Формирование финансовой грамотности на уроках физики
статья по физике (8 класс)
В статье рассматривается использование различных методов, обеспечивающих формирование финансовой грамотности учащихся на уроках физики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.8 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Аннотация. В статье рассматривается использование различных методов, обеспечивающих формирование финансовой грамотности учащихся на уроках физики.
Ключевые слова: финансовая грамотность, кейс-технологии, метод проектов, практические задачи
Проблема поднятия уровня финансовой грамотности сейчас актуальна как никогда, так как деньги уже давно являются неотъемлемой частью жизни людей. В настоящее время финансовая грамотность является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы общественной и частной жизни. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления личных расходов. Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию, она так же жизненно важна для каждого современного человека, как и умение, писать и считать. [2]
Современные школьники живут и взрослеют в усложняющемся мире, где ответственность за собственное финансовое благополучие лежит на самом человеке. Принятие разумных финансовых решений, среди которых значительное множество связано с выбором варианта поведения при решении типичных проблем в повседневных жизненных ситуациях, — именно это составляет суть финансовой грамотности как личностного навыка человека, проявления его функциональной грамотности. [4]
Доступные молодым людям финансовые продукты и услуги имеют расширяющееся разнообразие, и это усложняет их выбор.[4]
В сегодняшнем экономическом мире дети, подростки являются активными потребителями. У многих есть свои банковские карты. Подрастающее поколение привлекает внимание торговых сетей, производителей рекламы, банковских услуг. Необдуманное решение в финансовом вопросе может привести к отрицательным последствиям.
В этой связи актуальным становится введение в массовую образовательную практику учебных заданий, рассматривающих жизненные проблемы, для решения которых необходимо применение социально-гуманитарных знаний и выработанных в ходе их освоения познавательных и практических умений.
Процесс обучения финансовой грамотности должен иметь свою духовную основу, некий идеальный базис. Например, ребенок, думая, что зарабатывать деньги и как можно больше - это хорошо, в будущем начнет любыми обманными путями добиваться данной цели. Но если с самого начала обучения сказать, что деньги приходят, приумножаются и остаются только тогда, когда человек честно их зарабатывает, то в будущем вероятность нечестного заработка сокращается в десятки раз. Нужно объяснить детям, что «деньги - хороший слуга, но плохой хозяин» (Ф.Бэкон), чтобы они знали, что деньги лишь проводник к хорошим условиям жизни, но не цель всего существования, ради которой стоит терять себя, свою сущность и, возможно, близких. [3]
Особую практическую пользу имеет образовательный предмет «Физика». Умение анализировать показатели электроприборов, счетчиков воды, расчет возможных трат на ЖКХ услуги поможет в будущем при планировании семейного и личного бюджета.
Примеры практических задач:
1. Рассчитайте денежные затраты на электроэнергию при работе масляного обогревателя мощностью 1800 Вт, работающего 6 ч в сутки.
2. Мощность лампы накаливания 75 Вт. Эквивалентная светодиодная лампа обладает мощностью 9 Вт. Рассчитайте разницу расходов в месяц, если все лампочки накаливания заменить на светодиодные в трехкомнатной квартире с осветительными приборами, использующими 24 лампы и работающими в среднем 4 ч в сутки.
3. Используя решение предыдущей задачи, рассчитайте, через какой промежуток времени окупится замена всех 24 лампочек накаливания на светодиодные стоимостью 5 руб./шт. [5]
Для того чтобы работа педагога в рамках формирования финансовой грамотности была эффективной, используются разные методы работы с учетом потребностей, возможностей обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС к ним относятся метод проектов и кейс-технологии.
Кейс-технологии также позволяют сформировать знания обучающихся в области финансов. Так учитель разрабатывает основные вспомогательные материалы, приближенные к реальной ситуации, организовывает предварительное обсуждение кейса, затем делит класс на группы, обучающиеся разрабатывают варианты решений, задают друг другу вопросы, составляют письменные отчеты. Учитель координирует обсуждение кейса в группах, оценивает работу. Данный метод позволяет предоставить реальную возможность школьнику понять какую ошибку он сделал и предоставить ему возможность ее исправить. Именно поэтому еще одним важным условием в обучении финансовой грамотности школьников должно стать обязательное присутствие заданий-кейсов, которые проецируют реальные ситуации из жизни и наглядно показывают то, как необходимо себя вести в той или иной ситуации. Это помогает набраться школьникам опыта и получать только нужные знания.
Метод проектов также помогает сформировать навыки финансовой грамотности у школьников. Использование исследовательских методов для решения выдвинутой проблемы, сбор, систематизация, анализ полученных результатов помогают обучающемуся решить стоящую перед ним практическую задачу. [1]
Финансовое неравенство людей сегодня очевидно и вероятнее всего будет только усугубляться. Формирование финансовой грамотности становится насущной потребностью человека, чем раньше оно начнется, тем лучше. Важную роль в формировании грамотности играет влияние семьи, но многие родители сформировались при другой финансово-экономической модели поведения, и потому не знают, как себя вести в новой экономической ситуации. Необходима работа и с детьми напрямую, и через работу с родителями. [3]
Список использованной литературы:
- Гордиенко Галина Вячеславовна/ "Формирование финансовой грамотности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности"//
- Концепция формирования финансовой грамотности у обучающихся средствами организации проектной деятельности и других форм интерактивного обучения – 171с.
- Мальцева С.М. , Ильина К. А. / Обучение финансовой грамотности школьников: необходимость или причина появления людей, зависимых от денег// Азимут научных исследований: экономика и управление.2021. Т. 10. № 2(35)- 3с.
- Рутковская Е. Л. Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности: подходы к разработке учебных заданий // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 98–111.
- Севостьянова А. Н. /Контекстные задачи как средство формирования финансовой грамотности - 8c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование финансовой грамотности на уроках математики.
При выполнении заданий в учебниках математики и алгебры учащиеся формируют основы финансовой грамотности, систематизируют и обобщают полученные знания, формируют социальный статус , расшир...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/22/picture-703536-1606048694.jpg)
«Особенности формирования финансовой грамотности на уроках географии и математики»
Обучение финансовой грамотности продиктовано временем, так как финансовый рынок предоставляет огромный выбор возможностей по управлению денежными ресурсами. Сущность тем выбранных ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/20/picture-48764-1603175056.jpg)
Педагогические технологии по формированию финансовой грамотности на уроках информатики и во внеурочной деятельности
Педагогические технологии по формированию финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности обучающихся, на уроках информатикиВ рамках педагогического совета по теме: «Формирование...
Открытый урок 8(9) класс "Формирование финансовой грамотности на уроках математики" (ФГОС).
Открытый урок "Формирование финансовой грамотности на уроках математики" проводился в формате обновлённого ФГОС для учащихся 8 класса как урок отработки знаний, умений и навыков решения зада...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/20/picture-459024-1424433028.jpg)
Финансовая грамотность на уроках физики
Формирование финансовой грамотности на сегодняшний день возможно на разных возрастных этапах и в различных условиях: как в кругу семьи, так и в рамках школьной программы, внеурочной деятельности и вне...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/15/picture-931606-1497499178.jpg)
Формирование финансовой грамотности на уроках истории.
Формирование финансовой грамотности на уроках истории....
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/26/picture-1157775-1566813387.png)
Формирование финансовой грамотности на уроках литературы в школе через анализ произведений русской классической литературы
Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное. Ф.М. Достоевский Функциональную грамотность, как способность использовать знания, умения, способы в действии для решения...