Конспект урока -эксперимента по теме Электризация
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Урок предназначен для развития исследовательских навыков у учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektrizatsiya.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-эксперимент

От опытных фактов к научной теории

Тема урока: «Электризация»

Цели урока:

1  Образовательная

Знакомство с физическим явлением;

Продолжение работы по формированию навыков учащихся:

а) анализа источников информации

б) экспериментальной работы

в) работы в группе

г) закрепление полученных знаний

2  Воспитательная

 Воспитание мировоззренческих понятий:

а) причинно-следственные связи в окружающем мире

б) познаваемость окружающего мира

в) воспитание чувства товарищеской взаимовыручки

г) воспитание этики групповой работы

3  Развивающая

Развитие навыков и умений классифицировать и обобщать, составлять схемы. Формулировать выводы по изученному материалу. Развитие самостоятельности мышления и интеллекта. Развитие грамотной устной речи, развитие навыков практической работы

Оборудование

Мультимедийный проектор, компьютер с видеороликом, электрофорная машина, набор тел по электризации

Оформление

На доске написана дата  и слова «От опытных фактов к научной теории» но нет темы урока  /для неё оставлено место/

(она будет записана в конце урока самими учениками)

Этапы урока

1 Организационный этап (1-2 мин) запись даты, темы урока

2 Активизация мыслительной деятельности

Вступительное слово учащихся:

Сегодня 8 декабря, вторник . В эфире школьная передача « Почемучка» И сегодня мы вновь в гостях у физической экспертной службы, служащие которой помогут нам дать ответы на интересующие нас вопросы. На школьный сайт пришло несколько видео сюжетов с вопросами.

/ показ видеоролика/

После просмотра:

Вопрос ко всем группам: можете ли вы привести примеры встречающегося явления в вашей жизни

Прилипание одежды, при снимании наблюдается искры, шерсть домашних животных остаётся на одежде, пыль оседает на экранах телевизора быстрее, чем на других предметах, иногда при рукопожатии человек бьётся током

Вопрос ко всем группам: к какому из видов физических явлений можно отнести приведенные явления

Вопрос ко всем группам: это явление возникло сегодня? Где искать корни этого явления. С этим вопросом мы обратились в архив ФЭС

Работа с учебником, дополнительной литературой

Сообщение об электричестве

В античной Греции философ Фалес, натирая меховой шкуркой янтарь., кусочек окаменевшей смолы хвойных деревьев, с удивлением наблюдал, как янтарь после этого начинал притягивать к себе перья птиц, пух и сухие листья.

Сообщение об электричестве

Пожалуй, самым оригинальным образом познакомился с электрическими явлениями англичанин Роберт Симмер. Он обратил внимание на необычное поведение своих чулок. Снятые вечером черные шерстяные и белые шелковые чулки эффектно раздувались, принимая форму ноги, если только лежали порознь. При размещении одного чулка внутри другого они принимали обычный вид.

Вступительное слово учителя

К дальним селам, городам кто идет по проводам ?

Светлое величество –это электричество.

Учитель: сегодня речь у нас пойдет об электричестве.

Вопрос ко всем группам: от какого слова произошло слово « электричество»

Физический словарь новых терминов

Электрон-янтарь, смола (от греческого )

Электризация- сообщение телу заряда

Электризация

                                                                          электризуются

                           при  соприкосновении-трение      оба тела                             через влияние

                    (статическое электричество)                                 (электростатическая индукция)

Назовите источники знаний: наблюдение и эксперимент

Мы с вами отправляемся в лабораторию ФЭС:

Проведение двух лабораторных работ

3 Заключительный этап: Подведение итогов

Лабораторная работа: «Исследование электризации различных тел» /по группам/

Оборудование

  1. Гильза на нити
  2. Полоска из полиэтилена
  3. Капроновая ткань

Ход  работы:

  1. Подвести гильзу на нити к лапке штатива
  2. Полиэтиленовую пленку положите на стол и натрите её капроновой тканью.
  3. Поднесите полиэтиленовую полоску к гильзе. Что вы при этом наблюдаете?
  4. Поднесите капроновую ткань к гильзе. Что вы наблюдаете?

№ опыта

Рисунок

Объяснение

1

2

Обсуждение итогов дают эксперты

Выводы

  • Наэлектризовать тело- это значит______________________________________
  • В электризации участвует (ют)_____________тело(ла)
  • При трении электризуются __  тела(о)
  • Электризация тел происходит при их______________________

Лабораторная работа №1: «Исследование электризации различных тел» /по группам/

Оборудование

  1. Гильза на нити
  2. Полоска из полиэтилена
  3. Капроновая ткань

Ход  работы:

  1. Подвести гильзу на нити к лапке штатива
  2. Полиэтиленовую пленку положите на стол и натрите её капроновой тканью.
  3. Поднесите полиэтиленовую полоску к гильзе. Что вы при этом наблюдаете?
  4. Поднесите капроновую ткань к гильзе. Что вы наблюдаете?

№ опыта

Рисунок

Объяснение

1

2

Обсуждение итогов дают эксперты

Выводы

  • Наэлектризовать тело- это значит______________________________________
  • В электризации участвует (ют)_____________тело(ла)
  • При трении электризуются __  тела(о)
  • Электризация тел происходит при их______________________

Лабораторная работа №1: «Исследование электризации различных тел» /по группам/

Оборудование

  1. Гильза на нити
  2. Воздушный шар
  3. Шерстяная  ткань

Ход  работы:

  1. Подвести гильзу на нити к лапке штатива
  2. Возьмите в руку воздушный шар и натрите его несколько раз (3-4) шерстяной варежкой.
  3. Поднесите шар к гильзе. Что вы при этом наблюдаете?
  4. Поднесите варежку к гильзе. Что вы наблюдаете?

№ опыта

Рисунок

Объяснение

1

2

Обсуждение итогов дают эксперты

Выводы

  • Наэлектризовать тело- это значит______________________________________
  • В электризации участвует (ют)_____________тело(ла)
  • При трении электризуются __  тела(о)
  • Электризация тел происходит при их______________________

Лабораторная работа №1: «Исследование электризации различных тел» /по группам/

Оборудование

  1. Конфетти
  2. Стеклянная палочка
  3. Бумажная салфетка

Ход  работы:

1.Тщательно натрите стеклянную палочку о бумажную салфетку.

2. Поднесите стеклянную палочку к конфетти. Что вы при этом наблюдаете?

3. Поднесите к конфетти  бумажную салфетку. Что вы при этом наблюдаете?

№ опыта

Рисунок

Объяснение

1

2

Обсуждение итогов дают эксперты

Выводы

  • Наэлектризовать тело- это значит______________________________________
  • В электризации участвует (ют)_____________тело(ла)
  • При трении электризуются __  тела(о)
  • Электризация тел происходит при их______________________

Лабораторная работа№1: «Исследование электризации различных тел» /по группам/

Оборудование

  1. Воздушный шар
  2. Пенопласт
  3. Шерсть (варежка)

Ход  работы:

1.Тщательно натрите пенопласт о шерстяную варежку.

2. Поднесите пенопласт к шару. Что вы при этом наблюдаете?

3. Поднесите к шару варежку. Что вы при этом наблюдаете?

№ опыта

Рисунок

Объяснение

1

2

Обсуждение итогов дают эксперты

Выводы

  • Наэлектризовать тело- это значит______________________________________
  • В электризации участвует (ют)_____________тело(ла)
  • При трении электризуются __  тела(о)
  • Электризация тел происходит при их______________________

Лабораторная работа №1 «Исследование электризации различных тел» /по группам/

Оборудование

  1. Султан
  2.  Эбонитовая палочка
  3. Полиэтилен

Ход  работы:

1.Тщательно натрите палочку о полиэтилен.

2. Поднесите её к султану. Что вы при этом наблюдаете?

3. Поднесите к султану полиэтилен. Что вы при этом наблюдаете?

№ опыта

Рисунок

Объяснение

1

2

Обсуждение итогов дают эксперты

Выводы

  • Наэлектризовать тело- это значит______________________________________
  • В электризации участвует (ют)_____________тело(ла)
  • При трении электризуются __  тела(о)
  • Электризация тел происходит при их______________________

Лабораторная работа №2 «Исследование взаимодействия наэлектризованных тел»

Оборудование:

  1. Полоски полиэтилена- 2 штуки
  2. Капрон

Ход работы:

  1. Положите полиэтиленовую полоску на стол. Наэлектризуйте трением полиэтиленовую полоску капроном( проведите несколько раз тканью по пленке)
  2. Возьмите пленку в одну руку, а ткань в другую. Сближайте их к друг другу. Что наблюдаете?
  3. Положите рядом две полоски из полиэтилена и каждую из них натрите капроном. Далее   возьмите их в каждую руку и постепенно сближайте их к друг другу. Что наблюдаете?

№ опыта

Рисунок

Объяснение

1

2

Выводы:

  • Наэлектризованные тела отталкиваются, если они имеют заряды___________________
  • Наэлектризованные тела притягиваются, если они имеют заряды___________________
  • В природе существуют _________вида зарядов
  • Два электризующихся тела при трении приобретают заряды _________ знаков

Лабораторная работа №2

«Исследование взаимодействия наэлектризованных тел»

Оборудование:

  1. Полоски полиэтилена- 2 штуки
  2. Бумажные салфетки

Ход работы:

  1. Положите полиэтиленовую полоску на стол. Наэлектризуйте трением полиэтиленовую полоску капроном( проведите несколько раз тканью по пленке)
  2. Возьмите пленку в одну руку, а ткань в другую. Сближайте их к друг другу. Что наблюдаете?
  1. Положите рядом две полоски из полиэтилена и каждую из них натрите капроном. Далее   возьмите их в каждую руку и постепенно сближайте их к друг другу. Что наблюдаете?

№ опыта

Рисунок

Объяснение

1

2

Выводы:

  • Наэлектризованные тела отталкиваются, если они имеют заряды___________________
  • Наэлектризованные тела притягиваются, если они имеют заряды___________________
  • В природе существуют _________вида зарядов
  • Два электризующихся тела при трении приобретают заряды _________ знаков

Лабораторная работа №2 «Исследование взаимодействия наэлектризованных тел»

Оборудование:

  1. Полоски полиэтилена- 2 штуки
  2. шерсть

Ход работы:

  1. Положите полиэтиленовую полоску на стол. Наэлектризуйте трением полиэтиленовую полоску шерстью ( проведите несколько раз шерстью по пленке)
  2. Возьмите пленку в одну руку, а ткань в другую. Сближайте их к друг другу. Что наблюдаете?
  3. Положите рядом две полоски из полиэтилена и каждую из них натрите шерстью. Далее   возьмите их в каждую руку и постепенно сближайте их к друг другу. Что наблюдаете?

№ опыта

Рисунок

Объяснение

1

2

Выводы:

  • Наэлектризованные тела отталкиваются, если они имеют заряды___________________
  • Наэлектризованные тела притягиваются, если они имеют заряды___________________
  • В природе существуют _________вида зарядов
  • Два электризующихся тела при трении приобретают заряды _________ знаков

Лабораторная работа №2 «Исследование взаимодействия наэлектризованных тел»

Оборудование:

  1. Полоски полиэтилена- 2 штуки
  2. Мех  

Ход работы:

  1. Положите полиэтиленовую полоску на стол. Наэлектризуйте трением полиэтиленовую полоску мехом( проведите несколько раз мехом по пленке)
  2. Возьмите пленку в одну руку, а мех в другую. Сближайте их к друг другу. Что наблюдаете?
  3. Положите рядом две полоски из полиэтилена и каждую из них натрите мехом. Далее   возьмите их в каждую руку и постепенно сближайте их к друг другу. Что наблюдаете?

№ опыта

Рисунок

Объяснение

1

2

Выводы:

  • Наэлектризованные тела отталкиваются, если они имеют заряды___________________
  • Наэлектризованные тела притягиваются, если они имеют заряды___________________
  • В природе существуют _________вида зарядов
  • Два электризующихся тела при трении приобретают заряды _________ знаков

Лабораторная работа №2 «Исследование взаимодействия наэлектризованных тел»

Оборудование:

  1. Полоски полиэтилена- 2 штуки
  2. Войлок  

Ход работы:

  1. Положите полиэтиленовую полоску на стол. Наэлектризуйте трением полиэтиленовую полоску войлоком ( проведите несколько раз тканью по пленке)
  2. Возьмите пленку в одну руку, а войлок в другую. Сближайте их к друг другу. Что наблюдаете?
  3. Положите рядом две полоски из полиэтилена и каждую из них натрите войлоком. Далее   возьмите их в каждую руку и постепенно сближайте их к друг другу. Что наблюдаете?

№ опыта

Рисунок

Объяснение

1

2

Выводы:

  • Наэлектризованные тела отталкиваются, если они имеют заряды___________________
  • Наэлектризованные тела притягиваются, если они имеют заряды___________________
  • В природе существуют _________вида зарядов
  • Два электризующихся тела при трении приобретают заряды _________ знаков

Составьте текст из фраз:

А  

  1.  Две  эбонитовые палочки, потертые о мех…
  2. Две  стеклянные  палочки, потертые о шелк…
  3. Стеклянная   палочка, потертая о шелк и эбонитовая палочка, потертая о мех…

Б

  1. …имеют заряды разного знака
  2. … имеют заряды одного знака

В

  1. …поэтому они отталкиваются друг от друга
  2. … поэтому они притягиваются друг к  другу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-лаборатория на тему "Электризация. Два рода электрических зарядов" Учитель физики Бейбулатова Е.А.

Урок изучения новаго материала с использованием дальтон-лаборатории....

План-конспект урока по музыке.Тема полугодия: «Музыка и литература», тема урока : «Знакомимся с песней, историей, людьми. Революционные песни.»

Урок к учебнику «Музыка» образовательной системы «Школа 2100»  авторы В.О. Усачёва, Л.В. ШколярЦель урока: познакомить обучающихся с жанром революционной песни как результата взаимодействия...

план конспект урока физики по теме "Электризация тел"

план конспект урока физики по теме "Электризация тел"...

Разработка урока физики по теме "Электризация тел" 8 класс

Разработка урока физики по теме "Электризация тел" 8 класс...

Конспект урока физики по теме: Электризация тел.Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов.

Электризация тел.Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов....

Технологическая карта урока 8 кл. Тема: "Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов".

Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению явления электризации тел, законов взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков, осмыслению полученных новых знаний и их первичном...