Исследовательская деятельность на уроке физики
методическая разработка по физике (9 класс)

Запалаева Татьяна Викторовна

Мастер-класс для учителей физики, в рамках КПК на декаде "МИФ".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность на уроке физики.

Организатор учитель физики Запалаева Т.В.

Срок проведения 13 декабря в рамках декады МИФ.


Цель. Формировать умения ставить эксперимент, оформлять результаты исследования, делать правильные выводы.

Задачи.

  • Повторить формулы периода и частоты колебаний (T=1/v, T=t/N, v=1/T, v=N/t).
  • Научиться с их помощью оценивать результаты эксперимента.

Тип. Исследовательская работа

Участники исследовательской работы: учащиеся 9 х классов.

Повторяемый материал.

1. Понятие нитяного маятника.

2. Определение и формула периода колебаний.

3. Определение и формула частоты колебаний.

Виды контроля знаний. Оформление работы в тетрадях. Расчеты. Выводы.

План

I. Организационный момент (1 минута).

II. Оформление работы и проведение эксперимента (23 минуты).

III. Практическое применение исследований в домашних условиях (1 минута).

IV. Сообщение учащимся результатов деятельности на уроке (1 минута).

Ход исследования

I. Организационный момент.

Вопрос . Какое движение совершает стрелка весов? (Колебательное).

II. Учитель сообщает учащимся, какая работа предстоит на уроке, что необходимо повторить и применить при выполнении работы.

III. Оформление работы и проведение эксперимента (по учебнику “Физика, 9”, 2021 г. Авторы А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. Стр. 232–235). Эксперимент проводят учащиеся, поочерёдно по двое выходят к демонстрационному столу, на котором установлен прибор для демонстрации опыта.

Рабочая карта для каждого ученика.

Цель работы. Выяснить, как зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины.

Оборудование. Штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикрепленной к нему нитью длиной около 130 см, протянутой сквозь кусочек резины, часы с секундной стрелкой или метроном.

Отчет о работе.

1. Схема опыта (по рисунку 151):

Перед проведением эксперимента проведен краткий инструктаж по безопасному пользованию установкой: не наклонять штатив во избежание падения, не отклонять шарик на большую амплитуду (не более 4 – 5 см).

2. Формулы: T = 1/v или T = (с), v = 1/T или v = (Гц).

3. Таблица 6.

Физическая величина

№ опыта

1

2

3

4

5

l,см

5

20

45

80

125

N

30

30

30

30

30

t, с

14,67

27,46

41,5

54,4

68

T, с

0,49

0,91

1,38

1,81

2,26

v, Гц

2,04

1,09

0,73

0,56

0,45

Вывод. При увеличении длины маятника период колебаний увеличивается, а число колебаний (частота) уменьшается.

4. Вопросы :

а) период уменьшается, значит, длину нити уменьшили;

б) частота уменьшается, значит, длину нити увеличили.

5. Дополнительное задание.

Цель. Выяснить, какая математическая зависимость существует между длиной маятника и периодом его колебаний.

Таблица 7

Т21=1,86 2

Т31=2,8 3

Т41=3,69 4

Т51=4,61 5

l2/l1=4

l3/l1=9

l4/l1=16

l5/l1=25

Вывод. Общая закономерность, верно отражающая зависимость между периодом колебаний маятника Т и его длиной l, выражается равенством (5): (Tk/T1)2=lk/l1. Поэтому, верно утверждение: при увеличении длины маятника в 4 раза период его колебаний увеличивается в 2 раза (ответ 4-в).

IV. Практическое применение исследований в домашних условиях: для регулировки хода маятниковых часов.

VI. Итоги по исследованию.

Все участники по исследованию получат сертификаты.

Срок проведения : 13 декабря в рамках декады МИФ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность на уроках физики в 7 классе.

Методическая разработка исследовательской работы по физике в 7 классе по теме "Давление твердых тел". Учащииеся на практике исследуют зависимость давления твердого тела от площади опоры и от силы давл...

Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики

В статье описано педагогическое исследование по развитию творческих способностей  через исследовательскую деятельность на уроках физики....

Исследовательская работа "Исследовательская деятельность на уроках физики и химии"

Как средство повышения качества знания у обучающихся по предметам физики и химии...

Из опыта работы Семеновой Галины Андреевны, учителя физики ГБОУ СОШ с. Ольгино. Исследовательская деятельность на уроках физики.

Физика – это экспериментальная наука и организация исследовательской деятельности учащихся при ее изучении – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательн...

Обобщение педагогического опыта учителя физики Хандожко Галины Валентиновны по теме: «Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

Обобщение педагогического опыта     учителя физики Хандожко Галины Валентиновны    по теме:«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики...

Урок по физике с использованием ИКТ и исследовательской деятельности на уроке физике в 8 классе

Урок по физике с использование ИКТ и исследовательской деятельности...

"Исследовательская деятельность на уроках физики и во внеурочной деятельности"

Предлагаю познакомится с исследовательскими работами моих учащихся....