Методическая разработка открытого урока физики Технологическая карта «Трансформатор»
методическая разработка по физике (9 класс)

Шапиров Рашид Закарьевич

Урок изучения нового материала. Выяснение условия существования переменного тока . Знакомство с устройством трансформатора, принцип действия, практическое применение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта45.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка открытого урока   физики

Технологическая карта

 «Трансформатор»

Учитель:

Шапиров Рашид Закарьевич,

 учитель высшей  категории

                                                        

                                                           Санкт-Петербург

                                                                   2021

                                 

Технологическая карта

Тема: «Трансформатор»

Учитель: Шапиров Рашид Закарьевич

Предмет:  физика

Класс: 9б

Базовый учебник: А. В. Перышкин, «Физика 9»

Цели урока: выяснить условия существования переменного тока; познакомиться с устройством трансформатора, рассмотреть принцип его действия, достоинства, практическое применение.

Задачи урока:

Образовательные:

-создание условий для формирования представлений о переменном электрическом токе; трансформаторе.

Развивающие:

-формирование умения делать выводы, обобщать полученные сведения;

-формирование у учащихся навыков работы с источниками информации

-развивать навыки логического мышления, умение обосновывать свои высказывания, делать выводы.

Воспитательные:

- формирование положительной мотивации к учебному труду, коммуникативных умений;

- формирование интереса к познанию окружающего мира;

- формировать чувство гордости за развитие отечественной техники;

- развивать интерес к рабочим профессиям.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: катушка с большим числом витков, полосовой магнит, гальванометр, ПК.

Планируемый результат

обучающиеся владеют:

личностными УУД:

  • проявляют устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению.

регулятивными УУД:

  • преобразовывают практическую задачу  в  учебно-познавательную;
  • осуществляют  регулятивные действия по самоконтролю и взаимоконтролю;

познавательными УУД:

  • выделяют и формулируют познавательной цели;
  • определяют способы решения проблем под руководством учителя;
  • выдвигают гипотезы и выстраивают стратегию поиска под руководством учителя;
  • обладают навыками структурирования изученного материала.

коммуникативными УУД:

  • участвуют в коллективном обсуждении проблем;
  • выстраивают  высказывания в соответствии с поставленной задачей.

личностными УУД:

проявляют устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению

Организационный этап.

Цель: психологически настроитьобучающихся на учебную деятельность.

Методы.

Приемы обучения,

Способы организации деятельности.

Формы организации учебной

деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Словесный метод.

Активизация внимания

коллективная

Приветствие обучающихся.

Проверка посещаемости.

Проверка готовности кабинета иобучающихсяк работе.

Приветствие учителя.

Регулятивные УУД:

подготовиться к переходу от отдыха к учебной деятельности.

Актуализация знаний.

 Цель: проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся.  

Методы.

Приемы обучения,

Способы организации деятельности.

Формы организации учебной

деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД и предметные действия

Выполнение студентами мини-теста.

Взаимопроверка.

Слайд: критерии оценок, эталон правильных ответов.

Групповая, индивидуальная

Мы живем в 21 веке и основой цивилизованного образа жизни и научно-технического прогресса является энергия, которой требуется все больше и больше.

Электрическая энергия обладает преимуществом перед   другими видами  энергии.  На предыдущих уроках мы говорили о производстве электроэнергии, об устройстве и работе генератора переменного тока.

Предлагает вспомнить основные характеристики переменного тока, устройство и принцип действия генератора. Организует работу с тестами (приложение 1)

Выполняют задание на карточке

Осуществляют взаимопроверку

(слайд1)

Регулятивные УУД:

контролировать время, предоставленное для работы;

сопоставлять ответы с

эталоном.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Цель: вызвать познавательный интерес к проблеме; организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели.

Методы.

Приемы обучения,

Способы организации деятельности.

Формы организации учебной

деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД и предметные действия

Демонстративный метод.

Демонстрация

разборного школьного трансформатора и других видов трансформаторов.

фронтальная

Предлагаетвспомните явление электромагнитной

(слайды – 2 -3)

Тема сегодняшнего урока

слайд 4

Записывает тему урока.

Предлагает определиться с задачами урока:

Что нам необходимо выяснить о трансформаторе?

Обобщает задачи:

сегодня на уроке мы должны выяснить:

1.назначение трансформатора;

2.устройство;

3. принцип действия;

4. виды трансформаторов:

5.применение.

Задает вопрос: Что означает слова «трансформировать»?

Проблемный вопрос: Что и зачем надо изменять при передаче электроэнергии?

Предлагает вспомнить  тепловое действие тока, закон Джоуля-Ленца и обсудить пути уменьшения потерь   при транспортировке электроэнергии.

Делают предположения и называют устройство на фото – трансформатор.

Формулируют тему урока.

Предлагают  вопросы для изучения темы «Трансформатор»:

Зачем нужен?

Как устроен?

Как работает?

Какие бывают?

Где применяются?

Кто и когда открыл?

 Отвечают: «изменять»

Участвуют в обсуждении проблемы. Приходят к выводу, что для уменьшения потерь энергии необходимо передавать электрический ток под высоким напряжением.

Предметные УД:

осознавать необходимость трансформации электроэнергии;

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности;

Познавательные УУД: видеть проблему, осознавать возникшие трудности;

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, высказывать свое мнение;

Личностные УУД:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Первичное усвоение новых знаний

Цель:усвоение знаний о трансформаторах и способах передачи электроэнергии на уровне понимания.

Методы.

Приемы обучения,

Способы организации деятельности.

Формы организации учебной

деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД и предметные действия

Словесный метод: лекция.

Наглядный метод: иллюстрация (схема на доске),

демонстрация

разборного школьного трансформатора и других видов трансформаторов,

демонстрация

видеофильма «Передача электроэнергии»

фронтальная

Объясняет:

  • устройство трансформатора;
  • принцип действия;
  • виды трансформаторов;
  • холостой ход трансформатора;
  • работа нагруженного трансформатора;
  • к.п.д. трансформатора.

В процессе объяснения демонстрирует устройство на схеме и на разборном школьном трансформаторе.

По ходу объяснения вовлекает обучающихсяв беседу.

Производство и передача

 электрической энергии

слайды 5-9

Делают записи в тетрадях. Взаимодействуют с преподавателем во время беседы во фронтальном режиме.

Совместно  воспроизводят полученную ранее информацию в соответствии с учебной задачей.

Предметные УД:

понимать принцип работы трансформатора;

Регулятивные УУД:

определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

Познавательные УУД:усвоить логическую схему изучения технических устройств;

Устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:участвовать в учебном сотрудничестве с преподавателем;

Первичная проверка усвоение новых знаний  

Цель: усвоение знаний о трансформаторах  на уровне воспроизведения

Методы.

Приемы обучения,

Способы организации деятельности.

Формы организации учебной

деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД и предметные действия

Продуктивный метод: работа с опорным  конспектом.

Наглядный метод.

групповая

Историческая справка

слайды10-11

разбор принципа  работы трансформатора

слайды 12-15

Предлагает заполнить «скелет» опорного конспекта индивидуально на листах.

(приложение 1).

Работают с опорным конспектом.

Вспоминают и воспроизводят фразы в письменной форме, соотносят с целевой установкой, обсуждают ответы в парах.

Регулятивные УУД:

контролировать правильность сопоставления информации; корректировать рассуждения.

Познавательные УУД: уметь систематизировать, делать вывод.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге;

уметь выражать свои мысли.

Закрепление

Цель: самостоятельное применение полученных знаний  при решении расчетных задач.

Методы.

Приемы обучения,

Способы организации деятельности.

Формы организации учебной

деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Практический метод:

индивидуальная

Предлагает решить задачи.

Знакомит с условием.

(приложение 2)

Решают задачи с использованием формул k = N1 \N2 = U1\U2 = I2\I1

Предметные УД:   применять формулы k = N1 \N2 = U1\U2 = I2\I1

для решения задач.

Регулятивные УУД:

Контролировать правильность воспроизведения формул;

корректировать и осуществлять самопроверку полученных знаний.

Познавательные УУД: выполнять задания, направленные на применение знаний в измененной ситуации.

Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании.

Цель: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Методы.

Приемы обучения,

Способы организации деятельности.

Формы организации учебной

деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Словесный методРефлексия.

Слайд -18

фронтальная

Дает информацию о содержании домашнего задания, выделяет задания,подлежащие обязательному выполнению и творческие задания, предполагающие работу с Интернет-ресурсами и дополнительной литературой.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные УУД:

обладать навыками регуляции учебной деятельности.

Познавательные УУД:

выделять существенную информацию из слов преподавателя; применять различные методы поиска информации.

Цель: Анализ успешности усвоения нового материала и деятельности учащихся на уроке

Методы.

Приемы обучения,

Способы организации деятельности.

Формы организации учебной

деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Словесный: поощрение.

Фронтальная, индивидуальная

Благодарит за работу на уроке. Предлагает оценить уровень усвоения материала на уроке с помощью ответов на вопросы.

Оценивают уровень  усвоения информации и удовлетворенности работы на уроке.

Регулятивные УУД:

производить

самооценку степени достижения цели.

Личностные УУД:

осознавать личностную значимость владения полученными знаниями.

Приложение №1

Задачи:

1.Первичная обмотка трансформатора содержит 800 витков, вторичная – 3200. Определить коэффициент трансформации.

2. Трансформатор, содержащий в первичной обмотке 840 витков, повышает напряжение с 220 до 660 В. Каков коэффициент трансформации? Сколько витков содержится во вторичной обмотке? В какой обмотке провод большего сечения?

3. Сколько витков должна иметь первичная обмотка трансформатора, чтобы  повысить напряжение с 220 до 1100 В, если во вторичной обмотке 2000 витков? Каков коэффициент трансформации?

Приложение№2

  • В чем заключается явление самоиндукции?
  • Определите энергию магнитного поля катушки, в котором при силе тока 10 А индуктивность равна 0,2 Гн

  • В чем заключается явление самоиндукции?
  • Определите энергию магнитного поля катушки, в котором при силе тока 10 А индуктивность равна 0,2 Гн

  • В чем заключается явление самоиндукции?
  • Определите энергию магнитного поля катушки, в котором при силе тока 10 А индуктивность равна 0,2 Гн

  • В чем заключается явление самоиндукции?
  • Определите энергию магнитного поля катушки, в котором при силе тока 10 А индуктивность равна 0,2 Гн

  • В чем заключается явление самоиндукции?
  • Определите энергию магнитного поля катушки, в котором при силе тока 10 А индуктивность равна 0,2 Гн

  • В чем заключается явление самоиндукции?
  • Определите энергию магнитного поля катушки, в котором при силе тока 10 А индуктивность равна 0,2 Гн

  • В чем заключается явление самоиндукции?
  • Определите энергию магнитного поля катушки, в котором при силе тока 10 А индуктивность равна 0,2 Гн

Приложение №3

Лист опроса

  1. Кто изобрел первый трансформатор?
  1. В каком году изобрели трансформатор?
  1. Обмотки трансформатора изготавливают из …
  1. Обмотка, к которой отводится напряжение питающей сети называют  …
  1. Обмотка,  к которой подсоединяется нагрузка называется …
  1. Трансформатор называют повышающим…
  1. Трансформатор называют понижающим …
  1. По назначению трансформаторы бывают …

Лист опроса

  1. Кто изобрел первый трансформатор?
  1. В каком году изобрели трансформатор?
  1. Обмотки трансформатора изготавливают из …
  1. Обмотка, к которой отводится напряжение питающей сети называют  …
  1. Обмотка,  к которой подсоединяется нагрузка называется …
  1. Трансформатор называют повышающим…
  1. Трансформатор называют понижающим …
  1. По назначению трансформаторы бывают …

Самоанализ урока физики в 9 классе по теме

«Трансформатор»

  Учитель : Шапиров Р.З.

Класс: 9Б

При планировании этого урока я учитывал следующие способности обучащихся: у большинства обучаемых сформировано положительное отношение к учебной деятельности, есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения. Активность, работоспособность групп в целом достаточная, дружеская атмосфера, уровень словестно-логического мышления достаточный.  

Данный  урок является  одним из последних  в системе уроков по теме «Электромагнитное поле»

  Цели урока: выяснить условия существования переменного тока; познакомиться с устройством трансформатора, рассмотреть принцип его действия, достоинства, практическое применение.

Задачи урока:

Образовательные:

-создание условий для формирования представлений о переменном электрическом токе; трансформаторе.

Развивающие:

-формирование умения делать выводы, обобщать полученные сведения;

-формирование у учащихся навыков работы с источниками информации

-развивать навыки логического мышления, умение обосновывать свои высказывания, делать выводы.

Воспитательные:

- формирование положительной мотивации к учебному труду, коммуникативных умений;

- формирование интереса к познанию окружающего мира;

- формировать чувство гордости за развитие отечественной техники;

- развивать интерес к рабочим профессиям.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: катушка с большим числом витков, полосовой магнит, гальванометр, ПК.

Планируемый результат

обучающиеся владеют:

личностными УУД:

  • проявляют устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению.

регулятивными УУД:

  • преобразовывают практическую задачу  в  учебно-познавательную;
  • осуществляют  регулятивные действия по самоконтролю и взаимоконтролю;

познавательными УУД:

  • выделяют и формулируют познавательной цели;
  • определяют способы решения проблем под руководством учителя;
  • выдвигают гипотезы и выстраивают стратегию поиска под руководством учителя;
  • обладают навыками структурирования изученного материала.

коммуникативными УУД:

  • участвуют в коллективном обсуждении проблем;
  • выстраивают  высказывания в соответствии с поставленной задачей.

 личностными УУД:

проявляют устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению

В соответствии с поставленными целями урока были использованы различные формы и методы обучения:

Основные формы организации обучающихся : индивидуальная, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, индивидуальная работа с карточками, эвристическая беседа

Технология: информационно – компьютерная технология с  использованием   презентации к уроку, практикум.

Распределение времени. Время этапов урока было распределено рационально. Каждый этап урока был связан логично с предыдущим, что обеспечило выполнение всей запланированной работы.

Деятельность обучащихся на уроке  – все обучающиеся класса привлекались в различных видах деятельности: сборка электрической цепи, работа с компасом, проведение эксперимента с помощью вольтметра. Степень интереса к изучаемому материалу - достаточная. Активность и самостоятельность обучаемых проявлялась на каждом этапе урока. Психологическая атмосфера на уроке была доброжелательная. Использование различных видов деятельности позволили избежать умственного и физического перенапряжения обучащихся, высокую работоспособность класса. Сознательность усвоения проверена через рефлексию, которая показала, что почти у всех обучащихся было хорошее настроение, большинство обучащихся оценили свою деятельность. Подготовительный этап, настрой на хорошую работу и также эмоциональное завершение урока обеспечило повышение интереса к изучению физики..

Результат урока. Урок поставленных целей достиг. Плотность урока достаточная. Ребята самостоятельно делали выводы, проводили исследование: экспериментально определили электромагнитное поле в проводнике с током и обнаружили  электрический ток  в проводнике , находящегося в магнитном поле. Данные  исследования  привели к определению трансформатора. Содержания урока с точки зрения общих дидактических принципов соответствовали принципам: научность; наглядность; последовательность; связь с практикой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Технологическое оборудование"

Метадическая разработка открытого урока по дисциплине "Технологическое оборудование" на тему: "Гибкие элементы ГПМ"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА на тему: «Оборудование для нагрева и выпаривания сока. Подогреватели» по дисциплине: «Технологическое оборудование отрасли»

Данная методическая разработка раскрывает методику проведения открытого урока по дисциплине «Технологическое оборудование отрасли», проведенного в форме комбинированного урока на тему «Оборудование дл...

Методическая разработка открытого урока по физике на тему: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».

         Темаурока:  «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».Раздел «Квантовая Физика».Цель урока: обучающиеся должны иметь представление о явлении фотоэффекта, знать зак...

Методическая разработка открытого урока по физике на тему: «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».

         Темаурока:  «Фотоэффект. Законы фотоэффекта».Раздел «Квантовая Физика».Цель урока: обучающиеся должны иметь представление о явлении фотоэффекта, знать зак...

Методическая разработка открытого урока по физике в 7-м классе, по теме "Мощность".

Методическая разработка открытого урока по физике в 7-м классе, по теме "Мощность"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ФИЗИКИ В 9 КЛАССЕ «АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА»

Актуальность. В современном мире выпускник школы должен обладать не только устойчивой системой знаний, но и обладать умениями, позволяющими ему самостоятельно получать новые знания. С каждым годом инф...