Методы решения задач повышенной сложности по молекулярной физике и термодинамике
презентация к уроку по физике (10 класс)
В презентации представлены методы решения задач повышенной сложности по молекулярной физике и термодинамике. В таблице «Методы решения задач по молекулярной физике и термодинамике» представлены четыре тепловых явления (вторая строчка):
- нагревание (охлаждение), расширение (сжатие) идеального газа при теплопередаче и совершении механической работы в изопроцессах;
- изменение состояния идеального газа по замкнутому циклу;
- изменение агрегатного состояния (плавление - кристаллизация, кипение – конденсация), нагревание (охлаждение) тел при теплопередаче и совершении механической работы;
- теплообмен в теплоизолированной системе.
Первому явлению соответствует две типовые задачи (на уравнение состояния и на первый закон термодинамики) и два метода решения. Метод №1 применяют в случаях, когда в тексте задачи не указаны причины явления (теплопередача или совершение работы), метод №2 – во всех остальных случаях. Второму явлению соответствует…..
Для каждого типа задач представлен метод решения, включающий в себя
- построение графической модели явления;
- составление системы уравнений, описывающих модель явления;
- вывод расчетной формулы и вычисление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 753.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методы решения задач по молекулярной физике и термодинамике
1. Свинцовую дробь, нагретую до 100 (теплоемкость 130 Дж/(кг ) в количестве 1,3 кг смешивают с 50 г льда при 0 (удельная теплота плавления 330000 Дж/кг). Какова температура смеси в градусах Цельсия после установления теплового равновесия. Дано: m 1 = 1,3 кг, Т 1 = 373К, m 2 = 50 г, Т 2 = 273К λ = 330·10 3 Дж/кг, с 1 = 130 Дж/(кг , с 2 = 4200 Дж/(кг t c м = ? Решение: 1. Распознание явления, которому соответствует ситуация задачи . Макрообъект – свинцовая дробь и лед; Начальное состояние – до смешивания заданы массы и температуры тел; Конечное состояние – смесь в тепловом равновесии; Воздействие – теплообмен между льдом и дробью; Теплообмен в теплоизолированной системе (метод №5)
2. Построение графической модели явления с учетом условий задачи. 3. Составление уравнений, описывающих модель. Составляем уравнение теплового баланса:
Дано: m 1 = 1,3кг , Т 1 = 373К, m 2 = 0,05г , Т 2 = 273К λ = 330·10 3 Дж/кг, с 1 = 130 Дж/(кг , с 2 = 4200 Дж/(кг
2. В вертикальном цилиндре находится газ под поршнем при температуре 400 К. Масса поршня 4 кг, его площадь 0,004 м 2 . Какой массы груз надо положить на поршень, чтобы он остался на месте при медленном нагревании газа на 100 К? Атмосферное давление 10 5 Па. Дано: M = 4 кг, S = 0,004 м 2 , T 1 = 400К, T = 100К, = 10 5 Па m = ? Решение : 1. Распознание явления, которому соответствует ситуация задачи. Макрообъект – Начальное состояние – Конечное состояние – Воздействие – Вывод:
2. Построение графической модели явления с учетом условий задачи. 3. Составление уравнений, описывающих модель. - закон Шарля
Дано: M = 4 кг, S = 0,004 м 2 , T 1 = 400К, T = 100К, = 10 5 Па
1. Распознание явления, которому соответствует ситуация задачи . 2. Построение графической модели явления с учетом условий задачи. 1→2 изохорный 2→3 изобарный 3→4 изохорный 4→1 изобарный 1: p 0 ,V 0 ,T 1 2: 2 p 0 ,V 0 ,T 2 2: 2 p 0 ,V 0 ,T 2 3: 2 p 0 , 3 V 0 ,T 3 3: 2 p 0 , 3 V 0 ,T 3 4: p 0 , 3 V 0 ,T 4 4: p 0 , 3 V 0 ,T 4 1: p 0 ,V 0 ,T 1 T↑, => Δ U 1 >0 T↑, => Δ U 2 >0 T↓, => Δ U 3 <0 T↓, => Δ U 4 <0 V=const => A г1 =0 V ↑ => A г 2 >0 V=const => A г 3 =0 V↓ => A г 4 <0 Q 1 = Δ U 1 => Q 1 >0 Q 2 = Δ U 2 + A г 2 => Q 2 >0 Q 3 = Δ U 3 => Q 3 <0 Q 4 = Δ U 4 + A г 4 => Q 4 <0 Дано: p 0 , V 0 ɳ - ? Решение:
А = (2 p 0 – p 0 )(3 V 0 – V 0 ) = 2 p 0 V 0 Q получ = Q 1 + Q 2 Дополнительные уравнения: Q = Δ U + A – первый закон термодинамики; Δ U = V R Δ T – формула для расчета внутренней энергии идеального одноатомного газа ; A = p V – формула для расчета работы газа; pV = V RT – уравнение состояния идеального газа. 3. Составление уравнений, описывающих модель.
По первому закону термодинамики: Q 1 = Δ U 1 , Q 2 = Δ U 2 + 2 p 0 ·2 V 0 По формуле внутренней энергии идеального одноатомного газа: Δ U 1 = V R ( T 2 – T 1 ); Δ U 2 = V R ( T 3 – T 2 ); 1-2: p 0 V 0 = V RT 1 2 p 0 V 0 = V RT 2 p 0 V 0 = V R(T 2 – T 1 ) => Δ U 1 = p 0 V 0 => Q 1 = p 0 V 0 ; 2-3: 2p 0 V 0 = V RT 2 2p 0 · 3V 0 = V RT 3 4p 0 V 0 = V R(T 3 – T 2 ) => Δ U 2 = 6 p 0 V 0 => Q 2 = 10 p 0 V 0 ; 1-2: p 0 V 0 = V RT 1 2 p 0 V 0 = V RT 2 2-3: 2p 0 V 0 = V RT 2 2p 0 · 3V 0 = V RT 3 4p 0 V 0 = V R(T 3 – T 2 ) => Δ U 2 = 6 p 0 V 0 => Q 2 = 10 p 0 V 0 ; Из уравнения состояния идеального газа: Ответ: ɳ = 17% 4. Вывод расчетной формулы и вычисления.
4. В тепловом процессе, изображенном на рисунке, 1 моль идеального одноатомного газа переходит из начального состояния 1 в конечное состояние 4 (через состояния 2 и 3). Рассчитайте общее количество теплоты в этом тепловом процессе. Разность конечной и начальной температур 100К. Название изопроцесса 1→2 изохорный 2→3 изобарный 3→4 изохорный Характеристики начального сосотояния 1: T 1 , V 1 , p 1 2 : T 2 , V 1 , p 2 3 : T 1 , V 3 , p 2 Характеристики конечного состояния 2 : T 2 , V 1 , p 2 3 : T 1 , V 3 , p 2 4 : T 2 , V 3 , p 4 1. Распознание явления, которому соответствует ситуация задачи. 2. Построение графической модели явления с учетом условий задачи. Название изопроцесса 1→2 изохорный 2→3 изобарный 3→4 изохорный Характеристики начального сосотояния 1: T 1 , V 1 , p 1 2 : T 2 , V 1 , p 2 3 : T 1 , V 3 , p 2 Характеристики конечного состояния 2 : T 2 , V 1 , p 2 3 : T 1 , V 3 , p 2 4 : T 2 , V 3 , p 4
3. Составление уравнений, описывающих модель. Применение первого закона термодинамики к каждому изопроцессу : ; ; Дополнительные уравнения : – формула для расчета внутренней энергии идеального одноатомного газа; - формула для расчета работы газа; – уравнение состояния идеального газа.
Изменение внутренней энергии для каждого изопроцесса : Работа газа в изобарном процессе: Название изопроцесса 1→2 изохорный 2→3 изобарный 3→4 изохорный Характеристики начального сосотояния 1: T 1 , V 1 , p 1 2 : T 2 , V 1 , p 2 3 : T 1 , V 3 , p 2 Характеристики конечного состояния 2 : T 2 , V 1 , p 2 3 : T 1 , V 3 , p 2 4 : T 2 , V 3 , p 4
Ответ: Q = 415,5 Дж 4. Вывод расчетной формулы и вычисления.
1. Распознание явления, которому соответствует ситуация задачи. 2. Построение графической модели явления с учетом условий задачи. 5. При какой скорости пуля из свинца полностью расплавится при ударе о стенку, если 80% ее энергии будет затрачено на нагревание пули? Начальная температура пули 27 0 С, температура плавления 327 0 С, удельная теплота плавления свинца 25 кДж/кг, удельная теплоемкость свинца 130 Дж/(кг . Дано: ɳ = 0,8, T 1 = 300К, T пл = 600К, λ = 25·10 3 Дж/кг, с = 130 Дж/(кг υ = ? Решение:
3. Составление уравнений, описывающих модель. Первый закон термодинамики: ; Ответ: υ = 400 м/с
6. Теплоизолированный сосуд вместимостью 1 м 3 разделен перегородкой на две равные части. В одной из частей находится гелий 0,3 кг (молярная масса 0,004 кг/моль), а в другой 0,6 кг аргона (молярная масса 0,040 кг/моль). Средняя квадратичная скорость молекул обоих газов составляет 300 и 400 м/с. Рассчитайте парциальное давление аргона в сосуде после удаления перегородки. Дано: V =1м 3 , m 1 = 0,3 кг, M 1 = 0,004 кг/моль , m 2 = 0,6кг, M 2 = 0,040кг/моль, υ 1 = 300м/с, υ 2 = 400 м/с p - ? Решение : 1. Распознание явления, которому соответствует ситуация задачи. 2. Построение графической модели явления с учетом условий задачи.
3. Составление уравнений, описывающих модель. Уравнение теплового баланса: U = U 1 + U 2 Дополнительные уравнения :
Ответ: p a = 16,8 кПа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физика 10 класс Факультативный курс "Решение задач повышенной сложности" по физике
Факультативный курс"Решение задач повышенной сложности по физике"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ В 10-11 КЛАССАХ
Данная программа используется для УМК Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных тех...

Элективный курс по физике "Методы решения задач повышенной сложности" 11 класс
Программа элективного курса по физике для 11 класса...
(Элективный курс) «Методы решения задач повышенной сложности» 11 класс на 2018-2019 учебный год»
(Элективный курс) «Методы решения задач повышенной сложности» 11 класс на 2018-2019 учебный год»...
Методы решение задач повышенной сложности физико-географической направленности, применение их на уроках и во внеурочное время
В презентации представлены методы решения некоторых задач повышенной сложности , используемые в подготовке к ЕГЭ...

Программа индивидуально – группового занятия «Решение задач повышенной сложности в курсе физики 11 класса»
Программа индивидуально – группового занятия «Решение задач повышенной сложности в курсе физики 11 класса»...

Рабочая программа элективного курса «Методы решения задач повышенной сложности по физике» 11 класс
Программный материал рассчитан для учащихся 11 классов на 1 учебный час в неделю, всего 34 часа. Настоящая программа позволяет более глубоко и осмысленно изучать практические и теорети...