Конспект урока "Механическая работа"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Тема учебного занятия, класс

Урок физики в 7 классе по теме «Механическая работа»

Тип  и форма учебного занятия

урок изучения нового материала, тип урока комбинированный

Цель занятия (дидактическая)

Сформировать понятие механическая работа для решения задач; использовать план изучения физической величины.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mehanicheskaya_rabota.docx60.02 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. учителя: Шестакова Наталья Сергеевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА физики

Тема учебного занятия, класс

Урок физики в 7 классе по теме «Механическая работа»

Тип и форма учебного занятия

урок изучения нового материала, тип урока комбинированный

Цель занятия (дидактическая)

Сформировать понятие механическая работа для решения задач; использовать план изучения физической величины.

Задачи занятия (дидактические)

личностные

метапредметные

предметные

- развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

- развитие у учащихся умения оценивать результаты своей собственной деятельности.

- устанавливать причинно-следственные связи изучения физической величины, использовать знания о механической работе в повседневной жизни, приводить примеры практического использования физических знаний.

- деятельность в рамках сотрудничества, формировать способность выслушивать собеседника, понимать его точку зрения; развивать монологическую и диалогическую речь.

- осуществлять действия по плану изучения физической величины.

- формировать представления учащихся о механической работе и единицах ее измерения.

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

планирование своего развития в приобретении новых физических знаний

Универсальные познавательные действия:

- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

Универсальные коммуникативные действия:

- в ходе обсуждения учебного материала задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

Универсальные регулятивные действия:

- объяснять причины достижения (не достижения) результатов

деятельности, давать оценку приобретённому опыту;

знать понятие механическая работа и формулу A = Fs для расчёта механической работы, единицы измерения работы; решать задачи с использованием формулы A = Fs нахождения механической работы.

Организация пространства

Межпредметные связи

Используемые технологии и педагогические приемы

Ресурсы

техника, математика, литература

Методы : наглядный, интерактивный – работа с рисунками, с текстом, словесный – диалог «вопрос-ответ», практический – эксперименты, демонстрации опытов.

- частично-поисковый метод;

- самостоятельная работа;

- индивидуальная работа;

- взаимопомощь;

- самоконтроль;

- уравнение;

- домашнее задание;

- самооценка учебного труда.

- учебник «Физика». 7 класс./ А.В. Перышкин; электронная форма учебника «Физика». 7 класс./ А.В. Перышкин (демоверсия).

- ноутбук, проектор, раздаточный материал (тест, карточки для рефлексии и оценки деятельности на уроке), презентация.

Этапы урока (технология системно-деятельностного метода)

Приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые способы деятельности (планируемые результаты)

Этап 1. Мотивация к учебной деятельности.

наглядный

Все готовы к новым открытиям. Нас ждет интересная работа. А что означает для вас слово «работа»?

Внимание на экран, прокомментируйте увиденное.

Слайд 1 (фотографии работающих людей).

Включение детей в учебную деятельность.

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать.

Личностные: интерес к учебному материалу;

Этап 2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

словесный – диалог «вопрос-ответ»

- Догадались, о чем пойдет речь на уроке?

- В жизни вы встречались с понятием « работа »?

Понятие работы в физике несколько иное. В физике изучают механическую работу. Сформулируйте тему урока?

Слайд 2.

- о работе.

- полезный труд, работа ученика, учителя, рабочего, водителя, тракториста и т.д.

- Механическая работа. Единицы работы. (Записывают в тетрадь).

Коммуникативные: высказывать своё мнение;

Познавательные: актуализация имеющегося знания.

Этап 3. Формулировка проблемы, постановка учебной задачи (цели урока), планирование деятельности.

словесный – диалог «вопрос-ответ»

работа с текстом

частично-поисковый метод

Просмотр видео (без звука) примеры и условия совершения механической работы. Внимание на экран, прокомментируйте увиденное.

- Когда совершается механическая работа?

- Где мы можем узнать, что такое механическая работа?

Работая с текстом учебника, сформулируйте условия совершения механической работы.

- механическая работа - физическая величина, что мы должны узнать о физической величине механическая работа?

- Сформулируйте цель нашего урока?

Записывает этапы построения плана на доске за учащимся (Слайд 3).

ПЛАН

изучения физической величины.

#1055;онятие механическая работа.

2. Формула расчёта механической работы.

3. Единицы измерения механической работы.

4. Применение формулы расчёта механической работы при решении задач.

Просмотр видео.

- для ответа на поставленный вопрос недостаточно имеющихся знаний.

- посмотреть в учебнике, словаре, спросить учителя, в сети интернет, в энциклопедии.

- работа с текстом:

механическая работа совершается, только когда на тело действует сила и оно движется.

- есть план изучения физической величины.

- Цель урока: используя план изучения физической величины, формулируем понятие механическая работа для решения задач.

- надо узнать, что такое механическая работа и отчего она зависит.

-получить формулу для расчета механической работы.

-определить единицы механической работы.

- научиться применять формулу при решении задач.

Регулятивные: принимать учебную задачу;

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог;

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний.

Этап 5. Открытие новых знаний и способов действий.

наглядный

словесный – диалог «вопрос-ответ»

частично-поисковый метод

уравнение

Найдите в учебнике ответы к пунктам плана.

Достаточно ли у вас знаний физической величине механическая работа?

- Условия совершения механической работы?

- Как определить механическую работу?

- Формула расчёта механической работы?

- Что принимается за единицу механической работы?

Кто такой Джеймс Джоуль? Почему единицу работы назвали в его честь. Предлагаю вам подготовить сообщение об этом человеке.

Механическая работа может быть (слайд 4):

1. А > 0,

2. А < 0,

3. А = 0,

Вернемся к просмотру видео (без звука, внимание на экран, прокомментируйте увиденное) и с комментарием.

Работа с учебником.

Да, мы сформировали понятие механическая работа и узнали единицы измерения работы, формулу, необходимую для решения задач.

- Механическая работа совершается, только когда на тело действует сила и оно движется.

- Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути. А – работа.

A = F ∙s

- За единицу работы принимают работу, совершаемую силой 1Н, на пути, равном 1м.

Единица работы – джоуль (Дж)

1Дж = 1 Н ∙м

- английский учёный.

Используются также килоджоули (кДж).

1кДж = 1000 Дж

1 Дж = 0,001 кДж

- если направление силы совпадает с направлением движения тела, то сила совершает положительную работу.

- если движение тела происходит в направлении, противоположном направлению приложенной силы, то сила совершает отрицательную работу.

- при движении тела по инерции;

- если под действием силы тело не движется;

- если направление силы, действующей на тело, перпендикулярно направлению движения, то эта сила не совершает работы, работа равна нулю.

- теперь мы можем прокомментировать видео:

- правильные ответы (выше).

- сравнивают с образцом.

Личностные: умение фиксировать изменения в уже имеющихся знаниях;

Коммуникативные: развивать монологическую и диалогическую речь.

Познавательные: актуализация нового знания;

Этап 6. Воспроизведение изученного и его применение в стандартных ситуациях с проговариванием во внешней речи, первичное закрепление.

наглядный

Решите задачи:

Перышкин А.В. № 414 (слайд 7).

1. На какую высоту можно равномерно поднять груз массой

5 кг, совершив работу 120 Дж?

2. Вычислите механическую работу, которую вы совершаете, равномерно поднимаясь с первого на второй этаж здания школы. Необходимые данные получите сами (слайд 8).

Выполните тест (приложение 1).

Слайд. Ответы вам предлагаются, и вы сами можете оценить свою работу (слайд 9):

0 ошибок – 5

1-2 ошибки - 4

3-4 ошибки – 3

5 -6 ошибок – 2

Дано: Решение:

m = 5 кг А = F∙s

g = 10 Н/кг F = m ∙ g ; s = h

A =120 Дж A= m ∙ g ∙ h

h-?

h =

Ответ: h= 2,4 м

Дано: Решение:

m = 40 кг А = F ∙ s

g= 10 H/кг F= m ∙ g; s = h

h = 3 м A= m∙g∙h

А - ? А= 40 кг∙10 ∙ 3м=

= 1 200 Дж.

Ответ: А= 1 200 Дж.

Выполняют тест, (обмениваются работами, оценивают по образцу)

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные: высказывать своё мнение, приводя аргументы;

Регулятивные: принимать учебную задачу.

Этап 7. Самостоятельное выполнение заданий с самопроверкой по эталону.

работа с текстом

словесный – диалог «вопрос-ответ»

Закройте учебники и запишите в тетради ответы на вопросы:

- Определение механической работы?

- Формула расчёта механической работы?

Что принимается за единицу механической работы?

Оценим результативность работы.

Проверка по образцу на доске (слайд 5).

Решите задачу упр.28 (3)

Проверка по образцу на доске (слайд 6).

- Записывают в тетрадь ответы.

- Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути. А – работа.

A = F ∙s

- За единицу работы принимают работу, совершаемую силой 1Н, на пути, равном 1м.

Единица работы – джоуль (Дж)

- Работа в парах (обмениваются тетрадями, оценивание работы напарника).

- проверяют по образцу, исправляют ошибки.

Дано: Решение:

m = 2500 кг A =Fs

g = 10 Н/кг F= mg

h = 12 м s=h

A-? A = mgh

А = 2500 кг ∙ 10∙12м=300 000Дж

Ответ: А= 300 000 Дж

- проверяют по образцу, исправляют ошибки.

Коммуникативные: умение работать в паре, формировать способность выслушивать собеседника, понимать его точку зрения;

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи изучения физической величины;

Регулятивные: осуществлять действия по образцу.

Этап 8. Включение в систему знаний и повторение.

словесный – диалог «вопрос-ответ»

Наш урок подходит к концу.

- Вспомним, какую цель мы ставили в начале урока?

План изучения физической величины, который мы построили в начале урока, выполнен?

- Что такое механическая работа?

- Формула расчёта механической работы?

- Что принимается за единицу механической работы?

- узнать, что такое механическая работа и отчего она зависит.

- получить формулу для расчета механической работы.

- определить единицы механической работы.

- научиться применять формулу при решении задач

- Мы составили план работы и выполняли каждый его пункт.

- Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути. А – работа.

A = F ∙s

- За единицу работы принимают работу, совершаемую силой 1Н, на пути, равном 1м.

Единица работы – джоуль (Дж)

Личностные: формирование адекватной, позитивной самооценки, необходимости саморазвития;

Коммуникативные: высказывать своё мнение, приводя аргументы; уважительно относиться к позиции другого;

Познавательные: использовать знания о механической работе в повседневной жизни, приводить примеры практического использования физических знаний;

Регулятивные: оценивают результат действий на уроке с помощью учителя.

Этап 9. Рефлексия учеником своих действий и самооценка.

Самоконтроль

домашнее задание

- Проанализируйте свою деятельность на уроке, заполнив карточку рефлексии

Продолжите фразу:

1. Сегодня я узнал …

2. Было трудно …

3. Было интересно …

4. Я понял, что …

5. Теперь я могу …

- домашнее задание: п. 53, упр.28(4), подготовить сообщение о Джеймсе Джоуле. Возникают ли вопросы по домашнему заданию?

Поднимаясь по ступеням на 2 этаж, шагом и бегом, вы совершаете одинаковую работу? Быстрота выполнения работы характеризуется особой величиной. Ответ на этот вопрос мы узнаем на следующем уроке.

- Урок окончен. Благодарю вас всех за работу.

Учащиеся заполняют лист рефлексии.

Записывают задание в дневник.

Выявляют затруднения в домашнем задании (если они есть).

- одинаковую, но бегом быстрее.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний;

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Дидактические материалы к уроку (тексты задач, описание экспериментов, инструкции для обучающихся, обобщённые планы)

Приложение 1.

ТЕСТ.

  1. Какую работу изучают в физике?
    А) труд рабочего;
    Б) труд инженера;
    В) механическую работу
  2. Дополните предложение "Механическая работа совершается только тогда, когда
    А) ... на тело действует сила.
    Б) ... тело движется.
    В) ... на тело действует сила и оно движется под действием этой силы.
  3. В каком из перечисленных случаев совершается механическая работа?
    А) Шарик катится по гладкому горизонтальному столу равномерно.
    Б) Автопогрузчик поднимает груз
    В) Кирпич лежит на земле
  4. Как обозначается механическая работа?
    А)
    F
    Б)
    S
    В
    ) A
  5. Для того, чтобы вычислить механическую работу, надо...
    А)
    силу умножить на путь.
    Б) сложить силу и путь
    В)
    путь поделить на силу.
  6. В каких единицах измеряется механическая работа?
    А)
    Н
    Б) Па
    В)
    Дж
  7. В каком случае сила совершает положительную работу?
    А)
    Если направление действия силы совпадает с направлением движения тела.
    Б)
    Если направление действия силы противоположно направлению движения тела
    В)
    Работа всегда имеет положительное значение.
  8. Может ли сила совершать отрицательную работу?
    А)
    Не может.
    Б) Может, если направление силы, действующей на тело, противоположно направлению движения.
    В)
    Может, если тело не двигается
  9. Может ли механическая работа равняться нулю?
    А)
    Не может
    Б)
    Может, если направление силы, действующей на тело, противоположно направлению движения.
    В)
    Может, если направление силы, действующей на тело, перпендикулярно направлению движения
  10. Вычислите работу, которая совершается при перемещении тела на 4 м под действием силы 12 Н
    А)
    16 Н.
    Б)48 Н
    В)
    4 Н

Запишите свои результаты в таблицу:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Продолжите фразу:

1. Сегодня я узнал__________________________________________________

____________________________________________________________________

2. Было трудно ______________________________________________________

____________________________________________________________________

3. Было интересно ___________________________________________________

____________________________________________________________________

4. Я понял, что ______________________________________________________

____________________________________________________________________

5. Теперь я могу _____________________________________________________

____________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект " Где работать мне тогда?"

Цель:ознакомить обучающихся с основными видами ра­бочих профессий.Задачи:-    создать условия для формирования коммуникативных на­выков, опыта публичных выступлений; уважительного...

Конспект урока. Работа сердца

Разработка урока по биологии для 8 класса. Содержит все разделы изучаемого материала....

конспект урока "Работа с ключевыми словами"

Научить делать комплексный анализ текста -один из основных задач словесника в наше время. Тексты по сложности бывают очень разные. Важный этап при работе над текстом -это нахождение ключевых сло...

Конспект урок "Работа над развитием тембрового, гармонического ладотонального, ритмического слуха начинающего пианиста посредством ансамблевого музицирования его с педагогом"

В ходе урока идет развитие тембрового, гармонического ладотонального, ритмического слуха начинающего пианиста, воспитывается любовь и интерес к ансамблевому музицированию....

Конспект урока "Работа с электронными таблицами" 9 класс

Конспект урока составлен с использованием технологии проетирование учебного процесса, разработанного ученым - методистом В. М. Монаховым. Эта технология обеспечивает реализацию следующих принципо...

Конспект урока «Работа и мощность. Энергия».

Конспект урока по теме: «Работа и мощность. Энергия» (обобщающий урок) для детей с НОДА....

План-конспект внеклассной работы по математике в 5 классе "Путешествие на математическом поезде"

развитие интереса  к математике, логики и смекали, расширение кругозора, развитие комуникативной и познавательной компетентности....