Программа дополнительного образования "Олимпиец"
материал по физкультуре по теме
Данная программа имеет как оздоровительное, так и научно-исследовательское значение. Путем реализации программы раскрываются возможности образовательного учреждения в применении здоровье сберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни младших классов. Так как месторасположение нашей школы и экологическая обстановка нашего микрорайона позволяют создать благоприятную среду, способствующую сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности. Программа составлена с учётом интересов детей, в зависимости от пола, возраста, времени года и местных особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ «№ 380 Санкт–Петербург
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Олимпиец» (ОФП)
Возраст занимающихся: 8-10 лет
Срок реализации программы: 2 года
Объём программы: 1-ый год обучения – 144 часа
2-ой год обучения – 144 часа.
Автор-составитель: Васина Ирина Валерьевна
Санкт – Петербург
2008 год
Пояснительная записка
Содержание дополнительной образовательной программы соответствует физкультурно-спортивной направленности.
Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурную и спортивную деятельность.
Двигательная активность является биологической потребностью человека, степень удовлетворения которой во многом определяет характер развития организма. При двигательной активности в границах ниже нормы наблюдается задержка роста и развития, а также снижение рабочих и адаптивных возможностей организма. У детей двигательный дефицит может привести к серьёзным функциональным и морфологическим изменениям.
Мерой предупреждения и ликвидации отрицательных последствий гипокинезии являются расширение двигательной активности учащихся, повышение интенсивности физических упражнений, моторной плотности физкультурных занятий, широкое использование в занятиях подвижных игр, упражнение спортивного характера на воздухе, особенно направленных на развитие общей выносливости, обеспечивающей значительный оздоровительный и общеукрепляющий эффект.
Данная программа имеет как оздоровительное, так и научно-исследовательское значение. Путем реализации программы раскрываются возможности образовательного учреждения в применении здоровье сберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни младших классов. Так как месторасположение нашей школы и экологическая обстановка нашего микрорайона позволяют создать благоприятную среду, способствующую сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности.
Программа составлена с учётом интересов детей, в зависимости от пола, возраста, времени года и местных особенностей.
Цели и задачи дополнительной образовательной программы.
Цель: эффективное использование здоровье сберегающей деятельности в образовании учреждении (снижение заболеваемости среди учащихся)
Задачи программы:
образовательные:
- обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях;
- формирование гармонически развитой личности обладающей высоким уровнем резерва здоровья;
- формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является долгом перед обществом;
- формирование необходимых знаний в области физической культуры
воспитательные:
- выработка у учащихся должной формы поведения, помогающей избежать опасностей для жизни и здоровья;
- воспитание потребности систематически заниматься физическими упражнениями;
- организация режима дня учащихся
развивающие:
- развитие физических, психических, когнитивных, социальных способностей;
- сохранить (восстановить) душевное здоровье и эмоциональное благополучие детей;
- помочь каждому ребёнку реализовать свой творческий потенциал;
- развить творческую активность учащихся
Дополнительная программа «Олимпиец» (ОФП) рассчитана на детей 8-10 лет. Программа включает в себя теоретическую и практическую работу.
Занятия групповые, два раза в неделю по 2 часа. Программа рассчитана на 2 года (288 часов).
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Знания:
1 год обучения – о причинах травматизма на занятиях и правилах его предупреждения, о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм.
2 год обучения – об истории Олимпийских игр, о физических качествах и общих правилах их тестирования.
Умения:
правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки, организовывать и проводить самостоятельные занятия, уметь взаимодействовать со сверстниками во время занятий.
Способы определения результативности: презентации, показательные выступления перед родителями и учащимися.
Формы и методы подведения итогов.
Наблюдение и анализ заболеваемости среди учащихся, посещающих отделение дополнительного образования. Сравнение в динамике.
Учебно-тематический план.
1 год обучения
№ п.,/п. | Содержание | Количество часов теории | Количествочасов практики | Всего |
1 | Вводное занятие | 2 | - | 2 |
2 | Лёгкая атлетика с элементами игры | 6 | 40 | 48 |
2.1 | Праздник «Быстрее, выше, сильнее!» | - | 2 | |
3 | Гимнастика (упражнения на формирование правильной осанки) | 5 | 14 | 20 |
3.1 | Показательные выступления | - | 1 | |
4 | Подвижные игры | |||
4.1 | Подвижные игры и игровые задания с баскетбольными мячами | 6 | 26 | 32 |
4.2 | Варианты игры в «Пионербол» | 4 | 16 | 20 |
4.3 | Обучение подвижным играм (бадминтон) | 4 | 16 | 20 |
5 | Заключительное занятие Спортивный праздник «Королевство волшебных мячей» | - | 2 | 2 |
Итого | 30 | 114 | 144 |
Учебно-тематический план.
2 год обучения
№ п.,/п. | Содержание | Количество часов теории | Количествочасов практики | Всего |
1 | Вводное занятие | 2 | - | 2 |
2 | Лёгкая атлетика с элементами игры | 5 | 41 | 48 |
2.1 | Праздник «Сильные, дружные, смелые» | - | 2 | |
3 | Гимнастика (упражнения на формирование правильной осанки) | 3 | 10 | 14 |
3.1 | Показательные выступления | - | 1 | |
4 | Подвижные игры | |||
4.1 | Подвижные игры и игровые задания с баскетбольными мячами | 4 | 26 | 30 |
4.2 | Варианты игры в «Пионербол» | 2 | 22 | 24 |
4.3 | Обучение подвижным играм (бадминтон) | 2 | 22 | 24 |
5 | Заключительное занятие Спортивный праздник «Игры детей мира». | - | 2 | 2 |
Итого | 30 | 114 | 144 |
Содержание программы
- год обучения
- Вводное занятие.
Знакомство с группой. Беседа о режиме и правилах работы объединения. Знакомство с программой на год. Показать результаты выступлений учащихся (грамоты, кубки, фотографии). Общие сведения по правилам безопасности занятий, пожарной безопасности, правилам дорожного движения, правилам поведения при террористических атаках.
- Лёгкая атлетика с элементами игры.
Различные виды ходьбы:
обычная, на носках, на пятках, прогнувшись, с высоким подниманием бедра, на внутренней и наружной стороне стопы, в полу- и полном приседе, спиной вперёд, приставным шагом, с изменением направления, с преодолением препятствий, с изменением длины и широты шагов, широким свободным шагом с сохранением осанки, с различным положением и движением рук, с остановками по сигналу, различная по технике, построению и темпу.
Бег:
обычный, широким шагом, коротким, средним и длинным шагом. С высоким подниманием коленей, с захлёстыванием голеней назад, с выбрасыванием прямых ног вперёд, спиной вперёд, с изменением направлений, в разных построениях, с дополнительными заданиями, с изменением направления, челночный бег, равномерный бег на выносливость в сочетании с ходьбой, равномерный по выносливости бег до 6 минут. Старт высокий, низкий. Разгон.
Подвижные игры с элементами ходьбы и бега:
«Стоп», «Ловушки», «Перемени предмет», «К своим флажкам», «Цвета», «Запрещённое движение», «Два мороза», «Зайцы в огороде», «Хитрая лиса», «Коршун и наседка», «Перемена мест», «Великаны и карлики», «Ходьба гуськом», «Лётчики», «Наступление», «Ястребы и утки», «Кто лишний», «Гуси-лебеди».
Прыжки:
на месте, с движением, на одной ноге, в высоту, в длину, с продвижением, с поворотом на 90 и 180 градусов, многоскоки, спрыгивание, впрыгивание, через препятствия, через короткую скакалку на обеих ногах с промежуточным прыжком на месте.
Подвижные игры с элементами прыжков:
«Попрыгунчики – воробушки», «Охотники и зайцы», «Пингвины», «Лягушка и цапля», «Прыгни – повернись», «Попрыгунчики», «Лягушки в болоте».
Упражнения в равновесии:
ходьба по скамейке с различными положениями рук, ходьба с предметами и заданиями, ходьба по наклонной доске, повороты в полу приседе, продвижение вперёд с закрытыми глазами, с предметами, приставными шагами вперёд, с высокими подниманием коленей, с перешагиванием через предметы, повороты на носках, стоя.
Подвижные игры с элементами равновесия:
«Канатоходец», «Переправа», «Разойдись- не упади», «С кочки –на кочку», «Через ручей», «Не оставайся на полу».
Лазанье:
по гимнастической скамейке, подползание под шнур, лазание по гимнастической стенке, перелезание через предметы, подлезание и пролезание в приседе без помощи рук вперёд, боком.
Подвижные игры с элементами лазания:
«Проползи-не урони», «С мячом под дугой», «Перелёт птиц», «Пожарные на учении», «Ловля обезьян», «Медведь и пчёлы», «Раки», «Смелые верхолазы», «Кто скорей через обручи к флажку».
Метание:
с места, на дальность, в цель, из-за головы, в корзину, перебрасывание. Одной рукой, ловля мяча, удары мяча о землю.
Подвижные игры с элементами метания:
«Охотники и зайцы», «Кто самый метки», «Ловишки с мячом», «Мяч через сетку», «Метко в цель», «Кто дальше бросит».
- Гимнастика (упражнения на формирование правильной осанки)
Строевые упражнения:
ориентировка самих учащихся – слева, справа, вверху , внизу, впереди, перед, за, между, рядом, друг за другом, через одного; построение в шеренгу, в колонну, в круг, равнение в затылок, равнение по носкам, повороты на месте переступанием, повороты на 180, 270 и 360 градусов прыжком, расчёт по порядку, перестроение из одной колонны в две, три, на месте и в движении.
Общеразвивающие упражнения без предметов:
основные положения туловища (стоя, лёжа, сидя), рук и ног. Сочетание движений ног, туловища с движениями рук, упражнения на разные группы мышц на месте и в движении, комплексы ОРУ различной координационной сложности.
Общеразвивающие упражнения с предметами:
с большими и малыми мячами, гимнастическими палками, обручем, скакалкой, на гимнастической скамейке из ранее изученных исходных положений.
Акробатические упражнения:
группировка в приседе, сидя, группировка, лёжа на спине, перекаты назад-вперёд.
Силовые упражнения:
подтягивание, отжимание, с сопротивлением, висы на руках.
Подвижные игры:
Эстафеты по методу круговой тренировки, «Бабочка», «Деревья качаются», «Дровосек», «Гусиный шаг», «Обезьянка», «Хоровод», «Шире круг», «К своим флажкам».
- Подвижные игры.
- Подвижные игры и игровые задания с баскетбольными мячами.
Стойка баскетболиста. Передвижение приставными шагами (лицом вперёд, влево, вправо). Техника владения мячом. Ловля мяча двумя руками. Передачи мяча двумя руками от груди. Броски мяча с места в кольцо. Ведение мяча на месте. Ловля и передача мяча на месте и в движении: в кругу, тройках; броски, передача, ведение мяча после ловли, ведение, остановка, поворот, передача или бросок в кольцо или партнёру.
Подвижные игры:
«За мячом», «Поймай мяч», «Борьба за мяч», «У кого меньше мячей», «Мяч - водящему», «Мяч в воздухе», «Передал – садись», «Перестрелка», «Ловец с мячом», «Мяч – ловцу», «Ведение мяча парами», эстафеты с мячом, «Послушный мяч», «Гонка мячей», «Кого назвали – тот ловит»
- Варианты игры в «Пионербол»
Действия с мячом. Бросок мяча двумя руками из-за головы через сетку. Передача мяча партнёру. Ловля мяча двумя руками, от игрока, от сетки. Групповые действия. Подача мяча через сетку.
Подвижные игры:
«Перекати мяч», «Передал -беги», «Перебрось мяч», «Мяч -соседу», «Поймай мяч».
- Обучение подвижным играм (бадминтон).
Ознакомление с элементарными правилами игры.
- Заключительное занятие.
Подведение итогов за год. Сравнить анализ заболеваемости учащихся на начало и конец учебного года.
Проанализировать наблюдение и сделать выводы по сохранению здоровья ребят.
Спортивный праздник «Королевство волшебных мячей».
Пожелания и рекомендации.
Содержание программы
- год обучения
1. Вводное занятие.
Ознакомить с программой на второй год обучения. Общие сведения по правилам безопасности занятий, пожарной безопасности, правилам дорожного движения, правилам поведения при террористических атаках.
2. Лёгкая атлетика с элементами игры.
Ходьба:
с преодолением препятствий, с перешагиванием и наступанием на них, приставным шагом вперёд, боком и назад, скрестным шагом вперёд – назад, в разных построениях.
Бег:
быстрый бег парами, группами на расстояние до 30 метров, бег в медленном темпе, бег наперегонки.
Подвижные игры с элементами ходьбы и бега:
«Поезд», «Самолёты», «Принеси предмет», «Мышеловка», «Мы – весёлые ребята».
Прыжки:
прыжки в длину с разбега, толчком одной и приземлением на обе ноги, многоскоки с мягким приземлением, прыжки ноги скрестно, ноги врозь, прыжки в длину с места, в высоту с мягким приземлением.
Подвижные игры с прыжками:
«Поймай комара», «С кочки на кочку», «Скакуны», «Челнок», «Кто выше», «Прыжки по кочкам», «Парашютисты», «Волк во рву», «Удочка», «Кто лучше прыгнет», «Лиса и куры», «Зайцы в огороде», эстафеты с прыжками.
Упражнения в равновесии:
стойка, закрыв глаза с различным положением стоп на месте, продвижением вперёд с закрытыми глазами, ходьба по гимнастической скамейке прямо, боковыми приставными шагами с перешагиванием через предметы, повороты на скамейке, приседание.
Подвижные игры с элементами равновесия:
«Фигуры», «Стоп», «Переправа», «Совушка», «Через ручей», «Не оставайся на полу», «Повернись – не упади».
Лазанье:
по гимнастической скамейке на четвереньках под углом 20 гразусов, подлезание и пролезание в группировке в приседе вперёд и боком.
Подвижные игры с элементами лазания:
«Медведь и пчёлы», «Раки», «Смелые верхолазы», «Кто скорей через обручи к флажку».
Метание:
метание малого мяча на дальность, набивного мяча двумя руками из-за головы на расстояние 3-4 метров, метание малого мяча ииз-за головы в цель, в ориентир с расстояния 6 метров.
Подвижные игры с элементами метания:
«Охотники и утки», «Медведь и пчёлы», «Меткий снайпер», «Мяч через верёвку», «Метко в цель», «Кто дольше не уронит», «Передача мячей», «По наземной мишени», « Сбей булаву», «Вертикальная мишень», «Переброска мячей».
- Гимнастика (упражнения на формирование правильной осанки)
Строевые упражнения:
повороты на месте направо и налево прыжком и переступанием, движение в колонне в обход, по кругу, по указанным ориентирам, выполнение специальных команд.
Общеразвивающие упражнения без предметов:
основная стойка, стойка ноги врозь, стойка ноги на ширине плеч, комплексы упражнений гигиенической гимнастики.
Общеразвивающие упражнения с предметами:
с мячами разных размеров, гимнастической палкой, обручем, скакалкой, гимнастической скамейкой..
Силовые упражнения:
висы с движением ног.
Подвижные игры:
Эстафеты по методу круговой тренировки, «У ребят порядок строгий», «По тропинке», «Кто тише», «Дуэт», «Кто самый быстрый», «Не задень», «Быстро в круг», «Слушай сигналё».
- Подвижные игры.
4.1 Подвижные игры и игровые задания с баскетбольными мячами.
Ознакомление с элементарными правилами игры и соревнований.
Подвижные игры:
«Слушай сигнал», «Передал – садись», «Гонка мячей», «Мяч - водящему», «Кого назвали – тот ловит мяч», эстафеты с мячом.
Знание и выполнение с элементарных правил игры и соревнований.
Подвижные игры:
«Быстрая передача», «Мяч - ловцу», «Мяч в корзину», эстафеты с мячом.
- Варианты игры в «Пионербол»
Ознакомление с элементарными правилами игры и соревнований.
Подвижные игры:
«Вперёд - назад», «Назад по колонне и кругу», «Кто точнее», «Навстречу через сетку».
Знание и выполнение с элементарных правил игры и соревнований.
Подвижные игры:
«Точный пас», «Борьба за мяч».
- Обучение подвижным играм (бадминтон).
Ознакомление с элементарными правилами игры.
- Заключительное занятие.
Подведение итогов за год. Сравнить в динамике результативность учащихся 1 и 2 годов обучения..
Проанализировать наблюдение и сделать выводы по сохранению здоровья ребят.
Спортивный праздник «Игры детей мира».
Пожелания и рекомендации.
Методическое обеспечение программы
Тема или раздел программы | Форма занятий | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
Вводное занятие | Беседа, объяснение, рассказ, просмотр презентации. | Компьютерная презентация. | |
Лёгкая атлетика с элементами игры | Объяснение педагога, беседа, просмотр презентации. | Аудио записи, видеоматериалы, спортивный инвентарь. | Праздник |
Гимнастика (упражнение на формирование осанки) | Объяснение педагога, показ. Прослушивание аудиозаписей и просмотр видеоматериалов. | Аудио записи, спортивный инвентарь. | Показательные выступления |
Подвижные игры | Объяснение, показ. Беседа. Показ видеоматериалов. | Видеоматериалы, спортивный инвентарь. | Праздник |
Заключительное занятие | Беседа, просмотр презентации. | Компьютерная презентация. | Спортивный праздник |
Литература для педагога.
- Спортивные праздники круглый год. Москва – Ростов-на-Дону.2005 год.
- Комплексная программа физического воспитания. Москва «Просвещение» 2005 год.
- Методика преподавания физической культуры 1-4 классы. Москва «Владос» 2002 год.
- Упражнения и игры на занятиях в начальной школе. Москва 2006 год
- Ритмические упражнения (гимнастика, хореография и игры). Москва «Дрофа» 2004 год
- Журнал «Физическая культура в школе»
- Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. Москва, 2004 год
Литература для детей.
- Спорт: игры, игроки и зрители. Москва, 1994 год.
- Путешествие в страну игр. СПб, 1997 год.
- Твой Олимпийский учебник. М., 2007 год
- В.И. Лях. Мой друг -физкультура. Москва «Просвещение», 1999 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...