здоровьесберегающие технологии
методическая разработка по физкультуре (5 класс) по теме
Формирование здоровьесберегающей
и социально и социально-адаптированной
образовательной среды в условиях школы-интерната №30, действующей в регионе деятельности Дальневосточной железной дороги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchey.doc | 379.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование здоровьесберегающей
и социально и социально-адаптированной
образовательной среды в условиях школы-интерната №30, действующей в регионе деятельности Дальневосточной железной дороги.
ПОПОУДИН АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ-
учитель негосударственного общеобразовательного
учреждения «Школа-интернат №30
среднего (полного) общего образования
ОАО «РЖД» ст.Комсомольск.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. Это тем более важно, что. По данным Министерства здравоохранения России, лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40 %- хронические заболевания. Потеем же данным, среди школьников за период обучения в 5 раз- возрастает частота нарушений зрения, в 3 раза- патология органов пищеварения и мочеполовой системы, в 4 раза -психические расстройства. Забота о сохранении здоровья воспитанников стала предметом особого внимания нашего коллектива. Школа-интернат является негосударственным учреждением, и мы выполняем заказ открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и готовим выпускников, ориентированных на железнодорожные профессии. Компания нуждается в молодых работниках- инициативных, с высоким уровнем профессионализма, повышенной адаптивностью к новым и изменяющимся условиям труда, ответственных за результаты своей работы в компаниях и самое главное- з д о р о в ы х!
В школе были проведены исследования с целью, выявления реального уровня развития готовности педагогического коллектива к осуществлению здоровьесбережения в образовательном процессе, которые показали достаточную готовность педагогов в рассмотрении аспекте.
Здоровье- понятие комплексное. Оно зависит от социально- экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, функционирования системы здоровья, психологического климата в семье и школе. А ведь в школе- интернате ребенок проводит примерно 185 дней в году. В связи с вышеизложенным нами была определена проблема школы: «Личностно-гуманистическое
образование и воспитание учащихся со здоровьесберегающим сопровождением, ориентированное на железнодорожную направленность выпускника», целью которой было проектирование образовательного пространства, обеспечивающего развитие всех сфер личности ребенка: физической, эмоциональной, интеллектуальной, духовно-нравственной, социальной в соответствии с его природными задатками, интересами и желаниями, его индивидуальным темпом в развитии, сохраняя при этом физическое и психическое здоровье.
Следует подчеркнуть, что для создания здоровьесберегающей среды в условиях школы-интерната мы детально проанализировали факторы, которые могут оказывать прямое влияние на здоровье воспитанников.
Все эти факторы мы разделили на 3 категории:
- Все эндогенные факторы, то есть неизбежные- с ними необходимо считаться, нет способов их изменить;
- корректируемые- действие которых можно в некоторых случаях корректировать;
- устранимые- негативное влияние которых можно снизить, нейтрализовать, исключить.
Все внутришкольные факторы, относящиеся к корректируемым и устранимым, мы учитывали при организации воспитательно-образовательного процесса, то есть именно на них направлены наибольшие усилия работников школы.
При создании условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья мы определили концептуальную основу изучения физического, психического, социального, духовно-личностного здоровья человека.
В обобщенном виде можно считать, что критериями здоровья являются:
- для соматического, т.е. телесного и физического - «я - могу»;
- для психического « я - хочу»;
- для нравственного –« я - должен».
Педагог школы-интерната ориентирован, прежде всего, на сохранение и укрепление психосоматического и духовно-нравственного здоровья.
Модель управления школой «Здоровье и развитие»
Для создания здоровьесберегающей среды на научной основе каждый из субъектов здоровьесберегающей деятельности выполняет свои функции, воздействуя на устранимые факторы. Естественно, возможности и характер воздействия субъектов различен, и только их совместная деятельность может обеспечить реальный успех системы здоровьесберегающих мероприятий.
Школа-интернат работает в режиме шестидневной рабочей недели.
Каждый учитель-предметник ознакомлен с функциями по развитию психомоторных способностей школьников на своем уроке.
Формы организации физической культуры.
- Урок
- Утренняя зарядка
- Самостоятельные занятия
- Индивидуальные занятия с учащимися
- Физкультминутка
- Физкультпаузы
- Подвижная перемена
- Спортивный час
- Спортивная секция
- Спортивные соревнования по отдельным видам
- Спортивный праздник
- Туристические слеты
- День здоровья
Педагогический коллектив школы-интерната разработал цикл тематических дней здоровья.
Формы проведения дней здоровья
- Военные сборы (для старших классов).
- Смотры по ГО и военной подготовке.
- Брейн-ринг «Мое здоровье в моих руках».
- Поле чудес по теме: «Здоровая молодежь-это модно!»
- Предметные эстафеты.
- Спортивные эстафеты.
- Ярмарка подвижных игр.
- Лот-марафоны.
- Первенство подвижных игр «Снайпер», «Лапта».волейбол, баскетбол, футбол, спортивное ориентированное.
- Пожарные учения.
- Папа, мама и я – спортивная семья.
- Лыжные гонки
- Поезд здоровья .
- Дни здоровья и многие другие.
Занятия физической культурой – 2 часа в неделю, проходят в спортивном зале, на улице (весна, осень, зима) в соответствии с погодными особенностями и экологической обстановкой (легкая атлетика, лыжная подготовка, коньки, спортивные игры). Ребята начальных классов ведут дневники спортивных достижений, получают знания по физической культуре, для каждого воспитанника – индивидуальное. В школе введены Олимпийские четверти, по итогам которых награждаются витаминными призами отдельные класса, у которых по физической культуре максимальное количество оценок «5».
Воспитанники школы-интерната занимаются в спортивных секциях, которые способствуют их самореализации. Работают секции баскетбола, тенниса, волейбола, спортивного ориентирования и др.
Мы считаем, что достаточно высока роль здоровьесберегающих подходов, способствующих развитию школы-интерната как системы, способной готовить профессиональные кадры в области железных дорог. Анализ заболеваемости показывает, что улучшаются показатели здоровья воспитанников.
Совершенно очевидно, что практическая реализация здоровьесберегающих и здоровьесозидающих программ способствует формированию образовательного пространства, что возможно только при условии использования современных информационных технологий, средств и методов сохранения, укрепления физического, психического и социального здоровья учащихся и педагогов.
В процессе поиска оптимальных путей формирования здоровья и развития личности мы пришли к выводу, что только знание типологии ребенка и определяет соответствие его индивидуальных особенностей выбору профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе учреждений дополнительного образования" - Сборник материалов всероссийской конференции "Актуальные подходы в вопросах здоровьесберегающей и инновационной деятельности ОУ"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3982930","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном ...
Здоровьесберегающие технологии.Правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий
Любые технологии должны удовлетворять принципам здоровье сбережения (Н.К. С мирнов) «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверен...
ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА
Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки, умения работать с инструментами , изготавливать про...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...
Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности». Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».
Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности». Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»....
Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)
Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...
Конспект занятия для детей средней группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Теремок». (Лексическая тема «Мебель».)
Конспект занятия для детей средней группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Теремок».(Лекси...