программа по работе с мотивированными учащимися
учебно-методический материал по физике
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках физики «Мир моих способностей»
Учитель физики
Супругова Зоя Владимировна
Пояснительная записка
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества, расширение возможности для участия одарённых и способных обучающихся в конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.
Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития творческих качеств учащихся через предмет «Физика», создание условий для самореализации способностей обучающихся
Задачи:
- создание системы целенаправленного выявления детей с высоким уровнем творческого потенциала;
- создание организационных психолого-педагогических условий для обучения и воспитания одаренных детей, для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных детей;
- расширение возможности участия одаренных и способных детей в конференциях, выставках, олимпиадах и конкурсах; развитие исследовательских способностей;
4. создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала обучающихся;
5. регулярное отслеживание процесса достижения планируемых результатов обучения;
6. использование данных диагностики для планирования работы с учащимися с различными уровнями творческих способностей;
7. выявление одаренных детей для организации их участия в предметных олимпиадах и творческих конкурсах;
Основные направления реализации программы
- выявление творческих способностей учащихся;
- создание банка данных «Одаренные дети»;
- разработка индивидуальных форм работы;
- внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий для развития способностей обучающихся;
- использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
- создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных обучающихся при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;
- развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на конкурсах различного уровня.
Принципы педагогической деятельности в работе с детьми по выявлению и развитию способностей:
- принцип доверия и поддержки;
- принцип добровольности;
- принцип индивидуальности;
- принцип выбора;
- принцип творчества и успеха;
- принцип привлекательности результатов;
- принцип обратной связи.
Формы работы по выявлению и развитию коммуникативных и организаторских способностей учащихся:
- наблюдения;
- диагностика;
- беседы с участниками образовательного процесса;
- консультации;
- дифференцированные задания;
- учебные задания практикоориентированной направленности;
- проектная деятельность;
- игровые технологии;
- предметные олимпиады, конкурсы
- работа в малых группах;
- задания творческого и нестандартного характера;
- конкурсы различного уровня.
Организация воспитательной работы в рамках программы:
Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;
Утверждение здорового образа жизни школьника;
- Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей;
Основные мероприятия по реализации программы.
I. Диагностика:
- Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативной емкости.
- Создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению творческих качеств; банка данных талантливых детей.
- Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.
- Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.
II.Развитие творческих качеств:
- привлечение обучающихся к проведению школьных конкурсов и олимпиад.
- использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
- проекты по физике и астрономии;
- выполнение проблемных поисковых работ;
- выступления в лекторских группах;
- назначение ответственными за проведение групповых и коллективных работ;
- приобщение (в различных формах) к работе учителя;
- повышение степени сложности заданий;
- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
III. Стимулирование - поощрение дальнейшей физической деятельности.
- Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся (молнии-объявления).
- Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.
План мероприятий по выполнению программы
№ п/п | Наименование мероприятия | Учебный год | ||
2020-2021 | 2021-2022 | 2022-2023 | ||
1 Разработка программы работы с одаренными детьми | + | + | + | |
Разработка и утверждение документальной базы | + | + | + | |
Участие в школьных, районных и региональных олимпиадах | + | + | + | |
Участие в школьных, районных и региональных конкурсах | + | + | + | |
Организация внеклассной работы по развитию одарённых детей | + | + | + | |
Участие в «Живой классике» | + | + | + | |
Участие в конкурсах исследовательских работ | + | + | + | |
Разработка методических материалов исследовательских работ одаренных детей | + | + | + | |
Проведение собраний, круглых столов, мероприятий с родителями одарённых детей | + | + | + | |
Подведение итогов реализации программы за уч. год | + | + | + |
План работы с одарёнными детьми
№ | мероприятия | сроки |
1 | Составление и уточнение списков учащихся | сентябрь |
2 | Создание банка данных одарённых детей | В течение года |
3 | Организация системы дополнительного образования | сентябрь |
4 | Организация и проведение I тура школьной олимпиады по русскому языку и литературе | В течение года согласно плана |
5 | Подготовка учащихся к участию во II туре олимпиады по русскому языку и литературе | В течение года согласно плана |
6 | Подготовка учащихся к участию в III туре (региональных) олимпиад по русскому языку и литературе | В течение года согласно плана |
7 | Участие в семинаре для учителей школы по вопросам организации научно-исследовательской работы с учащимися | Октябрь |
8 | Организация работы одарённых учащихся | В течение года |
9 | Методическая помощь учителям русского языка в работе с одарёнными учащимися | В течение года |
10 | Организация и проведение дополнительных занятий с одарёнными детьми | В течение года |
11 | Проведение предметной декады с активным участием одарённых детей | Декабрь |
12 | Взаимодействие с организациями и объединениями по вопросам работы с одарёнными детьми | В течение года |
13 | Пополнение накопительной папки достижения обучающихся «Портфолио» | В течение года |
14 | Подведение итогов работы с одарёнными детьми | Апрель-май |
Ожидаемые результаты
- формирование системы работы с одарёнными обучающимися;
- формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одарённых детей.
- -выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одарённых детей школы.
- повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.
- повышение показателей успешности обучающихся в конкурсах различного уровня.
- изменение показателей социального статуса, социального интеллекта и успеваемости.
- расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся;
- нормативное и методическое обеспечение деятельности, направленной на работу с одаренными детьми;
- повысить ожидаемый результат нетрадиционной оценки успехов обучающихся на конкурсной основе разных уровней (олимпиад, игр, проектной деятельности программ, защиты учебно-исследовательских работ, творческих конкурсов, спортивных соревнований и т.п.);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с мотивированными учащимися
справка...
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ «ПУТЬ К УСПЕХУ
Программа предназначена для реализации четвертого этапа первичной профилактики согласно Концепции и проводится классным руководителем с привлечением необходимых специалистов школы....
Индивидуальная программа для работы с одаренными учащимися 9-11 класса.
основы исследовательской деятельности...
Паспорт «Программы воспитательной работы и социализации учащихся 5-7 классов»
Паспорт «Программы воспитательной работы и социализации учащихся 5-7 классов» предназначен для классных руководителей, занимающихся разработкой собственной Программы воспитательной работы. В Паспорте ...
Аналитическая справка о наличии системы работы с одарёнными детьми (мотивированными учащимися) в рамках урочной и внеурочной деятельности
Опыт работы с одарёнными детьми и с мотивированными учащимися убеждает, что только широкий диапазон включенности ребенка в учебную творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие, форм...
Система работы с мотивированными учащимися
Представлены материалы лекции по теме "Система работы по сопровождению и поддержке одаренных и особо мотивированных учащихся (из опыта работы МАОУ «Лицей № 1 им. Н. К. Крупской»)" для слушат...