КОНТРОЛЬ ЗА УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ
методическая разработка по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Третьяков Юрий Николаевич

Для достижения оптимальных результатов в дидактическом процес­се необходима диагностика, которая включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития обучения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬ ЗА УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ

Ю.Н. Третьяков

Демократизация школьной жизни требует поиска новых способов стимулирования учебного труда учащихся; принцип личной выгоды, набирающий силы в обучении и воспитании, определяют иные подходы.

Для достижения оптимальных результатов в дидактическом процессе необходима диагностика, которая включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития обучения.

В организации деятельности учащихся на уроке физики мы ставим перед учащимися познавательную задачу, создаем благоприятные условия для ее восполнения, к осуществлению деятельности даем информацию необходимую для развития ума, воображения, самостоятельных творческих поисков. Воспитательная функция контроля заключается в приучении учащихся к систематической работе, в их дисциплинированности и выработке воли. Регулярный контроль повышает ответственность за выполняемую работу не только учащихся, но и учителя, приучает к аккуратности, формирует положительные нравственные качества, помогает самому ученику разобраться в своих знаниях и способностях, т.е. формированию самооценки.

Наиболее распространенными являются два вида проверки: текущая и итоговая. Общеизвестными видами текущей проверки являются: устный опрос, проверка письменных домашних заданий, самостоятельные письменные задания. Наряду с такими формами проверки мы применяем тестирование, проверяем задания с помощью компьютера.

Традиционно проводим фронтальный опрос на любом этапе урока: при повторении материала, в процессе изучения нового, при различных формах самостоятельной работы, а оценивать ученика стараемся в конце урока, учитывая его деятельность в течение всего урока.

Знания по физике проверяем устно (индивидуальный и фронтальный опрос, зачет) и письменно (контрольные работы, рефераты), а умения и навыки - с помощью решения экспериментальных и графических задач, контрольных лабораторных работ. К незнанию вопросов физики относятся и ошибки в выборе и записи формулы для решения задач, неправильное наименование окончательной искомой величины.

На различных этапах обучения используются различные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый.

Мы стремимся, чтобы контроль был всесторонний, охватывающий все разделы учебной программы; объективный, исключающий ошибочные суждения и выводы; дифференцированный, учитывающий индивидуальные качества ученика.

Соблюдение указанных требований обеспечивает надежность контроля и выполнения им своих задач в процессе обучения, а удовлетворение и развитие интереса к предмету создает благоприятные условия для формирования личности и познавательной деятельности школьника.

Чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, надо использовать средства, вызывающие у ученика ощущение, осознание собственного роста. Для этого необходимо стимулировать его к эффективному восприятию и усвоению учебного материала.

Стимулы опираются на тонкие, деликатные побуждения человека к интеллектуальной деятельности. Необходимо: опираться на желание учиться; использовать интенсификацию - страстное желание хотя бы получить оценку; учитывать интересы и склонности, считаться с увлечениями, мнениями, оценкой; поощрять желание добиваться признания школьнику важно быть признанным; одобрять успехи в результатах их деятельности; сделать работу привлекательной - сделать трудный, малопривлекательный материал интересным, желанным для ученика; давать ему шанс уверенности в успехе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация учебно-познавательной деятельности деятельности учащихся на уроках географии

Актуальность  опыта. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и ...

Формирование учебно-познавательной компетенции у учащихся старших классов.

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках и во внеурочное время.Формы работы....

Учебно-познавательная игра для учащихся 8 класса «Химические состязания»

Учебно-познавательная игра для учащихся 8 класса«Химические состязания»...

Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности

Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...

Взаимодействие урочной и внеурочной форм учебно-познавательной коммуникативной деятельности по овладению французским языком в условиях гимназии.

Взаимодействие урочной и внеурочной форм учебно - познавательной коммуникативной деятельности по овладению французским языком в условиях гимназии....

Контроль учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель ...

Повышение мотивации к учебной деятельности учащихся на уроках математики с помощью учебно-познавательной задачи

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановк...