Методическая разработка открытого урока физики Технологическая карта «Трансформатор»
методическая разработка по физике (9 класс)
Урок изучения нового материала. Выяснение условия существования переменного тока . Знакомство с устройством трансформатора, принцип действия, практическое применение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта | 45.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка открытого урока физики
Технологическая карта
«Трансформатор»
Учитель:
Шапиров Рашид Закарьевич,
учитель высшей категории
Санкт-Петербург
2021
Технологическая карта
Тема: «Трансформатор»
Учитель: Шапиров Рашид Закарьевич
Предмет: физика
Класс: 9б
Базовый учебник: А. В. Перышкин, «Физика 9»
Цели урока: выяснить условия существования переменного тока; познакомиться с устройством трансформатора, рассмотреть принцип его действия, достоинства, практическое применение.
Задачи урока:
Образовательные:
-создание условий для формирования представлений о переменном электрическом токе; трансформаторе.
Развивающие:
-формирование умения делать выводы, обобщать полученные сведения;
-формирование у учащихся навыков работы с источниками информации
-развивать навыки логического мышления, умение обосновывать свои высказывания, делать выводы.
Воспитательные:
- формирование положительной мотивации к учебному труду, коммуникативных умений;
- формирование интереса к познанию окружающего мира;
- формировать чувство гордости за развитие отечественной техники;
- развивать интерес к рабочим профессиям.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: катушка с большим числом витков, полосовой магнит, гальванометр, ПК.
Планируемый результат
обучающиеся владеют:
личностными УУД:
- проявляют устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению.
регулятивными УУД:
- преобразовывают практическую задачу в учебно-познавательную;
- осуществляют регулятивные действия по самоконтролю и взаимоконтролю;
познавательными УУД:
- выделяют и формулируют познавательной цели;
- определяют способы решения проблем под руководством учителя;
- выдвигают гипотезы и выстраивают стратегию поиска под руководством учителя;
- обладают навыками структурирования изученного материала.
коммуникативными УУД:
- участвуют в коллективном обсуждении проблем;
- выстраивают высказывания в соответствии с поставленной задачей.
личностными УУД:
проявляют устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению
Организационный этап.
Цель: психологически настроитьобучающихся на учебную деятельность.
Методы. Приемы обучения, Способы организации деятельности. | Формы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Словесный метод. Активизация внимания | коллективная | Приветствие обучающихся. Проверка посещаемости. Проверка готовности кабинета иобучающихсяк работе. | Приветствие учителя. | Регулятивные УУД: подготовиться к переходу от отдыха к учебной деятельности. |
Актуализация знаний.
Цель: проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся.
Методы. Приемы обучения, Способы организации деятельности. | Формы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Выполнение студентами мини-теста. Взаимопроверка. Слайд: критерии оценок, эталон правильных ответов. | Групповая, индивидуальная | Мы живем в 21 веке и основой цивилизованного образа жизни и научно-технического прогресса является энергия, которой требуется все больше и больше. Электрическая энергия обладает преимуществом перед другими видами энергии. На предыдущих уроках мы говорили о производстве электроэнергии, об устройстве и работе генератора переменного тока. Предлагает вспомнить основные характеристики переменного тока, устройство и принцип действия генератора. Организует работу с тестами (приложение 1) | Выполняют задание на карточке Осуществляют взаимопроверку (слайд1) | Регулятивные УУД: контролировать время, предоставленное для работы; сопоставлять ответы с эталоном. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Цель: вызвать познавательный интерес к проблеме; организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели.
Методы. Приемы обучения, Способы организации деятельности. | Формы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Демонстративный метод. Демонстрация разборного школьного трансформатора и других видов трансформаторов. | фронтальная | Предлагаетвспомните явление электромагнитной (слайды – 2 -3) Тема сегодняшнего урока слайд 4 Записывает тему урока. Предлагает определиться с задачами урока: Что нам необходимо выяснить о трансформаторе? Обобщает задачи: сегодня на уроке мы должны выяснить: 1.назначение трансформатора; 2.устройство; 3. принцип действия; 4. виды трансформаторов: 5.применение. Задает вопрос: Что означает слова «трансформировать»? Проблемный вопрос: Что и зачем надо изменять при передаче электроэнергии? Предлагает вспомнить тепловое действие тока, закон Джоуля-Ленца и обсудить пути уменьшения потерь при транспортировке электроэнергии. | Делают предположения и называют устройство на фото – трансформатор. Формулируют тему урока. Предлагают вопросы для изучения темы «Трансформатор»: Зачем нужен? Как устроен? Как работает? Какие бывают? Где применяются? Кто и когда открыл? Отвечают: «изменять» Участвуют в обсуждении проблемы. Приходят к выводу, что для уменьшения потерь энергии необходимо передавать электрический ток под высоким напряжением. | Предметные УД: осознавать необходимость трансформации электроэнергии; Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности; Познавательные УУД: видеть проблему, осознавать возникшие трудности; Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, высказывать свое мнение; Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. |
Первичное усвоение новых знаний
Цель:усвоение знаний о трансформаторах и способах передачи электроэнергии на уровне понимания.
Методы. Приемы обучения, Способы организации деятельности. | Формы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Словесный метод: лекция. Наглядный метод: иллюстрация (схема на доске), демонстрация разборного школьного трансформатора и других видов трансформаторов, демонстрация видеофильма «Передача электроэнергии» | фронтальная | Объясняет:
В процессе объяснения демонстрирует устройство на схеме и на разборном школьном трансформаторе. По ходу объяснения вовлекает обучающихсяв беседу. Производство и передача электрической энергии слайды 5-9 | Делают записи в тетрадях. Взаимодействуют с преподавателем во время беседы во фронтальном режиме. Совместно воспроизводят полученную ранее информацию в соответствии с учебной задачей. | Предметные УД: понимать принцип работы трансформатора; Регулятивные УУД: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; Познавательные УУД:усвоить логическую схему изучения технических устройств; Устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД:участвовать в учебном сотрудничестве с преподавателем; |
Первичная проверка усвоение новых знаний
Цель: усвоение знаний о трансформаторах на уровне воспроизведения
Методы. Приемы обучения, Способы организации деятельности. | Формы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Продуктивный метод: работа с опорным конспектом. Наглядный метод. | групповая | Историческая справка слайды10-11 разбор принципа работы трансформатора слайды 12-15 Предлагает заполнить «скелет» опорного конспекта индивидуально на листах. (приложение 1). | Работают с опорным конспектом. Вспоминают и воспроизводят фразы в письменной форме, соотносят с целевой установкой, обсуждают ответы в парах. | Регулятивные УУД: контролировать правильность сопоставления информации; корректировать рассуждения. Познавательные УУД: уметь систематизировать, делать вывод. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; уметь выражать свои мысли. |
Закрепление
Цель: самостоятельное применение полученных знаний при решении расчетных задач.
Методы. Приемы обучения, Способы организации деятельности. | Формы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность обучащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Практический метод: | индивидуальная | Предлагает решить задачи. Знакомит с условием. (приложение 2) | Решают задачи с использованием формул k = N1 \N2 = U1\U2 = I2\I1 | Предметные УД: применять формулы k = N1 \N2 = U1\U2 = I2\I1 для решения задач. Регулятивные УУД: Контролировать правильность воспроизведения формул; корректировать и осуществлять самопроверку полученных знаний. Познавательные УУД: выполнять задания, направленные на применение знаний в измененной ситуации. |
Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании.
Цель: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Методы. Приемы обучения, Способы организации деятельности. | Формы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Словесный методРефлексия. Слайд -18 | фронтальная | Дает информацию о содержании домашнего задания, выделяет задания,подлежащие обязательному выполнению и творческие задания, предполагающие работу с Интернет-ресурсами и дополнительной литературой. | Записывают домашнее задание. | Регулятивные УУД: обладать навыками регуляции учебной деятельности. Познавательные УУД: выделять существенную информацию из слов преподавателя; применять различные методы поиска информации. |
Цель: Анализ успешности усвоения нового материала и деятельности учащихся на уроке
Методы. Приемы обучения, Способы организации деятельности. | Формы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность обучащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Словесный: поощрение. | Фронтальная, индивидуальная | Благодарит за работу на уроке. Предлагает оценить уровень усвоения материала на уроке с помощью ответов на вопросы. | Оценивают уровень усвоения информации и удовлетворенности работы на уроке. | Регулятивные УУД: производить самооценку степени достижения цели. Личностные УУД: осознавать личностную значимость владения полученными знаниями. |
Приложение №1
Задачи:
1.Первичная обмотка трансформатора содержит 800 витков, вторичная – 3200. Определить коэффициент трансформации.
2. Трансформатор, содержащий в первичной обмотке 840 витков, повышает напряжение с 220 до 660 В. Каков коэффициент трансформации? Сколько витков содержится во вторичной обмотке? В какой обмотке провод большего сечения?
3. Сколько витков должна иметь первичная обмотка трансформатора, чтобы повысить напряжение с 220 до 1100 В, если во вторичной обмотке 2000 витков? Каков коэффициент трансформации?
Приложение№2
- В чем заключается явление самоиндукции?
- Определите энергию магнитного поля катушки, в котором при силе тока 10 А индуктивность равна 0,2 Гн
- В чем заключается явление самоиндукции?
- Определите энергию магнитного поля катушки, в котором при силе тока 10 А индуктивность равна 0,2 Гн
- В чем заключается явление самоиндукции?
- Определите энергию магнитного поля катушки, в котором при силе тока 10 А индуктивность равна 0,2 Гн
- В чем заключается явление самоиндукции?
- Определите энергию магнитного поля катушки, в котором при силе тока 10 А индуктивность равна 0,2 Гн
- В чем заключается явление самоиндукции?
- Определите энергию магнитного поля катушки, в котором при силе тока 10 А индуктивность равна 0,2 Гн
- В чем заключается явление самоиндукции?
- Определите энергию магнитного поля катушки, в котором при силе тока 10 А индуктивность равна 0,2 Гн
- В чем заключается явление самоиндукции?
- Определите энергию магнитного поля катушки, в котором при силе тока 10 А индуктивность равна 0,2 Гн
Приложение №3
Лист опроса |
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист опроса |
|
|
|
|
|
|
|
|
Самоанализ урока физики в 9 классе по теме
«Трансформатор»
Учитель : Шапиров Р.З.
Класс: 9Б
При планировании этого урока я учитывал следующие способности обучащихся: у большинства обучаемых сформировано положительное отношение к учебной деятельности, есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения. Активность, работоспособность групп в целом достаточная, дружеская атмосфера, уровень словестно-логического мышления достаточный.
Данный урок является одним из последних в системе уроков по теме «Электромагнитное поле»
Цели урока: выяснить условия существования переменного тока; познакомиться с устройством трансформатора, рассмотреть принцип его действия, достоинства, практическое применение.
Задачи урока:
Образовательные:
-создание условий для формирования представлений о переменном электрическом токе; трансформаторе.
Развивающие:
-формирование умения делать выводы, обобщать полученные сведения;
-формирование у учащихся навыков работы с источниками информации
-развивать навыки логического мышления, умение обосновывать свои высказывания, делать выводы.
Воспитательные:
- формирование положительной мотивации к учебному труду, коммуникативных умений;
- формирование интереса к познанию окружающего мира;
- формировать чувство гордости за развитие отечественной техники;
- развивать интерес к рабочим профессиям.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: катушка с большим числом витков, полосовой магнит, гальванометр, ПК.
Планируемый результат
обучающиеся владеют:
личностными УУД:
- проявляют устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению.
регулятивными УУД:
- преобразовывают практическую задачу в учебно-познавательную;
- осуществляют регулятивные действия по самоконтролю и взаимоконтролю;
познавательными УУД:
- выделяют и формулируют познавательной цели;
- определяют способы решения проблем под руководством учителя;
- выдвигают гипотезы и выстраивают стратегию поиска под руководством учителя;
- обладают навыками структурирования изученного материала.
коммуникативными УУД:
- участвуют в коллективном обсуждении проблем;
- выстраивают высказывания в соответствии с поставленной задачей.
личностными УУД:
проявляют устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению
В соответствии с поставленными целями урока были использованы различные формы и методы обучения:
Основные формы организации обучающихся : индивидуальная, фронтальная.
Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, индивидуальная работа с карточками, эвристическая беседа
Технология: информационно – компьютерная технология с использованием презентации к уроку, практикум.
Распределение времени. Время этапов урока было распределено рационально. Каждый этап урока был связан логично с предыдущим, что обеспечило выполнение всей запланированной работы.
Деятельность обучащихся на уроке – все обучающиеся класса привлекались в различных видах деятельности: сборка электрической цепи, работа с компасом, проведение эксперимента с помощью вольтметра. Степень интереса к изучаемому материалу - достаточная. Активность и самостоятельность обучаемых проявлялась на каждом этапе урока. Психологическая атмосфера на уроке была доброжелательная. Использование различных видов деятельности позволили избежать умственного и физического перенапряжения обучащихся, высокую работоспособность класса. Сознательность усвоения проверена через рефлексию, которая показала, что почти у всех обучащихся было хорошее настроение, большинство обучащихся оценили свою деятельность. Подготовительный этап, настрой на хорошую работу и также эмоциональное завершение урока обеспечило повышение интереса к изучению физики..
Результат урока. Урок поставленных целей достиг. Плотность урока достаточная. Ребята самостоятельно делали выводы, проводили исследование: экспериментально определили электромагнитное поле в проводнике с током и обнаружили электрический ток в проводнике , находящегося в магнитном поле. Данные исследования привели к определению трансформатора. Содержания урока с точки зрения общих дидактических принципов соответствовали принципам: научность; наглядность; последовательность; связь с практикой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Технологическое оборудование"
Метадическая разработка открытого урока по дисциплине "Технологическое оборудование" на тему: "Гибкие элементы ГПМ"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА на тему: «Оборудование для нагрева и выпаривания сока. Подогреватели» по дисциплине: «Технологическое оборудование отрасли»
Данная методическая разработка раскрывает методику проведения открытого урока по дисциплине «Технологическое оборудование отрасли», проведенного в форме комбинированного урока на тему «Оборудование дл...
Методическая разработка открытого урока по физике на тему: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».
Темаурока: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».Раздел «Квантовая Физика».Цель урока: обучающиеся должны иметь представление о явлении фотоэффекта, знать зак...
Методическая разработка открытого урока по физике на тему: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».
Темаурока: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».Раздел «Квантовая Физика».Цель урока: обучающиеся должны иметь представление о явлении фотоэффекта, знать зак...
Методическая разработка открытого урока по физике в 7-м классе, по теме "Мощность".
Методическая разработка открытого урока по физике в 7-м классе, по теме "Мощность"....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ФИЗИКИ В 9 КЛАССЕ «АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА»
Актуальность. В современном мире выпускник школы должен обладать не только устойчивой системой знаний, но и обладать умениями, позволяющими ему самостоятельно получать новые знания. С каждым годом инф...
Методическая разработка открытого урока математики Технологическая карта «Сложение чисел с помощью координатной прямой»
Урок изучения нового материала. Сложение чисел с помощью координатной прямой....