Программа внеурочной деятельности «Практикум решения физических задач»
методическая разработка по физике

Кедьо Оксана Богдановна

Программа внеурочной деятельности «Практикум решения физических задач» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_rabota_fizika_9_kl_novaya.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21 имени В. Овсянникова-Заярского»

         Рассмотрено

  на заседании методического объединения, протокол № 1

от  30 августа               2021г.

   руководитель МО _________

               Принята

на Педагогическом

               совете школы                                                                            

               протокол № 1        

от  31  августа  2021г.

Утверждаю:                                                             директор МБОУ «СШ №21

Имени В. Овсянникова-Заярского»                                                                _____________/Е.А.Левицкая

Приказ №284  от 31   августа 2021г.

                                        

        

 Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Практикум решения задач по физике»

Направление – общеинтеллектуальное

9 класс

2021 - 2022 учебный год

Составитель:

Кедьо Оксана Богдановна,
учитель физики

 высшей квалификационной категории

г. Нижневартовск, 2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

         Программа внеурочной деятельности «Практикум решения физических задач» разработан на основе авторского курса М. П. Голубовской, учителя физики г. Санкт-Петербурга, кандидата педагогических наук. Настоящий практикум входит в образовательную область «Естествознание» и предназначается как для учащихся 9 классов, стремящихся углубить свои знания  базового курса физики или интегрированного базового курса «Естествознание» в области физики  в части практического приложения к решению задач.

        Основные цели данного курса внеурочной деятельности:

- формирование устойчивых навыков решения физических задач;

- формирование надпредметн6ых умений, таких как анализ информации, построение модели явления, выстраивание алгоритма решения проблемы, умение проводить дискуссию и оппонирование, совместная работа в группе;

- подготовка учащихся с поступлению в вузы на специальности физико-математического и технического профилей;

- профориентация на получение высшего образования в области физико-математических наук.

        Для существующих школьных учебников и сборников задач по физике характерно отсутствие общей методологической направленности. Они способствуют выработке у учащихся навыков преимущественно репродуктивной деятельности по решению задач, направленной на применение конкретных законов и формул, но не развитие творческого физического мышления.

        Специфика настоящей программы внеурочной деятельности заключается в использовании в процессе обучения решению физических задач системного подхода, основанного на последовательной реализации трехуровневого подхода (общие методологические принципы, фундаментальные физические законы и частные законы, относящихся к конкретным разделам физики).

             Результаты освоения курса внеурочной деятельности

                                      характеристика основных результатов

личностные

формирование познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

предметные

Формировать умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний; развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы

метапредметные

Формировать убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры

воспитательные

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

                Ожидаемый результат.

        В результате освоения предлагаемого курса внеурочной деятельности у учащихся должны вырабатываться твердые навыки по использованию системного подхода к решению физических задач, применению математических знаний и навыков появляется большая уверенность в своих силах, так необходимая для сдачи экзамена по физике. А главное – это развитие интереса к решению интересных физических задач.

        Подведение итогов изучения настоящего элективного курса проводится в форме рейтингового тестирования в конце прохождения учебной программы

с использованием 5-балльной системы оценивания с учетом эффективности участия каждого учащегося в работе на семинарах.

        Программа курса включает в себя   разделы курса физики средней школы: механика, термодинамика, законы постоянного тока, колебания и волны. В отличие от школьных учебников физики данный курс опирается и выстраивается на основных методологических принципах физики как науки, таких как принцип относительности, принцип симметрии, принцип суперпозиции, принцип простоты, и фундаментальных физических законах – прежде всего законах сохранения.

         В качестве основы методологии решения физических задач используется трехуровневая система с опорой на методологические принципы физики, фундаментальные физические законы и, наконец, частные физические законы. Рассматриваются интересные физические задачи из пособий и методических рекомендаций для поступающих в вузы. На конечном этапе в 9 классе осуществляется обучение решению конкурсных задач.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Разделы

Формы организации и виды деятельности

«Основы кинематики» (6ч)

Общие сведения о движении. Прямолинейное равномерное движение. Неравномерное движение. Ускорение при равномерном движении тела по окружности.

вводные лекции по основам методологии решения физических задач;

семинары, фронтальное решение задач;

семинары-практикумы по решению задач: работа в группах;

анкетирование учащихся

«Основы динамики» (6ч)

Движение и взаимодействие сил. Сложение сил. Инертность. Законы Ньютона. Силы в природе.

вводные лекции по основам методологии решения физических задач;

семинары, фронтальное решение задач;

семинары-практикумы по решению задач: работа в группах;

школьная олимпиада по физике

«Механические колебания и волны» (5ч)

Гармонические колебания. Превращение энергии при колебаниях. Резонанс. Механические волны. Длина волны.

вводные лекции по основам методологии решения физических задач;

семинары, фронтальное решение задач;

семинары-практикумы по решению задач: работа в группах

«Тепловые явления» (6ч)

Внутренняя энергия. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. Фазовые переходы вещества. КПД тепловых двигателей.

вводные лекции по основам методологии решения физических задач;

семинары, фронтальное решение задач;

семинары-практикумы по решению задач: работа в группах

«Электрические явления» (6ч)

Электризация тел. Электрон. Ядерная модель атома. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома. Соединение проводников.

вводные лекции по основам методологии решения физических задач;

семинары, фронтальное решение задач;

семинары-практикумы по решению задач: работа в группах

«Оптические явления» (5ч)

Источники света. Отражение и преломление света. Дифракция, интерференция и дисперсия света. Линзы. Оптические приборы.

вводные лекции по основам методологии решения физических задач;

семинары, фронтальное решение задач;

семинары-практикумы по решению задач: работа в группах;

рейтинговое тестирование

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Дата по факту

Разделы программы

             Темы занятий

Количество часов

1

Основы кинематики

Равномерное движение

1

2

Средняя скорость

1

3

Относительность движения

1

4

Равноускоренное движение

1

5

Криволинейное движение

1

6

Графические задачи

1

7

Основы динамики

Законы Ньютона

1

8

Закон всемирного тяготения

1

9

Закон Гука

1

10

Сила трения

1

11

Движение тела по горизонтали и вертикали

1

12

Движение тела по наклонной плоскости

1

13

Механические колебания и волны

Механические колебания и их характеристики

1

14

Превращение энергии при колебательном движении

1

15

Явление резонанса

1

16

Механические волны

1

17

Звуковые волны

1

18

Тепловые явления

Количество теплоты

1

19

Плавление и кристаллизация

1

20

Кипение и конденсация

1

21

Уравнение теплового баланса

1

22

Уравнение теплового баланса

1

23

Влажность воздуха

1

24

Электрические явления

Сила тока

1

25

Сопротивление

1

26

Закон Ома для участка цепи

1

27

Последовательное соединение

1

28

Параллельное соединение

1

29

Закон Джоуля-Ленца

1

30

Оптические явления

Закон отражения света

1

31

Закон преломления света

1

32

Зеркало

1

33

Линзы

1

34

Построение изображения в лнзах

1

             Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  1. СD – диск. Уроки физики Кирилла и Мефодия. 7-11 класс.
  2. СD – диск. Открытая физика 1.1
  3. СD – диск. Russobit. Физика 7-9 класс. Мультимедийный курс.
  4. http://www.ege.edu.ru/ Официальный информационный портал ОГЭ.
  5. http://www.fipi.ru/Федеральный институт педагогических измерений.

      1. ОГЭ. КИМ. Физика. 2020-2022, М, Просвещение.

      2. Физика в экзаменационных вопросах и ответах. Пособие для абитуриентов,     репетиторов и учителей. Айрис, 2011-2013.

      3. Учебники «Физика», 7-9 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа спецкурса по ФИЗИКЕ «Практикум решения физических задач по механике» 10 класс

Курс призван помочь учащимся в овладении новыми методами анализа и решения задач базового, повышенного и высокого уровня по механике. В 10 классе на изучение данного раздела физики отводится 3 часа в ...

Программа внеурочной деятельности "Теория решения изобретательных задач"

Программа предназначена для реализации в 7-8 классах...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Практикум по решению задач" 11 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Практикум по решению задач"  11 класс...

Программа внеурочной деятельности "Практикум решения стереометрических задач". Пропедевтика стереометрических знаний на примере качественных стереометрических задач.

Всем известная трудность в изучении стереометрии, возникающая у учащихся 10 классов, в значительной степени объясняется низким уровнем развитием их пространственных представлений. Ученики теряю...

Программа внеурочной деятельности «Методы решения технических задач» для 10 - 11 класс

Программа внеурочной деятельности «Методы решения технических задач» для 10 - 11 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Методы решения физических задач» для 10-11 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по физике «Методы решения физических задач» составлена на основе авторской программы «Методы решения физических задач» В.А. Орло...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Практикум решения задач по физике»

Программа внеурочной деятельности «Практикум решения физических задач» разработан на основе авторского курса М. П. Голубовской, учителя физики г. Санкт-Петербурга, кандидата педагоги...