Конспект урока обобщение знаний по теме электрические явления
план-конспект урока по физике (8 класс)

Конспект урока обобщение знаний по теме электрические явления (на основе материалов по подготовке к ОГЭ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока физики для 8 класса
по теме
«Электрические явления»

УМК «Физика. 8 класс» А. В. Перышкина и др.

Тип урока: урок-обобщение знаний

Цель урока: способствовать развитию интереса к физике способом применения игровых методов на уроке.

Задачи:

  • повторение и обобщение приобретенных знаний по теме;
  • развитие у школьников логического мышления, кругозора, внимания;
  • формирование познавательного интереса к предмету и навыков коллективной работы.

Оборудование и материалы: раздаточный материал, таблицы результатов для групп и жюри.

Класс делится на группы по 4 человека, в каждой группе назначается консультант (сильный ученик).

Консультант ведет учет активности каждого ученика в группе (таблица результатов для групп).

Жюри ведет учет баллов по каждому заданию (таблица результатов для жюри.

Ход урока

1. оргмомент-1-2 минуты

2. Постановка целей урока-1 минута

3. Основной этап

1 задание РАЗМИНКА – 2-3 минуты

«Верю-не верю».

Группам предлагаются физические утверждения.

Учащиеся отвечают «верю» или «не верю».

Вопросы командам задаются по очереди

  1. Тела, имеющие электрические заряды одинаково знака, взаимно притягиваются. (не верю)
  2. Заряженный электроскоп позволяет обнаружить, каким зарядом наэлектризовано то или иное тело. (верю)
  3. Частицу, имеющую самый маленький заряд, назвали нейтроном. (не верю)
  4. Проводниками называют тела, через которые электрические заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному. (верю)
  5. Напряжение измеряют амперметром. (не верю)
  6. Вольтметр включается в цепь последовательно с тем прибором, в котором измеряют напряжение. (не верю)
  7. Сила тока при последовательном соединении на всех участках цепи одинакова. (верю)
  8. Сопротивление измеряется в метрах. (не верю)
  9. Нейтрально заряженные частицы, входящие в состав ядра, назвали нейтронами. (верю)
  10. Силу тока измеряют вольтметром. (не верю)
  11. Амперметр включается в цепь последовательно с тем прибором, в котором измеряют силу тока. (верю)
  12. Вольтметр включается в цепь параллельно с тем прибором, в котором измеряют напряжение (верю)
  13. Напряжение при последовательном соединении на всех участках цепи одинаково. (не верю)
  14. Сила тока при параллельном соединении проводников равна сумме сил токов на каждом проводнике (верю)
  15. Работа тока измеряется в амперах. (не верю)
  16. Мощность тока измеряется в ваттах (верю).
  17. Напряжение при параллельном соединении на всех участках цепи одинаково. (верю)
  18. Направлением тока принято считать направление движения положительных зарядов(верю)

Количество баллов по количеству правильных ответов.

2 задание ТЕОРЕТИКИ – 5-7 минут (задание выдается каждой команде отдельно)

#1059;становите соответствие между физическими величинами и единицами этих величин в системе СИ. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

А)  электрическое напряжение

Б)  электрическое сопротивление

B)  электрический заряд

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ

1)   кулон (1 Кл)

2)   ватт (1 Вт)

3)   ампер (1 А)

4)   вольт (1 В)

5)   ом (1 Ом)

А

Б

В

Установите соответствие между физическими величинами и приборами, с помощью которых эти величины измеряются.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

А)  сила тока

Б)  электрическое напряжение

В)  электрический заряд

ПРИБОРЫ

1)  вольтметр

2)  амперметр

3)  барометр

4)  электрометр

5)  секундомер

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

.

Два проводника, имеющие одинаковые сопротивления R1 = R2 = r, соединены параллельно. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым рассчитываются соответствующие величины. I1 и I2  — силы тока, U1 и U2  — напряжения на этих сопротивлениях.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

ФОРМУЛЫ

А)  напряжение на участке цепи

Б)  сила тока в общей цепи

B)  общее сопротивление участка цепи

1)    U_1=U_2

2)    I=I_1 плюс I_2

3)    U=U_1 плюс U_2

4)    R= дробь: числитель: r, знаменатель: 2 конец дроби

5)    R=2r

А

Б

В

Два проводника, имеющие одинаковые сопротивления R1 = R2 = r, включены последовательно. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым рассчитываются соответствующие величины при последовательном соединении проводников. I1 и I2  — силы тока, U1 и U2  — напряжения на этих сопротивлениях.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

ФОРМУЛЫ

А)  напряжение на участке цепи

Б)  сила тока в общей цепи

B)  общее сопротивление участка цепи

1)    U_1=U_2

2)    I_1=I_2

3)    U=U_1 плюс U_2

4)    R= дробь: числитель: r, знаменатель: 2 конец дроби

5)    R=2r

А

Б

В

Заполните таблицу

Название

величины

Обозначение

Единицы

измерения

Формула(ы)

Сила тока

I

A

I= q/t

Напряжение

U

B

U= A/q

Сопротивление

R

R=p·(l/S)

Мощность

P

Вт

P= I·U

Работа

A

Дж

A= I·U·t

3 задание ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ 7-10 минут (задание выдается каждой команде отдельно)

#1054;пределите цену деления и предел измерения приборов.

Цена деления и предел измерения миллиамперметра (см. рис.) равны соответственно

1)  0,1 мА и 1 А

2)  0,2 мА и 2 мА

3)  0,2 А и 1 А

4)  0,1 мА и 2 А

Какие пары проводников из числа представленных на рисунках следует выбрать для проведения эксперимента, который позволяет доказать, что сопротивление проводника зависит от его длины?

1)

2)

3)

4)

1)  только 1

2)  2 и 3

3)  только 3

4)  3 и 4

Используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R1, необходимо собрать экспериментальную установку для определения работы электрического тока на резисторе.

Задание:

1)  нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2)  запишите формулу для расчёта работы электрического тока;

Решение. 1)  Схема экспериментальной установки:

4 задание ПРАКТИКИ 15-20 минут ((задание выдается каждой команде отдельно)

В электрической цепи, представленной на схеме, сила тока равна 4 А, напряжение на первом проводнике 20 В. Вольтметр показывает напряжение 60 В. Найдите сопротивление второго проводника.

В электрической цепи (см. рис.) вольтметр V1 показывает напряжение 2 В, вольтметр V2  — напряжение 0,5 В. Напряжение на лампе равно

1)  0,5 В

2)  1,5 В

3)  2,0 В

4)  2,5 В

На рисунке приведён график зависимости силы тока I в никелиновой проволоке от напряжения U на её концах. Длина проволоки составляет 10 м. Чему равна площадь поперечного сечения проволоки?

1)  0,1 мм2

2)  0,2 мм2

3)  0,8 мм2

4)  1,6 мм2

За какое время на электроплитке можно нагреть до кипения 1 кг воды, взятой при температуре 20 °С, если при напряжении 220 В сила тока в ней 5 А? Потерями энергии пренебречь.

Определите работу тока и стоимость израсходованной электроэнергии за одну неделю шести лампочек по 60 Вт и двух лампочек по 40 Вт, если они горят по 3 часа в день при тарифе 2,4 р./кВтч.

4. Подведение итогов -2 минуты

5. Рефлексия -1 минута

6. ДЗ подготовка к контрольной работе- перспективное дз

1. При устройстве молниеотвода применен медный провод с площадью поперечного сечения 25 мм 2 и длиной 15 м. Найдите сопротивление этого провода.

2. Определите мощность тока в электрической лампочке карманного фонарика при напряжении 6 В и силе тока 150 мА.

3. За какое время на электроплитке можно нагреть до кипения 1,5 л воды, взятой при температуре 20 °С, если при напряжении 220 В сила тока в ней 3 А? Потерями энергии пренебречь.


Ответы для жюри

1 задание РАЗМИНКА

«Верю-не верю».

Группам предлагаются физические утверждения.

Учащиеся отвечают «верю» или «не верю».

Вопросы командам задаются поочереди

  1. Тела, имеющие электрические заряды одинаково знака, взаимно притягиваются. (не верю)
  2. Заряженный электроскоп позволяет обнаружить, каким зарядом наэлектризовано то или иное тело. (верю)
  3. Частицу, имеющую самый маленький заряд, назвали нейтроном. (не верю)
  4. Проводниками называют тела, через которые электрические заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному. (верю)
  5. Напряжение измеряют амперметром. (не верю)
  6. Вольтметр включается в цепь последовательно с тем прибором, в котором измеряют напряжение. (не верю)
  7. Сила тока при последовательном соединении на всех участках цепи одинакова. (верю)
  8. Сопротивление измеряется в метрах. (не верю)
  9. Нейтрально заряженные частицы, входящие в состав ядра, назвали нейтронами. (верю)
  10. Силу тока измеряют вольтметром. (не верю)
  11. Амперметр включается в цепь последовательно с тем прибором, в котором измеряют силу тока. (верю)
  12. Вольтметр включается в цепь параллельно с тем прибором, в котором измеряют напряжение (верю)
  13. Напряжение при последовательном соединении на всех участках цепи одинаково. (не верю)
  14. Сила тока при параллельном соединении проводников равна сумме сил токов на каждом проводнике (верю)
  15. Работа тока измеряется в амперах. (не верю)
  16. Мощность тока измеряется в ваттах (верю).
  17. Напряжение при параллельном соединении на всех участках цепи одинаково. (верю)
  18. Направлением тока принято считать направление движения положительных зарядов(верю)

Количество баллов по количеству правильных ответов.

2 задание ТЕОРЕТИКИ

#1059;становите соответствие между физическими величинами и единицами этих величин в системе СИ. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

А)  электрическое напряжение

Б)  электрическое сопротивление

B)  электрический заряд

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ

1)   кулон (1 Кл)

2)   ватт (1 Вт)

3)   ампер (1 А)

4)   вольт (1 В)

5)   ом (1 Ом)

А

Б

В

 4

 5

 1

Установите соответствие между физическими величинами и приборами, с помощью которых эти величины измеряются.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

А)  сила тока

Б)  электрическое напряжение

В)  электрический заряд

ПРИБОРЫ

1)  вольтметр

2)  амперметр

3)  барометр

4)  электрометр

5)  секундомер

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

 2

1 

 4

.

Два проводника, имеющие одинаковые сопротивления R1 = R2 = r, соединены параллельно. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым рассчитываются соответствующие величины. I1 и I2  — силы тока, U1 и U2  — напряжения на этих сопротивлениях.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

ФОРМУЛЫ

А)  напряжение на участке цепи

Б)  сила тока в общей цепи

B)  общее сопротивление участка цепи

1)    U_1=U_2

2)    I=I_1 плюс I_2

3)    U=U_1 плюс U_2

4)    R= дробь: числитель: r, знаменатель: 2 конец дроби

5)    R=2r

А

Б

В

 1

 2

 4

Два проводника, имеющие одинаковые сопротивления R1 = R2 = r, включены последовательно. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым рассчитываются соответствующие величины при последовательном соединении проводников. I1 и I2  — силы тока, U1 и U2  — напряжения на этих сопротивлениях.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

ФОРМУЛЫ

А)  напряжение на участке цепи

Б)  сила тока в общей цепи

B)  общее сопротивление участка цепи

1)    U_1=U_2

2)    I_1=I_2

3)    U=U_1 плюс U_2

4)    R= дробь: числитель: r, знаменатель: 2 конец дроби

5)    R=2r

А

Б

В

 3

 2

 5

Заполните таблицу

Название

величины

Обозначение

Единицы

измерения

Формула(ы)

Сила тока

I

A

I= q/t

Напряжение

U

B

U= A/q

Сопротивление

R

R=p·(l/S)

Мощность

P

Вт

P= I·U

Работа

A

Дж

A= I·U·t

3 задание ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ

#1054;пределите цену деления и предел измерения приборов.

Цена деления и предел измерения миллиамперметра (см. рис.) равны соответственно

1)  0,1 мА и 1 А

2)  0,2 мА и 2 мА

3)  0,2 А и 1 А

4)  0,1 мА и 2 А

Какие пары проводников из числа представленных на рисунках следует выбрать для проведения эксперимента, который позволяет доказать, что сопротивление проводника зависит от его длины?

1)

2)

3)

4)

1)  только 1

2)  2 и 3

3)  только 3

4)  3 и 4

Используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R1, необходимо собрать экспериментальную установку для определения работы электрического тока на резисторе.

Задание:

1)  нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2)  запишите формулу для расчёта работы электрического тока;

Решение. 1)  Схема экспериментальной установки:

A= I·U·t

4 задание ПРАКТИКИ

В электрической цепи, представленной на схеме, сила тока равна 4 А, напряжение на первом проводнике 20 В. Вольтметр показывает напряжение 60 В. Найдите сопротивление второго проводника. Решение. Поскольку напряжение на первом проводнике составляет 20 В, напряжение на втором равно (60  —  20) В  =  40 В. По закону Ома сопротивление второго проводника таково:

R= дробь: числитель: U, знаменатель: I конец дроби = дробь: числитель: 40 В, знаменатель: 4 А конец дроби =10Ом.

Правильный ответ указан под номером 1.

В электрической цепи (см. рис.) вольтметр V1 показывает напряжение 2 В, вольтметр V2  — напряжение 0,5 В. Напряжение на лампе равно

1)  0,5 В

2)  1,5 В

3)  2,0 В

4)  2,5 В

Решение. Лампа и первый вольтметр соединены параллельно, следовательно, напряжение на них одинаково.

Правильный ответ указан под номером 3.

На рисунке приведён график зависимости силы тока I в никелиновой проволоке от напряжения U на её концах. Длина проволоки составляет 10 м. Чему равна площадь поперечного сечения проволоки?

1)  0,1 мм2

2)  0,2 мм2

3)  0,8 мм2

4)  1,6 мм2

Решение. Вычислим сопротивление проволоки:

R= дробь: числитель: U, знаменатель: I конец дроби = дробь: числитель: 10В , знаменатель: 2А конец дроби = 5Ом.

Сопротивление проводника вычисляется по формуле

R= дробь: числитель: \rho умножить на l, знаменатель: S конец дроби ,

где ρ  — удельное сопротивление проводника, l  — длина проводника, S  — площадь сечения. Выразим площадь сечения:

S= дробь: числитель: \rho умножить на l, знаменатель: R конец дроби = дробь: числитель: 0,4 Ом умножить на мм в квадрате /м умножить на 10м, знаменатель: 5Ом конец дроби = 0,8 мм в квадрате .

Правильный ответ указан под номером 3.

За какое время на электроплитке можно нагреть до кипения 1 кг воды, взятой при температуре 20 °С, если при напряжении 220 В сила тока в ней 5 А? Потерями энергии пренебречь.(305 с/5минут)

Определите работу тока и стоимость израсходованной электроэнергии за одну неделю шести лампочек по 60 Вт и двух лампочек по 40 Вт, если они горят по 3 часа в день при тарифе 2,4 р./кВтч. (7*3*60+40*3*7= кВтч, 5,04 руб)


Таблица результатов по группам

ФИ участника

Верю-не верю

теоретики

экспериментаторы

практики

Итого

ИТОГО:

Таблица результатов по группам

Группа/

задание

Верю-не верю

теоретики

экспериментаторы

практики

Итого

ИТОГО:

Раздаточный материал

2 задание ТЕОРЕТИКИ

Установите соответствие между физическими величинами и единицами этих величин в системе СИ. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

А)  электрическое напряжение

Б)  электрическое сопротивление

B)  электрический заряд

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ

1)   кулон (1 Кл); 2)   ватт (1 Вт); 3)   ампер (1 А); 4)   вольт (1 В)

5)   ом (1 Ом)

А

Б

В

Установите соответствие между физическими величинами и приборами, с помощью которых эти величины измеряются.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

А)  сила тока

Б)  электрическое напряжение

В)  электрический заряд

ПРИБОРЫ

1)  вольтметр; 2)  амперметр; 3)  барометр; 4)  электрометр; 5)  секундомер

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

.

Два проводника, имеющие одинаковые сопротивления R1 = R2 = r, соединены параллельно. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым рассчитываются соответствующие величины. I1 и I2  — силы тока, U1 и U2  — напряжения на этих сопротивлениях.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

ФОРМУЛЫ

А)  напряжение на участке цепи

Б)  сила тока в общей цепи

B)  общее сопротивление участка цепи

1)    U_1=U_2

2)    I=I_1 плюс I_2

3)    U=U_1 плюс U_2

4)    R= дробь: числитель: r, знаменатель: 2 конец дроби

5)    R=2r

А

Б

В

.Два проводника, имеющие одинаковые сопротивления R1 = R2 = r, включены последовательно. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым рассчитываются соответствующие величины при последовательном соединении проводников. I1 и I2  — силы тока, U1 и U2  — напряжения на этих сопротивлениях.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

ФОРМУЛЫ

А)  напряжение на участке цепи

Б)  сила тока в общей цепи

B)  общее сопротивление участка цепи

1)    U_1=U_2

2)    I_1=I_2

3)    U=U_1 плюс U_2

4)    R= дробь: числитель: r, знаменатель: 2 конец дроби

5)    R=2r

А

Б

В

Заполните таблицу

Название

величины

Обозначение

Единицы

измерения

Формула(ы)

Сила тока

Напряжение

Сопротивление

Мощность

Работа


3 задание ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ

Определите цену деления и предел измерения приборов.

Цена деления и предел измерения миллиамперметра (см. рис.) равны соответственно

1)  0,1 мА и 1 А

2)  0,2 мА и 2 мА

3)  0,2 А и 1 А

4)  0,1 мА и 2 А

Какие пары проводников из числа представленных на рисунках следует выбрать для проведения эксперимента, который позволяет доказать, что сопротивление проводника зависит от его длины?

1) 2)

3) 4)

1)  только 1; 2)  2 и 3; 3)  только 3; 4)  3 и 4

Используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R1, необходимо собрать экспериментальную установку для определения работы электрического тока на резисторе.

Задание:

1)  нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2)  запишите формулу для расчёта работы электрического тока;


4 задание ПРАКТИКИ

В электрической цепи, представленной на схеме, сила тока равна 4 А, напряжение на первом проводнике 20 В. Вольтметр показывает напряжение 60 В. Найдите сопротивление второго проводника.

В электрической цепи (см. рис.) вольтметр V1 показывает напряжение 2 В, вольтметр V2  — напряжение 0,5 В. Напряжение на лампе равно

1)  0,5 В; 2)  1,5 В; 3)  2,0 В; 4)  2,5 В

На рисунке приведён график зависимости силы тока I в никелиновой проволоке от напряжения U на её концах. Длина проволоки составляет 10 м. Чему равна площадь поперечного сечения проволоки?

1)  0,1 мм2; 2)  0,2 мм2; 3)  0,8 мм2; 4)  1,6 мм2

За какое время на электроплитке можно нагреть до кипения 1 кг воды, взятой при температуре 20 °С, если при напряжении 220 В сила тока в ней 5 А? Потерями энергии пренебречь.

Определите работу тока и стоимость израсходованной электроэнергии за одну неделю шести лампочек по 60 Вт и двух лампочек по 40 Вт, если они горят по 3 часа в день при тарифе 2,4 р./кВтч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока обобщения знаний по теме "Рыбы. Земноводные"

Обобщение знаний о рыбах и земноводных проводится в игровой форме -  КВН. Это активизирует познавательную деятельность обучающихся. Материал урока может использоваться и во внеурочной деятельност...

Конспект урока "Обобщение знаний по теме Южная Америка

Материал поможет в игровой форме выявить знания учащихся о материке Южная Америка, расширить познавательную активность учащихся, сформировать умение правильно оценивать свои возможности....

Разработка открытого урока : Обобщение знаний по теме " Электрические явления"

Урок помогает учащимся повторить знания по теме Электрические явления и подготовиться к контрольной работе....

Урок обобщение знаний по теме «Электрический ток» и изучение темы «Работа и мощность тока» через приложение Ватсапп (дистанционно)

Для проведения урока кроме приложения Ватсапп ничего не нужно. Да, мы не видим детей, зато всех слышим, можем увидеть их работу и оценить их знания. Ученики, которые плохо учатся видят решенные задачи...

Конспект урока по физике по теме "Электрические явления" для 8 класса

Конспект открытого урока по физике по теме "Электрические явления" для 8 класса...

Разработка открытого урока : Обобщение знаний по теме " Электрические явления"

Урок позволяет учащимся подготовиться к контрольной работе...