здоровьесберегающие технологии
методическая разработка по физкультуре (5 класс) по теме

Попоудин Александр Анатольевич

 

Формирование здоровьесберегающей

и социально и социально-адаптированной

образовательной среды в условиях школы-интерната №30, действующей в регионе деятельности Дальневосточной железной дороги.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchey.doc379.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование здоровьесберегающей

и социально и социально-адаптированной

образовательной среды в условиях школы-интерната №30, действующей в регионе деятельности Дальневосточной железной дороги.

ПОПОУДИН АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ-

учитель негосударственного общеобразовательного

 учреждения   «Школа-интернат №30

среднего (полного) общего образования

                                                                                 ОАО «РЖД» ст.Комсомольск.

       В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. Это тем более важно, что. По данным Министерства здравоохранения России, лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40 %- хронические заболевания. Потеем же данным, среди школьников за период обучения в 5 раз- возрастает частота нарушений зрения, в 3 раза- патология органов пищеварения  и мочеполовой системы, в 4 раза -психические расстройства.  Забота о сохранении здоровья воспитанников стала предметом особого внимания нашего коллектива. Школа-интернат является негосударственным учреждением, и мы выполняем заказ открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и готовим выпускников, ориентированных на железнодорожные профессии. Компания нуждается в молодых работниках- инициативных, с высоким уровнем профессионализма, повышенной адаптивностью к новым и изменяющимся условиям труда, ответственных за результаты своей работы в компаниях и самое главное- з д о р о в ы х!

     В школе были проведены исследования с целью, выявления реального уровня развития готовности педагогического коллектива к осуществлению здоровьесбережения в образовательном процессе, которые показали достаточную готовность педагогов в рассмотрении аспекте.

Здоровье- понятие комплексное. Оно зависит от социально- экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, функционирования системы здоровья, психологического климата в семье и школе. А ведь в школе- интернате ребенок проводит примерно 185 дней в году. В связи с вышеизложенным нами была определена проблема школы: «Личностно-гуманистическое

образование и воспитание учащихся со здоровьесберегающим сопровождением, ориентированное на железнодорожную направленность выпускника», целью которой было проектирование образовательного пространства, обеспечивающего развитие всех сфер личности ребенка: физической, эмоциональной, интеллектуальной, духовно-нравственной, социальной в соответствии с его природными задатками, интересами и желаниями, его индивидуальным темпом в развитии, сохраняя при этом  физическое и психическое  здоровье.

      Следует подчеркнуть, что для создания здоровьесберегающей среды в условиях школы-интерната мы детально проанализировали факторы, которые могут оказывать прямое влияние на здоровье воспитанников.

Все эти факторы мы разделили на 3 категории:

  • Все эндогенные факторы, то есть неизбежные- с ними необходимо считаться, нет способов их изменить;
  • корректируемые- действие которых можно в некоторых случаях корректировать;
  • устранимые- негативное влияние которых можно снизить, нейтрализовать, исключить.

Все внутришкольные факторы, относящиеся к корректируемым и устранимым, мы учитывали при  организации воспитательно-образовательного процесса, то есть именно на них направлены наибольшие усилия  работников школы.

При создании условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья мы определили концептуальную основу изучения физического, психического, социального, духовно-личностного здоровья человека.

 В обобщенном виде можно считать, что критериями здоровья являются:

  • для соматического, т.е. телесного и физического - «я - могу»;
  • для психического « я -  хочу»;
  • для нравственного –« я - должен».

Педагог школы-интерната ориентирован, прежде всего, на сохранение и укрепление психосоматического и духовно-нравственного здоровья.

Модель управления школой  «Здоровье и развитие»

Для создания  здоровьесберегающей  среды на научной основе каждый из субъектов  здоровьесберегающей деятельности выполняет свои функции,  воздействуя на устранимые факторы. Естественно, возможности и характер воздействия субъектов различен, и только их совместная деятельность может обеспечить реальный успех системы здоровьесберегающих мероприятий.

Школа-интернат работает в режиме шестидневной рабочей недели.

Каждый учитель-предметник ознакомлен с функциями по  развитию психомоторных способностей школьников на своем уроке.

 

Формы организации физической культуры.

  • Урок
  • Утренняя зарядка
  • Самостоятельные занятия
  • Индивидуальные занятия с учащимися
  • Физкультминутка
  • Физкультпаузы
  • Подвижная перемена
  • Спортивный час
  • Спортивная секция
  • Спортивные соревнования по отдельным видам
  • Спортивный праздник
  • Туристические слеты
  • День здоровья

 Педагогический коллектив школы-интерната разработал цикл тематических дней здоровья.

Формы проведения дней здоровья

  1. Военные сборы (для старших классов).
  2. Смотры по ГО и военной подготовке.
  3. Брейн-ринг «Мое здоровье в моих руках».
  4. Поле чудес по теме: «Здоровая молодежь-это модно!»
  5. Предметные эстафеты.
  6. Спортивные эстафеты.
  7. Ярмарка подвижных игр.
  8. Лот-марафоны.
  9. Первенство подвижных игр «Снайпер», «Лапта».волейбол,   баскетбол, футбол, спортивное ориентированное.
  10. Пожарные учения.
  11. Папа, мама и я – спортивная семья.
  12.  Лыжные гонки
  13. Поезд здоровья .
  1. Дни здоровья  и многие другие.

Занятия физической культурой – 2 часа в неделю, проходят в спортивном зале, на улице (весна, осень, зима) в соответствии с погодными  особенностями и экологической обстановкой (легкая атлетика, лыжная подготовка, коньки, спортивные игры). Ребята начальных классов ведут дневники спортивных достижений, получают знания по физической культуре, для каждого  воспитанника – индивидуальное. В школе введены Олимпийские четверти, по итогам которых награждаются витаминными призами отдельные класса, у которых по физической культуре максимальное количество оценок «5».

    Воспитанники школы-интерната занимаются в спортивных секциях, которые способствуют их самореализации. Работают секции баскетбола, тенниса, волейбола, спортивного ориентирования и др.

Мы считаем, что достаточно высока роль здоровьесберегающих подходов, способствующих развитию школы-интерната как системы, способной готовить  профессиональные кадры в области железных дорог. Анализ заболеваемости показывает, что  улучшаются показатели здоровья воспитанников.

     

Совершенно очевидно, что практическая  реализация здоровьесберегающих  и здоровьесозидающих программ способствует формированию образовательного пространства, что возможно только при условии использования современных информационных технологий, средств и методов сохранения, укрепления физического, психического и социального здоровья учащихся и педагогов.

 В процессе поиска оптимальных путей формирования здоровья и развития личности мы пришли к выводу, что только знание типологии ребенка и определяет соответствие его индивидуальных особенностей выбору профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии.Правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий

Любые технологии должны удовлетворять принципам здоровье сбережения (Н.К. С мирнов)  «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверен...

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности». Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности».  Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»....

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)

Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...

Конспект занятия для детей средней группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Теремок». (Лексическая тема «Мебель».)

Конспект занятия для детей средней группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Теремок».(Лекси...