Конспект урока по физике 8 кл. "Электризация тел"
план-конспект урока по физике (8 класс)
Материал нацелен на формирование знаний по теме «Электрические явления», формирование понятий: электричество, электризация, электрический заряд; ознакомление с явлением электризации, её видами, проявлениями в повседневной жизни; знакомство с двумя видами электрических зарядов и их взаимодействиями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока физики в 8 классе
"Электризация тел при соприкосновении.
Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов"
Цель урока: формирование знаний по теме «Электрические явления», формирование понятий: электричество, электризация, электрический заряд; ознакомление с явлением электризации, её видами, проявлениями в повседневной жизни; знакомство с двумя видами электрических зарядов и их взаимодействиями.
Задачи урока:
Личностные результаты
- продолжить формирование познавательного интереса обучающихся на основе развития их интеллектуальных и творческих способностей,
- развивать положительную мотивацию к приобретению новых знаний по физике, коммуникативные умения, логику, память и внимание.
Метапредметные результаты
- продолжить формирование навыков самостоятельного приобретения новых знаний, постановки целей урока, оценки результатов своей деятельности,
- формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений,
- использовать приобретенные умения и навыки в различных видах познавательной деятельности
Предметные результаты
- обеспечить усвоение основных понятий по теме: электричество, электризация, электрический заряд, взаимодействие электрических зарядов;
- формировать умения распознавать электризацию тел и её виды, способы образования зарядов разных знаков и их поведение при взаимодействии;
- продолжить формирование умения анализировать предложенный эксперимент.
Оборудование: ноутбук, проектор, телевизор, DVD плеер, карточки со словами, ребусом; мелкие кусочки бумаги, лист бумаги, мех, палочки стеклянная и эбонитовая; бумажные султанчики, соединительные провода, электрофорная машина;
Ход урока:
- Организационный момент (1 мин)
Повторный инструктаж по ОТ (начало новой темы).
- Мотивации учебной деятельности. Постановка цели и задач урока. (5 мин)
Ребята, сегодня у нас урок открытия новых знаний. Ваша деятельность на уроке будет оцениваться, поэтому предлагаю вам активно работать.
Вы старайтесь отвечать, руку чаще поднимать.
Верно мысли излагать, товарищей не перебивать.
Прошу обратить ваше внимание на доску. Отгадайте ребус. (ответ - электричество)
- Что же такое «электричество»? (ответы обучающихся)
- Это удобство, комфорт и уют, электричество достаточно прочно вошло в нашу жизнь. Его используют для освещения, для передачи информации с помощью телефона, телевизора, для работы различных бытовых приборов. Мы уже не можем представить свою жизнь без него.
Давайте обратимся к «Словарю физических и астрономических терминов» с.178 (Болсун А.И., Рапанович Е.Н. Словарь физических и астрономических терминов: Для учащихся сред. и ст. шк. возраста. Мн.: Нар.асвета, – 1986)
Электри́чество (от лат. electricus, далее из др.-греч. ἤλεκτρον) — совокупность явлений, обусловленных существованием, взаимодействием и движением электрических зарядов.
(запишем это определение в рабочий лист – Приложение 1).
Пока вам мало что понятно в этом определении, но его сущность вы начнёте открывать с сегодняшнего урока и будете продолжать в течение трёх месяцев изучения этой большой темы.
Козьма Прутков говорил: «Нельзя объять необъятное», а мы продолжим эту цитату: «Но можно это сделать по частям»
Как вы думаете, что мы должны узнать в этой теме «Электрические явления» и что нам поможет в её изучении? (ответы обучающихся)
На доске с помощью магнитов прикрепляем карточки с ответами, получается таблица:
Что мы должны узнать в этой теме | Что поможет в изучении |
Термины | Источники физических знаний – наблюдения и опыты |
Законы | Собственный жизненный опыт |
Формулы | Связь с другими науками |
Использование в обычной жизни |
- Актуализация опорных знаний. (2 мин)
Предлагаю вам решить следующее задание (проблемный вопрос):
Механик гаража запретил водителю бензовоза идти в рейс, так как на его бензовозе цепь была недостаточно длинной и не доставала до земли. Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли? Прав ли был механик?
Поднимите руки, кто уже знает ответ на это задание. Правильного ответа не дано, поэтому постараемся ответить на этот вопрос в конце урока.
- Изучение нового материала (15 мин)
В рабочем листе запишем тему урока «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов».
А сейчас посмотрим небольшой фрагмент «Электризация» из видеофильма «Электростатические явления» (1,5 мин) - видеостудия «Кварт», Россия, 125057 г. Москва, ул. Острякова, д.8, а/я 17 (www.cvart.ru e-mail: info@cvart.ru).
Итак, слово «электрический» происходит от греческого слова «электрон», что в переводе означает «янтарь» (рис. 1).
Первые наблюдения электрических явлений относят к 5–6 вв до н.э. Считается, что Фалес Милетский (древнегреческий философ) (рис. 2) впервые пронаблюдал электрическое взаимодействие тел.
Он провел следующий опыт: натер янтарь мехом, затем приблизил его к небольшим телам (пылинкам, стружке или перьям) и увидел, что эти тела стали притягиваться к янтарю без объяснимой на то время причины.
Это свойство в течение ряда столетий приписывалось только янтарю. Фалес был не единственным ученым, который впоследствии активно проводил электрические опыты с янтарем, что и привело к возникновению слова «электрон» и понятию «электрический».
Повторим его опыт, только внесём в эксперимент некоторые изменения: вместо янтаря возьмём стеклянную палочку.
Опыт 1.1 (на демонстрационном столе) Возьмем мелко нарезанную бумагу, стеклянную палочку и лист бумаги. Если натереть стеклянную палочку о лист бумаги, а затем подвести ее к мелко нарезанным бумажкам, то будет виден эффект притяжения мелких кусочков к стеклянной палочке. Повторить опыт «с точностью до наоборот»: лист бумаги притянет мелкие бумажки |
Откроем учебник на с.75, прочитаем первые 5 пунктов параграфа. Читаем негромко вслух (техника «жужжащее чтение»).
Вставьте пропущенные слова из прочитанного текста в рабочий лист.
Прочитаем, что получилось.
Тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано, или что ему сообщён электрический заряд.
При трении электризуются оба тела.
Опыт 1.2 (индивидуально) Обучающиеся самостоятельно повторяют опыт: мелкие бумажки, волосы (лист бумаги); пластмассовая расческа (линейка). Объясняют его. |
Явление, в результате которого тело после соприкосновения с другим телом приобретает свойство притягивать к себе различные предметы, называют электризацией.
или
Электризация – процесс получения электрически заряженных тел из электрически нейтральных.
или
Электризация - явление перераспределения электрического заряда при соприкосновении (трении) двух или более тел.
Определения прочитали, выбрали то, которое вам более понятно, а теперь по очереди произнесите слово «электризация». Нельзя говорить: электрОЛизация. Запомните, как правильно проговаривается этот термин.
Что же такое «электрический заряд»? Это фундаментальное понятие, лежащее в основе многих определений в теме «Электричество». А определение таких понятий самое сложное.
Обратимся снова к словарю «Словарь физических и астрономических терминов» с.176 (Болсун А.И., Рапанович Е.Н. Словарь физических и астрономических терминов: Для учащихся сред. и ст. шк. возраста. Мн.: Нар.асвета. – 1986)
Электрический заряд – скалярная величина, определяющая интенсивность электромагнитного взаимодействия заряженных частиц.
(Обучающиеся вместе проговаривают новое правило
(не хором, но все сразу и вслух) - прием "Птичий базар")
Понятие электрического взаимодействия появилось в середине 18 века и связано с именем американского ученого Бенджамина Франклина. Именно он впервые ввел такое понятие, как электрический заряд.
Важно помнить, что электрический заряд всегда связан с каким- либо телом (или частицей) и не может существовать сам по себе, т.к. он характеризует определённые свойства частиц (или тел).
Введём обозначение и единицы измерения новой величины:
q («ку») – электрический заряд;
кулон (Кл) – единица измерения электрического заряда.
Электрический заряд может передаваться от одного тела к другому. Для этого нужно лишь коснуться наэлектризованным телом другого. И второе тело тоже будет наэлектризовано.
Означает ли это, что заряды, полученные на телах из разных веществ, ничем не отличаются друг от друга? Они либо притягиваются, либо отталкиваются. А это значит, что заряд у них разный. Поэтому существует два вида электрического заряда.
Электрический заряд | ||
Положительный | Отрицательный | |
На стекле при трении о бумагу и шёлк | На эбоните при трении о мех |
Рассмотрим на опыте взаимодействие заряженных тел.
Опыт (на демонстрационном столе) с бумажными султанчиками (электризация соприкосновением), стеклянной и эбонитовой палочками Эбонит – материал из каучука с большим содержанием серы Опыт 2.1 Бумажные султанчики заряжаем: один положительно, другой отрицательно. («дружба народов» - лепестки султанчиков притягиваются друг к другу) Опыт 2.2 Бумажные султанчики заряжаем: оба положительно или оба отрицательно. (лепестки отталкиваются друг от друга) |
Опыт 2.3 с электрофорной машиной (электризация трением) и бумажными султанчиками. Если султанчики зарядить от разных кондукторов электрофорной машины, то листочки султанчиков притягиваются. Если от одного зарядить, то листочки отталкиваются. |
Делаем выводы и записываем в рабочий лист.
– одноименные заряды отталкиваются; – разноименные заряды притягиваются. |
Физкультминутка. (2 мин)
- Первичная проверка усвоения знаний. (3 мин)
1) Определить виды зарядов на взаимодействующих телах, изображенных на рисунках 1, 2, под соответствующими буквами
Рис.1 а) б)
Рис.2.
А теперь, кто может ответить на вопрос, поставленный в начале урока?
Механик гаража запретил водителю бензовоза идти в рейс, так как на его бензовозе цепь была недостаточно длинной и не доставала до земли. Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли? Прав ли был механик?
При движении бензовоза бензин в цистерне плещется (трение), происходит электризация – перераспределение заряда и накапливание его на поверхности цистерны. Цепь, лежащая на земле, позволяет стекать заряду на поверхность земли. Опасность взрыва будет предотвращена. Механик прав.
- Первичное закрепление знаний. (4 мин)
Ребята, подумайте и приведите примеры электризации в быту и на производстве. (ответы обучающихся)
- Рассмотрим применение электризации на слайдах. (объяснение учителем)
7. Контроль и самопроверка знаний - тест (5 мин)
1. Тело, которое наэлектризовано (имеет электрический заряд)
1) нагревается
2) охлаждается
3) приходит в движение
4) притягивает к себе другие тела
2. Стеклянную палочку трут листом бумаги. Какое из этих тел наэлектризуется?
1) Стеклянная палочка
2) Лист бумаги
3) Оба тела
4) Ни одно из них
3. Электрические заряды бывают
1) положительными
2) отрицательными
3) положительными и отрицательными
4) разными
4. Как взаимодействуют наэлектризованные тела?
1) Притягиваются или отталкиваются в зависимости от того, какие у тел заряды
2) Тела с зарядами одного знака притягиваются
3) Тела с зарядами разного знака отталкиваются
4) Если у тел заряды одного знака, они отталкиваются, если разного — притягиваются
5. В каком случае правильно изображено взаимодействие заряженных тел?
- №1
- №2
- №3
- Нет правильного изображения
- Самопроверка (ответы обучающихся, комментарий учителя)
Ответы:
Задание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Номер ответа | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 |
Оценка «5», если все пять ответов правильны;
Оценка «4», если четыре ответа правильны.
Остальные оценки не выставляются.
Учитель выставляет оценки за работу на уроке с учетом оценки за тест.
- Домашнее задание (дифференцированное) (3 мин)
- § 25, историческая справка в рабочем листе;
- § 25, задание 2 (с.78 в учебнике);
- § 25, Опыт с бумажными полоска (БП) и полиэтиленовыми полосками (ПП):
1) Приготовить 2 бумажные полоски размером 310 см и 2 полиэтиленовые полоски 310 см (можно из обложки для тетрадей);
2) Взять полоски и разъединить, затем положить на стол и потереть ручкой;
3) Взять полоски за концы и сблизить их;
4) Затем развести верхние концы полосок на расстояние примерно 2-3 см и наблюдать притяжение или отталкивание их;
5) Результат зарисовать: до соприкосновения БП, ББ, ПП
после соприкосновения БП, ББ, ПП
- Рефлексия. (3 мин)
Ребята, урок подошёл к концу. Попрошу вас оценить степень усвоения материала.
На доске изображена палочка из бумаги, к которой будут прикрепляться варианты ответов ребят: «плюс», «минус», «знак вопроса»
- если материал урока вами понят, то на столе выбираете карточку со знаком «плюс» и прикрепляете её к палочке с одной стороны;
- если материал урока сложен и не понятен, то на столе выбираете карточку со знаком «минус» и прикрепляете её к палочке с другой стороны;
- если вопросов по материалу урока больше, чем ответов, то на столе выбираете карточку со «знаком вопроса» и прикрепляете её снизу.
9. Подведение итогов урока. Зона ближайшего развития (пропедевтика) (2 мин)
Подсчитаем количество плюсов и минусов, посмотрим, какой заряд имеет палочка:
Палочка нейтральна, т.е. не имеет заряда, если число «плюсов» равно числу «минусов»;
Палочка отрицательно заряжена, если число «минусов» на ней больше числа «плюсов»;
Палочка положительно заряжена, если число «плюсов» на ней больше числа «минусов».
Спасибо за урок!
Приложение 1.
Рабочий лист
- Определение
Электри́чество (от лат. electricus, далее из др.-греч. ἤλεκτρον) —
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Ситуация
Механик гаража запретил водителю бензовоза идти в рейс, так как на его бензовозе цепь была недостаточно длинной и не доставала до земли. Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли? Прав ли был механик?
- Тема урока
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слово «электрический» происходит от греческого слова «электрон», что в переводе означает «янтарь».
- Опыт1.
- Вставьте пропущенные слова, с.75 (учебник)
Тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, ________________, или, что ему сообщён ______________________
- Определение.
1. Явление, в результате которого тело, после соприкосновения с другим телом приобретает свойство притягивать к себе различные предметы, называют электризацией.
2. Электризация – процесс получения электрически заряженных тел из электрически нейтральных.
3. Электризация - явление перераспределения электрического заряда при соприкосновении (трении) двух или более тел.
- Электрический заряд – физическая величина, которая характеризует величину взаимодействия заряженных тел.
q («ку) – ___________________________;
кулон (Кл) – _______________________.
- Указать два рода зарядов:
Электрический заряд | ||
Положительный (на стекле: при трении о бумагу и шёлк) | Отрицательный (на эбоните: при трении о мех) |
- Взаимодействие заряженных тел.
– одноименные заряды____________________; – разноименные заряды_____________________. |
- Экскурс в историю
Ученый | Когда | Открытие |
Фалес Милетский (древнегреческий философ и математик из Милета) | 5–6 вв до н.э | Активно проводил электрические опыты с янтарем, что и привело к возникновению слова «электрон» и понятию «электрический». |
Английский ученый Уильям Гильберт | 1544-1603 гг. | При соприкосновении способностью притягивать, обладает не только янтарь, но и многие другие вещества. |
Французский ботаник и физик Шарль Дюффе | 1733 год | Открыл два вида заряда – заряды, полученные в результате трения двух смолистых веществ (он их назвал «смолистым электричеством») и заряды, полученные при трении стекла и слюды («стеклянное электричество»). |
Американский ученый и политический деятель Бенджамин Франклин | Середина 18 века 1778 год | Впервые ввел понятия электрический заряд. Заменил термин «стеклянное электричество» на «положительное», «смоляное» на «отрицательное». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по физике, 9 класс, УМК "Физика" Перышкин А.В., Гутник Е.М.
Урок составлен на основе информационно - коммуникационных технологий, позволяющих сформировать ИКТ - компетенции обучающихся при подготовке к ГИА....
Конспект урока по физике, 9 класс, УМК "Физика" Перышкин А.В., Гутник Е.М.
Урок составлен на основе информационно - коммуникационных технологий, позволяющих сформировать ИКТ - компетенции обучающихся при подготовке к ГИА....
Конспект урока по физике в 7 классе «Физика и техника»
Урок изучения знаний и способов деятельности...
Конспект урока -эксперимента по теме Электризация
Урок предназначен для развития исследовательских навыков у учащихся...
План-конспект урока:"Выдающийся физик и организатор»(жизнь и деятельность И.В. Курчатова),Решение задач по теме«Радиоактивные превращения», 11 класс Физика
План-конспект урока"Выдающийся физик и организатор»(жизнь и деятельность И.В. Курчатова),Решение задач по теме«Радиоактивные превращения», 11 класс...
Конспект урока по физике в 7 классе по теме: "Посвящение в юные физики"
Конспект урока по физике в 7 классе по теме: "Посвящение в юные физики"...
Конспект урока по физике «Что изучает физика?» 7 класс
Предмет: физикаКласс: 7Место: первый урокЦели урока:Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса.Пояснить связь физики с другими науками.Ввести физические термины: физические явления, физиче...