разработка открытого урока физики
учебно-методический материал по физике (10 класс)

Разработка урока физика по теме "Строение газообразных, жидких и твёрдых тел"/10 класс/

интегрированный урок (физика-химия)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10b_proekt_otkrytogo_uroka.docx69.14 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 3

ГОРОДА БИЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Алтайский край, г. Бийск, улица Липового, 74/3, телефон: 8 (3854) 43-52 -90, 43-52-91

e-mail: bschool3@mail.ru

  1. Авторы разработки: Федотова С.П., учитель физики

                                         Сачкова И.А., учитель химии

  1. Урок: «Строение газообразных, жидких и твёрдых тел»

Класс:10

Цель урока: рассмотреть особенности строения и свойства газообразных, жидких и твёрдых тел с точки зрения молекулярно – кинетической теории.

Задачи урока:

1.Образовательные: объяснить строение твёрдых, жидких и газообразных тел; установить характер зависимости сил притяжения и отталкивания от расстояния между молекулами;

2.Развивающие: развивать наблюдательность, самостоятельность; логическое мышление; умение применять знания теории на практике; содействовать развитию речи, мышления.

3.Воспитательные: формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы; формировать положительное отношение к предметам естественнонаучного цикла.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: интегрированный

Комплексно-методическое обеспечение:  образцы кристаллов, спиртовка, колба, кристаллы йода, модели кристаллических решеток, обруч, резиновый шнур, Ок

Межпредметные связи:

  • химия
  • физика
  1. Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия обучающихся

Примечание

Организационный этап

Учитель физики: «Здравствуйте.

Сегодня я подготовила для вас 2 сюрприза: урок физики мы проведем в кабинете химии и этот урок мы проведем вместе с учителем химии».

Отвечают на приветствие.

Этап постановки целей и задач урока

Учитель химии: Ребята, а как вы считаете. Почему мы сегодня ведем урок вместе?

Учитель физики: «Физика и химия как науки о природе тесно взаимосвязаны. И раздел физики, который мы сейчас изучаем, тем более  без знаний химии будет очень сложно познать.

Назовите Какие понятия/объекты/ изучают и в химии и в физике?

Учитель химии: «А чем различаются физические и химические явления

Предлагаем задание:

На слайде написаны варианты явлений (1ый вариант выбирает физические, 2ой вариант химические)»

Плавление железа

Почернение серебряных изделий

Замерзание воды

Горение метана

И др

Вы Отлично справились.

 Сделайте вывод чем различаются физ и хим явления

Учитель физики: «Давайте вспомним, какой раздел физики мы сейчас изучаем? Что лежит в основе изучения?

Замечательно! Предлагаю посмотрим на мир глазами молекул».

Ребята, мы иногда на уроках проводим мыслительный эксперимент.  Предлагаю сегодня его провести так:  в роли молекул выступите вы. И так взглянем  на мир глазами молекул!

Для этого мы разобьемся на три группы. Каждый ряд это группа, которая должна выйти полным своим составом  и образовать тесный круг.(первую группу заключаем в обруч, вторую обхватываем резиновым шнуром, третью не ограничиваем).

Представьте, что вы сейчас представляете модель молекулы, (молекулы движутся) мы нагреваем тело (изменится характер движения?)

Учитель химии: «Расскажите, какие ощущения вы испытываете при движении?

Как вы думаете, модель какого тела вы представляете?»

каждой команде  вручаются символы:  газ – воздушный шар, жидкость колбу с водой, твердое тело – кристаллическую решетку)

Предлагаю занять свои места и подумать, как мы можем объединить положения МКТ и наши переживания в данном эксперименте?

О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

У вас на столах имеются ОК, в которых вы будете работать сегодня на уроке. Запишите тему урока.

Как вы думаете для чего мы проводили эксперимент? Какова цель нашего урока?

Отвечают

Называют

Отвечают

Называют 3 положения мкт

Выходят, участвуют в эксперементе

Делятся эмоциями

Формулируют тему урока

Тема: строение тел т, ж, г

Предполагают:

объяснить строение тел (т, ж, г) на основе МКТ теории

Предполагаемые ответы (атомы, молекулы, закон сохранения энергии, массы веществ, закон Авогадро, закон превращения энергии, тепловой эффект реакции, закон сохранения заряда, строение атома )

Этап объяснения нового материала

Мы только, что с вами побывали в роли молекул тел, находящихся в разных агрегатных состояниях) Т-Ж-Г

Подумайте и скажите, а могли ли вы перейти в другую группу молекул?

Как называется этот переход? В классе развешаны слова. Отыщите подходящее определение и разместите его в схеме на доске.  Аналогичную работу все выполняют в ОК

ответы

находят  и размещают  (плавление, кристаллизация, газообразование, конденсация)

Ребята, у нас остались лишние слова или вы затрудняетесь  в их определении?

(даем определение сублимации, десублимации)

Если обучающиеся дают определение, то предлагаем им привести примеры сублимации (возгонка), десублимации. После ответа ставим опыт с кристаллами йода — наблюдение сублимации.

Приведите пример десублимации как природного явления

Отвечают: сублимация, десублимации)

Теперь, когда мы разобрали процессы перехода одного состояния в другое предлагаю организовать работу в парах ( при необходимости работа в группах). С помощью учебника каждая пара работает над объяснением «своего» агрегатного состояния, заполняя т пропуски в тексте ОК. На работу вам 4 минуты. По истечении времени от каждой группы заслушаем по одному выступлению.

Работают

проверяем

(по истечении 4 мин)

Проверяем вашу работу.  Каждая группа представляет свой результат. При этом все слушатели заполняют таблицы над которыми они  не работали

Заполняют текст, над которым не работали

Этап закрепления пройденного материала

Давайте, вернемся к вопросу нашего урока: «От чего зависит, что одно и то же вещество может находиться в разных агрегатных состояниях?»

Отвечают на поставленный вопрос (Ответы учащихся: От расстояния между частицами, от сил взаимодействия, т.е от того, как расположены молекулы, как они движутся и как взаимодействуют друг с другом.)

Заключительный этап

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке используя терминологию сегодняшнего урока.

Светлана Петрова, можно я начну. Мы сегодня с вами сработали как жидкости, и  мы наполнили собой, а точнее своими знаниями умы учащихся 10Б класса

Я вижу, что учащиеся 10Б класса  - это не газообразное агрегатное состояние. Ведь слова газ имеет общий корень со словом хаос. А в этом классе каждая молекула на своем месте.

Замечательная оценка!  Но подошло время для домашнего задания.

Д.з. по физике

-Чек лист темы в группе «Сферум»

-инд задание (можно в группе): Создать коллаж «Инженерные профессии нашего урока»

Д.з. по химии:

Составить задания по химии для учащихся 8х классов  - Тема «Агрегатные соостояния веществ»

По физике для 8хкл по теме «Агрегатные соостояния веществ»

Ребята,  мы на уроке говорили о взаимосвязи физики и химии.. И сегодня  мы продолжим этот разговор на классном часе «Россия мои горизонты»и обсудим   специальности/профессии в которых физика будет тесно переплетаться с химии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел» физика, 8 класс

Методическая разработка по физике (8 класс) на тему: урок физики в 8 кл по теме "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание "...

Методическая разработка открытого урока по физике на тему: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».

         Темаурока:  «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».Раздел «Квантовая Физика».Цель урока: обучающиеся должны иметь представление о явлении фотоэффекта, знать зак...

Методическая разработка открытого урока по физике на тему: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».

         Темаурока:  «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».Раздел «Квантовая Физика».Цель урока: обучающиеся должны иметь представление о явлении фотоэффекта, знать зак...

Разработка открытого урока физики для 11 класса

Разработка урока физики "Производство, передача и использование электроэнергии"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ФИЗИКИ В 9 КЛАССЕ «АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА»

Актуальность. В современном мире выпускник школы должен обладать не только устойчивой системой знаний, но и обладать умениями, позволяющими ему самостоятельно получать новые знания. С каждым годом инф...

Методическая разработка открытого урока физики Технологическая карта «Трансформатор»

Урок изучения нового материала. Выяснение условия существования переменного тока . Знакомство с устройством трансформатора, принцип действия, практическое применение....

разработка открытого урока физики

Разработка интегрированного урока в 10 классе по теме "Строение твердых, жидких и газообразных тел"...