Конспект урока по физике «Что изучает физика?» 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс)
Предмет: физика
Класс: 7
Место: первый урок
Цели урока:
- Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса.
- Пояснить связь физики с другими науками.
- Ввести физические термины: физические явления, физическое тело, материя, вещество, поле.
- Выявить источники физических знаний.
- Пробудить у учащихся интерес к изучению физики.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Что изучает физика» и все необходимое для проведения опытов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_chto_izuchaet_fizika.docx | 39.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Что изучает физика?»
Предмет: физика
Класс: 7
Место: первый урок
Цели урока:
- Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса.
- Пояснить связь физики с другими науками.
- Ввести физические термины: физические явления, физическое тело, материя, вещество, поле.
- Выявить источники физических знаний.
- Пробудить у учащихся интерес к изучению физики.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Что изучает физика» и все необходимое для проведения опытов.
Ход урока
1. Организационный момент.
На доске написана тема урока в виде: «Что изучает …….?»
Ученикам предлагается восстановить пропущенное слово и узнать его правильное написание, отгадав следующие загадки (Слайды 1 и 2) (ответы учитель заносит в кроссворд на доске):
1. Этот глаз - особый глаз.
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет.
1 | Ф | о | т | о | а | п | п | а | р | а | т |
2 | И | в | а | ||||||||
3 | З | о | н | т | |||||||
4 | И | и | г | л | а | ||||||
5 | К | н | и | г | а | ||||||
6 | А | н | т | е | н | н | а |
2. Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит.
3. Свернешь - клин,
Развернешь - блин.
4. Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
5. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
6. День и ночь стою на крыше,
Нет ушей, но все я слышу,
Вдаль гляжу, хотя без глаз,
На экране мой рассказ.
Таким образом формулируется тема урока и затем сообщаются его цели.
2. Изучение нового теоретического материала. (Лекция учителя, сопровождаемая презентацией)
Природа это – всё то, что нас окружает; это – земля и вода, воздух и растения, животные и люди, и все предметы вокруг нас. Именно природу, ее законы и изучает физика. (Слайд 3)
Так эту науку назвал еще в 4 в. до н.э. древнегреческий учёный Аристотель. Представляете, какая это древняя наука. Слово «физика» в переводе с греческого означает «природа». (Слайд 4)
В русский язык слово «физика» ввёл в 18 веке наш учёный М.В.Ломоносов. (Слайд 5)
Но не только физика является наукой, изучающей природу. География, биология, астрономия, химия и другие науки тоже изучают природу.
Науки о природе зародились очень давно. Первые познания люди получали благодаря своим наблюдениям: ежедневный рассвет и закат, течение рек, дождь, ветер, звездное небо. В Древней Греции людей, занимающихся наукой, называли философами. Затем постепенно произошло разделение наук.
Примеры (Слайд 6):
География изучает климат, а физика объясняет причину возникновения именно таких климатических условий, зарождение циклонов и т.д.
Биология изучает растения и животный мир, физика объясняет, к примеру, как вода из почвы поступает к веткам, листьям деревьев (капилляры), и почему окунь и камбала имеют разное строение скелета.
Астрономия изучает звезды, Солнце, планеты, а физика объясняет, почему планеты движутся вокруг Солнца, а не улетают от него и т. д.
На нашей планете часто случаются природные катастрофы, которые называют катаклизмами. Они приносят разрушения и человеческие жертвы, влияют на формирование рельефа планеты. Раньше эти явления вызывали у людей суеверный страх. Сейчас во многих случаях научились предсказывать грозные явления природы, этим занимаются геодезия, метеорология, сейсмология. Но лишь физика может описать и объяснить причину их возникновения.
Физика является одной из древнейших наук, которая позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку, дает возможность понять современную технику и развивать её дальше. Физика - это наука о природе и тех изменениях, которые в ней происходят.
Изменения, которые происходят в природе, называют физическими явлениями. (Слайд 7)
Среди большого многообразия явлений в природе физические явления занимают особое место. К ним относятся: механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые, световые. (Слайды 8-14)
Физика позволяет выводить общие законы на основании изучения простых явлений. Установив фундаментальные законы природы, человек использует их в процессе своей жизнедеятельности. В этом и состоит основная задача физики: открыть законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе, найти связь и причины явлений. (Слайд 15)
Любая наука использует специальные слова – научные термины. И вам необходимо понять и усвоить основные физические термины. А начнем с таких терминов как материя и физическое тело. (Слайд 16)
Вокруг нас находятся различные предметы: столы, стулья, книги, карандаши. В физике всякий предмет называют физическим телом. На экране вы видите примеры физических тел. (Слайд 17)
Все объекты и физические тела являются материей. (Слайд 18)
Весь мир – материя, мой друг,
Не та, что для штанов иль платья,
А всё, что только есть вокруг
Материально. Должен знать я.
И ты запомни.
Но мир материи, так жаль,
Иллюзий нас лишает скоро.
Есть вещество и есть поля.
Поля, конечно, не с картошкой:
Магнитное несет Земля
И гравитации немножко.
А из веществ – и ты, и я,
Автомобиль, и дом, и кошка.
Все, что нас окружает материально. Факт их существования не зависит от нашего сознания. Материя есть объективная реальность данная нам в ощущении. Материя в нашем мире существует виде вещества и поля. То, из чего состоят физические тела, называют веществом. (Слайд 19)
Гвоздь – физическое тело, железо – вещество.
Стол – физическое тело, дерево – вещество.
Капля воды– физическое тело, вода – вещество.
Другой вид материи – поле – существует не зависимо от нас. Поле не всегда можно обнаружить с помощью органов чувств человека, но оно легко обнаруживается по влиянию на какие-нибудь физические тела.
Подумайте, как можно изучать физику, откуда появляются у человека знания? (Слайд 20)
Ответы учеников: из наблюдений, экспериментов.
Действительно, многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого и начиналась физика. Философы и ученые Древней Греции – Аристотель, Герон, Архимед, Птолемей – в основном вели наблюдения. (Слайд 21)
Только в средние века такие ученые как: Галилео Галилей, Рене Декарт, Эванжелиста Торричелли, Блез Паскаль и другие стали ставить опыты – специальные эксперименты, проводимые с определенной целью. (Слайд 22)
А теперь давайте обобщим всю полученную информацию и ответим на вопрос: «Что изучает физика?» (Ученики с помощью наводящих вопросов учителя составляют схему и зарисовывают её в тетради) (Слайд 23)
Так в чем же состоит особенность физики? (Слайд 24)
Физика изучает и объясняет все явления, происходящие в природе: грозу, ветер, замерзание и таяние рек, северное сияние, магнитные бури, солнечное и лунное затмения. Как образуются снег и лед? Почему осадки выпадают то в виде дождя, то в виде снега, то в виде града?
Физика объясняет многие явления в нашей жизни:
- Почему мы скользим на льду, а машину заносит на скользкой или мокрой дороге.
- Почему бутерброд всегда падает маслом вниз.
- Почему масло в воде всплывает.
- Что нужно сделать, чтобы стакан не лопнул от кипятка.
- Почему окна зимой замерзают.
- Почему нельзя работать со сваркой под дождем.
- Почему в деревянном доме теплее, чем в каменном.
- Сколько весит тело, когда оно падает?
Особенностью физики является то, что она изучает все!
3. Закрепление материала. (Слайд 25)
1. Что из перечисленного является физическим телом? (Слайд 26)
- Тетрадь
- Воздух
- Бумага
- Вода
2. Какое из слов обозначает вещество? (Слайд 27)
- Капля воды
- Земля
- Железо
- Айсберг
3. Разделите на три группы понятий следующие слова: стул, древесина, дождь, железо, звезда, воздух, кислород, ветер, молния, землетрясение, масло, компас. (Слайд 28)
Физические тела | Вещества | Явления |
Ответ:
Физические тела | Вещества | Явления |
Стул | Древесина | Дождь |
Звезда | Железо | Ветер |
Компас | Масло | Молния |
Воздух | Кислород | Землетрясение |
4. Вы случайно спрятали в карман шоколадку, и она там растаяла. Можно ли случившееся назвать явлением? (Слайд 29) (Да.)
5. Вам во сне явился добрый волшебник, подарил много мороженого, и Вы угостили им всех своих друзей. Жаль только, что это был сон. Можно ли считать появление доброго волшебника физическим явлением? (Слайд 30) (Нет.)
6. Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой девочки. Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются Колины действия от Толиных, и как такие действия называют физики? (Слайд 31) (И физики и другие ученые назовут действия хулиганством. Но с точки зрения бесстрастной науки Толя производил наблюдения, а Коля ставил опыты).
4. Домашнее задание. (Слайд 32)
§ 1 – 3, ответить на вопросы в конце параграфов
5. Демонстрация опытов: «Фокусы, которые вы легко сможете объяснить, изучая физику».
1. «Неразваливающаяся картошка». На столе перед учащимися разрезать картофелину, затем соединить обе половинки, они будут держаться. – Почему они “слипаются”, вы сможете объяснить с точки зрения физики уже в 3 четверти.
2. «Невесомая вода». Стакан с водой плотно накрыть листом бумаги и быстро перевернуть его дном вверх. Вода не выльется из стакана.
4. «Удивительное яйцо». У меня пустая бутылка. Можно ли в эту бутылку поместить очищенное сваренное вкрутую куриное яйцо, чтобы оно осталось целым? (Зажечь бумагу и бросить её в бутылку. Поставить на горлышко яйцо. Огонь погаснет, яйцо провалится в бутылку.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по физике "реактивное движение" 9 класс
Конспект урока по физике в 9 классе разработан по теме «Закон сохранения импульса» с применением ЭОР (в конце имеются ссылки).Главной целью урока является изучение закона сохранения импульса и Необход...
КОНСПЕКТ Урока по ФИЗИКЕ в 8-м классе по теме: «ВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА»
Образовательная цель: - закрепить понятия: испарение, конденсация, кипение;- проверить знания учащихся по теме, уровень обученности;- ввести понятие о влажности воздуха: абсолютной и относительной, сп...
КОНСПЕКТ Урока по ФИЗИКЕ в 9-м классе по теме: «Криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью»
Повторительно-обобшаюший урок по теме: Криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.Цель урока: 1) Закрепить усвоение учащимися изученного материала2)...
КОНСПЕКТ Урока по ФИЗИКЕ в 10-м классе по теме: «Импульс тела. Закон сохранения импульса»
Цель урока: закрепление теоретических знаний и выработка навыков решения задач по теме «Импульс тела. Закон сохранения импульса»Задачи урока:1. Обобщить знания учащихся по теме...
КОНСПЕКТ Урока по ФИЗИКЕ в 11-м классе по теме: «Строение атома и атомное ядро»
Тип урока: повторительно-обобщающийЦели урока:Образовательная цель: - повторить, обобщить, систематизировать знания по теме: «Строение атома и атомного ядра»- закрепить навыки работы со справочной лит...
Урок по физике "Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты"
Тип урока: урок изучения нового материалаЦели урока: познакомить учащихся с новым предметом школьного курса, определить место физики как науки в системе школьных дисциплин, ввести физические термины: ...
Конспект урока по теме: "Что изучает физика. Некоторые физические термины."
Конспект урока по теме: "Что изучает физика. Некоторые физические термины." 7 класс...