Технологическая карта урока по физике « Урок-исследование «Зависимость периода колебаний от жесткости пружины и массы груза» (1-й из 1 ч.)» |
Технологическую карту урока составил учитель физики МУОУ СШ №8 Петрищев Роман Викторович Тульской обл г. Ефремов |
Предмет / Класс / Автор УМК | Предмет - физика. 8 класс. Перышкин, И. М.. Физика. 8 класс : учебник / И. М. Перышкин, А. И. Иванов. — Москва : Просвещение, 2023. — 256с, |
Используемые ЦОР | Электронные лаборатории по физике
; |
Тема урока | Урок-исследование «Зависимость периода колебаний от жесткости пружины и массы груза» |
Тип урока | Комбинированный урок с использованием виртуальной лаборатории и классической лабораторной работы |
Форма урока | Урок решения учебной задачи «Выявления зависимости периода колебаний пружинного маятника от жесткости пружины и массы груза» |
Форма учебной деятельности | Фронтальная, индивидуальная, парная, смешанная |
Методы обучения | #1054;сновной: учебно-исследовательский метод 2. Дополнительные: – Вербальные – объяснение, беседа в ходе актуализации знаний и выполнения дальнейшей работы. –метод полноценного сотрудничества: работа в паре, группе; – практический метод использования цифровых технологий (виртуальной лаборатории) – практический метод с элементами фронтальной лабораторной работы в парах |
Цель урока |
#1060;ормированиие УУД в процессе учебно-исследовательской работы #1060;ормирование элементов творческого поиска в решении экспериментальной задачи в рамках работы в ЦОР |
Предметный результат | Метапредметный результат |
- Научатся исследовать зависимость периода пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины
- проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с использованием прямых измерений
- проводить косвенные измерения физических величин
- использовать при выполнении учебных заданий ресурсы ЦОР виртуальной лаборатории
- распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов, используя описание исследования, выделять проверяемое предположение, оценивать правильность порядка проведения исследования, делать выводы, интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
| - Познавательные: -выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин;
-анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
-оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования или эксперимента; - Регулятивные: - самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана исследования с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- Коммуникативные: - выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему направлению
- в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
|
Личностные | Педагогические технологии |
- - развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности;
- - восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности;
- - сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права у другого человека;
- - повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;
| -работа в парах -информационно коммуникационная; -учебно-исследовательская работа; -физический эксперимент; -выявление зависимостей и обработка информации. |
Оборудование и материалы у рока |
#1051;ист с заданием на каждую парту 2. Ноутбук учебный на каждую парту с доступом в интернет 3. Виртуальная лаборатория 4. Лабораторное оборудование: штатив с муфтой и лапкой, набор грузов по 100г, пружины различной жесткости, секундомер, калькулятор.
|
ХОД УРОКА |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Метод оценивание/формируемые способы деятельности |
#1069;тап мотивации | #1055;роверяет готовность к уроку. #1057;оздает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность путём установления проблемного задания «Исследовать зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины» #1059;становливает мотивацию (самоопределение) к учебной деятельности, тематические рамки учебной деятельности ("могу"). 4. Знакомит с целями и задачами урока. Приложение 1.Приложение
| #1055;риветствуют учителя. #1053;астраиваются на предстоящую работу в классе. #1054;пределяют своё эмоциональное состояние на уроке. 2. Оценивают свою готовность к уроку 3. Знакомятся с целями и задачами урока. #1053;астраиваются на выполнение первого задания. | - умеют определять и формулировать цель деятельности;
- умеют составлять план действий;
| Метод самопроверки готовности к уроку. Фронтальная форма работы. |
#1069;тап актуализации Задание №1. | #1040;ктуализация знаний по темам: Колебания, период колебаний, формулы для расчета периода колебаний. 2. Фронтальный опрос обучающихся. 3. Педагог анализирует ошибки и дополняет ответы обучающихся. 4. Ключевая информация фиксируется на доске. #1054;бучающиеся под руководством учителя формируют план действий(лист 1) | #1054;твечают на вопросы учителя. #1055;роводят самопроверку своих ответов и ответов одноклассников. #1040;нализируют свои ошибки. #1054;ценивают правильность ответов. 5. Заносят результаты в лист | - Знают формулы периода колебаний.
- Формула периода колебаний пружинного маятника.
|
Самопроверка.
Фронтальная форма работы. |
#1055;остановка цели и решение задач 1 части работы | #1054;ргнанизует работу в парах. #1055;редлагает ознакомиться с заданиями и порядком их выполнения на листе 3. Контролирует процесс выполнения заданий обучающимися. 4. Консультация по ходу работы индивидуальная/групповая
| #1047;накомятся с заданиями. 2. Выдвигают гипотезу к первому заданию. 3. Проверяют выдвинутые гипотезы экспериментальной проверкой в виртуальной лаборатории #1054;бсуждают результат эксперимента в парах. 5. Проводят необходимые замеры, вычисления и фиксируют результаты работы. 5. Заполняют таблицу в листе 1. | - Умеют выдвигать гипотезы;
- умеют составлять план действий;
- Проводят 1-ю часть учебно-исследовательской работы с использованием виртуальной лаборатории.
- Делают построения ответа согласно плану: цель опыта, схема опыта, результаты опыта.
- Анализируют полученные в виртуальной лаборатории результаты с известной формулой и выявляют зависимости.
- Оформляют полученные результаты зависимости периода колебаний пружинного маятника от жесткости пружины.
| - Развитие умений самостоятельной работы в рамках системно-деятельностного подхода в обучении
- Коммуникация в парах и совместная работа/разделение обязанностей и распределение зон ответственности
- Опыт учебно-исследовательской деятельности с привлечением виртуальной лаборатории
|
#1042;ыполнение 2ой части задания с лабораторным оборудованием | 1. Предлагает провести исследование в рамках эксперимента с лабораторным оборудованием. 2. Знакомит обучающихся с установкой 3. Консультирует обучающихся в ходе работы
| Знакомятся с заданиями 2й части работы 2. Выдвигают гипотезу ко второму заданию. 3. Проверяют выдвинутые гипотезы экспериментальной проверкой на лабораторном оборудовании. #1054;бсуждают результат эксперимента в парах. 5. Проводят расчёты и заносят результаты в таблицу.
| - Выдвигают гипотезы
- Умеют находить парное решение учебно-исследовательской задачи;
- Самостоятельно выполнять работу в рамках физического эксперимента.
- Оформляют результаты и выявляют зависимость периода колебаний от массы груза.
| Развивать навыки самоорганизации. Формировать опыт работы с лабораторным оборудованием. Распределять элементы работы в паре. Совместная деятельность в рамках практической работы с оборудованием. |
#1055;одведение итогов работы, оформление вывода работы обучающимисяРефлексия учебной деятельности (опрос). | 1. Контролирует завершение работы и подводит обучающихся к формированию вывода в работе. #1054;рганизует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке. 3. Проводит опрос о сложностях и преимуществах разных форм работы в задании 1 и задании 2. Отличие виртуальной лаборатории от реального физического эксперимента. | #1056;азбирают типичные ошибки в ходе выполнения работы. 2. Формулируют выводы в работе и приводят свои результаты (выводы по заданиям 1 и 2) 3. Соотносят полученные результаты заданий 1 и 2 с формулой зависимости периода колебаний. 4. Оценивают сложности и особенности работы над заданием 1 в виртуальной лаборатории и заданием 2 с реальным лабораторным оборудованием.
| - Формируют умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
- Умение соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
- Проводить оценку сложности заданий с учетом индивидуальных особенностей.
- Выявлять предпочтительные формы работы в рамках виртуальной и практической части заданий.
| Выражать свои мысли в соответствии с учебными задачами. Обрабатывать полученную информацию, систематизировать данные, выявлять зависимости и закономерности. Интерпретировать полученные результаты в рамках физического эксперимента. Подводить итоги и оценивать сложность выполненной работы, а также сравнительный анализ различных форм работы(виртуальной и практической) |
Домашнее задание содержится в электронном журнале и дальнейший пояснений не требует. |