ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
методическая разработка по физике
"Формирование универсальных учебных действий в процессе преподавания физики с помощью активных педагогических технологий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_proekt.doc | 328.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Пояснительная записка .......................................................
Проблема профессионального проекта 3
Актуальность профессионального проекта 5
Стратегическая цель и задачи проекта 5
Ожидаемые результаты 6
Условия реализации проекта 6
Этапы реализации проекта 8
Способы решения профессиональной проблемы 8
Результаты реализации проекта 18
Обобщение и распространение педагогического опыта 20
Практическая значимость проекта и выводы 26
Список литературы ........................................................................................27
Приложение: ..........................................................................................28 - 104
Введение
Я строю свою преподавательскую деятельность в соответствии с концепцией развития школы. Она направлена на создание условий, способствующих формированию "человека - культуры".
"Человек - культуры" - это, прежде всего, человек, способный не только усваивать и воспроизводить накопленные общечеловеческие ценности, но и генерировать, создавать оригинальные, собственные образцы культуры, человек, способный творчески и критически мыслить, способный к самоорганизации и самоуправлению. В то же время, конечно, "человек - культуры" должен обладать прочными базовыми, системными знаниями и навыками – тем опытом работы, без которого трудно представить современного члена общества. И, конечно, думая о "человека - культуры", я вижу его физически сильным, способным позаботиться о своем здоровье с юных лет и самостоятельно.
В общественном сознании происходит переход от понимания социального назначения школы как задачи простой передачи знаний, навыков и умений от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования является развитие у учащихся способности самостоятельно ставить образовательные цели, проектировать способы их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иными словами, формирование способности к обучению. Сам ученик должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, который научился ловить рыбу, никогда не останется голодным.
Речь идет о формировании у учащихся универсальных учебных действий (УУД). Не знаний, не умений, а универсальных действий, которыми ученик должен овладеть, чтобы решать разные классы задач в определенных жизненных ситуациях. В связи с этим основными результатами школьного образования могли бы стать умения познавать и исследовать окружающий мир, сотрудничать, выстраивать совместную деятельность, исследовать проблемные ситуации – ставить и решать задачи.
Универсальные учебные действия:
- Предоставить студенту возможность самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить образовательные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, иметь возможность контролировать и оценивать образовательную деятельность и ее результаты;
- Создать условия для личностного развития и самореализации, основанные на "умении учиться" и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками. Способность учиться во взрослой жизни обеспечивает готовность человека к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.;
- Обеспечить успешное усвоение знаний, умений и разработок, формирование картины мира, компетенций в любой предметной области знаний.
Модель формирования
универсальных учебных действий
Познавательные действия включают в себя действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации, ее структурированию; моделированию изучаемого содержания, логических действий и операций, способов решения задач.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и выстраивать продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Личными результатами преподавания физики являются:
формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; убежденность в возможности познания природы, необходимости разнообразного использования достижений науки и техники для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к создателям науки и техники, отношение к физике как к элемент общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических навыков
Регулирующие действия обеспечивают организацию деятельности учащихся, к ним относятся: целеполагание, как формулировка учебной задачи на основе соотношения того, что известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление разрабатывается план и последовательность действий;
прогнозирование - это предвосхищение результата и уровень усвоения его временных характеристик.
Позиции учителя и ученика в формировании УУД
Компоненты учебной деятельности (позиция учителя) | Вопросы, на которые отвечает ученик (позиция ученика) |
Мотив деятельности | Зачем я это изучаю? |
Постановка учебной задачи, ее принятие учащимися | Каковы мои успехи и что у меня не получается? |
Обсуждение способа действий при решении учебной задачи | Что я должен делать, чтобы решить эту задачу? |
Осуществление контроля | Правильно ли я решаю эту задачу? |
Соотнесение полученного результата с целью (эталоном, образцом) | Выполнил ли я правильно поставленную учебную задачу? |
Оценка процесса и результата | Какая учебная задача стоит передо мной? |
Актуальность
Физика и знания о физике являются важнейшими элементами всей мировой культуры, и поэтому, не овладев этой наукой, представление человека о мире будет неполным и неточным. Наряду с математикой, физика классифицируется международными экспертами как стратегическая область знаний, уровень подготовки в которой определяет конкурентоспособность страны. Вот почему так важно прививать любовь и желание изучать этот предмет на более высоком уровне уже на школьном уровне.
Радикальные перемены в нашем обществе существенно изменили мотивацию к получению образования. Сегодня большинство старшеклассников хотят изучать гуманитарные науки, юриспруденцию или экономику. Это значительно снижает интерес к изучению предметов естественнонаучного цикла, к которым относится и физика. В настоящее время существует проблема: как повысить мотивацию учащихся к изучению одного из важнейших предметов школьного курса – физики.
Следовательно, задача школы, учителя - постоянно развивать у учащихся интерес к предметам естественнонаучного цикла. Анализ данных об отношении учащихся к предметам за 2023 год показал, что большинство учащихся считают физику сложным и в конечном счете незначительным предметом, большинство из них равнодушны к физике.
Я выделила причины низкой мотивации:
1. Использование инновационных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности для развития информационных и самообразовательных компетенций находится на традиционном уровне.
2. Недостаточная методическая база для обеспечения методическими рекомендациями и памятками по развитию коммуникативных и организационных компетенций.
3. Недостаточная материальная база для формирования исследовательской компетенции на уроках физики и внеклассных мероприятиях.
Как отметил Президент Российской Федерации, если во второй половине прошлого века российская система образования была признана во всем мире, то в настоящее время она "оставляет желать лучшего". "Мы откатились с лидирующих позиций", - признал глава государства и подчеркнул, что слабость системы образования является угрозой конкурентоспособности страны в целом.
Если во второй половине прошлого века на изучение физики в старших классах отводилось 4 часа в неделю, то сейчас во многих школах физику изучают на базовом уровне, который составляет всего 2 часа в неделю. Подготовить абитуриентов в технические вузы в этих условиях практически невозможно, если нет курсов по выбору. Рынок труда показывает, что экономистов и юристов в нашей стране и так достаточно. Не хватает "технарей", специалистов в области наукоемких технологий.
Поэтому первая проблема заключается в том, что современные старшеклассники и их родители предпочитают предметы гуманитарного цикла точным наукам.
Многие старшеклассники хотят учиться там, где это проще, а значит, чем меньше часов на математику и физику, тем лучше для них. Они не хотят самостоятельно мыслить и действовать, не полагаясь на результаты чужой работы.
Именно поэтому развитие познавательных интересов учащихся и их творческих способностей имеет огромное значение. Важно, чтобы всем моим ученикам было интересно заниматься физикой на каждом уроке. Только пробудив интерес к изучаемому предмету, мы можем рассчитывать на то, что в школах увеличится количество студентов, желающих изучать физику на профильном уровне, в технические вузы поступят хорошо подготовленные абитуриенты, а наша страна в будущем получит высококвалифицированных специалистов для развития науки и производства.
Вторая проблема заключается в том, что для естественнонаучных дисциплин, целью которых является формирование мировоззрения, методологической культуры, системных знаний о Вселенной, раскрытие смысла и ценности знаний о законах природы, бытия и месте человека в них, необходим механизм формирования мировоззрения, методологической культуры, системных знаний о Мироздании, раскрытие смысла и ценности знаний о законах природы, бытия и месте человека в них. знания, предназначенные только для запоминания, воспроизведения при ответе у доски, использования, в основном, для решения абстрактных учебных задач, отчужденных от личности учащегося.
Тем не менее, почти во всех учебниках материал преподносится с точки зрения знаний, а не деятельностного подхода. Следовательно, необходимо изменить содержание и технологию образовательного процесса, механизм педагогического взаимодействия, чтобы включить студента в творческий процесс познания, в который он будет входить как субъект обучения и собственного развития.
Третья проблема выявляется во время тематического контроля.
Как правило, учащиеся хорошо справляются с теми заданиями, которые требуют воспроизведения знаний. Задания, в которых требуется применить знания в незнакомой ситуации, вызывают трудности.
Недостаточно знать теоретический материал, нужно уметь применять его на практике для решения различных задач. В этом случае Единый государственный экзамен проводит независимую проверку различных компетенций учащихся. Поэтому важно создать условия для действий, которыми учащиеся должны овладеть, чтобы решать различные классы задач в определенных жизненных ситуациях.
Актуальность заключается в том, что именно работа преподавателя по созданию условий, обеспечивающих развитие у студентов способности к самосовершенствованию и саморазвитию, остается единственной предпосылкой успеха, обеспечивающей соответствие современного образования и постоянно растущим требованиям общества к способностям будущих специалистов.
Активные формы работы (проектная и исследовательская деятельность, кейс-метод, живые модели и т.д.):
-Соответствуют требованиям Федерального государственного бюджета.
- Способствуют формированию УМК учащихся.
- Развивают творческие способности.
- Они выступают фактором саморазвития, самоопределения учащихся.
Для того, чтобы реализовать идею своего проекта, я выбрала объект исследования и предмет исследования, гипотезу и задачи.
Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-11 классах.
Предмет исследования: Среда обучения школьному курсу физики.
Гипотеза: Использование наиболее эффективных способов мотивации учащихся и различных технологий на уроках физики и внеклассных мероприятиях повысит интерес к изучению предмета.
Стратегическая цель и задачи проекта
Стратегической целью проекта является создание условий для формирования учебной деятельности посредством активных педагогических технологий учащихся в процессе изучения предмета Физика,
а именно для:
- Овладение умением студентов получать и критически осмысливать информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; овладевать методами познавательной, коммуникативной, практической деятельности.
- Приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных практических задач.
- Приобретение опыта совместной работы в команде, ориентированной на достижение заявленного и ожидаемого результата.
- Умение делать ответственный выбор на основе анализа ситуации.
-Приобретение навыков осуществления рефлексивной, контрольной и оценочной деятельности, адекватной самооценки.
-Закрепление умения анализировать ситуацию, оценивать собственные профессиональные возможности.
- Наличие навыков общения и работы в команде, готовность к сотрудничеству с другими людьми, умение разрешать конфликты, осуществлять стресс-контроль.
- Развитие навыков принятия независимых, обоснованных и взвешенных решений в сложных профессиональных, межличностных и социальных ситуациях.
- Развитие способности к сотрудничеству в коллективной деятельности, способности эффективно работать в составе групп, способности организовывать работу группы, управлять собой и другими; способности адаптироваться к различным темпераментам и характерам.
- Самостоятельная постановка задач и умение их решать, выявлять проблемы принятия рациональных решений в критической ситуации.
Цели проекта:
1. Создать условия для широкого проникновения активных технологий в образовательный процесс
Вовлечь максимальное количество учащихся в активные формы обучения: в аудиторных занятиях, во внеклассных и внешкольных мероприятиях.
2. Повышать качество знаний и мотивацию учащихся посредством активных форм работы.
3. Формировать УУД, развивать творческие способности учащихся, способствовать приобретению учащимися опыта самостоятельных действий.
4. Создание модели формирования универсальных учебных действий и создание условий для реализации модели формирования универсальных учебных действий: выбор системы управления; ресурсное обеспечение проекта, учебно-методические ресурсы, использование современных технологий.
5. Разработка диагностических материалов и создание базы данных проектов, исследовательских и творческих работ.
Ожидаемые результаты:
Модель предоставляет участникам проекта:
возможность преподавателю внедрять принципиально новые формы и методы обучения; дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности студента; творческого поиска и организации совместной деятельности студентов и преподавателей; использования интеллектуальных форм работы.
Студенты – личностные результаты: формирование мотивации к учебной деятельности; формирование ответственного отношения к учебе, готовности и способности к саморазвитию; изучение нового, овладение навыками и новыми компетенциями.
- Метапредметные результаты: - способность к эффективному сотрудничеству и взаимодействию: формирование навыков анализа и управления своей познавательной деятельностью; умение самостоятельно работать с различными источниками информации.
- Предметные результаты: формирование коммуникативной компетентности посредством различных активных форм деятельности; знание алгоритма проведения и завершения проектно-исследовательских работ.
У учащихся повышается эффективность самостоятельной работы; появляются совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков;
родителям - возможность участвовать в процессе обучения начиная от контроля уровня успеваемости, заканчивая участием в совместных проектах.
Условия реализации проекта:
Характеристика УМК. Работаю по УМК А. В. Перышкин 7-9 класс, Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев -10-11 класс. Основанием для выбора послужило наличие разработанных рабочих программ, методических пособий для учителя, учебников, контролирующих материалов.
Учебно-методический комплекс отвечает следующим требованиям:
1. Соответствует стратегии модернизации содержания образования – федеральному компоненту образовательных стандартов первого поколения.
2. Соответствует современному уровню базовой науки.
3. Соответствует возрастным особенностям обучающихся, их познавательным интересам и возможностям.
4. Обеспечивает преемственность содержания.
5. Раскрывает межпредметные связи.
Важно, чтобы объем учебников был оптимальным, соответствовал количеству учебного времени, отведенному рабочей программой на изучение предмета. Учебники включены в федеральный перечень рецензируемых учебных пособий, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации для использования в образовательном процессе.
В целях усиления практической направленности процесса обучения я подкрепляю урок курсами по выбору (elective classes), предусмотренными учебным планом из числа часов школьного компонента. В 8 классе "Физика. Человек. Здоровье", в 9 – "Удивительная оптика".
Выбор предмета элективного курса зависит от ряда условий, а именно: специфики социального заказа, прогноза дальнейшей образовательной траектории старшеклассников, уровня когнитивных способностей учащихся, результатов входной диагностики.
В методике преподавания особое внимание уделяется целенаправленному использованию моделирующей деятельности.
Приоритет поисковой и исследовательской деятельности. Студент является равноправным участником процесса обучения, его субъектом.
Была разработана система использования ролевых игр в обучении, которая позволяет развивать различные аспекты ролевого поведения, что означает воображение и творческие способности учащегося.
УМК построены с учетом реализации междисциплинарных связей, что позволяет органично использовать проектную деятельность.
Повышенное внимание к творческой активности учащихся, которая включает в себя инициативу и самостоятельность каждого студента.
Ресурсное обеспечение проекта является достаточным для его реализации:
- Кабинет физики, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
- Кабинет оснащён комплектом оборудования по все темам курса.
- Кабинет оснащен комплектом мебели для учащихся и учителя.
- В кабинете имеется компьютер, проектор.
Образовательные и методические ресурсы. Имеются печатные, экранные, звуковые и аудиовизуальные пособия, демонстрационные и раздаточные материалы. Книжный фонд включает справочную литературу, научно-методическую литературу, материалы актуальных периодических изданий, доступны электронные пособия по физике, собраны обучающие компьютерные презентации, подготовленные преподавателем и учащимися.
В учебном процессе используются современные образовательные технологии.
Этапы реализации проекта:
По месту нахождения – школа
По времени – долгосрочный
Контент является интегративным
Реализация проекта: 2023-2024 уч. год
Теоретическую основу проекта составила концепция развития универсальных учебных действий, разработанная на основе системно-деятельного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов), группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой, С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.
План реализации проекта:
Содержание деятельности | Исполнители | Оформление результатов | Сроки |
Анализ ситуации. Постановка проблемы. Сбор информации по проблеме | Тулькубаева А.И. | Выступление на школьном МО | Сентябрь 2023 г. |
Изучение методической литературы по проблеме | Тулькубаева А.И. | Выступление на районном МО | Октябрь 2023 г. |
Применение в образовательном процессе эффективных методов и инновационных образовательных технологий для развития и формирования учебно – познавательной компетенции | Тулькубаева А.И. | Разработки и проведение уроков и внеурочных занятий с использованием инновационных образовательных технологий и приемов. | Ноябрь 2023 г. |
Анализ экспериментальной деятельности | Тулькубаева А.И | Выступление на методическом совете школы | Декабрь 2023 г. |
Анализ перспективы | Тулькубаева А.И | Выступление на районном МО естественного цикла | Февраль 2024 г. |
Трансляция опыта | Тулькубаева А.И | - Обсуждение на заседаниях школьного и районного МО учителей естественного цикла. - Посещение администрацией, другими учителями мероприятий и открытых уроков. - Защита учащимися исследовательских работ на районном. региональном уровнях. - Участие обучающихся в олимпиадах различного уровня. - доклады на тематических педсоветах школы. - Семинары учителей с представлением своего опыта. - Мастер – классы по предмету и подготовке уроков. - Публикации в СМИ и интернет – сообществах. | 2023 – 2024 г. |
Создание методической базы для повышения уровня мотивации и формирования исследовательской компетенции учащихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через применение инновационных образовательных технологий. | Буйневич О.Н. | Портфолио педагога | Весь период |
Реализация проекта
Одним из средств развития познавательного интереса учащихся к естественным предметам является развитие их творческих способностей.
Мотивация как процесс изменения состояний и взаимоотношений человека основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие человека действовать, совершать поступки.
Мотивы, побуждающие к получению знаний, могут быть разными. К ним относятся, прежде всего, широкие социальные мотивы: необходимо хорошо учиться, чтобы в будущем овладеть желаемой специальностью, чувство долга, ответственность перед коллективом и т.д. Однако исследования показывают, что из всех мотивов к обучению наиболее эффективным является интерес к предмету.
Учащиеся осознают свой интерес к предмету раньше, чем другие мотивы. Они чаще руководствуются этим в своей деятельности, это более значимо для них, и поэтому это эффективный, реальный мотив для обучения.
Конечно, из этого ничего не следует, тогда вам нужно учить студентов только тому, что им интересно. Познание - это работа, требующая больших усилий. Поэтому необходимо воспитывать в них силу воли, умение преодолевать трудности и прививать ответственное отношение к своим обязанностям. Но в то же время мы должны стремиться облегчить им процесс обучения, сделав его привлекательным.
Реализация образовательного проекта начинается с организации входной диагностики. Я отслеживаю стартовые результаты старшеклассников к концу первого месяца обучения в каждом классе (7-9 классы). Мониторинг отражает педагогические наблюдения и перечень основных трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся при изучении предмета, особенно в области практического применения ранее полученных знаний.
Как правило, за основу я беру тесты. Такой выбор обоснован валидностью, апробируемостью и дифференцирующей способностью контрольных материалов. Они позволяют проверить уровень развития оперативных навыков и умений и наиболее полно выявить проблемы и затруднения учащихся.
В соответствии с полученными первоначальными результатами я вношу коррективы в организацию процесса преподавания предмета. В первую очередь, это касается используемых средств обучения, видов и форм проведения урока, технологий и методов контроля. Основой для формирования УУД является урок. В соответствии с результатами входящей диагностики, дидактическим заданием и в соответствии с методическими рекомендациями я организую различные типы уроков.
Типы уроков:
№ | Тип урока | Деятельность учителя | Применяемые методические приемы |
1. | Вводные уроки | Отрабатываю алгоритмы ранее освоенных действий | Проблемное объяснение, эвристическая беседа |
2. | Уроки предъявления и изучения нового материала | Организую первичную обработку полученных знаний: составление тезисного плана, мини конспекта, таблицы, схемы, логической цепочки | Проблемный рассказ учителя, презентация |
3. | Уроки применения знаний | Вырабатываю умения применять полученные ранее знания в приобретении опыта творческой деятельности. Работаю над повышением оперативности знаний | Моделирование ситуаций, решение проблемных задач |
4. | Уроки обобщающего повторения и систематизации знаний | Организую повторение базового содержания темы на уровне применения знаний, оперативных действий | Составление таблиц и схем, сопоставление явлений, анализ источников, работа с текстом. |
5. | Урок проверки знаний и умений | Осуществляю контроль умения применять знания к решению практических образовательных задач | Повторительно-обобщающая беседа, выполнение тестовых заданий, контрольная работа, решение задач, заслушивание сообщений учащихся, рецензирование ответа, защита мини проектов |
Практикую различные формы уроков, а именно:
Формы уроков:
№ | Форма урока | Деятельность учителя | Применяемые методические приемы |
1. | Школьная лекция | Отрабатываю навыки системного изложения полученной информации | Объяснение, рассуждение, рассказ, проверка опережающего домашнего задания |
2. | Проблемная лекция | Отрабатываю умение старшеклассников формулировать проблемы и находить различные пути их возможного решения | Выдвижение гипотезы, обозначение проблемы и нахождение путей ее решения, организованный диалог, интеллектуальный штурм, моделирование ситуаций |
3. | Практическое занятие | Работаю над закреплением опыта решения практических и познавательных задач, анализа ситуаций . | Эвристическая беседа; работа с печатными изданиями, Интернет; решение задач, выдвижение гипотез |
4. | Лабораторное занятие | Организую совместную познавательную деятельность с использованием различных источников информации | Работа с печатными информационными источниками |
5. | Семинар | Закрепляю навыки старшеклассников самостоятельно работать с неадаптированными источниками, интерпретировать полученную информацию, формулировать аргументированные выводы, применять приемы самостоятельной познавательной деятельности | Анализ, синтез, интерпретация, сопоставление, самостоятельная работа с источниками, обобщение, подготовка резюме, рецензии |
В целях усиления практико-ориентированной составляющей образовательного процесса, я выбираю наиболее подходящих форм образовательной организации, обеспечивающих приоритет самостоятельной познавательной деятельности, требуют участия и понимания личного социального опыта, просим Вас выразить свое мнение, дать личную оценку, создать условия для свободного творческого самовыражения.
Не менее 50% своего учебного времени я посвящаю самостоятельной работе учащихся, что позволяет им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор работ, выполняемых учащимися, включает в себя:
- работу с источниками информации с использованием современных средств коммуникации, в том числе интернет-ресурсов;
- критическое осмысление актуальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных выводов и оценочных суждений;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные ситуации;
- освоение типичных ролей посредством участия студентов в деловых играх и тренингах, имитирующих реальные жизненные ситуации.;
- аргументированное отстаивание своей позиции, противопоставление другому мнению посредством участия в дискуссиях, диспутах, разборах по современным социальным проблемам;
- Написание творческих работ – эссе;
- Создание и реализация школьных социальных проектов.
Наряду с традиционными, я планирую и провожу уроки, основанные на деятельности.
Деятельностные формы уроков:
№ | Деятельностные формы урока | Применяемые технологии |
1 | Практикум | Технология проблемного обучения |
3 | Лабораторные занятия | Технология развивающего обучения |
4 | Семинарские занятия | Технология Коллективного обучения |
5 | Уроки - презентации образовательных продуктов, созданных индивидуально или в группе (мини проектов, мини исследований, виртуальных путешествий и пр.); | Технология личностно – ориентированного обучения |
6 | Практические конференции | Технология личностно – ориентированного обучения |
7 | Интернет – уроки | Информационно-коммуникативные технологии |
8 | Деловые игры | Технология группового обучения |
9 | Дебаты | Технология группового обучения |
Я следую этим правилам в своей работе:
- Смещение акцента с содержания обучения на процесс обучения, выражающееся в активной познавательной деятельности школьников и в овладении рациональными способами этой деятельности
-Создание возможности для каждого учащегося реализовать свою потребность в знаниях и творческой деятельности
- Ориентация на овладение учащимися общекультурными ценностями, коммуникативной, информационной культурой и культурой деятельности.
Поэтому я работаю над проблемой "Активных методов обучения", использование которых позволяет формировать у учащихся универсальные учебные действия. Активные методы обучения - это методы, при которых учащийся занимает субъективную, активную позицию по отношению к преподавателю, другим учащимся и/или индивидуальным средствам обучения, таким как компьютер, рабочая тетрадь или учебник. Активные методы обучения - это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их активно мыслить и практиковаться в процессе усвоения материала, когда активен не только преподаватель, но и сами учащиеся. Данные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая в основном направлена не на представление преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение знаниями учащимися в процессе активной познавательной деятельности. Активные методы обучения при умелом применении позволяют решать три учебно-организационные задачи одновременно:
-подчинить процесс обучения контролирующему влиянию преподавателя;
- обеспечить активное участие в воспитательной работе как подготовленных, так и неподготовленных студентов;
-установить постоянный контроль за процессом усвоения учебного материала.
Использование активных методов на различных этапах учебного процесса
1этап - первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.
2этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.
3этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы
Остановлюсь на некоторых методах, которые я использую на своих уроках. Это исследовательская деятельность, метод проектов, метод «живые модели» и кейс – метод.
Одним из способов формирования универсальных учебных действий, который я использую в своей работе, является учебно-исследовательская деятельность учащихся. Под исследовательской деятельностью учащихся понимается деятельность обучающихся, которая связана с решением творческих, исследовательских задач с неизвестным ранее содержанием. Образовательные исследования преследуют, прежде всего, цели личностного развития, а
не получения объективно нового результата. Главной задачей здесь является формирование исследовательских навыков, необходимость серьезной умственной работы и самостоятельного мышления.
Моя исследовательская деятельность осуществляется как в рамках обычных, так и внеклассных занятий. В значительной степени формированию исследовательских навыков способствует образовательный эксперимент, который позволяет отработать такие элементы исследовательской деятельности, как планирование исследований, их проведение, обработка и анализ результатов, а также их представление. Я делю класс на группы, и каждая группа проводит свое собственное исследование. На примере урока физики в 9 классе по теме: Равноудаленное движение. Ускорение (см. приложение № 1). На данном этапе степень самостоятельности работы может быть разной:
• Группа может получить четкие инструкции о том, что и как нужно делать, только вывод формулируется самостоятельно.
• Группа может сама спланировать эксперимент, выбрать инструменты для его проведения, провести эксперимент и необходимые измерения и сформулировать вывод.
- После этапа самостоятельной работы по очереди проводится презентация исследования:
• Сообщается, какая цель была поставлена перед группой.
• Рассказывается, как проводилось исследование, с помощью каких приборов;
• Сообщаются результаты;
Систематическое формирование исследовательских навыков на уроках физики значительно развивает мышление учащихся и такие непредметные навыки, как
• Проведение наблюдений.
• Планирование исследований.
• Проведение измерений и расчетов.
• Представлять результаты исследований в различных знаковых системах: с использованием таблиц, графиков, диаграмм, формул и т.д., а также составлять логически структурированное сообщение.
• Использовать специфический язык этой науки.
• Работать в команде.
• Навыки публичного выступления.
Например: Исследовательская работа по физике для 7-го класса. Тема: "Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело"
Схема исследования:
Исходные факты – гипотеза – эксперимент – анализ результатов – выводы.
1. Мы выясняем, от чего может зависеть выталкивающая сила: от свойств жидкости и свойств тела. Каковы эти свойства?
Мы наметили план исследования: проверить зависимость выталкивающей силы от: а) плотности жидкости;
б) объема погруженного тела;
в) плотности тела;
г) формы тела;
д) глубины погружения тела.
1. (План может быть предложен самими учащимися).
- Я использую в основном учебно-исследовательские работы, выполненные на основе эксперимента, главной целью которой является развитие личности, а неполучение объективно нового результата, как в «большой» науке. Стараюсь выбрать тему исследования, чтобы она вызывала интерес у детей. Например «От чего может зависеть быстрота остывания чая?»
- При решении этой задачи предполагается, что учащиеся осваивают исследовательские действия:
- Выдвижение гипотез.
- Планирование эксперимента.
- Проведение эксперимента.
- В результате будут формироваться умения:
- Выдвигать и проверять гипотезу;
- Планировать и проводить эксперимент.
- Выдвигают предположение: от сорта чая, от его количества, от того в какой чашке чай, от наличия и количества сахара, от того в какой чашке чай, перемешиваем ли чай и какой ложкой.
- Выбирают необходимое оборудование
- Проводят эксперимент
- Делают выводы.
Абстрактные исследовательские работы, выполненные на основе нескольких литературных источников, характерных для исследований в научной области и обязательно включающие их собственную интерпретацию. Опять же, мы выбираем тему так, чтобы она вызывала живой интерес у учащихся, например, исследовательская работа, выполненная учеником 7-го класса "Мир, Земля, Космос, Вселенная", в которой он своими руками в домашних условиях смастерил модель воздушно–гидравлической ракеты.)
Исследование на тему: "Влияние микроволнового излучения и электромагнитных полей сотовых телефонов на организм подростка"
вызвало большой интерес у всех учащихся школы. Была проделана большая работа по сбору материала, опросу детей разного возраста, обработке информации и оформлению всей работы. Работа над этой темой продолжается: мы узнаем что-то новое и добавляем это в эту работу.
Те же самые вопросы будут заданы этим же учащимся, но уже спустя год и сравним результаты, изменилось ли осведомленность о влиянии сотового телефона на человека и окружающий мир, изменились ли места, используемые для ношения сотовых телефонов. Чувствуют ли ученики изменения в своем самочувствии после разговора по сотовому телефону. Где и на каком расстоянии вы храните свой сотовый телефон во время сна?
Формирование компетентностей или метапредметности обучающихся, то есть способность применять знания в реальной жизненной ситуации, является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Практика показывает, что одной из одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностный подход в образовании, является метод проектов.
В основе этого метода лежит формирование:
а) познаватель
а) познавательных УУД:
- самостоятельное выделение и формирование
познавательной цели;-поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств,
- постановка и формулировка проблемы;
-моделирование;
-универсальные логические действия.
б) регулятивных УУД:
-умение учиться и способность к организации своей деятельности;
- умение действовать по плану;
-формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.
- умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.
- самостоятельное выделение и формирование
познавательной цели;-поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств,
- постановка и формулировка проблемы;
-моделирование;
-универсальные логические действия.
б) регулятивных УУД:
-умение учиться и способность к организации своей деятельности;
- умение действовать по плану;
-формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.
- умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.
в) коммуникативные:
-умение слушать и вступать в диалог;
-участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
-инициативное сотрудничество в сборе информации и др.
Метод проектов развивает мышление ученика и такие надпредметные умения, как:
-планировать;
-производить измерения;
-представлять результаты в различных знаковых системах;
-делать логически выстроенное сообщение;
-работать в команде.
Я начинаю использовать метод проектов с 7-го класса, когда ученики только начинают изучать физику. При изучении темы "Скорость тела при равномерном движении. Средняя скорость", учащиеся выполняют проект "Определение средней скорости моего передвижения", учатся ставить цель, составлять план проекта, делать выводы.
В прошлом учебном году ученикам 7-го класса предложили поработать над проектом "Простые механизмы - помощники моей семьи", который был создан всеми членами семьи семиклассников. Мы даже провели конкурс проектов на эту тему.
Я использую групповые (в рамках одного класса и межклассные) занятия, моно- и междисциплинарные проекты. При изучении темы в 10 классе "Агрегатные состояния вещества" учащиеся выполняют проекты "Без твердого, жидкого, газообразного состояния на Земле нет жизни". В проекте "Его величество линия", в котором был задан фундаментальный вопрос "Что такое линия?" Были задействованы учащиеся 8-11 классов, были использованы знания по таким предметам, как физика, математика и изобразительное искусство.
Я опишу процесс работы над проектом "Все цвета радуги в комке мыльной пены", который пытались выполнить почти все ученики школы. Организация проектно-исследовательской деятельности имеет структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и методички, план действий, результаты, рефлексия. Мотивом для работы над проектом послужило выступление с огромными мыльными пузырями в программе "Минута славы" Возникла проблема: было решено выяснить, возможно ли получить большие пузыри самостоятельно? Мы поставили перед собой цель
В проекте "Его величество линия", в котором был задан фундаментальный вопрос "Что такое линия?" Были задействованы учащиеся 8-11 классов, были использованы знания по таким предметам, как физика, математика и изобразительное искусство.
Я опишу процесс работы над проектом "Все цвета радуги в шаре из мыльной пены", который пытались выполнить почти все ученики школы. Организация проектно-исследовательской деятельности имеет структуру: мотив, проблема, цель, задания, методы и пособия, план действий, результаты, рефлексия. Поводом для работы над проектом послужило выступление с огромными мыльными пузырями в программе "Минута славы". Возникла проблема: было решено выяснить, возможно ли получить большие пузыри самостоятельно? Мы поставили перед собой цель
- Получить мыльный раствор, позволяющий проводить качественные эксперименты с мыльными пузырями.
Преимущества лицом к лицу проектный метод: ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно выполняет тот вид работы, который он сам выбрал, участвует в совместной деятельности и в процессе общения, коммуникации; повышает мотивацию к изучению предмета, приобретает исследовательские навыки.
Проект "Невероятно! Нет, это очевидно!"
Цель проекта - доказать существование атмосферного давления без использования стандартных приборов.
Работа состоит из нескольких мини-проектов:
Первый проект:
Ваш космический корабль приземлился на неизвестной планете, очень похожей на Землю. У вас нет стандартных приборов. Как это узнать:
Есть ли на планете атмосфера?
Есть ли в атмосфере кислород?
Как я могу оценить атмосферное давление?
Второй проект:
Возьмите стакан, на 2/3 наполненный водой. Налейте в него половину тюбика подсолнечного масла.
Как собрать масло обратно в пробирку, не касаясь стекла?
Где можно применить этот метод на практике?
Предложите свой схематический проект промышленной установки.
Третий проект:
Журналистское расследование: из статьи в журнале "Наука и жизнь" "Один из северных городов". В цистерне был мазут. Чтобы опорожнить цистерну, мазут нужно было подогреть. Они нагревались горячим паром, который подавался непосредственно в цистерну. Когда мазут был слит, люк бака закрыли, чтобы предотвратить его остывание. Через несколько часов бак сплющился. Почему?
Предложите свою собственную модель переживания.
Встревоженные родители вызвали "службу спасения" к своему 7-летнему сыну, язык которого засосало в жестяную банку из–под пепси-колы. Прибывшие на место немедленно оказали помощь. Как?
Четвёртый проект:
-Не имея промышленной установки для отделения сливок от молока, предложите свой (из предложенного оборудования).
Метод «живые модели» Дети, когда у них проходит эйфория от первой встречи с физикой, на которой как они считают, урок физики - это сплошные опыты, теряют интерес, а затем физика для них переходит в разряд «трудных» предметов. Поэтому передо мной стоит задача мотивировать учащихся, чтобы они не потеряли интерес к предмету и сделать ее с помощью современных технологий, не игнорируя классические, интересной и «легкой».
Считаю, что очень важно на уроках развивать логическое и ассоциативное мышление детей, так как мы часто говорим с ними о том, чего они никогда не видели и не смогут увидеть. Для этого я использую так называемые «живые модели».
Формирование универсальных учебных действий учащихся также зависит от их активности. Я выполняю с учащимися такие задания, которые имеют не только учебное, но и жизненное обоснование и не заставляют мыслящего ученика задаваться вопросом без ответа "Зачем мы это делаем?". Поэтому в своей работе я использую кейс-метод - обучение, основанное на реальных ситуациях. Кейс-метод - это обсуждение ситуаций, основанное, как правило, на реальных событиях, которое заставляет студентов анализировать и принимать решение (находить выход из ситуации). По этой теме я представляю разработку урока: "Роль топлива в различных аспектах человеческой деятельности"
Типы кейсов:
"Практические" кейсы, отражающие абсолютно реальные жизненные ситуации;
«Обучающие» кейсы, основной задачей которых выступает обучение;
«Первооткрывательские» кейсы – это научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Я использую в основном практические кейсы.
При разработке кейса я выделяю три части:
1. Вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса.
2. Описание конкретной ситуации.
3. Задачи для кейса.
Пример кейса по электрификации тел:
Случай: Авария на дороге произошла с водителем-любителем Ольгой Ивановной. Ее машина остановилась, не доезжая до заправочной станции, потому что в ней закончился бензин. Ольга Ивановна всегда носила с собой в багажнике, на всякий случай, маленькую симпатичную пластиковую канистру с бензином. - Какая же я молодец! Подумала Ольга Ивановна, залила бензин в бензобак и поехала дальше.
Вопросы по делу:
- Действительно ли Ольга Ивановна "молодец"?
- Какую важную ошибку вы допустили
- Ольга Ивановна?
- Что могло произойти?
- Что должен делать водитель,
- Чтобы с ним не случилось такой неприятности в дороге?
Примеры кейсов, разработанных учениками:
Некоторое время подвергалось сомнению пребывание американских астронавтов на Луне. Не последнюю роль здесь сыграло то, что отвечая на вопросы журналистов: Видели ли они на Луне « падающие звёзды»? Ответили: Нет.
Вопросы к кейсу:
- Кто из них прав?
- Можно ли наблюдать « падающие звёзды» на Луне? Почему?
При проведении эстафеты учитель физической культуры Сергей Владимирович, предупредил учащихся, что нельзя скользить быстро вниз по шесту или канату. Можно обжечь руки. Некоторые ослушались.
Вопросы к кейсу:
- Прав ли бы учитель?
- Почему при быстром скольжении можно обжечь руки?
- Как нужно было поступить?
Кейсы активизируют работу на уроке, развивают у учащихся память и сообразительность. Они формируют метапредметные навыки.
Мои ученики - участники олимпиады "Физическое первенство".
Работа над заданиями олимпиад позволит вам достичь не только предметных, но и метапредметных результатов:
- умение ставить цели и формулировать задачи в познавательной деятельности;
– выбирать наиболее эффективные способы решения проблем;
– определять способы действий в рамках предложенных условий;
– определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;
– классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические умозаключения, делать умозаключения - логические выводы;
– организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Олимпиады "Физическое первенство" стали отличной составляющей внеклассной деятельности школьников, оказывают влияние на формирование личности учащихся.
Для выполнения заданий учащимся понадобятся наблюдательность, догадливость, изобретательность и терпение. Каждый ребенок должен развиваться не только интеллектуально, но и творчески. Добавьте к этому умение работать с литературой, навыки работы с компьютером, умение нестандартно мыслить и изобретать, и мы получим современного человека, обладающего ключевыми компетенциями.
Цели и задачи школы кардинально меняются, мы переходим от чисто знаниевой парадигмы к личностному развитию ребенка. И поэтому они должны не просто научить решать задачи по физике, но и показать действие основных физических законов, таких как закон Ньютона, в жизни, объяснить, как ребенок может применить свои знания по химии и биологии, зачем нужны геометрия и алгебра. И тогда у наших детей появится главное: желание и смысл учиться.
- Налаженная система работы по разным направлениям позволяет формировать универсальные учебные действия. В целом, окончательные выводы можно будет сделать только через некоторое время, когда сформированные компетенции помогут выпускнику реализовать себя в различных сферах человеческой деятельности. Даже если не многие из моих выпускников связали свою жизнь с профессиями, связанными с физикой. Главное, что знания, полученные на моих уроках, помогут им в повседневной и профессиональной жизни. Я верю, что если мой ученик умеет работать в команде, находить истину, планировать результат и оценивать его, точно формулировать свои мысли, находить любую информацию - у него все получится, независимо от выбранной профессии.
Для отслеживания результатов обучения использовались следующие формы предметного мониторинга:
- индивидуальные ответы у доски;
- индивидуальная работа с раздаточным материалом;
- домашние экспериментальные задания и их защита;
- Диктант по физике;
- самостоятельная работа;
-лабораторные работы;
-зачеты;
-тестовые работы;
-контрольные работы.
Используемая мною структура процесса обучения позволяет формировать универсальные учебные действия. Работу в этом направлении я не считаю законченной. Есть возможности совершенствования в применении различных технологий на уроках, необходима разработка психолого-педагогического инструментария для определения уровней сформированности УУД.
Результативность реализации проекта.
Применение всех перечисленных методов, форм работы и современных образовательных технологий мотивирует учащихся на познание предмета и вызывает определенный интерес к физике как науке.
Использование средств и приемов воздействия на мотивацию обучающихся на уроках химии дало свои положительные результаты. За период реализации проекта заметно повысился рост заинтересованности обучающихся предметом. Значительно сократилось число «равнодушных» к предмету.
Образовательный процесс, организованный в соответствии с профессиональным проектом, позволил нам достичь следующих результатов:
- проявляется умение анализировать и синтезировать учебный материал;
- исчезают негативные эмоции учащихся при изучении физики;
- развиваются навыки планирования своей работы.
Структура учебного процесса, которую я использую, позволяет мне формировать сознание учащихся. Это подтверждается стабильным качеством успеваемости учащихся, выбором учащихся 9-х классов на экзамене по физике (см. приложение № 4).
Задачи и достигнутые результаты реализации проекта
Задачи проекта | Достигнутые результаты |
1. Вовлечь максимальное число обучающихся в активные формы обучения: на уроке, во внеурочной и внеклассной деятельности | 1. 80 % обучающихся вовлечены в различные формы активного обучения 2. Выпускники освоили образовательный стандарт в части А и В (умения) и С (действия), что продемонстрировала независимая экспертиза в форме ЕГЭ (2022-2023 г.), итоговая аттестация (2023) 3. Успешное участие в конкурсах и олимпиадах |
2. Способствовать дальнейшей успешной социализации выпускника | 2023 уч. год - 25% выпускников связали профессию с физикой. 2024 -ожидается-32% |
Обобщение и распространение педагогического опыта.
Информационно-методическая деятельность реализуется мной путем непрерывного самообразования, через участие в работе РМО учителей физики, в работе различных семинаров и конференций районных и областных.
№п/п | Мастер - класс | Дата, место | Слушатели |
1. | Проектные технологии - обучение будущего. | октябрь 2022 г. | Пед.коллектив МБОУ СОШ с.Ташбулатово |
2 | Проектные технологии - обучение будущего | Февраль 2023 г. | Учителя физики района |
3 | Активные методы обучения – обучение деятельностью | Март 2023 г. | Учителя физики района |
4 | Активные методы обучения – обучение деятельностью | Октябрь2023 г. | Учителя физики |
5 | Формирование универсальных учебных действий на уроках физики | Ноябрь 2023 | Учителя физики |
+10 | Открытый урок « Исследовательская работа. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное тело » | Март 2024 | Учителя школы и района |
Я разработала методическую проектную деятельность - памятки для учителей, учащихся и их родителей, образцы лучших проектов и т.д.
Практическая значимость проекта:
Материалы проекта могут быть использованы преподавателями естественного цикла на круглых столах, методических семинарах, уроках, внеклассных мероприятиях, для повышения профессионального уровня учителей.
Вывод
1. Созданы условия для широкого проникновения активных технологий в образовательный процесс. Максимальное количество учащихся вовлечено в активные формы обучения: на аудиторных занятиях, во внеклассных и внешкольных мероприятиях.
2. Повышается качество знаний и мотивация к изучению предмета учащихся через активные формы работы.
3. Формируется УУД, развиваются творческие способности учащихся.
4. Повышаются ключевые компетенции.
5. Разработаны диагностические материалы по данному предмету и создан банк проектов, исследовательских и творческих работ.
Список литературы
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. – Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Прсвещение, 2008. – 151с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года//Начальная школа. – 2002. - №4. – с.3-31.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/ Рос. Акад. Образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.:Просвещение, 2008. – 39с.
- Национальный проект «Образование» в Новосибирской области
- «Начальная школа: уроки Кирилла и Мефодия»
- Матяш Н.В., Симаненко В.Д. – Проектная деятельность школьников. Книга для учителя. – М.: Вентана-Графф, 2002г. -112с.
- Мельникова Е.Л. – Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. – М., 2002.
- Пахомова Н.Ю. – Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2003.
- Сеть творчески работающих учителей ;jib_no9136&tmpl=lib
- Синенко В.Я., Смолеусова Т.В., Метелкин Д.А. – Об эффективности образовательной деятельности в современных условиях. // Сибирский учитель. - 2007. -№6 (54) ноябрь-декабрь.
- Смолеусова Т.В. – Новое качество образования и пути его достижения.// -–2008. - №12. – с.3-5.
- Федеральный портал «Российское образование»
- Федеральные Государственные Образовательные Стандарты
#1060;естиваль «Открытый урок» http:/festi
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный образовательный проект "Формирование оптимального правового пространсва образовательного учреждения в новых финансово-экономических условиях"
Инновационный проект направлен на областной конкурс инновационный проектов в сфере образования "Наша новая школа"...
Реализация образовательного проекта «70-летие Победы над фашистами в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. – детям образовательных организаций Санкт-Петербурга»
VI Алишевские чтения проходят в год 70-летия Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В этой войне участвовали фронтовики из Союза Советских Социалистических республик....
Инновационный образовательный проект «Левобережный образовательный центр «Одаренные дети». Конкурс проектов «Учитель XXI века», посвященный 350- летию присоединения Бурятии к России
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.А. Н. Колмог...
Инновационный образовательный проект «Электронная тетрадь как элемент современной информационно-технологической образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей».
Актуальность проблемы, основная идея проекта, обоснование его практической значимости для развития системы образования: Мы живем в XXI веке… Компьютерами или мобильными телефонами, которые были...
Образовательный проект «Кейсовый метод обучения на уроках физики как средство повышения качества подготовки учащихся в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов»
Метод кейса иногда расценивается как загадочный и сложный, но основные принципы метода изучения случая фактически очень просты. Главный принцип для ситуации заключается в том, что рассматриваемый мате...
Центр образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" в МБОУ СОШ № 6. Основные цели и задачи, образовательные направления, планирование работы образовательного проекта "Точка роста".
В презентации показаны основные цели и задачи, образовательные направления, планирование работы образовательного проекта "Точка роста" в МБОУ СОШ № 6 МО Темрюкский район....