Презентация к выступлению на методическом объединение по теме: "Организация научно-исследовательской деятельности на уроках физики"
презентация к уроку по физике

Марина Вячеславовна Холина

Задачи: мотивировать ученика на исследовательскую деятельность, через создание проблемной ситуации и выдвижение гипотезы, формирование исследовательских умений и навыков, развитие творческой и познавательной личности.

Метод и форма: научный (наблюдение – гипотеза – опыт) с использованием технологии проблемного диалога – постановка проблемы (формирование темы урока или вопросов исследования) и поиск решения (формирование нового знания на основе выдвижения и проверки гипотезы).

Ожидаемый результат: в процессе применения метода исследования рождается понимание физики.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация исследовательской деятельности на уроках физики

Слайд 2

«Активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения — знание не передается в готовом виде, а строится самими учащимися в процессе познавательной, исследовательской деятельности»

Слайд 3

И сследовательский метод обучения на уроках физики Задачи: мотивировать ученика на исследовательскую деятельность, через создание проблемной ситуации и выдвижение гипотезы, формирование исследовательских умений и навыков, развитие творческой и познавательной личности. Метод и форма: научный (наблюдение – гипотеза – опыт) с использованием технологии проблемного диалога – постановка проблемы (формирование темы урока или вопросов исследования) и поиск решения (формирование нового знания на основе выдвижения и проверки гипотезы). Ожидаемый результат: в процессе применения метода исследования рождается понимание физики.

Слайд 4

И сследовательский метод формирует 1) умение видеть и находить проблему, 2) выдвигать гипотезы, 3) наблюдать, проводить эксперименты, 4) собирать информацию, 5) сравнивать и анализировать, 6) делать выводы и заключения, 7) доказывать и защищать свои идеи, 8) работать в группе.

Слайд 5

Формы организации исследовательской деятельности урочные урок-исследование; «мозговой штурм»; учебный и домашний эксперимент; внеурочные исследовательская практика; факультативные занятия; походы, поездки, экскурсии ; работа учащихся в научно-исследовательском обществе, в олимпиадах, конкурсах, конференциях, предметных неделях.

Слайд 6

Виды исследовательской деятельности э кспериментальные исследования Фронтальные лабораторные работы (1 урок); Урок-исследование, ф ронтальные мини-исследования (10-20 мин) ( Исследование силы трения: покоя, скольжения, качения от свойств поверхности, от площади основания движущегося тела.); Домашние практические задания (от 1ч до нескольких суток) Определение пути от дома до школы. Вычисление веса воздуха в комнате. Исследование диффузии (смачивания тел). Определение плотности картофеля или др. тел. Вычисление давления, которое производит ученик стоя на месте.

Слайд 7

Исследовательская деятельность Пример краткой инструкции к исследовательской работе: Наблюдение диффузии в воде и влияние температуры на скорость диффузии. Цель работы: выяснить, что скорость диффузии зависит от температуры и смешивающихся веществ. Приборы и материалы: 2 стакана, 2 пакетика чая, холодильник, чайник с горячей водой. Выполнение работы: 1. Налейте в один стакан холодной воды, а в другой тёплой. 2. Аккуратно опусти в каждый стакан по пакетику чая. Объясни результаты: ________________ 3. Поставь стакан с холодной водой в холодильник, а другой оставь в комнате. 4. Через 1 час достань стакан из холодильника и наблюдай различие в результатах опыта. Объясни результаты. ________________________________________________ 5. Сделайте вывод _______________________________________________________

Слайд 8

Виды исследовательской деятельности Теоретические исследования Урок изучения нового материала с оздание проблемной ситуации выдвижение гипотезы экспериментальная п роверка гипотезы Урок повторения и обобщения Представьте, что каждый из вас –электрон и вы двигаетесь в проводнике. Как зависит сопротивление проводника от его геометрических размеров? Как это можно представить? (8 класс) Представьте, что каждый из вас – проводник. Создайте электрическую цепь из последовательно (параллельно) соединенных проводников. (8 класс) Урок решения физических задач Какие явления описаны в условии? Какие соотношения выполняются в этой задаче? Какие формулы описывают эти соотношения? Как найти искомую величину, используя данные формулы

Слайд 9

Исследовательская деятельность Задача. Как легче резать ножницами картон: помещая его ближе к концам ножниц или располагая ближе к их середине? 1. Определяем объект исследования . - Чем являются ножницы? - Ножницы – это простой механизм - рычаг - Определите ключевую ситуацию. - Ключевая ситуация - «Рычаги. Равновесие сил на рычаге». 2. Ведём учебный диалог. - Чем является середина ножниц? - Середина ножниц является неподвижной опорой. - Сколько сил действуют на ножницы?

Слайд 10

Исследовательская деятельность - Относительно середины ножниц с противоположных сторон действуют две силы. - Вспомните условие равновесия рычага. - Рычаг находится в равновесии, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил. - Что означает обратная пропорциональность? - Чем больше плечо силы, тем меньше действие этой силы, т.е., приложив малую силу, мы имеем большое ее плечо и наоборот. 3. Формулируем ответ. - Примените условие равновесия рычага к нашей задаче. - Мы должны создать на картон большую силу давления, тогда легко разрежем картон. Следовательно, расстояние от центра до силы действия на картон должно быть меньше. Ответ на поставленный вопрос: легче резать ножницами картон, помещая его ближе к середине. 4. Проверяем на практике. Ставим эксперимент. 5. Предлагаем придумать другие варианты этой задачи. (Составить новую задачу, например, с разной формой ножниц).

Слайд 11

Проектно- исследовательская деятельность Проект - (от лат. projectus - брошенный вперед) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия; предварительный текст какого-либо документа; Замысел, план. Энциклопедический словарь

Слайд 12

Проектно- исследовательская деятельность Исследование - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью; имеет два уровня -эмпирический и теоретический. Энциклопедический словарь - изучение, анализ какого-либо явления или предмета. Бизнес словарь

Слайд 13

Проектно- исследовательская деятельность Формы проектов: поиск пословиц, поговорок, примет, связанных с природными явлениями (7-8 кл .); изготовление моделей: молекул, фонтана, термоса, электроскопа и др (7-8 кл .); написание сочинений-рассуждений: «К чему может привести отсутствие гравитации на Земле?», «Я обнаружил, что исчезло трение…» (7, 9кл); подготовка домашних экспериментов с их демонстрацией и объяснением на уроках (7-9 кл ); выполнение научных проектов с их защитой (7-11кл).

Слайд 14

Проектно -и сследовательская деятельность Цель: рассчитать стоимость электроэнергии, израсходованной всеми лампочками в вашей квартире за 1 неделю, предложить способы экономии. 1 урок : учитель контролирует ход обсуждения. Проводит инструктаж 2 урок : обработка собранной информации, выполнение расчетов. Разработка памятки по экономии электроэнергии выполняется в качестве домашнего задания Консультирует, направляет действия учеников. Предоставляет дополнительный материал. Представление результатов. 3-й урок: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка. Выставляет оценку (с учетом правильности проводимых расчетов )

Слайд 15

Этапы формирования проектно- исследовательской деятельности 1-й этап (7-8 классы) выполнение индивидуальных мини-проектов: изготовление физических приборов или моделей из подручных средств; выполнение схем и чертежей проектируемых устройств; презентации и слайд-шоу.

Слайд 16

Этапы формирования проектно- исследовательской деятельности 2-й этап (8-9 классы) выполнение групповых проектов с распределением обязанностей в группе и защитой проекта; изготовление физических устройств, моделей; выполнение мини-исследований; изготовление учебных таблиц для кабинета;

Слайд 17

Этапы формирования проектно- исследовательской деятельности 3-й этап (10-11 классы) выполнение групповых и индивидуальных работ разного типа: исследовательских задач и проблем, ответ на которые не является очевидным; исследований, связанных с изучением характеристик и свойств организма человека; исследований, в результате которых будет создан значимый продукт.

Слайд 18

Научно - исследовательская деятельность Ц ели: выявление и поддержка одарённых учащихся; развитие их интеллектуальных и творческих способностей; поддержка научно-исследовательских интересов учеников.

Слайд 19

Научно - исследовательская деятельность Задачи: приобщение учащихся к интеллектуально-творческой деятельности; выдвижение и реализация в научных исследованиях творческих идей, создание научных работ и проектов; создание условий для расширения среды общения и получения информации; участие в проводимых в рамках города, района, края, страны научно-практических конференциях; формирование навыков исследовательской работы; развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Слайд 20

Научно - исследовательская деятельность Этапы: Выбор темы исследования Формулировка цели исследования Формулировка задач исследования Написание программы исследования Составление календарного плана Знакомство с литературой по конкретной проблеме Выбор и освоение методики Выполнение основной части работы Анализ результатов работы Оформление результатов исследования Защита проекта

Слайд 21

Результаты исследовательской деятельности Образовательные функции: повышает эффективность и результативность урока; повышает успеваемость; Развивающие функции: развивает познавательный интерес к предмету; развивает творческие способности. Воспитательные функции: формирует умение работать в группе; раскрывает новые личностные качества, способствует формированию самоанализа.

Слайд 22

Оценивание проекта (индивидуальная карта учащегося, защищающего проект) Этапы Критерии оценки Самооценка Учитель Коллеги по команде Защита Представление (15 баллов) Ответы на вопросы (15) Процесс проектирования Интеллектуальная активность (10) Творчество (10) Практическая деятельность (10) Умение работать в команде (10) Итог Достигнутый результат (10) Оформление (10) 85 – 100 баллов – «отлично»; 70 – 85 баллов – «хорошо»; 50 – 70 баллов – « уд.-но »; менее 50 баллов - « неуд.-но ».

Слайд 23

Оценочный лист Фамилия, имя Роль в группе Отметка о выполнении Д/З Работа по выполнению проекта в классе Характер поведения и общения Оценка группы/ учителя Самооценка. Отношение к процессу и результату деят-ти

Слайд 24

Буклет: Энергосбережение

Слайд 25

Физбюллетень

Слайд 26

Физбюллетень

Слайд 27

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методический семинар на тему "Организация деятельностного подхода на уроках физики "

“Великая цель образования – это не знания, а действия”(Герберт Спенсер) Физика не может быть неинтересной! Именно эти слова наиболее точно выражают мое личное отношение к физике как к школьн...

Презентация к выступлению на методическом объединении

ФГОС в системе дополнительного образования детей...

Презентация к выступлению на методическом объединении учителей информатики Аксайского района "Сопровождение деятельности учителя"

Презентация к выступлению на методическом объединении учителей информатики Аксайского района "Сопровождение деятельности учителя"...

Презентация к выступлению на методическом объединении по теме: «Нормативно-правовая база дополнительного образования детей»

В презентации содержится материал о последних изменениях в нормативно-правовой базе дополнительного образования детей...

Презентация к выступлению на методическом объединении «Ребёнок и Интернет: опасности, которые подстерегают наших детей»

Презентация к выступлению на методическом объединении «Ребёнок и Интернет: опасности, которые подстерегают наших детей»...

Выступление на методическом объединении по теме «Исследовательская деятельность на уроках физики»

Для повышение эффективности учебного процесса и качества усвоения учебной информации учебно-исследовательская деятельность на уроках позволяет планировать учебный  процесс с применением исследова...