Педагогический проект "Физик-исследователь"
проект по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс)
Педагогический проект "Физик-исследователь" направлен на создание комплекса методических условий для развития творческого потенциала личности учащихся в процессе изучения физики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический проект "Физик-исследователь" | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 городского округа
город Выкса Нижегородской области
Конкурс учителей «Мой любимый предмет»
- Педагогический проект
«Физик-исследователь»
Выполнила:
Гусева Александра
Александровна
Учитель физики МБОУ СОШ №8
- г.Выкса
2021
- Педагогический проект «Физик-исследователь»
1. Актуальность проекта
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.
Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Из требований ФГОС: «Изучение естественных наук должно обеспечить
-овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
-применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.»
Учебный эксперимент является одним из важнейших методов обучения, источником знаний и средством обучения одновременно. Он может использоваться в качестве:
- введения к той или иной теме курса (мотивация);
- иллюстрации к объяснению нового материала (восприятие и осмысление);
- повторения и обобщения пройденного (интериоризация);
- контроля приобретённых знаний, умений и навыков,
т.е. на всех этапах процесса обучения.
Физика предоставляет огромные возможности для организации различного исследовательского эксперимента. Исследовательская работа — это не только условие успешной самореализации творческой личности, но и возможность общения с единомышленниками — сверстниками и взрослыми. С работами, выполненными в школьных лабораториях, учащиеся выступают не только на городской, но и на областной и студенческих конференциях, что способствует приобретению опыта выступления перед публикой, умений чётко излагать свои мысли, анализировать, обобщать, делать выводы. Занятия в школьных предметных кружках помогают учащимся утвердиться в правильности выбранного ими пути. Став студентами, они также ведут исследовательскую работу, пишут статьи, активно участвуют в различных конференциях, многие впоследствии продолжают обучаться в аспирантуре в данном учебном заведении. Таким образом, любовь к исследовательской деятельности, привитая со школьной скамьи, находит своё продолжение и в студенческие годы.
2. Цели и задачи проекта
Целью моей педагогической деятельности является создание комплекса методических условий для развития творческого потенциала личности учащихся в процессе изучения физики.
Цели проекта:
- Повысить познавательный интерес учеников к изучению физики через создание школьной исследовательской лаборатории,
- Повысить мотивацию и интерес школьников к вопросам профессионального и личностного самоопределения;
Задачи проекта:
- Осуществить внедрение технологии творческого урока в традиционный образовательный процесс;
- расширить список учебных экспериментов, с целью получения данных, недоступных в традиционных опытах;
- внедрить цифровые технологии в область традиционных экспериментов и исследовательской работы
- создать на базе предметного кружка школьную исследовательскую лабораторию «Физик-исследователь»;
- 3. Основное содержание проекта
Вовлечение учащихся в научно-познавательную деятельность исследовательского и творческого характера по физике возможно при правильном оснащении, организации исследовательской деятельности учащихся и активной роли учителя. Поэтому очень важно внедрение в учебный процесс современных информационных технологий, например цифровых лабораторий, как нового поколения школьных естественнонаучных лабораторий.
Цифровые лаборатории позволяют существенно сократить время на организацию и проведение работ, повышают точность и наглядность экспериментов, предоставляют практически неограниченные возможности по обработке и анализу полученных данных. Они мобильны и предназначены для проведения лабораторных и практических работ, как в помещении, так и в походных условиях.
Опыт применения цифровых лабораторий «Архимед» в образовательных учреждениях Москвы и других регионах России за последние годы показывает особую эффективность следующих видов деятельности с лабораторией:
фронтальные лабораторные работы
Лабораторные работы традиционно проводятся на уроках физики в общеобразовательных или профильных классах, на них запланировано время, имеется стандартный список работ. С цифровыми датчиками многие (не все!) стандартные работы можно автоматизировать, высвободить время для проведения обработки и анализа экспериментальных данных, есть возможность самому ученику перенастраивать экспериментальную установку и выбирать параметры эксперимента, быть активным исследователем
работы физического практикума
Традиционно выполняются в конце учебного года или в выделенное время. Здесь особенно важна автоматизация сбора данных, так как работы более сложные и комплексные, данных собирать нужно много, много проводить расчетов. Кроме того, что стратегически более важно, работы практикума можно организовывать не только как проверку закономерностей, но и как исследование, самостоятельное «открытие» связей величин, и пр.
демонстрационный эксперимент
Демонстрационный эксперимент с цифровыми лабораториями Архимед теперь стал нагляднее, ведь явление, воспроизводимое на демонстрационном столе сопровождается одновременным построением графика, а быстрые процессы становятся видимы, и «мгновение останавливается» с помощью графиков высокочастотных измерений. Учитель может расширить диапазон демонстрационного оборудования более мелкими приборами, подключив видеокамеру и демонстрируя экспериментальную установку на экране. При этом ученики видят, что опыт происходит именно сейчас, и компьютерное оборудование становится инструментом исследования, помогая познавать реальность, а не уводя от нее.
демонстрационный эксперимент с видеосопровождением
Особый вид экспериментов с ЦЛ Архимед – эксперименты с видеосопровождением, отснятые заранее и показанные на уроке. Они очень напоминают «виртуальную реальность», то есть все происходит в компьютере… с той только разницей, что знакомые руки учителя держат знакомые или находящиеся на демонстрационном столе приборы, а процесс заснят до урока, в спокойной для учителя обстановке, капризный эксперимент проведен много раз и выбран тот вариант, который наиболее эффектен, редкая или сложная экспериментальная ситуация создана в специальных условиях институтской лаборатории и др. Обработка же происходит прямо на уроке, в любой момент ее выполняет учитель или ученики, по необходимости.
видеоанализ
Механические явления в школе являются простыми и сложными в изучении. Простыми потому что можно ощутить на себе, увидеть, потрогать, помогает жизненный опыт собственного движения. Сложность и ответственность состоит в выделении значимых свойств из всего их многообразия, переход от явления или объекта к модели, описание модели. ЦЛ помогает постигать не только прямолинейное движение, но и гораздо более распространенное криволинейное. При этом необходимо только заснять движущийся объект на видео или вырезать интересующий фрагмент из готового фильма, а затем обработать в программе видеоанализа. И вот уже можно определить скорость движения мяча в ворота, высоту прыжка антилопы в фильме о животных или частоту вращения колеса папиной машины или даже скорость движения Гарри Поттера на метле! И опять же здесь ученика подстерегают неожиданные новые знания, которые он добывает сам, а обсуждать можно вместе… с одноклассниками, родителями, учителем.
исследовательские проекты, в том числе полевые исследования
Проектная деятельность заняла свое достойное место в учебном процессе, ЦЛ позволяет выполнять естественнонаучные исследования на современном уровне, исследовать действительно интересующие учащихся объекты и явления, находить свои варианты решения. Подтверждением тому множество и рост количества ученических проектов с использованием ЦЛ на различных конференциях и пр. Компьютеризация учебного эксперимента дает возможность размещать материалы, выполненные с помощью ЦЛ или предназначенные для выполнения работ с ЦЛ, в информационной среде образовательного учреждения, дает возможности ученику и учителю не ограничивать возможности исследовательской деятельности временем пребывания в классе и доступностью оборудования.
Все подобные интереснейшие результаты работы учителей и учеников представляются на ежегодном Конкурсе естественнонаучных проектов, проводимым ежегодно.
4. Сроки реализации проекта
Период реализации проекта составляет 1 год. Использование проекта возможно при организации исследовательской работы на уроках, в процессе преподавания предмета по авторским программам «Механика» (9 класс) и «Решение физических задач» (10-11класс), при подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ, при проведении индивидуальных занятий, а также на занятиях кружка «Удивительный мир физики».
5. Бюджет проекта
№ | Наименование оборудования | Кол-во, шт. | Стоимость, руб |
1. | Цифровая лаборатория Архимед 4.0 | 1 | 153 783,73 |
2. | Ноутбук | 1 | 24 216,27 |
3. | Рулонные жалюзи | 1 | 22 000 |
ИТОГО | 200 000 |
6. Ожидаемые результаты проекта
Основными параметрами результативности педагогической деятельности является положительная динамика, связанная с развитием творческих способностей, выбором экзамена по физике.
- стабильное качество знаний и успешность обучения учащихся;
- устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету и качественная динамика учебной мотивации деятельности.
Внедрение проекта связываю с созданием банка творческих заданий, развертыванием технологии творческого урока на весь школьный курс физики, организацией проектно-исследовательской лаборатории в рамках внеурочной деятельности по предмету. Это является особенно актуальным в связи с внедрением новой модели образования, и расширения возможностей компетентного выбора каждой личностью своего жизненного пути.
- 7. Перспективы дальнейшего развития проекта
Дальнейшее развитие проекта может происходить в следующих направлениях:
- расширение участников проекта в следующем учебном году;
- создание в школе районного центра исследований для развития способностей учащихся;
- оснащение школьной физической лаборатории современным оборудованием.
Приложение 1
В комплекте цифровой лаборатории Архимед 4.0 (Институт новых технологий, г. Москва): набор цифровых датчиков фирмыFourier Systems (США, Израиль), регистратор данных USBLink, справочное пособие.
В состав стандартной лаборатории по физике включены датчики: освещенности, влажности, температуры, напряжения, тока, давления газов, силы, индукции магнитного поля, расстояния от места установки датчика до объекта,микрофоны и др.
USBLink - принципиально новый регистратор данных. Это простое в использовании многофункциональное устройство с 4 портами, к которым можно подключать до 8 датчиков одновременно и USB портом для подключения к компьютеру. Подсоединив USBLink к своему компьютеру, можно получить полноценную цифровую естественнонаучную лабораторию.
Программное обеспечение MultiLab 1.4.20 (www.fourier-sys.com) – идеальный инструмент для практического обучения, включающий следующее:
1.Отображение данных в виде графиков, таблиц или показаний шкалы прибора.
2. Получение данных от устройства USBLink в режиме реального времени (онлайн).
3. Журналы экспериментов, включающее в себя одновременно инструкции по проведению эксперимента, его настройки и отчет.
4. Мультимедийные возможности, позволяющие сопровождать полученные данные синхронизированными видео- и аудиоматериалами.
5. Полная совместимость с такими программными приложениями, как WORD и EXCEL.
6. Видеоанализатор движения, который способен преобразовывать видеозапись любого движения в набор данных.
Экран MultiLab состоит из четырех окон: окно графиков, окно таблиц, окно видео и навигационное окно, называемое Картой данных. Можно открывать все окна одновременно или только некоторые из них. Наиболее часто используемые инструментальные средства и команды показаны на трех панелях инструментов. Инструменты, которые действуют во всех режимах работы программы, и инструменты управления регистратором размещены на основной (верхней) панели. Инструменты для работы с графиками находятся на панели графиков, инструменты таблицы – на панели таблицы.
Цифровая лаборатория предоставляет возможность организовать исследовательскую деятельность в профильных естественнонаучных классах на уроках, факультативах и спецкурсах по физике. Последовательность действий по выполнению эксперимента с использованием цифровой лаборатории в наибольшей степени для учителя представляется в следующем виде.
I. Подготовительный этап:
- актуализация имеющихся знаний о предмете исследования;
- формулировка цели и задач исследования; выдвижение гипотез о процессе, средствах и результатах деятельности;
- разработка метода решения задачи на основе имеющихся знаний (создание схемы экспериментальной установки, выбор приборов и материалов, порядок подготовки эксперимента, порядок проведения эксперимента;
- методика анализа полученных данных).
II. Этап выполнения действий по созданию экспериментальной установки и получению первичных данных:
- сборка и наладка экспериментальной установки;
- проведение наблюдений и измерений;
- фиксирование полученных данных
III. Этап обработки и интерпретации результатов измерений и наблюдений:
- расшифровка, преобразование, математическая обработка, обобщение, интерпретация полученных данных, формулировка выводов;
- при необходимости – осуществление дополнительных серий измерений;
- изложение результатов работы.
Приложение 2
В качестве примера предлагаю описание указаний для учащихся экспериментальной части проектно-исследовательской работы «Измерение и оценка параметров микроклимата температуры и влажности школьного кабинета»
Цель: исследовать изменения температуры, влажности в рабочем помещении до начала урока и после урока и выявить влияние естественной вентиляции на климат внутри помещения.
Задачи: 1) измерить температуру и влажность в рабочем помещении в течение урока(40 минут) при закрытых окнах и дверях
2) измерить температуру и влажность в рабочем помещении при открытых окнах и дверях в течение перемены (10 минут)
Схема экспериментальной установки
Штатив в виде треноги, установленный в центре исследуемого помещения с укрепленными на нем датчиками, которые подключены к регистратору данных USB Link
Приборы и материалы: ноутбук, регистратор данных USBLink, датчики температуры, влажности, штатив, соединительные провода для датчиков
Подготовка эксперимента
1. Выберите кабинет для исследования. 2. Установите штатив в центре помещения. 3. Разместите на штативе датчики на высоте 1-1,5 метров.
4. Закрепите ноутбук и подключенный к нему регистратор данных USBLink на штативе или рядом с ним.
5. Запустите программу MultiLab.
6. Подсоедините датчик влажности к Входу 1(I/0-1) регистратора данных USBLink.
7. Подсоедините датчик температуры к
Входу 2(I/0-2) регистратора данных USBLink.
8.Нажмите кнопку Настройка регистратора на основной панели инструментов программы MultiLab. Запрограммируйте регистратор:
Частота: | Каждую секунду |
Замеры: | 100 |
Проведение эксперимента
1. При закрытых окнах и дверях в кабинете с учащимися начинайте измерения, нажав кнопку Пуск на основной панели инструментов программы MultiLab.
2. Через 40 минут откройте окна и двери, выпустите учащихся из кабинета.
3. Подождите 10 минут и нажмите кнопку Стоп.
4. Сохраните свои данные, нажав кнопку Сохранить.
Анализ результатов эксперимента
С помощью курсора исследуйте кривые климатических параметров и ответьте на следующие вопросы: В какой момент кривые графиков температуры и влажности стабилизируются? Какие изменения наблюдаются на каждой кривой?
Вопросы: Как влияет наличие людей в помещении на интенсивность изменения температуры и влажности? Достаточно ли времени для проветривания, чтобы температура понизилась?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аттестация педагогических работников в педагогических учреждениях
Это разработка семинара заместителей директоров...
Педагогическое наследие : выдающиеся педагоги и педагогические школы. Педагогические открытия Льва Толстого
Презентация была представлена на школьном педагогическом совете в рамках серии выступлений по теме:«Педагогическое наследие: выдающиеся педагоги и педагогические шк...
МБОУ ДПО (ПК) С «Межшкольный методический центр», г. Добрянка Пермский край РФ Профессиональное педагогическое объединение «Педагогическая студия «СЕНТЯБРЬ» IV-Я ОТКРЫТАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
Национальный Идеал. Понятие «идеал» все чаще звучит в педагогической среде, выражение «национальный воспитательный идеал» становится устойчивым оборотом в современном образовании. А возможна ли замена...
Выступление на педагогических чтениях "Педагогический такт. Стили педагогического общения."
В выступлении рассматриваютя понятия "Педагогический такт", "Педагогическое общение", "Стили педагогического общения", "Модели поведения педагогов"...
Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»
Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в образовании как средства развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...
Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»
Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи: - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...
Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа".
Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа"....