Современные физкультурно-оздоровительные технологии
статья по физкультуре по теме
Доклад был заслушан на Всероссийской научно-практической конференции "Формирование физической культуры и культуры здоровья учащихся в условиях модернизации образования", проходившей 12-13 ноября 2010 г, инициатором и организатором является Елабужский Государственный педагогический университет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_nachno-prakticheskoy_konferencii.docx | 18.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Г.К. Раимжанова
Бехтерево, МБОУ «Бехтеревская средняя общеобразовательная школа»
Елабужского района Республики Татарстан
Современные физкультурно-оздоровительные технологии
«Здоровьесберегающие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни .
Физкультура – одна из главных составляющих здорового образа жизни. Об этом известно давно и написано много . Но что нужно для того, чтобы осознали это все и занимались физкультурой с детства и регулярно. Этому способствует физическое воспитание.
В Бехтеревской полной общеобразовательной школе работаю учителем физической культуры уже 18 лет. Методическая тема, над которой работаю
«Формирование здоровьесберегающей образовательной среды и использование ее педагогических возможностей». Работу по здоровьесбережению детей считаю важной и актуальной на сегодняшний день.
Разработанные методы проведения физкультурных занятий на открытом воздухе и в спортивном зале на протяжении ряда лет помогли улучшить состояние здоровья учащихся. Ведется мониторинг состояния физической подготовленности учащихся, паспорт здоровья. Он представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического развития детей.
Проблема сохранения здоровья детей диктует выбор новых образовательных программ и педагогических технологий. В своей работе отдаю предпочтение новым инновационным программам, направленным на повышение значимости занятий физической культурой и спортом, совершенствующим систему физического воспитания подрастающего поколения, приобщающим учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Одно из направлений моей деятельности - это изучение и внедрение здоровьесберегающей педагогики. Здоровьесберегающие педагогические технологии обеспечивают развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Все шире используются в физическом воспитании интерактивные средства. На уроках физической культуры использую компьютерные технологии. Презентация применялась на уроке физкультуры в 10 классе (аэробика) раздел гимнастики тема «Волшебный ящик»; раздел легкой атлетики в 4 классе по теме «Тропинка к здоровью»; раздел гимнастики в 5 классе тема «Парад зверей». Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука – всех современных средств видеотехники – позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.
При обучении физическим действиям обучающихся, практически невозможно объективно оценить и сравнить свое выполнение с показом учителя, а так же выполнение упражнений своих товарищей. Сделать анализ допущенных ошибок. Одним из способов совместить субъективные ощущения от самостоятельного выполнения упражнений и объективного показа является возможность применения современных технологий мультимедиа. Именно цифровая запись и воспроизведение выполнения физкультурных упражнений помогает выявить ошибки детей. Возможности этой технологии практически безграничны. От простого цифрового фотоаппарата до современных видеокамер с функцией фотосъемки, ноутбуков и видеопроекторов. Эта технология применяется на уроках акробатики. Как показал опыт, применение такого способа контроля привело к повышению интереса к занятиям, желанию более активно работать на уроке, переживанию за конечный результат.
Учащиеся выходят в Интернет, чтобы получить дополнительную информацию об истории видов спорта, о новостях олимпийской жизни страны, о влиянии физических упражнений на организм человека. По заданию учителя самостоятельно пишут рефераты, составляют свой режим дня , таблицу с расписанием уроков и спортивных секций, протоколы различных соревнований, паспорта и дневники здоровья.
Позновательно-развивающая технология занятий физической культурой занимает ключевую практическую позицию. В своей работе использую физические упражнения, рефлексо-двигательные, игровые, спортивные и музыкально-ритмические методы и разнообразные организационные формы, соревновательные формы занятий, в которых средства физического воспитания подчинены определенной тематике:
- народные татарские и русские подвижные игры на основе художественного поэтического текста с произнесением игровых речитативов, стихов и диалогов;
-упражнения дыхательной гимнастики по методике Е.Поповой с произнесением звуков и звукосочетаний на выдохе, которые выполняются в покое и в сочетании с движениями в музыкальном оформлении;
-знакомлю с нетрадиционными системами оздоровления .
Физическая культура невозможна без раскрытия духовного потенциала человека: внутренней сосредоточенности, умения концентрироваться, настраивать себя. Ощущение гармонии внутреннего и внешнего мира – это один из путей физического совершенствования. Мне , как учителю, помогает в этом знакомство с лечебно-оздоровительной системой Востока. Эту систему пропагандирую среди своих учеников. Ежедневно на утренней гимнастике выполняем точечный массаж, элементы йоги. Провожу уроки и мероприятия по теме «Тайны древнего Востока».
Особое внимание уделяю учащимся с ослабленным здоровьем. Группы учащихся комплектуются по заболеваниям, где занятия проводятся в виде факультативов ЛФК. Разработана и внедрена авторская программа «Физическая культура для детей с ослабленным здоровьем в группе лечебной физкультуры». На занятиях по ЛФК для релаксации используется классическая музыка, звуки природы (шум дождя, листопад, звуки природы). Для выполнения физических упражнений имеется нестандартное оборудование. Просматриваются фильмы о здоровом образе жизни.
Целью этой программы является коррекция отклонений здоровья и физического развития учащихся. Она дополняет и обновляет школьную, позволяя ввести инновации на занятиях лечебной физкультуры.
К выражению «здоровьесберегающие технологии» многие уже привыкли, хотя и понимают его каждый по- своему. Здоровье – это больше, чем отсутствие болезней.
Педагогический аспект здоровья ухудшается, и как следствие -снижается успешность учащихся. Решить проблему низкой двигательной активности через введение традиционного «стандартного» урока физической культуры невозможно. Нужны новые подходы к учебно-воспитательному процессу – подходы, позволяющие грамотно построить работу учителя и восполнить потребность растущего организма в двигательной активности.
За последнее время наблюдается спад финансирования, школам не выделяется спортивный инвентарь и не строятся спортивные площадки, что немаловажно для физического воспитания детей. Сокращаются бесплатные кружки и секции. Не все сельские дети имеют возможность посещать платные кружки или секции.
В городе Елабуге Республики Татарстан за последние годы построены «Ледовый дворец», «Легкоатлетический манеж», стадион, плавательный бассейн, физкультурно-оздоровительный комплекс. Все это очень хорошо. Показатели Елабужских профессиональных спортсменов растут с каждым днем. Есть даже чемпионы мира. Но мы живем в селе и в город ехать за здоровьем нашим детям далеко. Да и стоит это недешево. Приходится уделять много внимания созданию спортивной базы школы. Вместе с ребятами мы построили «Тропу здоровья», «Хоккейный корт», «Волейбольную площадку», на уроках использую нестандартное оборудование и инвентарь.
Климат Елабужского района позволяет в течение шести месяцев заниматься физическими упражнениями на свежем воздухе. Но только где?
Поэтому мы вышли с предложением построить целый спортивный городок под открытым небом с бассейном и спортивными площадками для занятий физической культурой и спортом, где можно будет заниматься целыми семьями, ребятам после школы, а взрослым- после работы. Ландшафт Бехтеревского пруда позволяет это сделать с минимальными затратами. Это в десятки раз дешевле, чем крытые спортивные сооружения. Учениками и преподавателями был выполнен проект спортивного городка. Который позволит превратить заброшенный пруд в красивое место для активного отдыха. Обеспечит доступность занятий физической культурой и спортом для всех желающих. Этот проект занял 3 место в республиканском открытом конкурсе научно-прикладных разработок «Здоровый образ жизни».
Работа школы сегодня должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся и учителей. Она может считаться полноценной тогда, когда в полной мере и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.
Сегодня как раз и нужно создавать школы крепкой души и крепкого здоровья, «Где учащиеся меньше бы учили, а больше бы учились; в школах было бы меньше шума, одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха…»(Я.А.Каменский).
Учитель физической культуры – скульптор детской души, физического и нравственного здоровья ребенка. Скульптор, который не имеет право на ошибку, так как влияние учителя на ученика несоизмеримо ни с чем. Я от всей души хочу пожелать вам радости встреч, улыбок, общения, пожеланий здоровья, добра, чтобы счастье безоблачным было, чтобы добрыми были дела. Я желаю вам гордиться своими учениками. Пусть они всегда согревают ваши сердца.
Счастья, здоровья вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: "Современный урок современного учителя"
Материалы педсовета...
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал составлен на основе лекций Горбич Ольги Ивановны,кандидата педагогических наук, доцента...
Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку – как путь к успеху современного специалиста в сфере обслуживания.
В современной сфере обслуживания отведенная роль значению английского языка становится очевидной. Ежегодно нашу страну посещают миллионы туристов, которые в первую очередь сталкиваются с предста...
Урок по обществознанию в 8 классе. Тема: Современный мир. Глобальные проблемы современности
Человечество вступило в новую эпоху своего развития. Сегодня на уроке мы рассмотрим разнообразие современного мира людей, а также важные проблемы стоящие перед обществом.В современных условиях о...
Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе
Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...
Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения)
Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения"...