Технологическая карта урока "Исследование силы трения"
план-конспект урока по физике (7 класс)
Технологическая карта урока "Исследование силы трения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 40.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Примерный шаблон технологической карты урока
Описание урока/занятия | |
Предмет Физика | |
Класс 7 | |
Тема Исследование силы трения | |
Автор/ы урока (ФИО, должность) Теменкова Лариса Павловна учитель физики | |
Образовательная организация МКОУ Купинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области | |
Район Купинский | |
Город/поселение Купино | |
Тип урока поисково-исследовательский | |
Время реализации урока 40 мин | |
Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные) Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
понимание значимости исследовательских методов для познания окружающего мира. | |
Планируемые результаты Предметные: знать понятие силы трения, причины возникновения трения, способы уменьшения и увеличения трения; уметь проводить классификацию сил трения; овладеть экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения силы трения. значение силы трения в жизни человека, быту, технике. Метапредметные: Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
одноклассников, обсуждение);
Личностные:
| |
Дидактическая структура урока Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС? В урок включены задания, направленные на формирование и развитие у обучающихся предметные, личностные и метапредметные УУД, что соответствует требованию ФГОС. | |
Дополнительная информация Задания подобранны с учётом возрастных особенностей детей, носят занимательный характер, что способствует повышения интереса к предмету. | |
Размер мультимедиа компонента 42,0 МБ | |
Вид мультимедиа компонента (презентация, видео, электронная таблица, др.) Презентация,видео | |
Ресурсы, оборудование и материалы Компьютер, мультимедийный проектор Оборудование для проведения фронтальных опытов: бруски; динамометры; наборы грузов; трибометры; лупы; кусочки наждачной бумаги; стёклышки. Раздаточный материал: оборудование для проведения практических работ в группах: 1 группа: динамометр, деревянный брусок, три разные поверхности (доска, лист наждачной бумаги, лист гладкой бумаги). 2 группа: динамометр, деревянный брусок, доска, набор грузов. 3 группа: динамометр, деревянный брусок, доска. 4 группа: динамометр, деревянный брусок, доска, деревянный каток той же массы 5 группа: динамометр, лодка, доска, сосуд с водой . | |
Список учебной и дополнительной литературы Учебник физики 7 кл, издательство «Дрофа» А.В.Пёрышкин 2017г.; Примерные программы основного общего образования «Просвещение» 2009г.; Поташник М.М. Требования к современному уроку- методическое пособие; Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ –учебное пособие; Тематическое и поурочное планирование к учебнику « Физика 7 класс» | |
Ссылки на использованные интернет-ресурсы Мультфильмы https://yandex.ru/video/touch/ Фото с сайтов Яндекс и Рамблер | |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы Методы : Исследовательский, проблемно-поисковый. Приемы :Заполнение опорного конспекта, составление плана работы, выполнение исследования, проверка знаний |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия |
1. Мотивация | Начнём наш урок с русских пословиц. Подумайте, о какой силе мы сегодня с вами будем говорить? Пословицы: “Сухая ложка рот дерёт”, “Коси коса пока роса; роса долой и мы домой”, “Всё идёт как по маслу”, “Скрипит как несмазанная телега” и т.д.. Сегодня мы познакомимся ещё с одной силой – силой трения Запишем тему урока: “Сила трения”. На уроке мы побываем в роли учёных, физиков-экспериментаторов. Наука, которая изучает трение, называется трибологией. Но, ни один учёный не сможет провести эксперимент, не владея хорошо теорией. Поэтому давайте вначале выясним основные сведения о силе трения. | После обсуждения пословиц учащиеся приходят к выводу, что темой урока является сила трения | Личностные: самоопределение, смыслообразование Познавтельные: выполнение логических операций, работа с моделями Коммуникативные: речевая деятельность |
2. Объяснение нового материала | Какую силу называют силой трения? Как направлена сила трения? Опыт №1: толкните брусок по столу. Почему он остановился? Трение - это взаимодействие между трущимися поверхностями, препятствующее их относительному движению. Сила трения – это количественная характеристика трения. Как направлена сила трения? Против движения бруска, так как скорость тела уменьшается. Каковы причины возникновения силы трения? Опыт №2: 1) Возьмите два кусочка наждачной бумаги и попробуйте перемещать их относительно друг друга. Почему это сделать трудно? Рассмотрите через лупу поверхности кусочков. Вывод: причина трения заключается в шероховатости поверхностей. 2) Прижмите друг к другу два стёклышка и попробуйте перемещать одно относительно другого. Это сделать трудно. Капните 2-3 капли воды на поверхность стёклышка и попробуйте повторить опыт. Перемещать стёклышки стало ещё труднее. Вывод: причина возникновения трения – притяжение молекул взаимодействующих тел. Виды силы трения. Опыт №3: 1) скатывающийся брусок с наклонной плоскости; 2) покоящийся брусок на наклонной плоскости; 3) детский автомобиль, скатывающийся с наклонной плоскости. Вывод: существует три вида силы трения: трение покоя, трение скольжения и трение качения. Как измерить силу трения? Для измерения силы трения необходимо брусок двигать равномерно. Тогда динамометр покажет силу, равную силе трения. | Учащиеся оформляют опорный конспект в тетради в ходе изучения новой темы Все опыты учащиеся выполняют на партах и отвечают на вопросы, сверяя ответы с презентацией Опыт №1: толкают брусок по столу. Почему он остановился? Опыт №2: 1) Берут два кусочка наждачной бумаги и попробуют перемещать их относительно друг друга. Почему это сделать трудно? Рассматривают через лупу поверхности кусочков. 2) Прижимают друг к другу два стёклышка и попробуют перемещать одно относительно другого. Это сделать трудно. Капают 2-3 капли воды на поверхность стёклышка и пробуют повторить опыт. Перемещать стёклышки стало ещё труднее. | Личностные: научиться самостоятельно приобретать новые знания и практические умения; формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока; Коммуникативные: уметь взаимодействовать в паре, группе (планирование совместной работы, положительное отношение к мнению одноклассников, обсуждение); Познавательные: самостоятельно искать необходимую информацию в учебно-научной литературе; уметь выделять существенные признаки видов силы трения; устанавливать причинно-следственные связи; Регулятивные: анализировать информацию и планировать свои действия при проведении эксперимента; |
3. Исследовательская деятельность учащихся в группах | Теперь, ребята, вы готовы к исследованию. От чего же зависит сила трения? | Класс делится на 5 групп, каждая группа получает задание. Ребята формулируют гипотезу, которую проверяют в процессе исследования. Учащиеся выполняют задания самостоятельно. Им необходимо выдвинуть гипотезу, провести эксперимент, заполнить бланки в тетради, проанализировать результаты и сделать вывод. Обязанности при выполнении эксперимента учащиеся распределяют сами, с защитой выступает представитель группы. | Регулятивные:
Коммуникативные:
одноклассников, обсуждение);
Личностные:
|
4. Обсуждение результатов исследовательской деятельности учащихся | А теперь, ребята, давайте обобщим ваши исседования . Предлагаю чтобы от каждой группы выступил представитель, который рассказывает о теме исследования, выдвинутой гипотезе, цели эксперимента и полученных выводах | От каждой группы выступает представитель, который рассказывает о теме исследования, выдвинутой гипотезе, цели эксперимента и полученных выводах. После каждого выступления просматривают анимацию по теме исследования. Остальные ребята слушают выступления своих товарищей и заполняют таблицу: | Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Личностные:
|
5.Тест | Проведём контроль знаний, выполните предлагаемые в тесте задания. Проверим ответы. Кто получил кодовое слово “отлично”? Подведем итоги (выставление оценок). | Выполняют задание с последующей проверкой | Регулятивные:
Познавательные:
Личностные:
|
6.Рефлексия: | Ребята, а вы любите мультфильмы? А какие? Переходим к просмотру | Заслушиваются ответы детей. После просмотра каждого ролика его обсуждают, называют виды трения | Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
одноклассников, обсуждение);
Личностные:
|
7. Домашнее задание | В качестве домашнего задания предлагаю написать сочинение сказку, сочинение-фантастику, сочинение-детектив или стихотворение на тему: « Мир без силы трения» | Записывают домашнее задание | Регулятивные:
Познавательные:
Личностные:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».
Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».Цели урока:1. Обучающая- познакомить учащихся с силой трения, выяснить какие виды силы трения существуют; в...
Урок в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения. Трение в природе и технике»
Цель: ознакомить учащихся с явлением трения, сформулировать понятие сила трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила.Задачи урока: Познавательные: формировать умений систематизироват...
технологическая карта урока Сила трения
Технологическая карта урока "Сила трения" составлена в соответствии с требованиями новых ФГОС...
Конспект урока в 7 классе "Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя."
Цель: сила трения, причины возникновения силы трения, трение скольжения, трение качения, зависимость силы трения от веса тела, сравнение сил трения скольжения и трения качения....
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ «СКАЗКА О ТРЕХ СИЛАХ:СИЛЕ ТЯЖЕСТИ, СИЛЕ УПРУГОСТИ, СИЛЕ ТРЕНИЯ».
Мероприятие театрализованное, ребята готовятся заранее, разучивают роли, готовят костюмы, глубже проникают в смысл физических явлений, учатся видеть в повседневной жизни проявления природных сил....
Элементы ТКМ урока «Сила трения. Виды силы трения»
Элементы ТКМ «Сила трения. Виды силы трения»...