Технологическая карта урока "Исследование силы трения"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Технологическая карта  урока "Исследование силы трения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx40.54 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2

Примерный шаблон технологической карты урока

Описание урока/занятия

Предмет

Физика

Класс 

7

Тема

Исследование силы трения

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Теменкова Лариса Павловна  учитель физики

Образовательная организация

МКОУ Купинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области

Район

Купинский

Город/поселение

 Купино

Тип урока 

 поисково-исследовательский

Время реализации урока 

40 мин

Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные: 

  • знать определение силы трения,
  • приводить примеры силы трения в природе, технике, быту.
  • уметь измерять силу трения,
  • объяснять причины трения,
  • выделять особенности силы трения.

Развивающие: 

  • уметь анализировать наблюдаемые явления и делать выводы,
  • выдвигать гипотезы,
  • планировать эксперимент по исследованию закономерностей трения.

Воспитательные:

  • развитие эмоциональной сферы ученика,
  • инициативности,
  • коммуникативных качеств личности школьника,
  • познавательного интереса к процессу получения знаний и к урокам физики,
  • осознание учащимися ценности полученного знания,

понимание значимости исследовательских методов для познания окружающего мира.

Планируемые результаты

Предметные:

 знать понятие силы трения, причины возникновения трения, способы уменьшения и увеличения трения; уметь проводить классификацию сил трения; овладеть экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения силы трения. значение силы трения в жизни человека, быту, технике.

Метапредметные: 

Регулятивные:

  • анализировать информацию и планировать свои действия при проведении эксперимента;
  • прогнозировать возможный результат;
  • уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами;
  • уметь применять полученные знания для решения практических задач, обеспечения безопасности своей жизни;
  • уметь правильно реагировать на замечания товарища и учителя.

Познавательные:

  • самостоятельно искать необходимую информацию в учебно-научной литературе;
  • уметь выделять существенные признаки видов силы трения;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • уметь находить примеры использования силы трения.

Коммуникативные:

  • уметь взаимодействовать в паре, группе (планирование совместной работы, положительное отношение к мнению

одноклассников, обсуждение);

  • уметь отстаивать своё мнение;
  • уметь представить полученные результаты.

Личностные:

  • научиться самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;
  • формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока;
  • понимать, что знание особенностей видов трения может помочь в жизни.

Дидактическая структура урока

Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС?

В урок включены задания, направленные на формирование  и развитие у обучающихся предметные, личностные и метапредметные УУД, что соответствует требованию ФГОС.

Дополнительная информация

Задания подобранны с учётом возрастных особенностей детей, носят занимательный характер, что способствует повышения интереса к предмету.

Размер мультимедиа компонента

42,0 МБ

Вид мультимедиа компонента (презентация, видео, электронная таблица, др.)

Презентация,видео

Ресурсы, оборудование и материалы 

Компьютер, мультимедийный проектор

Оборудование для проведения фронтальных опытов:

бруски; динамометры; наборы грузов; трибометры; лупы; кусочки наждачной бумаги; стёклышки.

Раздаточный материал:

оборудование для проведения практических работ в группах:

1 группа: динамометр, деревянный брусок, три разные поверхности (доска, лист наждачной бумаги, лист гладкой бумаги).

2 группа: динамометр, деревянный брусок, доска, набор грузов.

3 группа: динамометр, деревянный брусок, доска.

4 группа: динамометр, деревянный брусок, доска, деревянный каток той же массы

5 группа: динамометр, лодка, доска, сосуд с водой .

Список учебной и дополнительной литературы

Учебник физики 7 кл, издательство «Дрофа» А.В.Пёрышкин 2017г.;

Примерные программы основного общего образования «Просвещение» 2009г.;  

Поташник М.М.  Требования к современному уроку- методическое пособие;

 Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ –учебное пособие;

Тематическое и поурочное планирование к учебнику « Физика 7 класс»

Ссылки на использованные интернет-ресурсы  

Мультфильмы  https://yandex.ru/video/touch/

Фото с сайтов Яндекс и Рамблер

Используемые педагогические технологии, методы и приемы 

Методы : Исследовательский, проблемно-поисковый.

Приемы :Заполнение опорного конспекта, составление плана работы, выполнение исследования, проверка знаний

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

универсальные учебные действия

1. Мотивация

Начнём наш урок с русских пословиц. Подумайте, о какой силе мы сегодня с вами будем говорить?

Пословицы: “Сухая ложка рот дерёт”, “Коси коса пока роса; роса долой и мы домой”, “Всё идёт как по маслу”, “Скрипит как несмазанная телега” и т.д..

Сегодня мы познакомимся ещё с одной силой – силой трения

Запишем тему урока: “Сила трения”.

На уроке мы побываем в роли учёных, физиков-экспериментаторов. Наука, которая изучает трение, называется трибологией. Но, ни один учёный не сможет провести эксперимент, не владея хорошо теорией. Поэтому давайте вначале выясним основные сведения о силе трения.

После обсуждения пословиц учащиеся приходят к выводу, что темой урока является сила трения

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Познавтельные: выполнение логических операций, работа с моделями

Коммуникативные: речевая деятельность

2. Объяснение нового материала

Какую силу называют силой трения? Как направлена сила трения?

Опыт №1: толкните брусок по столу. Почему он остановился?

Трение - это взаимодействие между трущимися поверхностями, препятствующее их относительному движению.

Сила трения – это количественная характеристика трения.

Как направлена сила трения?

Против движения бруска, так как скорость тела уменьшается.

Каковы причины возникновения силы трения?

Опыт №2:

1) Возьмите два кусочка наждачной бумаги и попробуйте перемещать их относительно друг друга. Почему это сделать трудно? Рассмотрите через лупу поверхности кусочков.

Вывод: причина трения заключается в шероховатости поверхностей.

2) Прижмите друг к другу два стёклышка и попробуйте перемещать одно относительно другого. Это сделать трудно. Капните 2-3 капли воды на поверхность стёклышка и попробуйте повторить опыт. Перемещать стёклышки стало ещё труднее.

Вывод: причина возникновения трения – притяжение молекул взаимодействующих тел.

Виды силы трения.

Опыт №3:

1) скатывающийся брусок с наклонной плоскости;

2) покоящийся брусок на наклонной плоскости;

3) детский автомобиль, скатывающийся с наклонной плоскости.

Вывод: существует три вида силы трения: трение покоя, трение скольжения и трение качения.

Как измерить силу трения?

Для измерения силы трения необходимо брусок двигать равномерно. Тогда динамометр покажет силу, равную силе трения.

Учащиеся оформляют опорный конспект в тетради в ходе изучения новой темы

Все опыты учащиеся выполняют на партах и отвечают на вопросы, сверяя ответы с презентацией

Опыт №1: толкают брусок по столу. Почему он остановился?

Опыт №2:

1) Берут два кусочка наждачной бумаги и попробуют перемещать их относительно друг друга. Почему это сделать трудно? Рассматривают через лупу поверхности кусочков.

2) Прижимают друг к другу два стёклышка и попробуют перемещать одно относительно другого. Это сделать трудно. Капают  2-3 капли воды на поверхность стёклышка и пробуют повторить опыт. Перемещать стёклышки стало ещё труднее.

Личностные:

научиться самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;

формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока;

Коммуникативные:

уметь взаимодействовать в паре, группе (планирование совместной работы, положительное отношение к мнению

одноклассников, обсуждение);

Познавательные:

самостоятельно искать необходимую информацию в учебно-научной литературе;

уметь выделять существенные признаки видов силы трения;

устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные:

анализировать информацию и планировать свои действия при проведении эксперимента;

3. Исследовательская деятельность учащихся в группах

Теперь, ребята, вы готовы к исследованию. От чего же зависит сила трения?

Класс делится на 5 групп, каждая группа получает задание. Ребята формулируют гипотезу, которую проверяют в процессе исследования.

Учащиеся выполняют задания самостоятельно. Им необходимо выдвинуть гипотезу, провести эксперимент, заполнить бланки в тетради, проанализировать результаты и сделать вывод. Обязанности при выполнении эксперимента учащиеся распределяют сами, с защитой выступает представитель группы.

Регулятивные:

  • анализировать информацию и планировать свои действия при проведении эксперимента;
  • прогнозировать возможный результат;
  • уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами;
  • уметь применять полученные знания для решения практических задач, обеспечения безопасности своей жизни;
  • уметь правильно реагировать на замечания товарища и учителя.

Коммуникативные:

  • уметь взаимодействовать в паре, группе (планирование совместной работы, положительное отношение к мнению

одноклассников, обсуждение);

  • уметь отстаивать своё мнение;

Личностные:

  • научиться самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;
  • формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока;

4. Обсуждение результатов исследовательской деятельности учащихся

А теперь, ребята, давайте обобщим ваши исседования . Предлагаю чтобы от каждой группы выступил  представитель, который рассказывает о теме исследования, выдвинутой гипотезе, цели эксперимента и полученных выводах

От каждой группы выступает представитель, который рассказывает о теме исследования, выдвинутой гипотезе, цели эксперимента и полученных выводах. После каждого выступления просматривают анимацию  по теме исследования. Остальные ребята слушают выступления своих товарищей и заполняют таблицу:

Регулятивные:

  • уметь правильно реагировать на замечания товарища и учителя.

Познавательные:

  • уметь находить примеры использования силы трения.

Коммуникативные:

  • уметь отстаивать своё мнение;
  • уметь представить полученные результаты.

Личностные:

  • понимать, что знание особенностей видов трения может помочь в жизни.

5.Тест

Проведём контроль знаний, выполните предлагаемые в тесте задания.

Проверим ответы. Кто получил кодовое слово “отлично”?

 Подведем итоги (выставление оценок).

Выполняют задание с последующей проверкой

Регулятивные:

  • уметь применять полученные знания для решения задач,;

Познавательные:

  • уметь выделять существенные признаки видов силы трения;
  • устанавливать причинно-следственные связи;

Личностные:

  • формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока;

6.Рефлексия:

Ребята, а вы любите мультфильмы? А какие? Переходим к просмотру

Заслушиваются  ответы детей. После просмотра каждого ролика его обсуждают, называют виды трения

Регулятивные:

  • уметь применять полученные знания для решения практических задач, обеспечения безопасности своей жизни;

Познавательные:

  • уметь выделять существенные признаки видов силы трения;
  • устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные:

  • уметь взаимодействовать в паре, группе (планирование совместной работы, положительное отношение к мнению

одноклассников, обсуждение);

  • уметь отстаивать своё мнение;

Личностные:

  • понимать, что знание особенностей видов трения может помочь в жизни.

7. Домашнее задание

В качестве домашнего задания предлагаю написать сочинение сказку, сочинение-фантастику, сочинение-детектив или стихотворение на тему: « Мир без силы трения»

Записывают домашнее задание

Регулятивные:

  • уметь применять полученные знания для решения практических задач, обеспечения безопасности своей жизни;

Познавательные:

  • самостоятельно искать необходимую информацию в учебно-научной литературе;
  • уметь находить примеры использования силы трения.

Личностные:

  • понимать, что знание особенностей видов трения может помочь в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».

Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».Цели урока:1. Обучающая- познакомить учащихся с силой трения, выяснить какие  виды силы трения существуют; в...

Урок в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения. Трение в природе и технике»

Цель: ознакомить учащихся с явлением трения, сформулировать понятие сила трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила.Задачи урока: Познавательные: формировать умений систематизироват...

технологическая карта урока Сила трения

Технологическая карта урока "Сила трения" составлена в соответствии с требованиями новых ФГОС...

Конспект урока в 7 классе "Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя."

Цель: сила трения, причины возникновения силы трения, трение скольжения, трение качения, зависимость силы трения от веса тела, сравнение сил трения скольжения и трения качения....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ «СКАЗКА О ТРЕХ СИЛАХ:СИЛЕ ТЯЖЕСТИ, СИЛЕ УПРУГОСТИ, СИЛЕ ТРЕНИЯ».

Мероприятие театрализованное, ребята готовятся заранее, разучивают роли, готовят костюмы, глубже проникают в смысл физических явлений, учатся видеть в повседневной жизни проявления природных сил....

Элементы ТКМ урока «Сила трения. Виды силы трения»

Элементы ТКМ «Сила трения. Виды силы трения»...