ПРИМЕНЕНИЕ ЛАБОРАТОРИИ «L-МИКРО» НА УРОКАХ ФИЗИКИ
план-конспект занятия по физике (10 класс)

Третьяков Юрий Николаевич

Важнейшим условием современной модернизации образования является информатизация. Для изменения содержания, методов и организационных форм учебно -  воспитательного процесса целесообразно использовать информа-ционные и коммуникативные технологии (ИКТ), которые выводят качество подготовки школьников на более высокий уровень.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ЛАБОРАТОРИИ «L-МИКРО» НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Третьяков Ю. Н.

МОУ СОШ №4 г. Лермонтова.

Важнейшим условием современной модернизации образования является информатизация. Для изменения содержания, методов и организационных форм учебно -  воспитательного процесса целесообразно использовать информа-ционные и коммуникативные технологии (ИКТ), которые выводят качество подготовки школьников на более высокий уровень. (слайд 2)

Принципы компьютерного обучения

Общие

Частные

  1. Владение методикой компьютерного обучения.
  2. Использование компьютера  должно быть комплексным в сочетании с другими средствами ТСО.
  3. Центральной фигурой на уроке остается учитель.
  1. Использовать компьютера как дополнение к реальным экспериментам.
  2. Моделировать физические процессы.
  3. Усложнять работу с компьютером постепенно.

 (слайд 3) Изучение физики невозможно представить без физического эксперимента. Кабинет физики нашей школы имеет комплект оборудования серии "L – микро", который включает комплекты для проведения демонстрационного и фронтального экспериментов. По темам: "Электричество", "Механика" и "Оптика". Слайды (4,5,6,7,)

Особое место в этом ряду занимает лаборатория «L-микро». Она представляет собой комплекс, объединяющий оборудование для  демонстрационного, лабораторного эксперимента, а также для физического практикума. Персональный компьютер с измерительным блоком, датчики физических величин, подключенные к нему, программное обеспечение образуют единую систему, где компьютер применяется как (слайд 8)

  • мощный инструмент познания природы изучаемых явлений,
  • как измеритель и средство для фиксации и обработки результатов.
           Применение лаборатории «L-микро» позволяет совместить преимущества живого эксперимента и компьютерной обработки результатов. Программа дает возможность наглядно увидеть результаты обработки данных на экране в виде графиков зависимости одной физической величины от другой (например, зависимость температуры от времени, пути от времени, сдвиг фазы между колебаниями силы тока и напряжения и т. д.). Учащиеся могут наблюдать изменение величин непосредственно в процессе измерений, в режиме реального времени. При просмотре графика можно выделить его отдельные фрагменты, увеличить их, выделить на экране численные значения измеряемых величин в любой момент времени. После проведения, опыта данные можно отправить в архив для последующего использования.

На основе наблюдений и экспериментов учащиеся могут сформировать знания о различных физических явлениях, их особенностях, научиться работать с графиками.

Особенно важно то, что компьютером обрабатываются не какие-то виртуальные, а реальные физические процессы, наблюдаемые здесь же.

 (слайд 9)

Отметим положительные аспекты применения компьютерного измерительного комплекса лаборатории «L-микро».

1. Повышение интереса учащихся к предмету за счёт общей привлекательности компьютерной техники.

2. Высокий уровень наглядности.

3. Уменьшение времени на подготовку и проведение эксперимента.

4. Уменьшение времени на обработку результатов эксперимента.

5. Высокая точность измерений

6. Возможность многократного и быстрого повторного воспроизведения работы.

7. Проведение экспериментов, которые было невозможно показать на

традиционном школьном оборудовании.

Уроки с применением комплекса «L-микро» позволяют на основе наблюдений и экспериментов, через групповую работу развивать у учащихся способность критически анализировать полученную информацию, обоснованно защищать свою точку зрения, находить верное решение.

Компьютерный учебный комплекс «L-микро», благодаря современному подходу к исследованию, помогает учителю заинтересовать учеников и поднять престиж физического образования.

(Слайды 10-40) Набор «Газовые законы и свойства насыщенных паров» предназначен для проведения демонстрационных экспериментов при изучении газовых законов.

В состав набора входят три установки для осуществления изотермического, изобарного и изохорного процессов, которые имеют встроенные датчики для измерения давления, объема и температуры

Проведение экспериментов предполагает использование компьютерного- измерительного блока L-микро, к которому подключаются датчики, и программы L-микро обеспечивающей регистрацию данных, их обработку и представление на экране. При изучении процессов изменения состояния газа демонстрационный эксперимент можно использовать как для установления количественных закономерностей, характеризующих эти процессы, так и с целью качественной иллюстрации характера зависимости между параметрами состояния газа.

 Включение в экспериментальную установку компьютера позволяет регистрировать данные автоматически и существенно сократить время, необходимое для их математической обработки.

При этом может использоваться единый план к изучению газовых законов:

  1. необходимо дать определение процесса;
  2. обсудить условия осуществления процесса;
  3. записать формулу и формулировку закона;
  4. провести экспериментальное исследование закона:
  5. изобразить процесс графически;

Набор физических приборов из компьютерной лаборатории L- микро раздел позволил на экране монитора получать графики плавления кристаллических, аморфных тел и детально их исследовать.(слайды 41-45)

Следует сказать, что L-лаборатория позволяет проводить множество экспериментов, примеры некоторых из них приведены на слайдах 46-57 

В качестве закрепления знаний и практических умений  можно использовать набор L-микро для решения практических задач (слайды 45-57)

На уроках физики, благодаря оборудованию серии L-микро, стало возможно проведение демонстрационных экспериментов по различным разделам, фронтальных лабораторных работ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лаборатория L- микро на уроках физики

Слайд 2

Принципы компьютерного обучения Общие Частные Владение методикой компьютерного обучения. Использование компью-тера должно быть комплексным в сочетании с другими средствами ТСО. Центральной фигурой на уроке остается учитель. Использовать компью- тера как дополнение к реальным экспериментам. Моделировать физические процессы при отсутствии возможности проведения эксперимента. Усложнять работу с компьютером постепенно.

Слайд 3

Компьютер на уроках физики. Универсальное техническое средство Моделирование физических процессов Компьютерная, измерительная лаборатория L- микро Использование обучающих программ (электронные учебники) Применение телекоммуникаций в дистанционном обучении Использование текстовых и графических редакторов для подготовки рефератов, презентаций, учебно-исследовательских, работ Использование информационных ресурсов, электронных энциклопедий. Использование специализиро-ванных программ

Слайд 4

Положительные аспекты применения компьютерного измерительного комплекса лаборатории «L-микро». 1. Повышение интереса учащихся к предмету 2. Высокий уровень наглядности. 3. Уменьшение времени на подготовку и проведение эксперимента. 4. Уменьшение времени на обработку результатов эксперимента. 5. Высокая точность измерений 6. Возможность многократного и быстрого повторного воспроизведения работы. 7. Проведение экспериментов, которые было невозможно показать на традиционном школьном оборудовании.

Слайд 5

Изопроцессы. изотермический процесс изобарный процесс изохорный процесс

Слайд 6

ИЗОТЕРМИЧЕСКИЙПРОЦЕСС процесс изменения состояния определённой массы газа при постоянной температуре

Слайд 7

Из уравнения Менделеева – Клапейрона: , при T=const => PV=const Из уравнения Клапейрона: , при T=const => P 1 V 1 =P 2 V 2 – закон Бойля-Мариотта - зависимость ( P ; V) обратная

Слайд 8

Исследовать зависи-мость давления газа от занимаемого им объёма при постоянной темпе-ратуре. T=const . Закон Бойля-Мариотта график –изотерма (гипербола) ИЗОТЕРМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОВОДИМЫЙ ОПЫТ

Слайд 9

Зависимость p=f(v)

Слайд 10

Выделение точек для обработки результата

Слайд 11

Построение зависимости p=f(v)

Слайд 12

Зависимость p=f(1/v)

Слайд 13

ИЗОБАРНЫЙ ПРОЦЕСС процесс изменения состояния определённой массы газа при постоянном давлении

Слайд 14

Из уравнения Менделеева – Клапейрона: , при P=const=> Из уравнения Клапейрона: , при P=const => ; => V 1 T 2 =V 2 T 1 закон Гей-Люссака - зависимость ( V;T) прямая

Слайд 15

Продемонстрировать Зависимость объёма газа от температуре при постоянном давлении P=const (закон Гей-Люссака). график - изобара (прямая) ПРОВОДИМЫЙ ОПЫТ ИЗОБАРНЫЙ ПРОЦЕСС

Слайд 16

Зависимость V=f(T)

Слайд 17

Построение зависимости V=f(t)

Слайд 18

Построение зависимости V=f(T)

Слайд 19

ИЗОХОРНЫЙ ПРОЦЕСС процесс изменения состояния определённой массы газа при постоянном объёме

Слайд 20

Из уравнения Менделеева – Клапейрона: , при V=const=> Из уравнения Клапейрона: , при V=const => => P 1 T 2 =P 2 T 1 закон Шарля - зависимость ( P;T) прямая

Слайд 21

Продемонстрировать Зависимость давления газа от его температуры при постоянном объёме V=const (закон Шарля). график – изохора (прямая) ПРОВОДИМЫЙ ОПЫТ ИЗОХОРНЫЙ ПРОЦЕСС

Слайд 22

Зависимость p=f(T)

Слайд 23

Выделение точек для обработки результата

Слайд 24

Построение зависимости p=f(T)

Слайд 25

Построение зависимости V=f(t)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Применение интерактивных лабораторных работ на уроках физики"

В статье поднимается и исследуется проблема проведения виртуальных лабораторных работ при изучении физики....

Применение логико - смысловых моделей на уроке физики

В образовании наступают непростые времена: учащиеся все меньше проявляют настойчивости и усердия в обучении, а учителям все труднее организовать продуктивный учебный процесс в классе. Современна...

Применение новых информационных технологий на уроках физики

С появлением компьютеров в учебных заведениях начал меняться стиль преподавания, все больше стала использоваться проектная форма учебной деятельности. Компьютер со специальным пакетам программ помогае...

статья "Применение элементов ТРИЗ-технологии на уроках физики"

В статье приводится описание элементов ТРИЗ-технологии, которые можно применять на уроках физики в основной школе....

Применение современных образовательных технологий на уроках физики.

Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс меняет методику обучения, позволяет наряду с традиционными методами, приемами и способами использовать моделирование физических проце...

Методические рекомендации по применению системно-деятельностного подхода на уроке физики в 10 классе

Урок разработан с учетом требований ФГОС второго покаления. Для определения учащимися цели и задач урока создается проблеммная ситуация. На уроке запланирована исследовательская работа учащихся. Приме...

Материал по теме: «Применение технологий интерактивного обучения на уроках физики»

Интерактивные технологии можно применять и на уроках усвоения материала, и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также использовать при опросе или обобщении....