статья "Применение элементов ТРИЗ-технологии на уроках физики"
статья по физике по теме
В статье приводится описание элементов ТРИЗ-технологии, которые можно применять на уроках физики в основной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_primenenie_elementov_triz-tehnologii.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ
НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Ветрова О.М.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14»
В настоящее время школу невозможно представить без использования разнообразия современных педагогических образовательных технологий. ТРИЗ1 – технология – это наука о творчестве, использование ее элементов и приемов помогает развивать умственную, познавательную и творческую деятельность обучающихся на уроке.
На своих уроках я использую разные приемы и элементы ТРИЗ-ОТСМ3– технологии и РТВ4, среди которых такие методы активизации творческого процесса, как метод фокальных объектов, метод морфологического анализа, метод синектики, системный оператор, конструктор «ЭИЗ2» и т.д. Расскажу о наиболее часто используемых мною приемах и элементах ТРИЗ – технологии.
Метод фокальных объектов был предложен американцем Ч. Вайтингом. Сущность метода состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект. Этот метод раскрепощает мышление, содействует развитию фантазии у обучающихся. Этот метод я использую в 7 – 8 классах. Обучающимся предлагаю усовершенствовать такие физические приборы, как термометр, часы, динамометр, электрическую лампочку и т.д. Например, усовершенствовать термометр. Обучающиеся выбирают любые три предмета, например: конфета, стул, газета. Называют признаки этих предметов и переносят их на усовершенствуемый прибор. Конфета – шоколадная, клубничная, сладкая, апельсиновая. Стул – деревянный, складной, удобный, большой, мягкий. Газета – свежая, интересная, бумажная. Один из обучающихся предложил такой термометр: термометр складной и бумажный, можно на нем писать – как в блокноте.
Метод синектики - это метод активизации творчества, предложен В.Дж. Гордоном. Используются аналогии:
- прямая (сравнение с аналогичным объектом в природе или технике), например: волчок (функция оси вращения) аналогия гироскоп; парус
(функция перемещать предметы за счет внешнего воздействия среды) аналогия турбинная лопатка.
- символическая (с помощью символов, поэтических образов, метафор, формулировать фразу отображающую суть явления), например: метафоры – пламя – это видимая теплота, ядро атома – энергичная незначительность.
- фантастическая (представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи; решение «как в сказке»). Например: Для путешествия по темной стороне Луны нужны осветительные лампы. Какие фантастические конструкции можно предложить?
- личная (эмпатия) представить себя предметом, о котором идет речь в задаче.
Системный оператор. Этот метод развивает системное мышление. Обучающиеся выделяют в задаче систему, надсистему и подсистему – три разных этажа. И на каждом этаже – прошлое, настоящее и будущее.
Выделено четыре подхода к рассмотрению системы: компонентный (рассмотрение системы в надсистеме и подсистеме), структурный (рассмотрение системы в пространстве и во времени), генетический (рассматривает систему во времени – прошлое и будущее), функциональный (назначение системы). Например, в 8 классе при изучении темы: «Электрические явления» рассматриваем строение электрической лампочки с помощью системного оператора компонентного подхода.
Вопрос учителя | Ответы обучающихся |
Что является системой? | электрическая лампочка |
Что является надсистемой по назначению? | электрический, осветительный прибор |
А что является надсистемой эл. лампочки по месту? | кабинет физики |
Какова функция системы? | освещать помещения, дает свет |
Давайте рассмотрим подсистему эл. лампочки. | стеклянная колба, винтовая нарезка цоколь, спираль, две проволоки |
Функциональный подход: Назовите как можно больше функций электрической лампочки? Генетический подход: факел - свеча-керосинка - электрическая лампочка – неоновая лампочка – солнечная лампочка …
Разновидностью системного оператора является модель «системный лифт». Например, предлагаю обучающимся прокатить в «системном лифте» единицы массы, времени, силы и т.д.
ТРИЗ - технология – это мощный инструмент, с помощью которого можно развивать творческую личность обучающихся как на уроках, так и во внеурочное время.
Список использованных источников:
1.Иванов Г. Формула творчества или как научиться изобретать. М.: «Просвещение», 1994.
2.Альтшуллер Г. Творчество как точная наука. М.,1979.
3.Три поколения ТРИЗ. Санкт-Петербург, 2007 .
4.Гин А. Приемы педагогической техники. М.,2006.
?
?
т
ц
Н
мин
кг
?
с
?
?
г
[Введите текст]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии в 9 классе "Железо и его соединения" с элементами ТРИЗ технологии
Урок проводится для закрепления полученных знаний по теме "Железо". На данном уроке используется большое количество методических приемов. Креатив- бой проходит по принципу игры "Что? Где? Когда". Пере...
использование элементов проблемного обучения на уроках физики
Применение метода проблемного обучения и элементов проблемного обучения на уроках физики. Материал представлен в виде презентации с примерами , взятыми из уроков....
Использование элементов проблемного метода на уроках физики как средство повышения качества обучения
Политические, социально-экономические, социокультурные преобразования, происходящие в нашей стране, неизбежно влекут за собой существенные перемены и в системе образования, ориентированного на вхожден...
Практико-ориентированное обучение на уроках с применением элементов ТРИЗ-технологии.
Творческое решение изобретательских задач – это наука о развитии мышления в любой области творчества....
Применение НФТМ-ТРИЗ технологии на примере урока истории в 5 классе
Применение НФТМ-ТРИЗ технологии на примере урока истории в 5 классе...
Применение квест–технологии и элементы ТРИЗ-технологии в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Статья об эффективноти применения современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Авторы статьи описывает опыт работы педагогов МБДОУ «Детский сад № 82» г. Чебоксары в использовании элементов ТРИЗ-технологий как средства развития речи. Статья предназначена для педагогов...