Научно-методическая разработка "Мир предметов и их форма"
методическая разработка по теме

Скурту Альвина Эдуардовна

В статье рассматривается  методическая разработка урока изобразительного искусства в начальной школе. В разработке урока присутствуют методы креативной педагогической системы НФТМ-ТРИЗ. Приводится блочное описание одного урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научно-методическая разработка урока по изобразительному искусству «Мир предметов и их форма».

Cкурту Альвина Эдуардовна

педагог дополнительного образования высшей категории (изобразительное              искусство) Государственного бюджетного образовательного учреждения средней     общеобразовательной школы № 553 с углубленным изучением английского языка      Фрунзенского района города Санкт-Петербурга

Аннотация. В статье рассматривается  методическая разработка урока изобразительного искусства в начальной школе. В разработке урока присутствуют методы креативной педагогической системы НФТМ-ТРИЗ. Приводится блочное описание одного урока.

        Изобразительное искусство - казалось бы, самый подходящий предмет, чтобы развивать творческие способности, способности оригинально мыслить ,решать творческие задачи. Но обучение этому предмету, как и многим другим, чаще всего строится по принципу научить чему-то конкретному, рисовать что-то конкретное, причем, что еще хуже - педагог учит детей и взрослых рисовать по образцу, всех одинаково. Таким образом, учащийся лишается возможности посмотреть на мир через творчество своим взглядом, сформировать его. Такой принцип обучения не развивает ребенка, не дает ему самостоятельности, свободы самовыражения. Что касается непосредственно уроков рисования - подобный подход не вызывает познавательного интереса у учащегося, а чаще губит его. В этом смысле внедрение в обучение креативной педагогики играет очень важную роль. Система НФТМ-ТРИЗ (непрерывное формирование творческого мышления и творческих способностей с использованием теории решения изобретательских задач) ,напротив, предлагает совершенно другой подход к обучению, ориентированный на развитие творческой личности: творческого воображения и мышления, умения оригинально нестандартно мыслить, позволяет преодолеть инерцию мышления и стереотипы.

Блок1.Мотивация.

        Блок «мотивация» нужен для того, чтобы пробудить в ребенке жажду познания, удивить его, заинтересовать.

        Преподаватель показывает детям разные интересные предметы из фонда студии. Также это могут быть фотографии или картины с изображением каких-то старинных вещей или  современных интересных нововведений.

Блок 2.Содержательная часть.

        В содержательной части урока используется метод фокальных объектов для развития творческого воображения и фантазии из педагогической системы НФТМ-ТРИЗ. Этот метод помогает найти новые связи между объектами , и на основе этого создать новый необычный объект. Суть этого метода заключается в том, что признаки и свойства случайных объектов переносятся на совершенствуемый (фокальный) объект.

        Преподаватель просит детей выбрать какой-то интересный им предмет, вещь.
Например, это будет шкаф. Далее преподаватель раздает детям лист бумаги и просит разделить лист на 3 колонки. Инструкция : «Назовите 3 любых слова, которые приходят вам в голову, нравятся. Можно выбрать слова из окружающего интерьера студии. Запишите слова вверху каждой колонки. Теперь напишите к каждому  объекту его признаки, свойства. Например, слово - «цветок». Каким он может быть? Нежный цветок, красочный, красивый, жизнерадостный, с листиками.» После того, как дети написали свойства и признаки, преподаватель дает им еще один лист бумаги .Теперь задание - соединить написанные признаки с первым объектом (шкаф).Например:

-нежный шкаф

-красочный шкаф
-красивый шкаф

-жизнерадостный шкаф

-шкаф с листиками
        Следующая задача для детей - выбрать один или несколько признаков ,которые они приписали первому объекту, и нарисовать его.

Пример: жизнерадостный шкаф с листиками (рис.1)

(см. альбом с материалами к методической разработке «Мир предметов и их форма»)

Блок 3.Психологическая разгрузка.(танцевальная пауза)

        Танцевальная пауза позволяет ученикам отдохнуть,

снять напряжение, размять мышцы. Положительные эмоции способствуют релаксации.

        Преподаватель говорит детям: «Сейчас мы с вами немного отдохнем. Я включу музыку, а вы представьте, что вы не дети, а кошки и котики и потанцуйте. Потом я буду называть других животных или предметы, а вы будете танцевать в их образе.» Дети перевоплощаются в кошек и танцуют, а преподаватель говорит: «Теперь представьте себя волшебными танцующими часами и вообразите, как бы они моги танцевать. Представьте себя слоном и т.д.»

Блок 4.Головоломка

        Блок «головоломка» развивает творческое мышление учащихся, творческое воображение, в том числе пространственное ,пробуждает в ребенке любознательность, тем самым активируя мышление.

        Все предметы вокруг имеют какую-либо форму. В каждом предмете мы можем найти самые простые формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

        Детям выдается лист ,разделенный на 4 -5 равных частей. Дается следующее задание: «Нарисуйте  в этих квадратах основные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. Потом превратите каждую фигуру в какой-то предмет, вещь, объект »

Пример: объекты, созданные из геометрических фигур (рис. 2)

(см. альбом с материалами к методической разработке «Мир предметов и их форма»)

Литература: учебно-методическое пособие «Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества»

Утемов В.В., Зиновкина М.М., Горев П.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка "Метод проектов - как одна из форм организации творческой деятельности учащихся"

Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в  1920-е годы нынешнего столетия в США. Русских педагогов метод проектов привлек еще в начале XXвека и активно ис...

Публикация в научно-методическом журнале "Школа и производство" № 2, 2013 г. "Изготовление предметов декора в технике "артишок".

Работы (новогодние украшения) выполнены в технике "артишок" с использованием различных материалов....

РАБОТА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ КРУПНОЙ ФОРМЫ (Начальные классы ДМШ) Научно-методическая разработка

Работа над произведениями крупной формы занимает особое место в музыкально-исполнительском развитии учащихся фортепианного отделения. Сочинениям крупной формы свойственно большее, по сравнению с ...

Проект Основные формы организации и направления научно - методической деятельности педагогического коллектива - главный инновационный ресурс развития общеобразовательного учреждения

ПРОЕКТ Основные формы организации и направления научно - методической деятельности педагогического коллектива - главный инновационный ресурс развития общеобразовательного учрежденияГосударственное бюд...

Научно-методические подходы к оптимизации специальных оздоровительных форм физической культуры. Методическая деятельность в области физической культуры, спорта, физического воспитания.

В сфере физической культуры и спорта научно-методическая деятельность выделена как одна из основных. Каждый специалист должен иметь представление о процессах «наука - производство», «...

Работа с региональными СМИ как форма работы по формированию и оценке функциональной грамотности учащихся ОБРАЗОВАНИЕ ЮГОРИИ Сетевой научно-методический журнал Выпуск 2 (64) 2022 Стр. 22-27

В данной статье произведен анализ критериев функциональной грамотности в условиях ФГОС ООО. Представлена форма работы с региональными СМИ и пример задания по материалам газеты «Новости Приобья&r...