Исследовательская деятельность на уроке физики
методическая разработка по физике (9 класс)
Мастер-класс для учителей физики, в рамках КПК на декаде "МИФ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность на уроке физики.
Организатор учитель физики Запалаева Т.В.
Срок проведения 13 декабря в рамках декады МИФ.
Цель. Формировать умения ставить эксперимент, оформлять результаты исследования, делать правильные выводы.
Задачи.
- Повторить формулы периода и частоты колебаний (T=1/v, T=t/N, v=1/T, v=N/t).
- Научиться с их помощью оценивать результаты эксперимента.
Тип. Исследовательская работа
Участники исследовательской работы: учащиеся 9 х классов.
Повторяемый материал.
1. Понятие нитяного маятника.
2. Определение и формула периода колебаний.
3. Определение и формула частоты колебаний.
Виды контроля знаний. Оформление работы в тетрадях. Расчеты. Выводы.
План
I. Организационный момент (1 минута).
II. Оформление работы и проведение эксперимента (23 минуты).
III. Практическое применение исследований в домашних условиях (1 минута).
IV. Сообщение учащимся результатов деятельности на уроке (1 минута).
Ход исследования
I. Организационный момент.
Вопрос . Какое движение совершает стрелка весов? (Колебательное).
II. Учитель сообщает учащимся, какая работа предстоит на уроке, что необходимо повторить и применить при выполнении работы.
III. Оформление работы и проведение эксперимента (по учебнику “Физика, 9”, 2021 г. Авторы А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. Стр. 232–235). Эксперимент проводят учащиеся, поочерёдно по двое выходят к демонстрационному столу, на котором установлен прибор для демонстрации опыта.
Рабочая карта для каждого ученика.
Цель работы. Выяснить, как зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
Оборудование. Штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикрепленной к нему нитью длиной около 130 см, протянутой сквозь кусочек резины, часы с секундной стрелкой или метроном.
Отчет о работе.
1. Схема опыта (по рисунку 151):
Перед проведением эксперимента проведен краткий инструктаж по безопасному пользованию установкой: не наклонять штатив во избежание падения, не отклонять шарик на большую амплитуду (не более 4 – 5 см).
2. Формулы: T = 1/v или T = (с), v = 1/T или v = (Гц).
3. Таблица 6.
Физическая величина | № опыта | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
l,см | 5 | 20 | 45 | 80 | 125 |
N | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 |
t, с | 14,67 | 27,46 | 41,5 | 54,4 | 68 |
T, с | 0,49 | 0,91 | 1,38 | 1,81 | 2,26 |
v, Гц | 2,04 | 1,09 | 0,73 | 0,56 | 0,45 |
Вывод. При увеличении длины маятника период колебаний увеличивается, а число колебаний (частота) уменьшается.
4. Вопросы :
а) период уменьшается, значит, длину нити уменьшили;
б) частота уменьшается, значит, длину нити увеличили.
5. Дополнительное задание.
Цель. Выяснить, какая математическая зависимость существует между длиной маятника и периодом его колебаний.
Таблица 7
Т2/Т1=1,86 2 | Т3/Т1=2,8 3 | Т4/Т1=3,69 4 | Т5/Т1=4,61 5 |
l2/l1=4 | l3/l1=9 | l4/l1=16 | l5/l1=25 |
Вывод. Общая закономерность, верно отражающая зависимость между периодом колебаний маятника Т и его длиной l, выражается равенством (5): (Tk/T1)2=lk/l1. Поэтому, верно утверждение: при увеличении длины маятника в 4 раза период его колебаний увеличивается в 2 раза (ответ 4-в).
IV. Практическое применение исследований в домашних условиях: для регулировки хода маятниковых часов.
VI. Итоги по исследованию.
Все участники по исследованию получат сертификаты.
Срок проведения : 13 декабря в рамках декады МИФ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность на уроках физики в 7 классе.
Методическая разработка исследовательской работы по физике в 7 классе по теме "Давление твердых тел". Учащииеся на практике исследуют зависимость давления твердого тела от площади опоры и от силы давл...

Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики
В статье описано педагогическое исследование по развитию творческих способностей через исследовательскую деятельность на уроках физики....

Исследовательская работа "Исследовательская деятельность на уроках физики и химии"
Как средство повышения качества знания у обучающихся по предметам физики и химии...

Из опыта работы Семеновой Галины Андреевны, учителя физики ГБОУ СОШ с. Ольгино. Исследовательская деятельность на уроках физики.
Физика – это экспериментальная наука и организация исследовательской деятельности учащихся при ее изучении – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательн...
Обобщение педагогического опыта учителя физики Хандожко Галины Валентиновны по теме: «Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»
Обобщение педагогического опыта учителя физики Хандожко Галины Валентиновны по теме:«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики...
Урок по физике с использованием ИКТ и исследовательской деятельности на уроке физике в 8 классе
Урок по физике с использование ИКТ и исследовательской деятельности...

"Исследовательская деятельность на уроках физики и во внеурочной деятельности"
Предлагаю познакомится с исследовательскими работами моих учащихся....