Научно-методическая разработка
методическая разработка (физкультура и спорт) на тему
Научно-методическая разработка
Влияние стретчинга на развитие гибкости и методические приёмы его использования в условиях общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rabota.doc | 803.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14»
Научно-методическая разработка
Влияние стретчинга на развитие гибкости и методические приёмы его использования в условиях общеобразовательной школы.
Выполнила: Т.Л.Кузнецова
учитель физической культуры
МОУ «СОШ №14»
г. Новокузнецк
Оглавление
Введение……………………………………………………………………...……3
1. Общая характеристика гибкости………………………………………………
2. Особенности развития гибкости в стретчинге………………………………
3. Факторы, определяющие развитие гибкости в стретчинге…………………
4. Критерии и методы оценки гибкости…………………………………………
5. Факторы, влияющие на физическую нагрузку при занятиях стретчингом
6. Тесты, определяющие подвижность суставов……………………………
7.Основные методические и комплексные приемы на занятиях стретчингом…………………………………………………………………….
Выводы…………………………………………………………………………
Библиографический список………………………………………………….
Приложение……………………………………………………………………
Введение
Стретчинг как молодежное течение зародилось в США. Оно быстро охватило Европу и стало очень популярным в спортивных и оздоровительных занятиях. Стретчингом занимаются не только в спортивных залах, но и в учреждениях.
Занятия, построенные по методике стретчинг, включают в себя комплекс поз, обеспечивающих наилучшие условия для растягивания определенных групп мышц. Считается, что предшественником современного стретчинга является позиции йоги и других древних восточных систем.
Помимо развития гибкости стретчинг способствует улучшению жизненного тонуса. В методической литературе Америки и Западной Европы, касающейся стретчинга, описаны сотни позиций, в которых сокращение мышц, дыхание, схема положений тела пригодны как для взрослых, так и для детей.
Стретчинг привлекает прежде всего тем, что человек в течение всей своей жизни может хорошо владеть своим телом, укреплять нервную систему, поддерживать тонус мышц на хорошем уровне с помощью вполне доступных упражнений.
Английские слова stretch, stretching (стретч, стретчинг) означают «растяжение». И человеческая мышца и лайкра, входящая, к примеру, в состав колготок, обладают одним общим свойством – эластичностью. И это не удивительно. Ведь мышцы тоже стоят из волокон, которые сокращаются под воздействием нагрузки. Регулярно выполняя упражнения на растяжку, вы не только вернете их в прежнее состояние, но и сохраните молодость тела. Стретчинг бывает двух видов. Динамический – это растяжка в движении, например энергичные махи руками и ногами с большой амплитудой. Мышцы растягиваются на очень короткое время и только в крайней точке движения. Этот вид стретча подходит для достаточно подготовленных людей. Статический стретч выполняется в спокойном темпе, без резких движений. Их можно выполнять даже дома. При этом большую часть времени мышца неподвижна и сохраняет максимальную длину.
Главное назначение стретчинга – удлинить мышечные волокна путем растягивания (чтобы повысить их сократительную способность), увеличить амплитуду движения в суставах, ускорить восстановление организма после интенсивных физических нагрузок. В отличие от известных всем наклонов и махов, упражнения в стретчинге совершаются очень медленно. Спортсмен принимает какое-либо положение, растягивая ту или другую группу мышц, и удерживает это положение в течение 10-20, а иногда и 60 секунд. В насильственно растянутых в это время мышцах происходит сокращение мышечных волокон, мышца активизируется, в ней ускоряются обменные процессы. При правильном (без рывков) выполнении растягивания начальное сокращение переходит в расслабление. В результате регулярных тренировок растет подвижность суставов и эластичность мышц. Упражнения, развивающие гибкость, прекрасно расслабляют мышцы, улучшают их тонус, снабжение кислородом, питательными веществами, способствуют выведению шлаков. Достаточная гибкость соединительной ткани, мышц, эластичность суставов и связок резко уменьшают вероятность травм, увеличивают диапазон движений, позволяют мышцам быстрее восстанавливаться после нагрузок
Актуальность исследования
Во всем мире растет популярность нового вида оздоровительной гимнастики – стретчинг. В начале 80-х годов, когда возникло это понятие, стретчингом, то есть развитием подвижности суставов и растяжкой сухожилий, занимались только спортсмены. Теперь же стретчинг уверенно завоевывает достойные позиции в самых широких кругах. Вот почему столь важно дать всем заинтересованным методически грамотные рекомендации по развитию гибкости и подвижности суставов.
В настоящее время в связи с повсеместным распространением стретчинга становится очевидной проблема содержания методики физической подготовки учащихся.
Однако многие вопросы, связанные с подготовкой учащихся, не нашли своего решения как в теории, так и в практике этой системы развития гибкости. Учет индивидуальных особенностей проявления гибкости на этапе начальной подготовки школьников является важным условием обеспечения дальнейшего роста их результатов в многолетнем тренировочном процессе и гармоничного физического развития и физической подготовленности.
Ряд ученых посвятили свои исследования изучению подвижности суставов и статических физических упражнений, направленных на развитие гибкости в спортивной деятельности у представителей различных видов спорта (Е.П. Ильин, 1961-1966; В.И. Огуренков, 1972; А.А. Саидов, 1982; Г.Г. Поторока, 1986; В.В. Федоров, 1987; С.В. Никольская, 1993; Гю Су Ким, 1997; B.C. Степанов, 2000, 2001 и др.). При этом некоторые из них придерживаются противоположных точек зрения. Одни считают, что для достижения высоких спортивных результатов необходимо использовать только динамические физические упражнения (В.Ю. Целищев, 1983; B.C. Степанов, 1985; Л.Э. Пахомова, 1998; Е.Б. Сологуб, В.А. Таймазов, 2000 и др.), и лишь немногие затрагивают оздоровительный аспект решения проблемы (К.Д.Чермит, 1993; Н.В. Карягина, 1995).
В изученных нами работах по стретчингу можно наблюдать лишь констатацию фактов влияния статических физических упражнений, направленных на развитие гибкости и подвижности суставов, в частности на физическую подготовленность, спортивный результат. Однако исследования, направленные на изменение показателей гибкости и их влияния на эффективность учебно-тренировочного процесса в стретчинге не проводились.
Таким образом, сложилось определенное противоречие между необходимостью повышения качества подготовки учащихся и недостаточностью исследований статики и подвижности суставов, которые при недоразвитии сдерживают развитие гибкости, и являются фактором риска для ослабления тонуса мышц. Актуальность исследования заключается в разрешении этого противоречия.
Цель исследования
Целью нашего исследования явилось изучение влияния стретчинга на развитие гибкости и подвижности суставов учащихся.
Гипотеза исследования
Предполагалось, что методические приемы стретчинга при развитии гибкости будут более эффективны при соблюдении следующих условий:
- будет использоваться поэтапный характер нарастания статической и динамической нагрузки, где содержание каждого этапа характеризуется применением педагогически целесообразных воздействий стретчинга, обеспечивающих развитие физических качеств (в частности гибкости);
- будет достигнут оздоровительный эффект и повысится уровень и динамика развития гибкости у учащихся;
Задачи исследования
В соответствии с поставленной целью и гипотезой в ходе исследования решались следующие основные задачи:
1. Теоретически изучить и проанализировать данные литературных источников по системе стретчинга и развитию гибкости.
2. Разработать комплексы статических физических упражнений, направленных на развитие гибкости.
3. Разработать комплексы физических упражнений оздоровительной направленности системы стретчинга.
Методы исследования
Анализ и обобщение данных научно-методической литературы.
Педагогические наблюдения;
Тестирование физической подготовленности (гибкости).
Научная новизна педагогического исследования заключается в том, что разработаны методические приемы и комплексы статических физических упражнений, направленных на развитие гибкости и подвижности суставов.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что разрабо танные комплексы статических физических упражнений дополняют теоретические работы по проблемам развития гибкости средствами стретчинга.
- Общая характеристика гибкости
Есть два наиболее распространенных определения гибкости. Н.Г. Озолин (1949) определяет гибкость как способность человека выполнять движения с большой амплитудой. По Л.П. Матвееву (1977) гибкость – это морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, которые обуславливают степень подвижности его звеньев относительно друг друга. Термин «гибкость» более приемлем тогда, когда мы имеем в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность», а не гибкость, например, подвижность в плечевых суставах, подвижность в тазобедренных или голеностопных суставах (А.А. Гладышева).
Нельзя не согласиться с М.А. Годиком (1994) в том, что при перечислении двигательных качеств спортсмена или школьника гибкость обычно называется в числе последних. Однако это вовсе не значит, что данная двигательная способность является малозначимой. Она имеет большое значение при выполнении многих двигательных действий в процессе трудовой и военной деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимость высокого уровня развития подвижности в суставах для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта (гимнастика, синхронное плавание, прыжки и др.). Уровень гибкости обусловливает также развитие таких двигательных способностей как быстрота, координационные способности, сила (Р.А. Белов, Б.В. Сермеев, В.С. Якубов и др.).
Различают пассивную и активную гибкость. Пассивная гибкость определяется по амплитуде движений, совершаемых под воздействием внешних сил (например, веса партнера или его мышечных усилий). Активная гибкость выражается амплитудой движений, совершаемых за счет напряжений собственных мышц, обслуживающих тот или иной сустав. Величина пассивной гибкости всегда больше активной. Под влиянием утомления активная гибкость уменьшается (за счет снижения способности мышц к полному расслаблению после предшествующего сокращения), а пассивная увеличивается (за счет меньшего противодействия растяжению тонуса мышц). Уровень развития гибкости оценивают по амплитуде движений, которая измеряется либо угловыми градусами, либо линейными мерами. В практике физического воспитания выделяют общую и специальную гибкость. Первая характеризуется максимальной амплитудой движений в наиболее крупных суставах опорно-двигательного аппарата, вторая — амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия.
Гибкость подразделяют еще по способу проявления: на динамическую и статическую. Первая проявляется во время движений, вторая - в позах. По мнению М.А. Годика, такая классификация позволяет определить как гибкость, приобретенная с помощью статических упражнений, будет проявляться в динамических.
Есть дети, которые отличаются высокой гибкостью – подвижностью во всех суставах – голеностопном, локтевом, плечевом, позвоночника и др. В таком случае можно говорить о проявлении феномена «общая гибкость». Значительно чаще, однако, встречаются случаи, когда ребенок имеет отличную подвижность в одном суставе (например, локтевом), но удовлетворительную в другом (например, в тазобедренном). Поэтому проявления гибкости скорее носят специфический характер. Это значит, что, во-первых, с помощью одного теста, измеряющего гибкость (подвижность) какого-либо сустава ученика, нельзя получить исчерпывающую информацию о степени ее развития вообще; во-вторых, при тренировке гибкости следует использовать широкий арсенал упражнений, воздействующих на подвижность всех основных суставов организма человека, поскольку не наблюдается положительного переноса тренировок подвижности одних суставов на другие.
- Особенности развития гибкости в стретчинге
Трудно переоценить значение подвижности в суставах при устранении тугоподвижности в них, в случаях нарушений осанки, коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д. (Л.К. Семенова, Б.В. Сермеев 1991).
Гибкость интенсивно увеличивается у детей в возрасте от 6 до 8 лет и от 9 до 10—11 лет. У девочек показатели гибкости на 20— 30% выше, чем у мальчиков. Основными средствами развития гибкости являются упражнения на растягивание, которые могут быть динамического (пружинистые, маховые движения) и статического (сохранение максимальной амплитуды при различных позах) характера. Упражнения на растягивание выполняют с отягощениями или без них. Использование отягощений способствует развитию пассивной гибкости.
Гибкость развивают в основном с помощью повторного метода, при котором упражнения на растягивание выполняют сериями. В зависимости от возраста и физической подготовленности школьников количество упражнений в серии дифференцируют. При этом необходимо соблюдать ряд методических требований:
- перед выполнением упражнений на растягивание следует хорошо “разогреть” организм, чтобы избежать травм;
- преимущественно развивать подвижность в тех суставах, которые играют ведущую, роль в жизненно необходимых действиях: плечевых, тазобедренных, голеностопных и суставах кисти;
- амплитуду движений следует увеличивать постепенно, сохраняя преемственность и последовательность воздействий на соответствующие мышцы и суставы; между сериями упражнений на растягивание необходимо выполнять упражнения на расслабление мышц.
Активная и пассивная гибкость развиваются параллельно. Использование динамических упражнений приводит к росту активной гибкости в среднем на 19—20%, а пассивной — на 10—11%. В то же время использование пассивных упражнений обеспечивает увеличение активной гибкости в среднем на 13%, а пассивной — на 20%. Наиболее эффективным является комплексное развитие гибкости, когда динамические упражнения для развития активной и пассивной гибкости составляют по 40% времени, отводимого на уроке (серии уроков), а 20% —на выполнение статических упражнений. Например, на развитие гибкости на уроке отводят 10 мин: из них 4 мин ученики выполняют активные движения (махи, наклоны, приседания), следующие 4 мин — упражнения с отягощением (те же наклоны, но с удержанием набивного мяча на прямых руках) и оставшиеся 2 мин — удержание поз в упражнениях, требующих высокой подвижности в суставах (стойки на лопатках, “мост”, “шпагат” и т. д.).
Уровень развития гибкости должен несколько превосходить ту максимальную амплитуду, которая необходима для овладения техникой изучаемого двигательного действия. Этим создается так называемый запас гибкости.
Достигнутый уровень гибкости необходимо поддерживать повторным воспроизведением необходимой амплитуды движений. Поэтому на уроках с младшими школьниками упражнения на развитие гибкости нужно включать постоянно в большом объеме. Эти упражнения применяют также в комплексах утренней гимнастики, в играх на переменах и т. д.
- Факторы, определяющие развитие гибкости в стретчинге
Главным фактором, обусловливающим подвижность суставов, является анатомический. Компонентами этого фактора являются тормозы и ограничители. К числу тормозов относят кожу, подкожную клетчатку, мышцы, связки и суставную капсулу. В настоящее время установлен удельный вес вышеназванных структурных элементов, определяющих размах движений в разных суставах.
Ограничителями движений называют кости. Как известно из классической анатомии, размах движений в суставах измеряется разницей суставных поверхностей сочленяющих костей. Форма костей во многом определяет направление и размах движений в суставе (сгибание, разгибание, отведение, приведение, супинацию, пронацию, вращение).
Гибкость обусловливается центрально-нервной регуляцией тонуса мышц, а также напряжением мышц антагонистов. Это значит, что проявления гибкости зависят от способности произвольно расслабить растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движение (совершенствование межмышечной координации).
Проявления гибкости существенно зависят от внешних условий: суточной периодики, под влиянием разминки, разогревания тела, температуры воздуха. Утром гибкость, как правило, меньше, чем днем и вечером; при 20-30°С гибкость выше, чем при 5-10°С; после разминки продолжительностью 20 минут гибкость позвоночника – наклон вперед с выпрямленными ногами – больше на 5-15 см; то же происходит с гибкостью суставов после 10 мин. нахождения в теплой ванне при температуре воды 40°С или после 10 мин. пребывания в сауне (Н.Г. Озолин и др.).
Фактором, влияющим на подвижность суставов, является также общее функциональное состояние организма в данный момент: утомление влияет отрицательно на показатели активной гибкости, но способствует улучшению пассивной; положительные эмоции и мотивация (личностно-психические факторы) улучшают гибкость; противоположные психические феномены, как правило, ухудшают.
Результаты немногих генетических исследований говорят о высоком или среднем влиянии генотипа на развитие подвижности тазобедренных или и плечевых суставов и гибкость позвоночного столба. Данные о том, кто - лица женского или мужского пола – испытывают большее влияние генотипического фактора на развитие гибкости – противоречивы. Л.П. Сергиенко и С.В. Алексеева (1978) установили большое влияние наследственности для лиц женского организма (в исследованиях участвовали близнецы от 12 до 17 лет), а И.В. Калинцева (1997) обнаружила большой вклад генотипа (в пределах 16 %) для лиц мужского пола (исследовались близнецы 7-9 лет). Установлено также снижение роли генотипа в процессе онтогенеза и меньшее его влияние на прирост гибкости в ходе целенаправленных занятий.
- Критерии и методы оценки гибкости
В соответствии с определением, основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда движений, которая может быть достигнута учеником. Эту способность измеряют в угловых градусах и линейных мерах, используя аппаратуру или педагогические тесты. Аппаратурными способами измерения являются:
- Механический (с помощью гониометра);
- Механо-электрический (электрогониометром);
- Оптический;
- Рентгенографический.
В школьной практике наиболее распространен пока механический гониометр – угломер, к одной из ножек которого крепится транспортир. Ножки гониометра крепятся на осях сегментов, составляющих тот, либо другой сустав. При выполнении сгибания, разгибания или вращения определяется угол между осями сегментов сустава.
Для особенно точных измерений подвижности суставов применяют три остальных способа. Электрогониометры дают возможность получить графическое изображение гибкости и проследить за изменением суставных углов в различных фазах движения; оптические методы оценки гибкости основаны на использовании фото-, кино-, и видеоаппаратуры; наконец, рентгенографический метод дает возможность определить теоретически допустимую амплитуду движения, которую рассчитывают на основании рентгенологического анализа строения сустава.
Основными методами оценки гибкости в школьных условиях являются простейшие упражнения – тесты. Перечислим некоторые из них.
«Подвижность позвоночного столба». Определяется по степени наклона туловища вперед. Испытуемый в положении «стоя на скамейке» наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость позвоночника оценивается с помощью линейки или ленты в сантиметрах от края скамейки до 3-пальца руки. Если при этом пальцы не достигают края скамейки, то величина подвижности обозначается знаком минус (-), а если опускаются ниже – знаком плюс (+). У детей разного возраста и пола показатели степени наклона туловища, как правило, со знаком плюс. О низком уровне развития гибкости позвоночного столба свидетельствуют показатели со знаком минус. Уровни развития гибкости для данного сустава (высокий, средний, низкий) лиц обоего пола от 7 до 17 лет приведены в комплексной программе физического воспитания учащихся I-XI классов (М., 1992, 1996).
Данный тест можно выполнять также в положении сидя. Процедура оценки гибкости здесь аналогична.
«Подвижность в плечевом суставе». Испытуемый, взявшись за концы гимнастической палки, выполняет выкрут в плечевых суставах. Вместо палки можно использовать обычную веревку. Подвижность плечевого сустава оценивается по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава и наоборот.
«Подвижность в тазобедренном суставе». Испытуемый пытается сесть на «шпагат». Уровень подвижности в данном суставе оценивается по расстоянию от пола до таза (копчика); чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости и наоборот. Для определения гибкости этого сустава можно применять еще следующие упражнения: сгибание или отведение прямой ноги выше горизонтали. Упражнения можно выполнять возле гимнастической стенки.
«Подвижность в коленных и голеностопных суставах». Учащийся выполняет приседание с вытянутыми вперед руками. О высокой подвижности в данных суставах свидетельствует полное приседание.
При определении амплитуды движений различных суставов решающее значение имеет исходное положение испытуемого в момент измерения. Поэтому при измерении различных параметров движений суставов должное внимание следует придавать стандартизации условий тестирования. Оценку подвижности в суставах необходимо осуществлять всегда в одинаковом исходном положении (например, измерение подвижности в голеностопном суставе осуществлять при согнутой или разогнутой голени; при определении амплитуды сгибания бедра производить движения выпрямленной или согнутой в коленном суставе ногой и т.п.). Кроме исходного положения, на точное определение амплитуды движений в суставах существенное значение имеет точка фиксации гониометра. Повторные измерения гибкости следует проводить в одно и то же время; перед измерением необходимо осуществить стандартную разминку (разогревание), поскольку все вышеназванные факторы и условия, так или иначе, влияют на величину подвижности суставов.
Несколько слов об измерении пассивной гибкости. Ее определяют, как отмечалось, по наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешней силы. Величина последней должна быть одинаковой для всех измерений, иначе нельзя допустить объективную оценку пассивной гибкости. Приостанавливать измерение пассивной гибкости следует тогда, когда действие внешней силы вызывает болезненное ощущение. Важно, однако, так мотивировать ученика, чтобы он не прекращал тест при появлении самых первых признаков боли.
Информативным показателем состояния суставного и мышечного аппаратов индивида (в см. или в градусах) является разница между величинами активной и пассивной гибкости. Эта разница называется дефицитом активной гибкости.
5.Факторы, влияющие на физическую нагрузку при занятиях стретчингом.
Физическая нагрузка зависит:
- От количества упражнений и содержания комплекса.
Чем больше упражнений будет в вашем комплексе, тем сильнее они воздействуют на организм. Оптимальная «норма» - 15-25 различных упражнений. Избранные вами упражнения должны выполняться в определенной последовательности: от простых к более сложным. Они должны как бы перетекать друг в друга: если вы начали с суставов шеи, нельзя тут же перескакивать на упражнения для растяжения голеностопных суставов. По вашему телу должна идти как бы «цепная реакция» движений, передающихся от одного сустава к другому.
- От количества повторений.
Каждое упражнение можно выполнить от одного до трехсот раз, и эффект будет тем больший, чем больше раз оно сделано. Поэтому очень важно сориентироваться, сколько раз для вас нужно повторить то или иное движение, и, в соответствии с собственными ощущениями, постепенно увеличивать их количество.
- От интенсивности выполнения упражнений.
Как правило, мы выполняем упражнения в определенном темпе, то есть с той или иной скоростью. Согласитесь, совершенно разный будет эффект от плавного и неторопливого выполнения одного движения (что вполне допустимо в начале занятий) или от быстрого и энергичного его исполнения. Следовательно, увеличивая интенсивность, мы увеличиваем и нагрузку. Обычно начинают выполнять упражнения более медленно, а потом постепенно повышают его интенсивность до максимума. Для каждого этот «максимум» - свой, в зависимости от физической и двигательной подготовленности занимающегося.
- От величины интервалов отдыха.
Постепенно уменьшая интервалы между упражнениями мы увеличиваем нагрузку. Наряду с этим экономим время тренировки и в те же 20-30 минут сможем сделать гораздо большее количество упражнений.
- От амплитуды движений в суставах.
У каждого сустава есть свой предел, дальше которого он двигаться уже не сможет. Чем ближе приближаемся к этому пределу, тем значительнее нагрузка на сустав. Поэтому важно помнить, что начинать любое движение нужно по небольшой амплитуде, от раза к разу все сильнее увеличивая размах. Тем самым нагрузка на сустав будет возрастать плавно, постепенно.
- От внешней нагрузки.
Внешней нагрузкой по отношению к суставу могут выступать гантели, штанга или масса собственного тела, а также помощь партнера. Нагрузка на суставы ног, когда вы просто приседаете или приседаете со штангой на плечах, несопоставима. Чем больше вес штанги или чем сильнее противодействие партнера, тем с большим напряжением работает сустав. Следовательно, чем больше вес, тем больше нагрузка.
- От волевых усилий.
При выполнении упражнений на гибкость очень важен психологический настрой. Нужно подготовить себя к тому, что тренировка принесет не только радость. Нужно научиться преодолевать усталость, нежелание и даже боль. Ведь мышцы болят как от физической нагрузки «на сжатие», так и от нагрузки «на растяжение». Если вы настроены на положительную волну и готовы все это преодолеть, то тренировка для вас будет более легкой
- Тесты, определяющие подвижность суставов
Гибкость шейного отдела позвоночника
- Наклоните голову вперед. Подбородок должен коснуться груди.
- Наклоните голову назад (туловище держите вертикально). Взгляд должен быть направлен точно вверх или немного назад.
- Наклоните голову влево (вправо). Верхний край левого (правого) уха должен находиться на одной вертикальной прямой с нижнем краем другого.
- Закрепите на стене метку на уровне носа. Встаньте левым (правым) боком. Поверните голову в сторону метки (туловище вслед за головой не поворачивать). Взгляд направлен на метку. Если упражнения даются вам легко, гибкость в шейном отделе позвоночника у вас отличная, если с трудом – хорошая, совсем не получается – плохая.
Гибкость в лучезапястных суставах
- Встаньте прямо, руки вперед ладонями внутрь. Согните кисть внутрь, чтобы ваши пальцы смотрели друг на друга ( пальцы и ладонь должны находиться на одной прямой, локти не сгибать). Если ваши кисти перпендикулярны руке (90), то гибкость у вас отличная, если 80 – хорошая, меньше – плохая.
- Встаньте прямо, на ладонь левой руки возле подушечки большого пальца положите скрепку или пуговицу и сомкните ладони перед грудью так, чтобы пальцы смотрели вверх. Постепенно разводите локти в стороны, пока предплечья не составят друг с другом прямую линию. Если вы удерживаете предмет свободно, гибкость у вас отличная, с трудом – хорошая, если предмет падает – плохая.
Гибкость в локтевых суставах
Встаньте прямо, руки в сторону, согните руки в локтевых суставах. Если вы касаетесь плеча кистью, то гибкость у вас отличная, если только пальцами – хорошая, если вообще не касаетесь – плохая.
Гибкость в плечевых суставах
- Встаньте прямо, ноги слегка разведите. В левую руку возьмите небольшой предмет (мыльницу или коробок спичек). Поднимите левую руку вверх и согните ее за головой. Правую опустите вниз и согните за спиной. Попытайтесь передать предмет из левой руки в правую. Затем поменяйте руки и проделайте то же упражнение. Если это упражнение получается у вас легко, то гибкость плечевых суставов отличная, если с трудом – хороша, вообще не получается – плохая.
- Встаньте спиной к стене на расстоянии ступни, руки в стороны (ладони вперед). Медленно отведите руки назад как можно больше (не опуская их вниз и не поднимая вверх). Попытайтесь коснуться пальцами стены и удержать это положение 2-3 с (туловище не наклонять). Если вам удается легко сделать это, гибкость отличная, с трудом – хорошая, совсем не получается – плохая.
Гибкость позвоночника
Закрепите на стене метку на уровне ваших плеч. Встаньте спиной к стене на расстоянии одного шага. Наклонитесь назад так, чтобы увидеть метку. Затем встаньте к стене правым (левым боком) на расстоянии одного шага. Поднимите левую (правую) руку вверх и постарайтесь достать прямой рукой закрепленную на стене метку. Если эти упражнения получаются у вас легко, гибкость отличная, с трудом – хорошая, не получается – плохая.
Гибкость в тазобедренных суставах
- Встаньте, ноги вместе, руки вниз. Сделайте максимальный наклон вперед (ноги в коленях не сгибать). Если вы смогли достать ладонями пола и удержать это положение 2-3 с, гибкость у вас отличная, если только кончиками пальцев – хорошая, если чуть ниже колен – плохая.
- Встаньте спиной к стене, затем плавно поднимите одну ногу в сторону как можно выше и постарайтесь удержать ее 2-3 с (туловище не наклонять). Если ваша нога поднимается на 90 и выше , гибкость отличная, на 70 – хорошая, меньше - плохая.
Гибкость в голеностопах и коленных суставах
- Сядьте на пол, ноги вместе, руки сзади. Напрягите изо всех сил ноги, носки ног оттяните на себя. Между пятками и полом у вас должно быть расстояние. Если между полом и пятками свободно проходит коробок спичек, гибкость у вас отличная, если задевает – хорошая, совсем не проходит – плохая.
- Проделайте еще одно упражнение. Встаньте на колени (ноги слегка разведите), носки ног оттяните, попытайтесь сесть на пол. Если вы садитесь на пол свободно, гибкость отличная, на 2-3 см – хорошая, выше – плохая.
Тесты, предлагаемые Шведским центральным спортивным союзом
Голеностопный сустав. Разгибание в голеностопном суставе при выпрямленном колене.
Сняв обувь встать в положение выпада, опершись руками о гимнастическую стенку (Рис.1 ). Нога, находящаяся сзади поставлена как можно дальше назад и выпрямлена в тазобедренном и коленном суставах, пятки не отрываются от пола носки и колени направлены строго вперед. При нормальной подвижности угол между поверхностью пола и ногой должен составлять 50 -60.
Тазобедренный сустав. Разгибатели бедра и сгибатели голени (мышцы задней поверхности бедра). Тестирующий берется за поднимаемую ногу так, как показано на рисунке 2, -одна рука кладется сверху на колено. Предотвращая его непроизвольное сгибание, а другая снизу на голеностоп. Ноги тестируемого должны быть полностью расслаблены. При нормальной растяжимости мышц задней поверхности бедра и подвижности в тазобедренном суставе угол между ногами составляет 60-70.
Сгибатели бедра- разгибатели голени. Лечь на живот. Согнуть ногу в колене и с помощью рук пытаться коснуться пяткой ягодицы (Рис. 3). При этом бедро сгибаемой ноги не должно отрываться от поверхности пола. В норме пятка должна касаться ягодицы. При этом бедро сгибаемой ноги не должно отрываться от поверхности пола. В норме пятка должна касаться ягодицы (при разогнутом тазобедренном суставе). При недостаточной гибкости подвздошно-поясничной мышцы возникает непроизвольное компенсаторное сгибание ноги в тазобедренном суставе.
Разведение ног в стороны в положении стоя. Раздвинуть ноги как можно шире, при условии что туловище должно быть направлено строго вверх, а стопы – вперед. Руками можно опираться о гимнастическую стенку (рис. 4). В норме угол между ногами должен составлять не менее 90.
Супинация ноги в тазобедренном суставе. Сесть на стул. Одну ногу поднять, согнуть и положить на колено другой (рис. 5). В норме голень согнутой ноги приводится с помощью рук в горизонтальное положение.
Разгибание плеча вверх. Сесть на стул, поднять руки согнуть так, что бы пальцы были направлены к лопаткам. В норме кончики пальцев скрещенных рук должны касаться нижнего края лопаток (рис. 6).
Наклоны вперед. Встать прямо, соединив ноги. Наклониться вперед – вниз, Не сгибая при этом ноги и свесив расслабленные руки вниз (рис. 7). В норме кончики пальцев должны коснуться пола. Это достижение свидетельствует о хорошей гибкости позвоночника и хорошей растяжимости задней поверхности бедра.
Наклоны назад. Лечь на живот. Стопы под планкой гимнастической стенки или прижимаются к полу партнером (рис. 8). При выполнении теста следить за тем, что бы передняя поверхность бедер не отрывалась от поверхности полаю поднять туловище от поверхности пола за счет разгибания спины назад. При этом движении большому давлению подвергаются хрящевые пластины, суставные поверх и отростки позвоночников. Поэтому при возникновении боли в области позвоночника у тестируемого выполнение упражнения следует прекратить. В норме при поднимании туловища расстояние между грудной полости и пола должно составлять 10 – 20 сантиметров.
Наклоны туловища в сторону. Встать спиной к стене, расстояние между стопами30 сантиметров (рис. 9), и наклонить туловище в сторону не допуская отклонения тела назад. Следить за тем, что бы ягодицы не смещались вдоль стены вслед за туловищем. В норме кончики пальцев должны опускаться чуть ниже коленной чашечки. Тест не отличается большой достоверностью, поэтому его следует отнести скорее к ориентировочным.
Поворот туловища в сторону. Сесть на стул, развести ноги как минимум на 50 сантиметров и упереться руками в колени. Не меняя положение таза и ног, развернуть голову и туловище как можно дальше назад. Во избежание малейшего поворота в области таза коленями можно упереться в стену. В норме при повороте в сторону- назад тестируемый должен видеть поднятые над головой руки партнера, стоящего на расстоянии 2 мера сзади (рис. 10).
Комплекс тонического стретчинга. Для развития подвижности в суставах, улучшения растягиваемости мышц существует достаточно большое количество позиций с указанием времени их удержания в зависимости от уровня подготовленности (от 5 до 30 сек).
В качестве примера привожу оздоровительный комплекс, предназначенный для поддержания хорошего самочувствия и благоприятного тонуса в мышечной системе, - 6 поз так называемого тонического стретчинга. Впервые их описал и внедрил в практику оздоровительных занятий французский педагог-исследователь Ж.Морей в 1984году.
Пользуясь авторской терминологией, приводим краткую характеристику всех 6 позиций стретчинга.
- Рис. 11 – «ритуальный» стретчинг взят с позы, позволяющей ощутить пространство при опоре на полу. В позе передавать тяжесть тела последовательно от пяток к кончикам пальцев, используя балансирующее движение руками.
- Рис. 12 – тонический стретчинг в положении стоя. Распределяя тяжесть тела равномерно на обоих ногах, наклонить в сторону верхнюю часть туловища и руки пальцы сцеплены ладонями направлены наружу.
- Рис. 13- тонический стретчинг в выпаде. Выпрямить руки вверх, пальцы сцеплены. Эта поза особенно развевает мышцы живота и переднюю часть бедра поставленной вперед ноги.
- Рис. 14- «тяжелый» стретчинг. Наклонить туловище вперед как модно ниже, округляя спину, расслабив тело, поддаться силе тяжести. Упражнение можно выполнить не только с разведенными, но и сомкнутыми ногами.
- Рис. 15- тонический стретчинг, сидя на полу. Наклонить туловище вперед, взяться за пальцы ног и удерживаться в током положении крепким напряжением рук. Если гибкость позволяет, с окончанием удержания приподнять от пола пятки.
- Рис. 16- тонический стретчинг, лежа на полу. Касаясь всеми возможными точками тела поверхности пола, полностью расслабившись почувствовать тяжесть тела. Затем вытянуться, обращая особое внимание на пятки и кисти рук.
- Основные методические и комплексные приемы при занятиях стретчингом
Упражнения для шейного отдела позвоночника
- И.п. – стоя ноги врозь (или сидя на стуле), руки вниз. Наклоны головы вперед (касаясь подбородком груди) и назад (запрокидывая голову как можно дальше).
- И.п. – то же. Наклоны головы вправо, влево.
- И.п. – то же. Повороты головы вправо, влево.
- И.п. – то же. Круговые движения головой вправо, влево.
- И.п. – то же. Комбинация наклонов головы вперед и назад в сочетании с ее поворотом вправо и влево.
Упражнения для позвоночника
- И.п. – стойка ноги врозь, руки вверх. Потягивания вверх.
- И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе (или вверху). Круговые движения туловищем вправо и влево.
- И.п. – стойка ноги врозь, правая рука на поясе, левая вверху. Наклон туловища вправо, затем поменять руки – наклоны влево (туловище вперед не наклонять).
- И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе (спина прямая). Наклоны вперед прогнувшись, руки вперед.
- И.п. – стойка ноги вместе (врозь). Наклоны туловища к ногам (колени не сгибать).
- И.п.- стойка ноги врозь с наклоном туловища вперед прогнувшись, руки в стороны. Повороты туловища с руками вправо и влево («мельница»).
- И.п. – стойка ноги врозь, руки вниз. Наклониться назад (слегка сгибая колени), коснуться руками пяток.
- И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе(за головой или вверху). Наклон туловища назад (прогибание).
- И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. Повороты туловища с руками вправо и влево (таз не поворачивать).
- И.п. – стойка на коленях, руки за головой (или вверху). Наклон туловища назад (стараться достать сначала руками, затем головой пола).
- И.п. – стойка на коленях, руки в стороны. Повороты туловища вправо и влево, стараясь достать правой рукой левой стопы и наоборот.
- И.п. – стойка на коленях, руки перед собой в упоре (спина прямая). Прогнуть и согнуть спину (при прогибе спины голову вверх, при сгибе – вниз).
- И.п. – сед ноги врозь, руки в сторону. Повороты туловища вправо и влево ( таз и ноги от пола не отрывать).
- И.п. – сед ноги вместе, руки сзади. Оторвать таз от пола (опираясь на кисти и стопы), прогнуться как можно больше в пояснице.
- И.п. – сед ноги врозь, руки сзади. Опираясь на левую руку ( правая вверх), оторвать таз от пола, прогнуться в пояснице и повернуть туловище влево, затем вернуться в и.п., сменить руки и выполнить то же в другую сторону.
- И.п. – сед на пятках, руки впереди на полу. Плавно, скользя грудью по полу, перейти в упор лежа на согнутых руках, а затем так же плавно, разгибая руки и сгибая ноги, вернуться в и.п.
- И.п. – сед на пятках, взяться руками за пятки. Встать на колени, прогибаясь как можно больше в позвоночнике (руками держаться за пятки).
- И. п. – лежа на животе, руки впереди (за головой или на пояснице). Оторвать руки и ноги от пола, прогнуться в пояснице и удержать это положение, а затем вернуться в и.п. Это упражнение можно выполнять разноименно, поднимая правую руку и левую ногу.
- И.п. - упор лежа на согнутых руках. Медленно выпрямляя руки, поднять сначала голову, затем грудь – прогнуться назад как можно больше (таз от пола не отрывать), а затем вернуться в и.п. Это упражнение можно выполнять с поворотом головы вправо и влево, стараясь увидеть через плечо ноги.
- И.п. – лежа на животе, ноги врозь, взяться руками за стопы снаружи. Прогнуться, поднимая без рывков голову, грудь и бедра как можно выше от пола. Задержаться в этом положении несколько секунд, а затем вернуться в и.п.
- И.п. – упор лежа на согнутых руках, ноги разведены. Плавно, без рывков разгибая руки, поднять голову, грудь, одновременно сгибая ноги в коленях, постараться дотронуться ступнями ног до головы.
- И.п. – лежа на спине, руки в стороны. Прямые ноги подняты вверх. Опускать ноги вправо и влево. Упражнения можно выполнять в облегченном варианте – с согнутыми в коленях ногами или опускать в сторону одну ногу.
- И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Медленно принять положение «стойка на лопатках». Опустить прямые ноги за голову, стараясь достать пола носками ног. Упражнение можно выполнять опуская и поднимая поочередно каждую ногу.
- И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Принять положение «стойка на лопатках». Согнув ноги в коленях и прижав их к ушам, постарайтесь коснуться пальцами ног пола.
Упражнения для плечевых суставов.
- И.п. – стойка ноги вместе (врозь), руки внизу. Поднимание и опускание плеч.
- И.п. – то же. Подать плечи вперед, а затем отвести их назад так, чтобы лопатки коснулись друг друга.
- И.п. – стойка ноги врозь, руки к плечам. Вращение руками вперед, назад.
- .И.п. – стойка ноги врозь, руки внизу. Маятникообразные или рывковые движения прямыми или согнутыми в локтях руками во все стороны во всех направлениях.
- И.п. – стойка ноги врозь, руки впереди. Круговые движения руками вперед, назад.
- И.п. – стойка ноги вместе. Согнуть правую руку за голову локтем вверх и постараться достать пальцами левую лопатку, затем сменить положение рук.
- И.п. – стойка ноги врозь. «Вкручивание» и «выкручивание» через верх назад и обратно гимнастической палки (скакалки), держась за ее концы.
- И.п. – стойка ноги вместе, на расстоянии одного шага и лицом к опоре (спинка стула, подоконник), руки на опоре. Пружинящие наклоны туловища вперед – вниз, руки в локтях прямые).
- И.п. – стойка ноги врозь, на расстоянии шага и спиной к опоре. Положить руки на опору, локти прямые, пружинящие приседания.
Упражнения для локтевых суставов.
- И.п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью (локти в стороны). Разгибание рук в локтевых суставах до отказа, а затем вернуться в и.п.
- И.п. – стойка ноги врозь, согнутые руки перед грудью (локти в стороны). Круговые движения предплечьями внутрь и наружу.
- И.п. – ноги врозь, руки перед грудью, кисти переплетены, локти в стороны. Выпрямить руки вперед до отказа с разворотом ладоней наружу.
- И.п. – стоя на коленях, прямые руки на полу. Наклониться грудью в полу и постараться достать плечами до пола.
- И.п. – сидя на полу (колени согнуты). Положить одну руку на колено. Пружинно разгибать ее в локтевом суставе, активно помогая другой рукой.
- И.п. – сидя на полу , колени согнуты. Взять гантель хватом снизу и положить руку на колено. Максимально сгибать и разгибать руку в локтевом суставе.
- И.п. – стоя боком, взявшись одной рукой хватом сверху за опору (подоконник, спинка стула). Максимально разогнуть руку в локтевом суставе и присесть так, чтобы рука составляла одну прямую с плечом, а затем вернуться в и.п. Потом повернуться другим боком и сделать то же, сменив положение рук.
- И.п. – сидя на стуле, опустить руки между коленями так, чтобы локти находились на уровне колен, а ладони рук были соединены друг с другом. Пружинно сгибая колени, надавливайте на локтевые суставы.
Упражнения для лучезапястных суставов
- И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны, кисти в кулак. Вращать кистями внутрь и наружу. Упражнение можно выполнять с гантелями.
- И.п. – стойка ноги врозь, руки вперед. Сгибание и разгибание кистей рук вверх и вниз.
- И.п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью, ладони соединены. Сгибание и разгибание кистей с сопротивлением - вправо и влево .
- И.п. – стока ноги врозь, согнутые руки перед грудью в «замок». Вращение кистями в одну и другую стороны.
- И.п. – стока ноги врозь, согнутые руки перед грудью в «замок». Выпрямление рук вперед ладонями наружу.
- И.п. – стока ноги врозь, согнутые руки перед грудью , ладони соединены. Ритмичными движениями разводить руки в стороны, но так, чтобы кисти не разводились.
- И.п. – положить ладони на стол пальцами к себе. Медленно отклонить туловище назад, надавливая на кисти, не отрывая при этом ладони от стола.
Упражнения для тазобедренных суставов
- И.п. – стойка ноги врозь (вместе). Пружинящие наклоны туловища к ногам.
- И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. Круговые движения (вращения) тазом вправо и влево.
- И.п. – широкая стойка ноги врозь (как можно шире), руки на поясе. Пружинящие приседания на правой , а затем левой ноге. Упражнение можно выполнять с поворотом туловища вправо и влево, опираясь руками на согнутую ногу.
- И.п. – стоя боком к опоре, руки на опоре. Махи ногами вперед – вверх; назад, в сторону.
- И.п. – широкая стойка ноги врозь, руки на опоре. Глубокие приседания, стараться как можно ниже опустить таз (при приседаниях спина прямая, колени развернуты в стороны, пятки от пола не отрывать.).
- И.п. – стойка ноги вместе, руки вниз. Разводить и сводить ноги до предела, поочередно передвигая носки и пятки.
- И.п. – в полушпагате или шпагате. – пружинящие движения, опираясь руками о пол или держась за опору (шпагат можно выполнять) продольно или поперечно).
- И.п. – стоя лицом к опоре. Наклоны туловища к ноге.
- И.п. – стоя боком к опоре, одна нога на опоре. Чередование наклонов туловища вниз и в сторону к ноге, которая находится на опоре.
- И.п. – сед ноги вместе (врозь). Наклоны туловища к ногам. При наклонах стараться достать грудью ног или пола.
- И.п. – сидя на полу, левая нога прямая – впереди, правая согнута в колене – в сторону. Пружинящие наклоны туловища к выпрямленной (левой) ноге. Затем поменять положение ног.
- И.п. – сидя на полу, ноги согнуты в коленях и разведены в стороны, ступни ног вместе, руки на коленях. Давить руками на колени, медленно разводить их, выполняя пружинящие движения.
- И.п. – сидя на полу, ноги скрестно («по-турецки»), руки на стопах ног. Наклоны туловища вперед.
Из положения лежа.
- И.п. – лежа на спине, руки в стороны. Махи ногами вперед, в сторону.
- И.п. – лежа на спине. Поочередно подтягивать к туловищу согнутые в коленях ноги.
- И.п. – лежа на спине, руки в стороны. Круговые движения одной ногой.
- И.п.- - лежа на спине с разведенными в стороны ногами. Захватить колени руками, притягивать прямые ноги ближе к телу, одновременной разводить их в стороны.
Упражнения для голеностопных суставов
- И.п. – стойка ноги вместе, руки на поясе. Поднимание и опускание на носках.
- И.п. – стоя на носках на краю возвышения, держась руками за опору. Пружинистые покачивания одновременно на двух ногах (или поочередно на каждой) с опусканием пяток как можно ниже уровня опоры.
- Ходьба на носках («высоких пальцах»).
- Ходьба с перекатом с пятки на носок.
- И.п. – упор присев. Опираясь тыльной частью стоп сесть на пятки.
- И.п. – сед на пятках (носки оттянуты). Опираясь на руки, поднять колени к груди как можно выше, постараться встать на оттянутые носки.
- И.п. – сидя на полу. Взять голень одной ноги руками и медленно вращать ею по часовой стрелке, а затем в обратном направлении.
- И.п. – сидя, ноги вместе, руки сзади. Одновременное (или поочередное) сгибание и разгибание носков.
Комплекс для начинающих №1
Каждое упражнение выполнять 4-6 раз.
- И.п. – стойка ноги врозь, руки вниз На каждый счет 1-4 наклоны головы вперед, назад, вправо, влево, выполнять наклоны плавно.
- И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. На каждый счет круговые движения кистями. На 1-4 – вперед, 5-8 – назад.
- И.п. – то же. На каждый счет круговые движения руками. На 1-4 – вперед, 5-8 – назад, не сгибая рук в локтях.
- И.п. – стойка ноги врозь, в руках гимнастическая палка или скалка (расстояние между руками должно быть шире плеч). Поднять прямые руки вверх над головой и сделать выкрут в плечевых суставах, а затем вернуться в и.п. Упражнение постепенно можно усложнять, уменьшая расстояние между руками (5-10 раз).
- И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. На 1-3 – правая рука вверх, пружинящие наклоны туловища влево, на 4 – и.п., 5-8 – вправо.
- И.п. – то же. На 1-3 – поочередно пружинящие наклоны туловища к правой ноге, левой, вперед, на 4 – вернуться в и.п. (при наклонах стараться достать кончиками пальцев или ладонями рук пола, ноги в коленях не сгибать).
- И.п. – широкая стойка ноги врозь с наклоном туловища вперед, руки в стороны. На каждый счет повороты туловища вправо и влево (10-20 раз).
- И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. На 1-4 – круговые движения туловищем вправо, на 5-8 – влево (упражнение выполнять плавно).
- И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. На 1 – наклониться назад (слегка сгибая колени), коснуться руками пяток, на 2 – вернуться в и.п.
- И.п. – стоя правым боком к опоре (стул, спинка кровати), правой рукой держась за опору. Махи левой ногой вперед (10 раз), назад (10 раз), в сторону (10 раз). Затем повернуться другим боком и продолжить упражнение другой ногой (колено маховой ноги не сгибать, спина прямая). Постепенно увеличивать дозировку до 50 раз.
- И.п. – стоя лицом к опоре, опираясь прямыми руками о спинку стула (кровати, подоконника). На 1-3 – пружинящие наклоны туловища вперед (руки прямые, спина прогнута), на 4 – вернуться в и.п.
- И.п. - ноги врозь (как можно шире),спина прямая. На 1 - наклон туловища к правой ноге, на 2 - к левой, на 3 - вперед, на 4 - вернуться в и.п.
- И.п. – сед ноги вместе, руки сзади. На 1-3 – пружинящие наклоны туловища вперед, на 4 – и.п. Старайтесь с помощью рук достать колени – ноги прямые.
- И.п. – то же. На 1-3 – медленно оторвать таз от пола (опираясь на кисти и стопы), прогнуться как можно больше, на 4 – и.п.
- И.п. – то же. На 1 – оторвать таз от пола, опираясь на кисти и стопы. На 2 – пружинящие движения, сгибая ноги в коленях (стараться достать ягодицами пяток, руки прямые).
- И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять правую ногу вверх, захватить ее руками. На 1-3 - плавно притягивать ногу к телу, на 4 – и.п., на 5 – то же, но другой ногой.
- И.п. – упор лежа на согнутых нога. На 1-4 медленно выпрямляя руки, поднять сначала голову, затем грудь - прогнуться как можно больше (таз от пола не отрывать). На 5-8 – и.п.
- И.п. – сед на пятках, взяться руками за пятки. На 1-4 – встать на колени, прогибаясь как можно больше в позвоночнике (руками держаться за пятки), на 5-8 – и.п.
- И.п. – стойка на коленях, руки в стороны. На 1-2 – сесть вправо, руки влево, на 3-4 – вернуться в и.п., на 5-8 - в другую сторону.
- И.п. – стойка ноги вместе, руки на поясе. На 1-2 – глубокое приседание, руки в стороны (пятки от пола не отрывать), на 3-4 – и.п.
После выполнения комплекса упражнений нужно расслабиться, для этого лягте на спину, руки и ноги слегка раскиньте, так, чтобы вам было удобно, глаза закройте. Последовательно сосредоточьте свое внимание на расслаблении отдельных групп мышц: лица, рук, ног, туловища. Отдохните 2-3 минуты.
Комплекс упражнений для начинающих рассчитан на 1-1,5 месяца занятий. После его освоения можно перейти к комплексу №2 – более сложному. Он рассчитан на 1,5-2 месяца занятий.
Комплекс для начинающих №2
- И.п. – основная стойка (о.с.). На каждый счет наклоны головы вперед, назад, вправо, влево.
- И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. На 1-2 – круговое движение головой вправо, на 3-4 – влево, постепенно увеличивая амплитуду движений .
- И.п. – стойка ноги врозь, руки вниз. На 1-2 – круговое движение назад правым плечом, на 3-4 – левым, на 5 – поднять плечи, голову втянуть, на 6 – опустить плечи, на 7 – голову втянуть, на 8 – и.п.
- И.п. – стойка ноги врозь, кисти в замок перед грудью. Круговые движения кистями.
- И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны, кисти прямые. Сгибание и разгибание кистей.
- И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. На каждый счет круговые движения руками. На 1-4 – вперед, на 5-8 – назад, не сгибая руки в локтях.
- И.п. – стойка ноги врозь, в левой руке небольшой предмет. Поднять левую руку вверх, согнуть ее за головой, правую опустить вниз и согнуть за спиной. Предать предмет из правой руки в левую, затем поменять руки.
- И.п. – стоя лицом к опоре. Опираясь руками о спинку стула: на 1-3 – пружинящие наклоны туловища вперед, на 4 – и.п. (руки прямые, спина прогнута).
- И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. На 1-3 – поочередно пружинящие наклоны туловища к правой ноге, левой, вперед, на 4 – и.п. (при наклонах достать пола ладонями, ноги в коленях не сгибать).
- И.п. – о.с. На 1-3 – пружинящие наклоны туловища вперед, на 3 – руки за спину, прогнуться назад как можно больше, на 4 – и.п.
- И.п. – стойка ноги врозь, руки вниз. На 1-4 – наклоняясь вперед, круговое движение туловищем вправо, на 5-8 – влево (при наклоне туловища назад руки вверх).
- И.п. – стоя правым боком к опоре. Махи левой ногой вперед, назад, в сторону. Повернуться другим боком.
- И.п. – стоя лицом к опоре, положить левую ногу на опору, руки внизу. На 1-3 – пружинящие наклоны туловища к левой ноге, на 4 – и.п., на 5-8 – к другой ноге. 20-50 махов каждой ногой.
- И.п. – стоя правым боком к опоре, левая нога на опоре, руки на поясе. На 1-3 – пружинящие наклоны туловища к правой ноге (достать кистями пола), на 4 – и.п., на 5-8 – к другой ноге.
- И.п. – широкая стойка ноги врозь, опираясь руками о пол. Пружинящие движения в шпагате с опорой руками о пол.
- И.п. – сед ноги врозь (как можно шире), спина прямая. На 1 – наклониться вперед, захватив руками стопы или нижние части голени, на 2-3 – удерживать положение, на 4 – и.п. (ноги в коленях не сгибать).
- И.п. – сед ноги вместе , руки сзади. На 1 – оторвать таз от пола (опираясь на кисти и стопы) – прогнуться, на 2 – мах левой ногой, на 3 – приставить ногу, на 4 – и.п., на 5-8 – другой ногой.
- И.п. – упор лежа на согнутых руках (ноги слегка разведены).На 1-2-медленно выпрямляя руки поднимать с поворотом вправо сначала голову, затем грудь (таз от пола не отрывать), прогнуться в спине как можно больше, на 3- 6- удерживать это положение , стараясь увидеть левую ногу, на 7-8 – и.п., на 9-16- то же, но в другую сторону.
- И.п. – сед на пятках с наклоном туловища вперед. На 1-4 – медленно выпрямляясь ( через стойку на коленях) поднять руки вверх и прогнуться назад как можно больше , на 5-8-и.п.
- И.п. – лежа на животе, ноги врозь, взяться руками за стопы снаружи. Прогнуться в спине как можно больше. Задержаться в этом положении 2-3 с, а затем вернуться в и.п.
- И.п. – стойка ноги врозь на коленях, руки внизу, стопы оттянуты. На 1-3 – пружинящие приседания (стараться достать ягодицами пола).
- И.п. – сед на пятках, носки оттянуты, руки на полу. Оторвать колени от пола, опираясь на кисти и носки. Удерживать положение 2-3 с, а затем вернуться в и.п.
- И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. На 1-2 – глубокое приседание (колени разведены в стороны, спина прямая, пятки от пола не отрывать), на 3-4 – и.п.
После комплекса выполнить упражнения на расслабление. Отдохнуть лежа на спине 2-3 минуты.
Упражнения в парах
Гибкость можно развить гораздо быстрее, выполняя упражнения с партнером, который заметно увеличивает амплитуду ваших движений (например, помогая притягивать туловище к ногам или наоборот), чем если бы вы занимались самостоятельно. Еще одно из преимуществ упражнений в парах (перед упражнениями с отягощением) – можно регулировать силу воздействия в процессе выполнения упражнения, то есть даже в течение одного подхода. Хороши эти упражнения и тем, что их можно выполнять буквально везде – дома и в парке, на пляже и во время привала в турпоходе.
Однако, выполняя упражнения в парах нужно помнить, что нельзя допускать болевых ощущений, пытаясь сразу добиться значительного увеличения амплитуды движений. Очень важно предварительно активно разогреть мышцы.
Упражнения в парах можно выполнять в динамике и в статике. Если вы повторяете их определенное количество раз с постепенно возрастающей амплитудой – это динамическое выполнение упражнений, если же вы, наоборот, задерживаете движение в крайней точке натяжения мышцы на 10-30 с – это статическое выполнение.
- И.п. – стоя лицом друг к другу, прямые руки на плечах партнера, пальцы сплетены на его затылке (его пальцы на вашем затылке). Преодолевая сопротивление партнера, попеременного пригибать и поднимать голову.
- И.п. – лицом друг к другу, руки согнуты в локтях на уровне груди, ладонь на ладони партнера, пальцы сплетены. Выпрямлять руку, стараясь как можно дальше отвести руку партнера. Одновременно сгибая другую руку, отводите ее под давлением партнера как можно дальше назад, корпус старайтесь не разворачивать.
- И.п. – стоя спиной друг к другу, прямые руки в стороны, пальцы сплетены с пальцами партнера. Медленно поднимать и опускать руки.
- И.п. – стоя лицом друг к другу, взяться за руки . Выпрямить руки и прогнуться назад в пояснице как можно больше.
- И.п. – стоя лицом друг к другу. Один наклоняется вперед, отводя руки назад как можно дальше. Партнер захватывает руки за запястья и медленно пружинящими движениями притягивает их к себе.
- И.п. – стоя спиной к партнеру, руки отведены назад. Партнер, захватив руки, медленно, пружинящими движениями отводит их назад – вверх.
- И.п. – лежа на животе , руки вверх. Партнер подходит со спины, берет за запястья и медленно отводит руки назад, слегка приподнимая туловище.
- И.п. – стоя на коленях, отвести руки назад и прогнуться в пояснице. Партнер плавными, пружинящими движениями обеих рук нажимает на грудь.
- И.п. – стоя спиной и держась руками за гимнастическую скамейку (спинку стула), поднять ногу вперед. Партнер, захватив руками поднятую ногу за голень, пружинящими движениями поднимает ее вверх.
- Упражнение то же, но стоя боком к опоре, нога – в сторону.
- Упражнение то же, но стоя лицом к опоре, нога отведена назад.
- И.п. – сидя на полу, ноги вместе. Пружинящие наклоны туловища вперед (с помощью партнера).
- Упражнение то же, но ноги врозь. Наклоны туловища к правой и левой ноге.
- Упражнение то же, но наклоны туловища вперед.
- И.п. – сидя на полу, правая нога согнута в колене, левая выпрямлена. Наклоны туловища к левой ноге (с помощью партнера). Затем сменить положение ног.
- Партнеры ложатся на спину в противоположные стороны. Поднимают ноги вверх и соединяют их задней поверхностью бедер. Поочередно притягивают ноги к туловищу под тяжестью ног партнера.
- И.п. – сидя спиной друг к другу, соединив руки в локтевых суставах. Наклоны вперед и выпрямление туловища с партнером на спине.
- И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, левая (правая) нога поднята. Партнер, одной рукой придерживая правую (левую) ногу, другой рукой пружинящими движениями отводит поднятую ногу вверх.
- Упражнение то же, но ноги врозь.
- Сед ноги врозь лицом друг к другу. Взяться за руки. С помощью партнера наклонять туловище вперед.
- И.п. – сидя на полу, ноги согнуты в коленях и разведены в стороны, стопы соприкасаются. Партнер руками, пружиня, надавливая на колени, разводит их в стороны.
- И.п. – стоя спиной друг к другу, руки скрестно. Упираясь спинами, выполнять приседания, не отрывая пяток от пола.
Методические приемы на занятиях стретчингом
- При положении сустава в крайнем разогнутом, согнутом, отведенным, приведенном и т. д. положениях не покачиваться, растягивать связки и мышцы только за счет статического давления, находясь в неподвижном состоянии.
- Прежде чем выполнить упражнения, надо знать, какую конкретную группу мышц оно растягивает.
- При выполнении упражнений не следует пытаться скопировать движения более гибкого товарища. Все движения должны находиться в пределах индивидуального диапазона подвижного сустава. Вначале следует применить легкий стретчинг. Он отличается тем, что выполняется в полностью расслабленных стойках, вызывающих приятные ощущения. Лишь после этого можно переходить к развивающим (растягивающим) упражнениям стретчинга.
- В процессе выполнения упражнения дышать надо спокойно и ритмично. При этом дыхание состоит из коротких вдохов (через нос) и выдохов (через рот). Этот круг «нос-рот» обеспечивает максимальное насыщение брюшной полости воздухом, диафрагма служит точкой опоры механического растягивания.
- При появлении острых болевых ощущений выполнение упражнения нужно прекратить. Дрожание в теле или растягиваемой конечности так же является симптомом слишком сильной нагрузки на сустав, и в этом случае следует принять расслабляющею стойку.
- Прежде чем включить упражнение в тренировочную программу, надо убедиться в правильности его выполнения и безопасности.
- Не стоит выполнять несколько упражнений подряд на сходные группы мышц. Тренировочную программу нужно максимально разнообразить.
Выводы
В результате проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:
1. Проведенный теоретический анализ литературных источников показал важную значимость стрейчинга, как оздоровительного фактора, так и значительного развивающего показателя при тренировке и развитии гибкости у учащихся.
2. Предложенные методические рекомендации могут быть применены на практике при занятиях с учащимися на уроках и во внеурочное время.
3. Предложенная методика развития гибкости у школьников позволит в кратчайшие сроки достичь желаемого результата.
Библиографический список
1. Апанасенко Г. Л. Физическое развитие детей и подростков. – Киев: Здоровья, 1985.- 80 с.
2. Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. – М.: Наука, 1982. – 270 с.
3. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учебное пособие. – М.: “Физкультура и спорт”, 1978. – 223 с.
4. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. – М.: Физкультура и спорт. 1987.
5. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1991.
6. Доскин В. А., Келлер Х., Мураенко Н. М. И др. Морфофункциональные константы детского организма: Справочник. – М.: Медицина, 1997. – С. 37-43.
7. Ивлиев Б.К. Стретчинг. – М. Физическая культура в школе, №12, 1991
8. Карсаевская Т. В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека. – Л., 1970. – 270 с.
9.Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителей. – М.: ООО “Фирма” Изд. АСТ, 1998. – С. 58 – 77.
10.Мартиросов Э. Г. Методы исследования в спортивной антропологии. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 199 с.
11.Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебник. – М.: Физкультура и спорт, 1991.
12.Матвеева Л. П., Новикова А.Д. Теория и методика физического воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1976.
13.Миклашевская Н. Н., Соловьева В. С., Година Е. З. Ростовые процессы у детей и подростков. – М.: Мос. ун-т, 1988. – 183 с.
14.Физиология развития детей и подростков: Сборник научных трудов. / Под редакцией проф. Ю. Е. Маляренко. – Тамбов, 1980.- С. 104 – 112.
15.Харрисон Дж. Биология человека / Под ред. В. В. Бунака. Изд. “мир”. – М., 1979. – С. 392 – 428.
16.Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. 480 с.22.
Информационные ресурсы
Сеть творческих учителей www.it-n.ru
Интернет-школа «Просвещение.ru» www.internet-school.ru
Стретчинг – растяжка для всех. СДЮСШОР №10 г. Волгоград
Научно-методическая деятельность. МОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ www.school32.ru
Методики гармоничного развития детей. Сайт Назаровой Анны Георгиевны www.metodicu.ru
Стретчинг. Дом солнца www.sunhome.ru
Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-методическая разработка "Метод проектов - как одна из форм организации творческой деятельности учащихся"
Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Русских педагогов метод проектов привлек еще в начале XXвека и активно ис...
Научно-методическая разработка "Формирование коммуникативной компетентности в процессе применения технологии дискуссии"
Работа состоит из четырех глав. В первой главе кратко изложены теоретические основы компетентностного подхода, определены понятия «компетенция» и «компетентность», «коммуникативная компетентност...
«НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ»
«НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТАНЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ»...
Танец-словом русской поэзии и прозы. Научно-методическая разработка
В методической разработке представлен литературный материал по которому учащиеся, на уроке музыкально- ритмического воспитания, создают свои пластические образы посредством ассоциативного тренинга....
Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся
Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...
Научно-методическая разработка "Мир предметов и их форма"
В статье рассматривается методическая разработка урока изобразительного искусства в начальной школе. В разработке урока присутствуют методы креативной педагогической системы НФТМ-ТРИЗ. Приводитс...
Научно-методическая разработка. Статья "Триединая задача проектной деятельности". Апрелев В.Е.
По роду профессиональной педагогической деятельности мне пришлось вплотную заняться изучением методической и различной другой литературы, посвященной организации и выполнен...