разработка открытого урока физики
учебно-методический материал по физике (10 класс)
Разработка урока физика по теме "Строение газообразных, жидких и твёрдых тел"/10 класс/
интегрированный урок (физика-химия)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10b_proekt_otkrytogo_uroka.docx | 69.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 ГОРОДА БИЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ Алтайский край, г. Бийск, улица Липового, 74/3, телефон: 8 (3854) 43-52 -90, 43-52-91 e-mail: bschool3@mail.ru |
- Авторы разработки: Федотова С.П., учитель физики
Сачкова И.А., учитель химии
- Урок: «Строение газообразных, жидких и твёрдых тел»
Класс:10
Цель урока: рассмотреть особенности строения и свойства газообразных, жидких и твёрдых тел с точки зрения молекулярно – кинетической теории.
Задачи урока:
1.Образовательные: объяснить строение твёрдых, жидких и газообразных тел; установить характер зависимости сил притяжения и отталкивания от расстояния между молекулами;
2.Развивающие: развивать наблюдательность, самостоятельность; логическое мышление; умение применять знания теории на практике; содействовать развитию речи, мышления.
3.Воспитательные: формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы; формировать положительное отношение к предметам естественнонаучного цикла.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: интегрированный
Комплексно-методическое обеспечение: образцы кристаллов, спиртовка, колба, кристаллы йода, модели кристаллических решеток, обруч, резиновый шнур, Ок
Межпредметные связи:
- химия
- физика
- Ход урока
Этапы урока | Действия учителя | Действия обучающихся | Примечание |
Организационный этап | Учитель физики: «Здравствуйте. Сегодня я подготовила для вас 2 сюрприза: урок физики мы проведем в кабинете химии и этот урок мы проведем вместе с учителем химии». | Отвечают на приветствие. | |
Этап постановки целей и задач урока | Учитель химии: Ребята, а как вы считаете. Почему мы сегодня ведем урок вместе? Учитель физики: «Физика и химия как науки о природе тесно взаимосвязаны. И раздел физики, который мы сейчас изучаем, тем более без знаний химии будет очень сложно познать. Назовите Какие понятия/объекты/ изучают и в химии и в физике? Учитель химии: «А чем различаются физические и химические явления Предлагаем задание: На слайде написаны варианты явлений (1ый вариант выбирает физические, 2ой вариант химические)» Плавление железа Почернение серебряных изделий Замерзание воды Горение метана И др Вы Отлично справились. Сделайте вывод чем различаются физ и хим явления Учитель физики: «Давайте вспомним, какой раздел физики мы сейчас изучаем? Что лежит в основе изучения? Замечательно! Предлагаю посмотрим на мир глазами молекул». Ребята, мы иногда на уроках проводим мыслительный эксперимент. Предлагаю сегодня его провести так: в роли молекул выступите вы. И так взглянем на мир глазами молекул! Для этого мы разобьемся на три группы. Каждый ряд это группа, которая должна выйти полным своим составом и образовать тесный круг.(первую группу заключаем в обруч, вторую обхватываем резиновым шнуром, третью не ограничиваем). Представьте, что вы сейчас представляете модель молекулы, (молекулы движутся) мы нагреваем тело (изменится характер движения?) Учитель химии: «Расскажите, какие ощущения вы испытываете при движении? Как вы думаете, модель какого тела вы представляете?» каждой команде вручаются символы: газ – воздушный шар, жидкость колбу с водой, твердое тело – кристаллическую решетку) Предлагаю занять свои места и подумать, как мы можем объединить положения МКТ и наши переживания в данном эксперименте? О чем мы будем сегодня говорить на уроке? У вас на столах имеются ОК, в которых вы будете работать сегодня на уроке. Запишите тему урока. Как вы думаете для чего мы проводили эксперимент? Какова цель нашего урока? | Отвечают Называют Отвечают Называют 3 положения мкт Выходят, участвуют в эксперементе Делятся эмоциями Формулируют тему урока Тема: строение тел т, ж, г Предполагают: объяснить строение тел (т, ж, г) на основе МКТ теории | Предполагаемые ответы (атомы, молекулы, закон сохранения энергии, массы веществ, закон Авогадро, закон превращения энергии, тепловой эффект реакции, закон сохранения заряда, строение атома ) |
Этап объяснения нового материала | Мы только, что с вами побывали в роли молекул тел, находящихся в разных агрегатных состояниях) Т-Ж-Г Подумайте и скажите, а могли ли вы перейти в другую группу молекул? Как называется этот переход? В классе развешаны слова. Отыщите подходящее определение и разместите его в схеме на доске. Аналогичную работу все выполняют в ОК | ответы находят и размещают (плавление, кристаллизация, газообразование, конденсация) | |
Ребята, у нас остались лишние слова или вы затрудняетесь в их определении? (даем определение сублимации, десублимации) Если обучающиеся дают определение, то предлагаем им привести примеры сублимации (возгонка), десублимации. После ответа ставим опыт с кристаллами йода — наблюдение сублимации. Приведите пример десублимации как природного явления | Отвечают: сублимация, десублимации) | ||
Теперь, когда мы разобрали процессы перехода одного состояния в другое предлагаю организовать работу в парах ( при необходимости работа в группах). С помощью учебника каждая пара работает над объяснением «своего» агрегатного состояния, заполняя т пропуски в тексте ОК. На работу вам 4 минуты. По истечении времени от каждой группы заслушаем по одному выступлению. | Работают проверяем | ||
(по истечении 4 мин) Проверяем вашу работу. Каждая группа представляет свой результат. При этом все слушатели заполняют таблицы над которыми они не работали | Заполняют текст, над которым не работали | ||
Этап закрепления пройденного материала | Давайте, вернемся к вопросу нашего урока: «От чего зависит, что одно и то же вещество может находиться в разных агрегатных состояниях?» | Отвечают на поставленный вопрос (Ответы учащихся: От расстояния между частицами, от сил взаимодействия, т.е от того, как расположены молекулы, как они движутся и как взаимодействуют друг с другом.) | |
Заключительный этап Рефлексия | Оцените свою работу на уроке используя терминологию сегодняшнего урока. Светлана Петрова, можно я начну. Мы сегодня с вами сработали как жидкости, и мы наполнили собой, а точнее своими знаниями умы учащихся 10Б класса Я вижу, что учащиеся 10Б класса - это не газообразное агрегатное состояние. Ведь слова газ имеет общий корень со словом хаос. А в этом классе каждая молекула на своем месте. Замечательная оценка! Но подошло время для домашнего задания. Д.з. по физике -Чек лист темы в группе «Сферум» -инд задание (можно в группе): Создать коллаж «Инженерные профессии нашего урока» Д.з. по химии: Составить задания по химии для учащихся 8х классов - Тема «Агрегатные соостояния веществ» По физике для 8хкл по теме «Агрегатные соостояния веществ» Ребята, мы на уроке говорили о взаимосвязи физики и химии.. И сегодня мы продолжим этот разговор на классном часе «Россия мои горизонты»и обсудим специальности/профессии в которых физика будет тесно переплетаться с химии! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел» физика, 8 класс
Методическая разработка по физике (8 класс) на тему: урок физики в 8 кл по теме "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание "...
Методическая разработка открытого урока по физике на тему: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».
Темаурока: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».Раздел «Квантовая Физика».Цель урока: обучающиеся должны иметь представление о явлении фотоэффекта, знать зак...
Методическая разработка открытого урока по физике на тему: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».
Темаурока: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».Раздел «Квантовая Физика».Цель урока: обучающиеся должны иметь представление о явлении фотоэффекта, знать зак...
Разработка открытого урока физики для 11 класса
Разработка урока физики "Производство, передача и использование электроэнергии"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ФИЗИКИ В 9 КЛАССЕ «АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА»
Актуальность. В современном мире выпускник школы должен обладать не только устойчивой системой знаний, но и обладать умениями, позволяющими ему самостоятельно получать новые знания. С каждым годом инф...
Методическая разработка открытого урока физики Технологическая карта «Трансформатор»
Урок изучения нового материала. Выяснение условия существования переменного тока . Знакомство с устройством трансформатора, принцип действия, практическое применение....
разработка открытого урока физики
Разработка интегрированного урока в 10 классе по теме "Строение твердых, жидких и газообразных тел"...