться от внутреннего напряжения и обсуждения мотивов, что скорее свидетельствует о слабости, а не о силе воли. С другой стороны, постоянное оттягивание принятия или исполнения решения, откладывание его “в долгий ящик” гово рит, в свою очередь, о неразвитости воли. Самостоятельность воли предполагает при учете мнений других людей, их советов известную критичность по отношению к этим мнениям и сове там. Как и решительность, самостоятельность выявляет, глав ным образом, внутреннюю локализацию контроля волевого действия. Самостоятельность воли может быть противопостав лена, с одной стороны, упрямству, а с другой — внушаемости. Внушаемый субъект не имеет своего мнения и поступает под влиянием обстоятельств и давления со стороны других людей, проявляет конформность. Следствием безволия является и упрямство, которое побуждает поступать вопреки доводам ра зума и советам окружающих. Настойчивость упрямого челове ка носит неразумный характер, она не является сознательной организацией и саморегуляцией деятельности и поведения. В условиях межличностного взаимодействия самостоятельность воли выступает как качество личности, наиболее полно выража ющееся в коллективистском самоопределении.
Оценка волевого качества не может быть выражена одной лишь шкалой “сила — слабость”. Существенное, если не реша ющее, значение имеет моральная воспитанность воли. Харак теристика проявлений воли, нравственная оценка их зависит от социальной значимости мотивов, положенных в основу осу ществления волевого акта. Человек, обладающий морально воспитанной волей, это прежде всего коллективист, подчиняю щий свои индивидуальные устремления воле и авторитету кол лектива, интересам социалистического общества.
Педагогу, работающему со школьниками, подросткового и раннего юношеского возраста, не воли приходится доказывать им значимость волевых качеств, наличия сильной воли, опасность сла боволия. Для них это аксиома. Кинофильмы и книги, повеству ющие о героях революции, гражданской и Великой Отечест венной войн, о трудовых подвигах советских людей, содержат эталоны смелости, настойчивости, мужества, решительности. Однако в художественной литературе и особенно в кинофиль мах отображен скорее результат формирования воли, чем сам процесс. Задача педагога—не только очертить круг волевых качеств, раскрыть их внутреннюю связь с важнейшими мораль ными принципами, но помочь школьнику, стремящемуся к само воспитанию воли, показав, какие приемы развития волевых качеств наиболее эффективны, а какие не приносят существен ной пользы. Это тем более важно, если принять во внимание описанные в педагогической литературе наивные и надуманные приемы, к которым прибегают подростки, занимаясь самовос питанием воли. Один школьник для “развития выдержки” старался не смеяться во время кинокомедии, а кто-то резал руку перочинным ножом или путешествовал по карнизу и т. д. Неэффективность этих приемов самовоспитания воли состоит прежде всего в том, что подросток, осуществив одномоментно подобный “волевой поступок”, утверждает себя в мнении о своей сильной воле, тогда как основную проблему самовоспи тания воли составляет систематическое преодоление труднос тей в повседневной жизни, в учебе и труде в первую оче редь. Тем более каждый момент трудовой, учебной, спортив ной деятельности создает условия для закалки воли, состоящие в преодолении сиюминутных желаний, мешающих осуществле нию учебной, трудовой и иной деятельности.
Приемы самовоспитания воли могут быть весьма разнооб разными, но все они включают соблюдение следующих условий.
1. Начинать воспитание воли следует с приобретения при вычки преодолевать сравнительно незначительные трудности. Систематически преодолевая сначала небольшие трудности, а со временем и значительные, человек тренирует и закаляет свою волю. Необходимо каждое препятствие рассматривать как “невзятую крепость” и делать все возможное, чтобы преодо леть его, “взять” эту “крепость”. Люди, обладающие несгибае мой волей, постоянно приучали себя совершать волевые по ступки в повседневной жизни и поэтому оказались в состоянии совершить исключительные подвиги в боевой и трудовой дея тельности. Следует напомнить подросткам, что Герои Совет ского Союза Зоя Космодемьянская, Олег Кошевой, Сергей Тю ленин, Ульяна Громова и многие другие до войны были обыкно венными школьниками и что их волевые качества сложились в условиях учебной, трудовой и общественной деятельности.
2. Преодоление трудностей и препятствий совершается для достижения определенных целей. Чем значительнее цель, чем выше уровень волевых мотивов, тем большие трудности спосо бен преодолеть человек. Важно, чтобы человек среди повсе дневных дел никогда не утрачивал дальней перспективы, не терял из виду конечных целей деятельности. Поэтому необхо димым условием воспитания воли является формирование высших мотивов деятельности — моральных принципов и убеж дений, основывающихся на коммунистическом мировоззрении. Особо важное значение приобретает в этой связи воспитание общественных потребностей, сознательности и чувства долга.
3. Принятое решение должно быть исполнено. Всякий раз, когда решение принимается, но исполнение снова и снова откладывается, воля человека дезорганизуется. Систематиче ское невыполнение принятых решений размагничивает чело веческую волю. Но, принимая решение, необходимо учитывать как его целесообразность, так и выполнимость. Всякое решение, таким образом, надо всесторонне обдумать, но, решив, выпол нять.
4. В том случае, если человек поставил дальнюю цель, имеет далекую перспективу, весьма важно видеть этапы достижения этой цели, намечать ближайшие перспективы, разрешать част ные задачи, в итоге которых будут созданы условия для достижения конечной цели.
К числу важнейших условий формирования воли человека относится строгое соблюдение режима дня, правильного распо рядка всей жизни человека. Наблюдения над слабовольными людьми показывают, что, как правило, они не умеют органи зовать ни свою работу, ни свой отдых. Хватаясь то за одно, то за другое дело, они ничего не доводят до конца. Волевой чело век—хозяин своего времени. Разумно организуя свою деятель ность, он не торопясь выполняет намеченное, поведение его характеризуется собранностью и целеустремленностью. Для то го чтобы закалить свою волю, необходимо повседневно бороться с разбросанностью, безалаберностью в труде и быту.
Одним из существенных условий закалки воли человека являются систематические занятия спортом. Преодоление труд ностей при занятиях физической культурой является подлинной тренировкой не только мышц человека, но и его воли.
Говоря о воспитании воли, не следует забывать, что успеш ное выполнение деятельности зависит не только от формирова ния тех или иных волевых качеств, но и от наличия соответст вующих навыков как условий реального выполнения намеченно го, достижения поставленных целей. Недостаточно только искренне желать чего-то, например оказать помощь подшефно му колхозу в заготовке кормов, но нужно уметь это делать. Таким образом, формирование полезных навыков, и прежде всего трудовых навыков, выступает как одно из важнейших условий успешного достижения поставленных целей.
Наконец, следует указать, что развитие основных волевых качеств происходит при постоянном общении человека с дру гими людьми, в совместной работе с ними. Вне общества, вне коллектива воля человека нормально развиваться не может.
У каждого школьника есть все возможности для развития и самовоспитания воли. Чем раньше начинается сознатель ный процесс воспитания воли, тем больших успехов он мо жет добиться
http://www.prodlenka.org/chastye-voprosy-i-otvety/pravila-publikatcii-i-oformleniia-materialov-na-portale-prodlenka-obshchie-pravila.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Влияние волевых качеств на развитие физической подготовленности учащихся"
Актуальность разрабатываемой нами проблемы определяется тем, что стратегия реформирования отечественной системы образования в современных социально-экономических условиях требует поиска но...
Родительское собрание "Роль семьи в формировании и развитии волевых качеств ребенка"
Формирование качеств необходимых школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий учреждения и семьи.Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста на...
РАЗВИТИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КЛУБ РОЛЕВОГО ФЕХТОВАНИЯ»
Статья в сборнике городской научно-практической конференции "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ: опыт, возможности, перспективы"...
Роль уроков физической культуры в развитии волевых качеств школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Урок физической культуры может быть эффективным средством развития дисциплинированности и самоконтроля, если: уроки будут проходить систематически и методически корректно; в учебном процессе будут исп...
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ
Данное исследование посвящено вопросам волевой подготовки в спортивной борьбе, на основе общетеоретических вопросов воспитания воли в спортивной деятельности, исследованы особенности важнейших волевых...
Направленность трудового обучения в школе на развитие волевых качеств личности обучающихся с умственной отсталостью.
Для того, чтобы мотивировать обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности применяются методы активного обучения (МАО)....
Развитие волевых качеств, просто и эффективно
Простые и эффективные советы для развития волевых качеств. Все советы разбиты на две группы, первая для повседневной жизни, вторая для тренировочного процесса. В данной статье тренировочные ...