Расступись,Лапте дорогу!
методическая разработка по физкультуре по теме

Абрамова Елена Максимовна

программа элективного курса для учащихся 6-8 классов на 12 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lapta_dopoln..doc119 КБ

Предварительный просмотр:

           

Управление образования Исполнительного комитета

города Набережные Челны Республики Татарстан

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15»

                                                                     

                       

                            Программа элективного курса

                                      для  учащихся 6-8 классов

         (методические рекомендации для учителей физической культуры)

                          Расступись, «Лапте» дорогу!                         

                                                                                  Составитель:  Абрамова Е.М.

                                                                                     учитель физической культуры  

                                                                                  высшей квалификационной

                                                     категории

                                         Набережные Челны-2010                                                                                                                                  

         

             

                                    Расступись, «Лапте» дорогу!

                                              Пояснительная записка

      Состояние здоровья подрастающего поколения, безусловно, важный показатель благополучия общества и государства, но утеря духовности, традиций своего народа- не менее важный показатель. Бесспорно и то, что духовное и нравственное здоровье теснейшим образом связано со здоровьем физическим, основа которого закладывается с раннего детства, и сегодня актуальна, как никогда, необходима как воздух в возрождении культурных и духовных основ самосознания народов России. Недостаточная  двигательной активность, повальное увлечение компьютером безусловно влечет за собой снижение как умственной, так и физической работоспособности подрастающего поколения. И поэтому очень важно ненавязчиво внедрить физическую культуру в повседневную жизнь школьников, сформировать потребность  двигаться. И одним  из способов мотивации может быть игра. Опыт воспитания здорового во всех отношениях человека заложен в исторических национальных традициях каждой нации и находит отражение в многочисленных народных состязаниях  и  особенно в играх.

       Самой популярной и любимой игрой у нас в школе пользуется старинная русская игра «Лапта», дающая колоссальный всплеск эмоций, задора, радости движения. Ведь для  игры в лапту не требуется каких-то особых принадлежностей: лужайка, полянка или просто площадка двора или школьного стадиона вполне пригодных  для игры. Круглая или плоская  палка (бита), мячик, как правило, теннисный – вот и весь инвентарь. Правила игры не ограничивают количество учащихся, размер площадки, все зависит от возраста и физической подготовленности играющих,  возможностей площадки, простора для творчества и импровизации более, чем достаточно.

   

.    Неудивительно  и естественно русская Лапта, как развивающийся вид спорта не может оставаться в стороне от проявившихся тенденций в развитии соревновательной деятельности.

Показательно, что  русская лапта включена Министерством образования и науки  Республики Башкортостан в программу по физической культуре для общеобразовательных школ, Мари Эл - постоянная участница всероссийских соревнований.

    Давайте, научим играть детей в «Лапту», и вы не разочаруетесь в этой прекрасной и умной игре. Именно от нас, учителей физической культуры, зависит процесс внедрения этой замечательной игры в массы,  возрождения и популяризации  ее повсеместно, превращения ее в национальный вид спорта.

   Следует отметить, что «Лапту» можно включать как в отдельные разделы программы (легкая атлетика - элементы метания, развитие быстроты, спортивные игры - ловкость, ловля, передача мяча), что приведет к игровой рационализации урока, позволит его сделать интереснее и насыщеннее, так и отдельным разделом  вариативной части учебной программы или элективным курсом.

Данная программа предназначена для учащихся 6,7,8-х классов

Общий объем курса-12часов.

Введение данного курса в школе предусматривает расширение кругозора учащихся, освоение и пополнение знаний, осознание значения физической культуры в обществе, овладение двигательными навыками, укрепления здоровья.

 Цель курса:

-всестороннее развитие физических способностей, формирование потребности движения и здорового образа жизни через народные игры

Задачи:

-создать предпосылки к осознанной мотивации в  изучении и применении народных игр

-овладевать навыками и целенаправленного использования средств физической культуры в индивидуальной деятельности, пропаганда народных игр

-снизить негативные последствия учебной перегрузки;

-обеспечить рост физического развития и работоспособности

-совершенствовать физические способности,  воспитывать моральные и волевые качества

При изучении курса необходим систематический контроль и оценивание учащихся. Контроль и оценка знаний, умений и навыков в форме тестирования и соревнований.

                                    Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

теория практика

1.

Культурно-исторические основы  лапты.

Разновидности игры, правила, техника безопасности

1

2.

Технические приемы игры

6

3.

Тактика игры бьющей и водящей команды

1         2

4.

Общефизическая подготовка и тестирование уровня физической подготовленности

2

5.

Участие в соревнованиях ( согласно плану проведения спортивных мероприятий школы)

                                                                           Всего часов

2        10

                                                                                     Итого

        12


        

                                           Содержание программы

Культурно – исторические основы лапты:

Место и роль народных  игр  в жизни человека. История возникновения игры. Влияние народных подвижных игр на развитие двигательных качеств. Правила игры, варианты, требования к технике безопасности во время игры.

Технические приемы игры:

Стойка игрока при подаче и ловле; способы держания биты; мяча, передвижения ;

Удары по мячу: сверху, снизу, «свечой», сбоку. Подбрасывание мяча: простое, с подкручиванием.

Ловля : положение рук при ловле; ловля летящего мяча, ловля низко летящего мяча, ловля в падении. Передача мяча: с навесом, сбоку, снизу. Бросок (осаливание) от плеча, сбоку.

Тактика игры бьющей команды:

Различные направления ударов (вбок, вдаль, с отскоком), одиночные и групповые перебежки; изменение скорости и направления бега; остановки,  прыжки, падения, финты; очередность подачи.

Тактика игры водящей команды:

Ловля мяча при подаче и после передачи; передачи мяча; броски (осаливание) с различного расстояния; расстановка игроков.

Общефизическая подготовка и тестирование уровня физической подготовлености: общеразвивающие упражнения; прыжки и многоскоки; бег с ускорением, по сигналам, с изменением скорости и направления движения, бег с максимальной скоростью; упражнения в парах; сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

Тесты: бег 30м, челночный бег 3*10м, прыжок в длину с места, подтягивание (по тестам физической подготовленности «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И.Лях, А.А.Зданевич.-М.: Просвещение,2005.)

Участие в соревнованиях по лапте: согласно плану проведения  спортивных мероприятий школы.

Литература:

1.        Володченко В.Ю., Юмашев В.Б. Выходи играть во двор. М.: Мол. гвардия. 1984. – 126 с.

2.        Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры 5–11 классы. Методическое пособие. М., Дрофа, 2003. – 176 с.

3.        Кузнецова З.М. Народные игры на уроках физической культуры. Наб. Челны, 1996, 100 с.

4.        Профилизация обучения физической культуре (программы курсов по выбору и элективных курсов).Наб. Челны,2004,40 с.

5.        Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Научно-методический журнал РАО, Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, 2004 год, № 5.

6.        Сайт федерации лапты России www.lapta.ru 

            Сайты: www.ruslapta.ru , www.mucnkap.ru/forum/topic , www.1september.ru,

          www. sportcom.ru

      7.   Приложение 1 (История игры)

      8.   Приложение 2 (Разметка площадки)

      9.   Приложение 3 (Положение об общешкольных соревнованиях по мини-лапте)

     

      10.  Приложение 4 (Правила игры)

                                                                                                 

  Приложение1

                  Русская лапта: история и этапы развития

         В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство. Русские народные игры имеют многовековую историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, воли, интереса к народному творчеству у молодежи.

          Передовые представители культуры (К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Г.А. Виноградов и др.) еще до Великой Октябрьской революции призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа. Народные игры являются неотъемлемой частью развития патриотических чувств любви и преданности Родине.Так, П.Ф. Лесгафт, создавший научно обоснованную систему физического воспитания, рассматривал народные игры как одно из действенных средств физического развития и воспитания.

 С древнейших времен до нас дошли сведения об играх с мячом. Одной из таких игр является «Лапта»-старинная русская игр. В старину ее именовали по-разному: «сговорка», «хлапта», «тяга»...

       Без этой подлинно народной игры трудно представить себе жизнь мальчишек и девчонок послевоенной поры и многих более старших поколений. Упоминание об этой игре есть уже в древних русских летописях. Да и среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода, есть немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Значит, более тысячи лет живет эта игра в народе. Следует отметить, что лапта - не только русская игра. Норвежские археологи при раскопках находят биты, для игры в лапту, которая  у викингов пользовалась успехом.      

        Действительно, похожие на лапту игры есть у многих народов, они имеют свои правила и называются по-разному: у англичан - крикет, у американцев - бейсбол, софтбол, у кубинцев - пелота, у румын - ойма, у финнов - песа палло, у немцев - шлагбал. правила и называются по-разному: у англичан - крикет, у американцев - бейсбол  также ее «братья и сестры» из других республик: таджикская «тулуфбо-зи», каракалпакская «кошамаран», башкирский «уральский мяч».

        В простонародье чаще всего мячи для этой игры делали из тряпок и тряпками их набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка — ремешков, сделанных из коры липы, березы или ивы. Внутри такие мячи были пустые и набивались песком. В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали, старались придать ему круглую форму. Когда комок хорошо укатывался, бросали его в кипяток и оставляли там на полчаса. Затем вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а своей упругостью не уступал резиновому.    

        Еще во времена Петра I лапта была не только любимейшей молодецкой забавой, но и входила в программу физического развития солдат Преображенского, Семеновского и Шевардинского полков. Полководец Александр Суворов также применял игру в качестве средства тренировки солдат. А начиная с 17-го года 20 века лапта входила в обязательную подготовку красноармейцев, однако не прижилась и была незаслуженно забыта. И напрасно, ведь, как писал Куприн: " Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр...   В лапте нужны: находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам  и лентяям в этой игре нет места…»

Первая попытка создания единых официальных правил по русской лапте была предпринята в 1926 г. Высшим Советом по физической культуре при ВЦИК РСФСР. Но тогда лапта так и не была признана видом спорта, хотя ее популярность в народе была по-прежнему высока. И только в 1957 г. благодаря усилиям энтузиастов состоялось первое официальное соревнование по лапте.

Первый чемпионат Российской Федерации, в 1958 г., послужил существенным стимулом к дальнейшему развитию этой народной игры в городах и областях страны. Лапта завоевала признание. В России были созданы тысячи команд. Уже в 1959 г. лапту включают в программу Спартакиады народов РСФСР.

Однако в 60-70-х гг. развитие лапты приостанавливается, эта увлекательная спортивная игра практически прекращает свое существование. Физкультурные организации страны не проявляют к ней интереса. Заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР А.М. Зимин по этому поводу говорил: “… до сих пор не могу понять, почему фактически исчезла с наших полей замечательная русская игра лапта. А во многих странах ухватились за плодотворную идею этой игры, модернизовали игру, сделали более спортивной, и теперь лаптовые виды спорта, такие, например, как бейсбол, крикет и песа палло, завоевали огромную популярность”.

И только к концу 80-х гг. несправедливость, допущенная по отношению к этой интересной игре, была устранена. Новый импульс к развитию лапты дало постановление Госкомспорта СССР “О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты”, принятое в 1987 г.   К началу 1988 г. лапта уже культивировалась в 344 коллективах физической культуры РСФСР, Украины, Белоруссии.

Богатые традиции игры в русскую лапту, имевшиеся в нашей стране, не позволили ей исчезнуть окончательно, и достаточно было поддержки на официальном уровне, чтобы началось ее второе рождение.

В 1990 г. в Ростове состоялся первый официальный чемпионат России по лапте среди мужских команд. В 1994 г. лапта была включена в Единую Всероссийскую спортивную классификацию. В 1995 г. были разработаны новые правила соревнований. И вот уже девять лет чемпионаты России по лапте проводятся ежегодно, вызывая неизменный интерес к игре со стороны физкультурных организаций областей и регионов России. В настоящее время лапта культивируется как игровой вид спорта более чем в тридцати областях и регионах. С 1997 г. действует межрегиональная общественная организация - Федерация русской лапты России. И вот уже тринадцать лет чемпионаты России по лапте проводятся ежегодно, вызывая неизменный интерес к игре со стороны физкультурных организаций областей и регионов России. В настоящее время лапта культивируется как игровой вид спорта более чем в тридцати  областях регионах. Особой популярностью лапта пользуется в Амурской, Иркутской, Тюменской, Томской, Саратовской, Брянской, Омской, Волгоградской, Тульской, Новгородской, Московской, Белгородской и других областях, в городе Красноярске, в Краснодарском крае, в республике Башкортостан.

           Лапта – динамичный вид спорта, считает вице-президент Российской федерации Дмитрий Дорош. И, как все динамичное, развивается, приспосабливаясь под различные условия. Примером такого развития стало появление мини-лапты, играть в которую можно в любых условиях.


         «Вот эту большую русскую игру мы перенесли на ограниченные площади, чтобы можно было играть во дворах, спортзалах, на хоккейных коробках… Это называется мини-лапта. У нее упрощенные правила: чем проще – тем доступнее игра для самых разных категорий игроков, а значит, тем более широкие слои населения могут быть к ней приобщены. В отличие от традиционной русской лапты, которая строится как классический «спорт высоких достижений» и постепенно превращается в профессиональный вид деятельности, мини-лапта призвана статья массовым явлением, способствующим возрождению русских национальных игровых традиций», - говорит Дорош.

         Интересно отметить, что среди доступных разновидностей этой игры, помимо мини-лапты, существует пляжная лапта. Более того, именно в Ульяновской области зародился такой достаточно экзотических вид этой игры, как лапта на коньках.
Правила игры постоянно упрощаются, что делает ее более доступной и для понимания зрителями, следовательно, привлекательной для телевидения.


«О, радость жизни, детская игра!

 Век не уйти с соседского двора.

 За мной являлась мать. Но даже маме

 В лапту случалось заиграться с нами.

 Чего ж ей, великанше, делать тут?

 В нее ж мячом всех раньше попадут.

 Кидать — кидали, да не попадали...

 И к ужину обоих долго ждали.»


Поэт Валентин Берестов. Стихотворение «Лапта»

Приложение 2

                                        Разметка площадки

                                                                                                                           

          Приложение 3

П О Л О Ж Е Н И Е
об общешкольных  соревнованиях по мини-лапте

I. Цели и задачи

1. Общешкольные  соревнования по мини-лапте проводятся в целях популяризации и дальнейшего развития русской лапты, как  культивирования национального вида спорта

2. Повышение спортивного мастерства игроков.

3. Выявление сильнейших команд и игроков.

4. Привлечение различных слоев населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

5. Пропаганда и формирование здорового образа жизни.

II. Сроки и место проведения

Общешкольные  соревнования по лапте проводятся на школьном стадионе с 10 по 22мая 2009 года, с 14.00 часов

III. Руководство проведением соревнований

Руководство проведением соревнований осуществляется школьным коллективом учителей физкультуры. Непосредственное проведение соревнований возлагается на главную судейскую коллегию:

Абрамова Е.М – главный судья, Калугин В.Е-судья,  Ахметшина А.А. – главный секретарь.

IV. Участники соревнований

К участию в соревнованиях допускаются команды  разных возрастных групп:

6-7, 8-9, 10–11-х классов и сборная команда учителей.

Состав команды: 12 участников (6 мальчиков, 6 девочек),+ классный руководитель (по желанию и возможности).

V. Определение победителей

Соревнования проводятся по олимпийской  системе. Время игры 20 минут Победитель в паре проходит в дальнейший тур. В финал выходят две команды в каждой возрастной группе. В возрастной группе 10-11 классов в финале подключается команда учителей, и розыгрыш проводится по круговой системе. Победитель определяется по количеству очков: 2 очка – выигрыш, 1 очко-поражение, в  случае равенства очков по разнице в счете.

Отдельно определяются лучшие игроки финала.

VI. Безопасность участников и зрителей соревнований

Ответственность за обеспечение безопасности участников, зрителей несет главная судейская коллегия и классные руководители.

VII. Награждение

Команда - победитель награждается переходящим кубком, дипломом. Лучшие игроки финала  - ценными призами.

VIII.  Заявки

Подтверждение об участии команд подается  в судейскую коллегию за неделю до начала соревнований.

Главный судья  соревнований                                                   Абрамова Е.М.

Приложение4

                                                  Правила игры

Площадка: ровная открытая,30-60м  (длина) на 20-40м (ширина).

Инвентарь: теннисный мяч, бита(длина 60-110см,ширина 8-13см,ручка закругленная, вес не более1500гр.)

Количество играющих 10 – 30 человек

Время игры :до определенного счета в партии, по времени и т.д.

       После разделения на команды, используя считалки, расчет и т.д, по жребию определяется какая команда будет бьющей, другая соответственно – водящей.Задача бьющей команды пробить мяч как можно дальше и сильнее в поле, перебежать его до дома и при благоприятных обстоятельствах вернуться обратно в город и тем самым принести команде очко. Водящая команда осаливает перебежчика.  

       Бьющая команда занимает линию города, другая располагается в произвольном порядке по всему полю. Капитан команды или сами игроки устанавливают очередность пробития.

Из водящей команды определяется подавальщик, который подбрасывает бьющему мяч строго вверх, с открытой ладони.

       Бьющий(метальщик) должен пробить лаптой (битой) по мячу так, чтобы он перелетел
зону подачи(штрафную линию, в зависимости от возраста играющих составляет 8-15м; с начинающими, ее можно совсем не использовать ,но определить тогда зону безопасности, хотя бы метра 3-4,так как бита может вылететь из рук при подаче). Удар считается правильным если мяч перелетел зону подачи(штрафную линию),приземлился на поле, не вышел за боковые пределы площадки, или по воздуху пересек линию дома(кона),причем перелет допустим, поэтому как правило дальше этой линии располагается игрок(чистильщик),чтобы при дальнем ударе оказаться ближе к мячу. Метальщик решает сам бежать ему или не бежать. После удара, если игрок не побежал или промахнулся, или мяч не перелетел зону подачи - он отправляется на место(пригород) откуда при правильном ударе можно будет бежать (пригород - от последнего игрока команды в пределах 3метров).Если игрок выбежал за линию города он обязан бежать, шаг не считается выбеганием. Бежать с места подачи имеет право только что пробивший, все остальные бегут с пригорода, обратно можно возвращаться по всему полю.

      Последний игрок имеет право на три удара, а если ни разу не попал, то смена команд. Последнему игроку не следует при правильном ударе бежать сразу, если никто из игроков его команды не вернулся из дома. Как только кто-либо один вернулся, то  право на три удара переходит к нему, если же несколько игроков смогли вернуться, то опять устанавливается очередность, а пробивавший отправляется в пригород.

      Если игрок водящей команды поймал мяч в воздухе-«свеча» и происходит смена команд ролями, если же мяч не пойман, а игрок или несколько игроков - «горожане» перебегают поле, то нужно осалить бегущих или передать мяч тем игрокам ближе к которым находятся бегущие.Осаливать за линией дома нельзя. Если пытаясь осалить игрока - промах, то игрок может не добегать до дома, а сразу вернуться в город, все остальные игроки как можно быстрее добегают до дома и ждут правильного удара или  благоприятной ситуации.

     Игроку - подавальщику можно передать мяч и он имеет право выходить навстречу бегущим, а поймав мяч произвести осаливание. Нельзя умышленно препятствовать бегущим, задерживать их.

Итак:

Смена происходит в следующих случаях:
1. Если у бьющей команды не осталось игрока, имеющего право на удар.
2. Если игрок водящей команды поймал «свечу» в поле или за линией кона.
3. Если игрок бьющей команды, перебегающей поле, осален мячом, брошенным в него игроком водящей команды.
4. Если произошло самоосаливание игрока бьющей команды. Самоосаливание случается: если игрок коснется мяча в пределах поля; выбежит за боковую линию поля или наступит на нее; начав перебежку, возвратится за линию кона или города.  

Штрафные очки даются:

1. За умышленную задержку, применение силовых приемов, создание препятствий бегущим.

2. За опасные удары, отбрасывание биты.

3. Убегание с битой после подачи.

4. За три подряд неправильных подкидываний.
5. За оскорбления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс чтецов "Дороги судьбы - дороги Победы"

Конкурс чтецов "Дороги судьбы - дороги Победы", посвящен великому празднику Дню Победы. Данное мероприятие знакомит учащихся с поэзией Великой Отечественной войны; воспитывает  патриотические чув...

сценарий литературно-музыкальной гостиной к 175-летию железных дорог России "люблю тебя,моя железная дорога!"

сценарий литературно-музыкальной гостиной к 175-летию железных дорог России "люблю тебя,моя железная дорога!".Работа интересна тем,что в  неё вошли авторские работы учащихся:стихи,рассказы о родн...

Спортивно-массовое мероприятие «Дорогой памяти – дорогой отцов» посвященное 70-й годовщине контрнаступления в битве под Москвой

Внеклассное мероприятие проводится среди обучающихся в 8-11 классах. Для проведения соревнования среди 8,9 классов, целесообразно привлекать обучающихся в 10-11 классах....

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

Безопасность на дороге. Командовать дорогой буду я! Урок английского языка в 6 классе.

Урок закрепления и повторения материала по теме "Getting around" по УМК " Spotlight 6".  Повторяется лексика и грамматика по теме, развиваются умения монологической и диалогич...

Конспект занятия с использованием ЭОР «История транспорта» к образовательной программе «Школьник-дорога-автомобиль» раздел II. Правила дорожного движения для пешеходов. 3 занятие «История развития дороги».

Занятие проводится в течение 2 учебных часов для обучающихся возрастной группы 7-10 лет с использованием интерактивной доски для показа презентаций "История транспорта". В занятии представлена история...