РАЗВИТИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КЛУБ РОЛЕВОГО ФЕХТОВАНИЯ»
статья на тему

Статья в сборнике городской научно-практической конференции "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ: опыт, возможности, перспективы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chuhleb_n.s._to_peredelkino.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

Чухлеб Н.С.

ГБУ ГППЦ Догм, педагог дополнительного образования

РАЗВИТИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КЛУБ РОЛЕВОГО ФЕХТОВАНИЯ»

Девиз программы:

От силы до выдержки

От действия – к Делу

От рыцаря – к подвигу

Двигайся смело!

Во всех образовательных областях в настоящее время происходит неуклонное увеличение числа детей, имеющих отклонения в физическом, психическом и соматическом здоровье. Также увеличиваются нарушения в развитии, трудности в поведении, проблемы со школьной успеваемостью. Эти изменения повышают востребованность дополнительного образования. Его задача - создать условия не только для обучения, но и для гармоничного развития и  успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду сверстников.

Развитие всех категорий современных детей происходит в достаточно сложных социально-экономических условиях. Образцы для подражания, герои и носители позитивных ценностей сегодня сильно конкурируют с антигероями, носителями негативных установок. С экранов телевизоров транслируются фильмы про насилие и убийство, в то время как настоящие герои, побеждающие зло, остались зачастую только в русских народных сказках и советских мультиках. В условиях сильной популярности иностранной кинопродукции,котораячасто направлена  на развлечение аудитории, детям становится все сложнее   определиться с нравственными ориентирами и сформировать свою личность. Актуальной становится задача нравственно-личностного развития детей и подростков в ходе их обучения.

Еще одной серьезной проблемой,  с которой сталкиваются дети и их родители - это увеличение информационного влияния интернета и, одновременно, дефицит одобряемых обществом форм самовыражения. Дети знают, как быть плохими, но не знают, как быть хорошими. Как выразить свою энергию и желания, чтобы остаться принятыми взрослыми. Это приводит к серьезным социальным рискам: риск компьютерной зависимости, риск наркомании и алкоголизма, риск противоправного поведения.

Детям с нормативным развитием школьное обучение предоставляет много возможностей расширения знаний по разным дисциплинам, развития способностей и социализации. Для детей с ограниченными возможностями здоровья особую роль играет дополнительное образование. Эта роль состоит в создании доступной среды, в которой происходитих познавательное, эмоциональное, волевое и нравственное развитие.

Существует много программ дополнительного образованияхудожественно-эстетической и физкультурно-спортивной направленности. Не так много дополнительных образовательных программ, направленных одновременно на развитиеэмоционально-волевой, нравственно-личностной и двигательной сферы. Еще меньше тех программ, которые можно легко адаптировать для детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа «Клуб ролевого фехтования» как раз является такой программой, которая комплексно развивает способности школьников и является легко адаптируемой для детей с ОВЗ.

Эта программа реализуется в Городском Психолого-педагогическом центре г. Москвы в территориальном отделении «Переделкино». Она является оригинальной и интересной для детей всех категорий. И обычным детям, и детям с ограниченными возможностями здоровья она поможет получить опыт победы и успешности, общения и  самовыражения. Дети увлечены состязанием и игрой, в ходе которой учатся владеть своим телом и делать нравственный выбор.

Фехтование вызывает активный интерес детей и подростков, развивают не только двигательную, но и волевую сферу.Упражнения и соревновательные поединки проходят в технике ролевого фехтования на мягких игровых мечах. Приемы фехтования оказываются доступными для часто болеющих детей, для детей с речевыми нарушениями, для детей задержками развития. Фехтование под контролем педагога можно использовать для детей с нарушениями поведения, легкими аутистическими расстройствами, для детей с нарушениями слуха и для детей с легкими нарушениями зрения. Ограничением для занятий ролевым фехтованием являются выраженные нарушения опорно-двигательного аппарата, выраженные психические расстройства, а также личностные особенности, снижающие интерес к активным видам деятельности.

Особенностью программы является легкость ее адаптации для детей с различными нарушениями. В программе содержится внутренний ресурс доступности, простоты, ясности, который достигается за счет опоры на игровую деятельность, на коммуникативные потребности детей и интерес к подвижным видам деятельности. В программе отсутствует трудные для усвоения теоретические знания, она практически ориентирована. Обучение происходит на основе подражания, повторения образцов фехтовальных элементов. Использование двигательных и моторных процессов позволяет добиваться хороших результатов для детей с гиперактивностью, нарушениями воли и мотивации. Развитие волевой сферы происходит за счет игры по правилам, соблюдения требований безопасности, учета в поединке состояния противника. Занятия фехтованием укрепляют моторные навыки, скорость реакции и умение концентрироваться,  достигать поставленной цели.

В рамках программы занятия часто проходят в  театрализованной форме. Ролевое фехтование не может существовать без театрально-ролевой игры. Герои, взятые из древних мифов, сказок разных народов, русских былин  и сказаний, а также  из мира фэнтэзи, взаимодействуют в игре и сражаются друг с другом с использованием элементов фехтования. Программа позволяет детям прикоснуться к культуре и эстетике средневековья и древнего мира. Эта тематика в настоящее время оказывается очень востребованной детьми и подростками. Они знакомы с ней из фильмов про рыцарей и из компьютерных игр.Занимаясь в «Клубе ролевого фехтования», дети отвлекаются от компьютера и планшета, возвращаются в реальный мир. Используя интерес детей, взятый из фильмов и компьютерных игр,  можно направить его на развитие двигательных умений, а заодно познакомить детей со старыми, но верными нравственными ценностями, расширить кругозор, познакомить с историей и культурой. В программе «Клуб ролевого фехтования»дети и подростки могут побыть настоящими героями, рыцарями, королями, дипломатами, воинами. Они сражаются со злом, побеждают врагов, укрепляют дружбу, а заодно, преодолевают свои страхи и неуверенность.

Самая первая ведущая деятельность в жизни ребенка -  это игра. Из игры рождается все. Интерес и обучение, воля и терпение, чувства, желание познать мир, сотрудничество с другими и ощущение собственной нужности, уверенность в своих силах и творчество.В дошкольном возрасте игра считается ведущей деятельностью, а в школьном возрасте на ее место встает учебная деятельность. В обучении при большой интеллектуальной нагрузке эмоциональные ресурсы ребенка истощаются или вообще теряются. Возможности игрыоткрывают дополнительные ресурсы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья и восстанавливают его утраченные в учебе и труде эмоционально-творческие силы.Уравновешивается нервная система ребенка, проявляется его природная живость и непосредственность. Программа возвращает особому школьнику способность импровизировать, творить и радоваться победам,  улучшает его эмоциональное развитие и позволяет позитивно и оптимистично смотреть на мир.

Театрально-ролевое фехтование  помогает раскрыть внутренние потребности особых детей и развить личные качества, которые иногда не могут раскрыться в системе общего образования. В учебной деятельности по предметам и дисциплинам многокритики и сравнения, оценочный подход в обучении. Там встречаетсяневнимание к личностнымресурсам и возможностям ребенка.Дополнительное образование опирается на личностные ресурсы и возможности, раскрывает личность ребенка, что особенно важно для детей с ОВЗ.

Как достигается педагогический эффект при работе в данной программе? Отрабатывая фехтовальные элементы, ребёноквыражает себя в образе воина, переносит свою энергиюиз внутреннего мира в мир реальный. Когда он уже выразил себя в движении, почувствовал свои физические  силы, ему предлагается театрально-ролевая игра со свободным выбором персонажей. В атмосфере творческой деятельности он проигрывает и закрепляет  образ  героя, над которым он работал вместе с педагогом. А если ребенок выбирает образантигероя, - он тоже проигрывается. Через воплощение в образ врага можно в безопасной обстановке познакомиться с тем, что пугает, адаптироваться к своему страху и победить его через присвоение себе силы антигероя. Иными словами, проигрывая злого или коварного персонажа, ребенок преодолевает свою слабость перед ним и личностно крепнет.

Педагогпомогает ребенку с ограниченными возможностями здоровья проиграть ситуацию или включиться в общий игровой сюжетв доступной для него роли и тем способом, который наиболее подходит ребенку. С помощью атрибутов волшебной силы он может оживлять тех или иных персонажей, быть лекарем, стражем, переговорщиком, мудрецом, путешественником или представить себя в образе животного. Через использование в игре волшебных возможностей достигается участие в игре всех детей без исключения. Игровой мир безопасен для детей, поскольку он не превышает их возможностей, ведь он создается детьми и педагогом каждый раз по-разному и зависит полностью от них, их фантазии и восприятия. Участие в создании игрового мира дает ребенку с ОВЗ хорошую психологическую защиту и опирается на внутренние ресурсы ребенка. Моделирование игрового мира позволяет особому ребенку  открыться и проявить свою волю, выразить свои собственные желания. По своему выбору ребенок может побыть рыцарем, волшебником, обычным фермером или даже королём. Это напрямую  даёт силу проблемному ребенку решать,каким он хочет быть в этой жизни.  

В организованной театрализованной игре уйти от контакта с собой и другими невозможно. Происходит гарантированное совершенствование способностей, причем как за счет достижения успеха, так и за счет преодоления неудач. Атмосфера театральной игры незаметно переносит ребёнка в пробныймир. Но это мир не менее реальный и настоящий. В игровом мире он получает личную ответственность за исход игры  и возможность вести  себя по-разному, в зависимости от его желания. Он не испытывает внешнего контроля своих потребностей. Ребенок или подросток проявляет собственную волевую активность. Создание собственных персонажей укрепляет детей в понимании своей индивидуальности и дает опыт принятия индивидуальности сверстников. Активно развиваются все коммуникативные навыки. Это позволяет безопасно ввести ребенка с трудностями психологического развития в социально-игровую коммуникацию, которая может помочь ему развить уверенность в себе, проявить свою личность и осуществить нравственный выбор.

Театрализованные игры в «Клубе ролевого фехтования» создают богатые возможности для проигрывания актуальных для детей трудных ситуаций, с которыми они не всегда встречаются в повседневной жизни. Преодоление трудностей и препятствий в игре увеличивает уверенность в себе и силу личности, так необходимую проблемному ребенку. У детей по итогам работы в этой программе появляется внутренняя оценка себя и внутренний анализ собственных действий. И особенно ценно то, что он не вызван  искусственно, а получен ребенком в собственном опыте. Программа даёт возможность школьнику почувствовать себя сильным, волевым, активным, ответственным.  Впоследствии, уже в обычной жизни, у него срабатывает ассоциативное мышление и внутренний анализ, вспоминается проигранный опыт, который он получил на занятиях. Этот опыт  даёт возможность ребенку адекватно реагировать в критических социальных ситуациях, принимать уверенные решения.

 К детям с ограниченными возможностями здоровья  в программе «Клуб ролевого фехтования» применяются особые приемы и методы педагогического воздействия. Это позитивная интерпретация поведения, поддержка ресурсов, помощь в создании внутреннего плана действий, помощь в целепостановке и специальная работа по рефлексии своего поведения.

В середине программы и в конце занятий детям предлагается провести праздники, самостоятельно создать их сюжет, проводить по своим правилам рыцарские турниры и придумывать игры-путешествия. Ребёнок или подросток, проходя эту программу, впоследствии может делиться со своими сверстниками  полученным опытом и яркими моментами, которые ему больше всего запомнились. Он выходит на личностную самостоятельность, неся в себе положительные и богатые образы, подавая пример другим идавая им возможность поверить в сказку и в свою мечту. Он может помочь другим смоделировать, создать  и преобразить тот мир,  в котором  они живут, и может перенести нравственно-личностные ценности и образы мира героев в реальный мир.

Таким образом, занятия по программе «Клуб ролевого фехтования» могут быть активно использованы для развития и коррекции проблемных детей. Воздействуя одновременно на двигательную, эмоциональную, коммуникативную и волевую сферы ребенка, программа позволяет содействовать полноценному и разностороннему развитию личности ребенка, делая ее более зрелой и адаптивной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования. Клуб "МАКРАМЕ"

В содержание программы включены различные виды художественных работ, способствующих формированию разнообразных практических навыков, воспитанию готовности к проявлению творчества в любом виде тр...

Программа дополнительного образования "Клуб общения"

       У детей и подростков велика жажда общения, особенно со сверстниками. Но она часто приводит к случайным знакомствам, неблагоприятным влияниям. Необходимо отвлечь внима...

ВОСПИТАНИЕ ОСНОВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОЙ ДРУГ КОМПЬЮТЕР»

Статья посвящена особенностям организации кружка начальной компьютерной грамотности в коррекционной школе VIII вида....

Программа "Клуб ролевого фехтования"

Программа предназначена для работы педагогов дополнительного образования с детьми от 6 до 18 лет по развитию эмоционально-волевой, двигательной и морально-нравственной сферы через театрализованные рол...

Развитие эмоционального интеллекта детей и подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в ходе реализации программ дополнительного образования (презентация)

Презентация обобщает опыт работы психолога консультативно-диагностического центра по развитию компонентов эмоционального интеллекта школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Представ...

Направленность трудового обучения в школе на развитие волевых качеств личности обучающихся с умственной отсталостью.

Для того, чтобы мотивировать обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности применяются методы активного обучения (МАО)....

Рабочая программа дополнительного образования Клуб «Интеллектуал» - подготовка к олимпиаде по физической культуре «Олимпийские вершины»

АННОТАЦИЯ: в связи с популяризацией Всероссийской олимпиады школьников по физкультуре возникла необходимость в написании курса для подготовки одарённых обучающихся. Новизна программы состоит в совреме...