статья "Применение элементов ТРИЗ-технологии на уроках физики"
статья по физике по теме

Ветрова Ольга Михайловна

В статье приводится описание элементов ТРИЗ-технологии, которые можно применять на уроках физики в основной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_primenenie_elementov_triz-tehnologii.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Ветрова О.М.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14»

Olga771222@yandex.ru

         

                 В настоящее время  школу невозможно представить без использования разнообразия современных педагогических образовательных технологий. ТРИЗ1 – технология – это наука о творчестве, использование ее элементов и приемов помогает развивать умственную, познавательную и творческую деятельность обучающихся на уроке.

                На своих уроках я использую разные приемы и элементы ТРИЗ-ОТСМ3–  технологии и РТВ4, среди которых такие методы активизации творческого процесса, как  метод фокальных объектов, метод морфологического анализа, метод синектики, системный оператор, конструктор «ЭИЗ2» и т.д. Расскажу о наиболее часто используемых мною приемах и элементах ТРИЗ – технологии.

                Метод фокальных объектов был предложен американцем Ч. Вайтингом. Сущность метода состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект. Этот метод  раскрепощает мышление, содействует развитию фантазии у обучающихся. Этот метод я использую в 7 – 8 классах. Обучающимся предлагаю усовершенствовать такие физические приборы, как термометр, часы, динамометр, электрическую лампочку и т.д. Например, усовершенствовать термометр. Обучающиеся выбирают любые три предмета, например: конфета, стул, газета. Называют признаки  этих предметов и переносят их на усовершенствуемый прибор. Конфета – шоколадная, клубничная, сладкая, апельсиновая. Стул – деревянный, складной, удобный, большой, мягкий. Газета – свежая, интересная, бумажная. Один из обучающихся предложил такой термометр: термометр складной и бумажный,  можно на нем писать – как в блокноте.

              Метод синектики - это метод активизации творчества, предложен В.Дж. Гордоном. Используются аналогии:

- прямая (сравнение с аналогичным объектом в природе или технике), например:  волчок (функция оси вращения) аналогия гироскоп; парус

(функция перемещать предметы за счет внешнего воздействия среды) аналогия турбинная лопатка.

- символическая (с помощью символов, поэтических образов, метафор, формулировать фразу отображающую суть явления), например: метафоры – пламя – это видимая теплота,  ядро атома – энергичная незначительность.

- фантастическая  (представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи; решение «как в сказке»). Например: Для путешествия по темной стороне Луны нужны осветительные лампы. Какие фантастические конструкции можно предложить?

- личная (эмпатия) представить себя предметом, о котором идет речь в задаче.

             Системный оператор. Этот метод развивает системное мышление. Обучающиеся выделяют в задаче систему, надсистему и подсистему – три разных этажа. И на каждом этаже – прошлое, настоящее и будущее.

 

               Выделено четыре подхода к рассмотрению системы: компонентный (рассмотрение системы в надсистеме и подсистеме), структурный (рассмотрение системы в пространстве и во времени), генетический (рассматривает систему во времени – прошлое и будущее), функциональный  (назначение системы). Например, в 8 классе при изучении темы: «Электрические явления» рассматриваем строение электрической лампочки с помощью системного оператора  компонентного подхода.

 

Вопрос учителя

Ответы обучающихся

Что является системой?

электрическая лампочка

Что является надсистемой по назначению?

электрический, осветительный прибор

А что является надсистемой  эл. лампочки по месту?

кабинет физики

Какова функция системы?

освещать помещения, дает свет

Давайте рассмотрим подсистему эл. лампочки.

стеклянная  колба, винтовая нарезка  цоколь, спираль, две проволоки

             Функциональный подход: Назовите как можно больше функций электрической лампочки?  Генетический подход: факел - свеча-керосинка - электрическая лампочка – неоновая лампочка – солнечная лампочка …

             Разновидностью системного оператора является модель «системный лифт». Например, предлагаю обучающимся прокатить в «системном лифте» единицы массы, времени, силы и т.д.

           ТРИЗ - технология – это  мощный инструмент, с помощью которого можно развивать творческую личность обучающихся  как на уроках, так и во внеурочное время.

Список использованных источников:

1.Иванов Г. Формула творчества или как научиться изобретать. М.: «Просвещение», 1994.

2.Альтшуллер Г.  Творчество как точная наука. М.,1979.

3.Три поколения ТРИЗ. Санкт-Петербург, 2007 .

4.Гин А. Приемы педагогической техники. М.,2006.

5. http://jlproj.org

?

?

т

ц

Н

мин

кг

?

с

?

?

г

[Введите текст]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии в 9 классе "Железо и его соединения" с элементами ТРИЗ технологии

Урок проводится для закрепления полученных знаний по теме "Железо". На данном уроке используется большое количество методических приемов. Креатив- бой проходит по принципу игры "Что? Где? Когда". Пере...

использование элементов проблемного обучения на уроках физики

Применение метода проблемного обучения и элементов проблемного обучения на уроках физики. Материал представлен в виде презентации с  примерами , взятыми из уроков....

Использование элементов проблемного метода на уроках физики как средство повышения качества обучения

Политические, социально-экономические, социокультурные преобразования, происходящие в нашей стране, неизбежно влекут за собой существенные перемены и в системе образования, ориентированного на вхожден...

Практико-ориентированное обучение на уроках с применением элементов ТРИЗ-технологии.

Творческое решение изобретательских задач – это наука о развитии мышления в любой области творчества....

Применение НФТМ-ТРИЗ технологии на примере урока истории в 5 классе

Применение НФТМ-ТРИЗ технологии на примере урока истории в 5 классе...

Применение квест–технологии и элементы ТРИЗ-технологии в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Статья об эффективноти применения современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Авторы статьи описывает опыт работы педагогов МБДОУ «Детский сад № 82» г. Чебоксары в использовании элементов ТРИЗ-технологий как средства развития речи. Статья предназначена для педагогов...