Конспект урока "Электролиз и его применение"
план-конспект урока по физике (10 класс)
В основу курса физики для уровня среднего общего образования положен ряд идей, одна из которых - идея прикладной направленности, которая предполагает знакомство с широким кругом технических и технологических приложений изученных теорий и законов.
Изучение курса физики базового уровня осуществляется с учётом содержательных межпредметных связей с курсами химии, математики, и технологии
Урок «Электролиз и его применение» - бинарный урок, реализует межпредметную связь химии, физики, технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektroliz_i_ego_primenenie.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Баронкина Татьяна Ивановна, учитель физики ГБОУ «ЦСиО «МЭШ»
Методическая разработка бинарного урока
«Электролиз и его применение»
Задачи урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся, полученных при изучении темы «электролиз» в курсе физики и химии.
- развивать у учащихся диалектико-материалистическое мировоззрение на примере изучения атомистического строения вещества, дискретности атома.
-способствовать в ходе урока трудовому и патриотическому воспитанию на примере жизни и творчества великих учёных.
Методическая цель урока:
показать один из способов реализации межпредметной связи на уроке (физика, химия, математика, история, литература, техника, искусство).
Тип урока:
комбинированный.
Метод и методические приёмы:
нетрадиционная форма обобщающего повторения – бинарный урок с элементами самостоятельной работы и семинарского занятия.
ТСО и наглядные пособия:
ПК, телевизор, ванная с электродами, электрическая лампа, ключ
замыкания тока, реостат, источник постоянного тока, раствор CuCl2, модель
получения алюминия, таблицы, портрет М.Фарадея, Таблица Менделеева.
Методические указания к проведению урока:
При подготовке к уроку учащиеся получили задания:
- Подготовить сообщения (мини-презентации) по темам:
- «Аррениус и его открытие электролитической диссоциации»;
- «Фарадей и его законы электролиза»;
- «Гальваностегия»;
- «Гальванопластика»;
- «Рафинирование меди»;
- «Электрополировка»
- «Получение алюминия»;
- «Дискретность атома».
- Повторить темы:
- «Электрический ток в жидкостях»;
- «Электролиз и его применение»;
- «Электролитическая диссоциация»;
- «Окислительно-восстановительные реакции».
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | 2 | 3 |
Организация начала урока | Учитель химии: «При подготовке к уроку по теме «Электролиз» я столкнулась с тем, что в физике и химии вы даёте разные определения электролиза». Вопросы: 1.Что такое электролиз с точки зрения химии? 2. Что такое электролиз с точки зрения физики? С точки зрения химии, электролиз рассматривается как процесс, а с точки зрения физики – как результат. Какое определение верно отражает понятие «электролиз»? Цель нашего урока: получить ответ на этот вопрос. Тема урока: «Электролиз». | Ответы: 1. Это химические реакции, протекающие под действием постоянного электрического тока в растворе или расплаве электролита. . 2. Это процесс выделения на электроде вещества, связанный с окислительно-восстановительными реакциями. Определения записывают на доске. |
Самостоятельная работа | Самостоятельная работа: Вариант 1.
(k = 0,34 мг/Кл). Вариант 2.
(k = 0,33 мг/Кл). | Решения: Вариант 1. 1. катод анод Zn2+ J- Zn2++2e Zn0 2J--2e 2J0 восстановление окисление 2J0= J2 ZnJ2 Zn + J2 2. m = kq m = 0,34*10-6кг/Кл *2Кл = 0,68*10-6кг Вариант 2. 1. катод анод Cu2+ J- Cu2++2e Cu0 2Cl--2e 2Cl0 восстановление окисление 2Cl0= Cl2 CuCl2 Cu + Cl2 2. m = kq m = 0,33*10-6кг/Кл *2Кл = 0,66*10-6кг |
Фронтальный опрос | Учитель химии:
| Ответы: 1. Электрический ток – это упорядо- ченное движение заряженных частиц. 2. Металлы, полупроводники, газы, вакуум, жидкости. 3. Водные растворы и расплавы кислот, солей и щелочей. 4. Электролитическая диссоциация. 5. Распад молекул электролитов на ионы. 6. Аррениус. |
Сообщение учащегося | Сообщение учащегося о Аррениусе. | |
Проверка 1-й задачи самостоятельной работы | Учитель химии проверяет правильность написания схем электролиза. | 2-е учащихся пишут у доски, другие - исправляют ошибки в тетрадях. |
Фронтальный опрос | Учитель физики:
| Ответы: 1. Майкл Фарадей. 2. m = k*q или m = k*I*t 3. 1 M k = ------ * ----- , где: e * NA n 4. e = 1,6 * 10-19 Кл –заряд электрона; NA= 6,02 * 10-23 Моль-1 – постоянная Авогадро; M – молярная масса вещества; n – валентность. e * NA = F – постоянная Фарадея. |
Сообщение учащегося | Вопрос: 1.Почему при раздвигании электродов яркость лампы уменьшается? 2. Почему при увеличении концентрации поваренной соли лампочка горит ярче? | Сообщение учащегося об истории открытия законов электролиза с демонстрацией опытов: - прохождение тока через раствор NaCl; - зависимость накала лампы от расстояния между электродами; - от концентрации раствора NaCl. Ответы: 1. Увеличивается сопротивление электролита. 2. Сопротивление электролита уменьшается. |
Проверка 2-й задачи самостоятельной работы | Учитель физики проверяет правильность решения задач. Вопрос: Где применяется электролиз? | 2-е учащихся решают у доски, другие - исправляют ошибки в тетрадях. |
Сообщения учащихся | Темы сообщений:
(демонстрация таблицы, образцов покрытий);
(демонстрация модели установки);
(показ видеофильма об Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге). | |
Подведение итога урока | Учитель физики: «С точки зрения физики, электролиз – это процесс выделения веществ на электродах, связанный с ОВР». Учитель химии: «С точки зрения химии, электролиз – это совокупность ОВР». Учитель физики: «Единство науки – итог нашего занятия» | Вывод:
Электролиз Процесс Результат Электролиз – это:
|
Домашнее задание | Учитель химии зачитывает отрывок из произведения А.С.Пушкина «Пиковая дама» о гальванизме. Вопрос: Что имел в виду А.С.Пушкин, сравнивая вид старухи с гальванизмом? | |
Объявление оценок за урок |
Литература:
- Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский, Физика 10, М.: «Просвещение», 2019.
- О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков, Химия 9, М.: «Просвещение», 2021..
- Ф.М.Дягилев, Из истории физики и жизни её творцов, М.: «Просвещение», 1986.
- Хрестоматия по физике под редакцией Б.И.Спасского, М.: «Просвещение», 1987.
- В.А.Крицман, Книга для чтения по неорганической химии, Ч.1, М.: «Просвещение», 1974
Интернет- ресурсы:
https://nauka.club/fizika/elektroliz.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект+презентация урока с применением ПК ММК-портал "Периоды математического и пружинного маятников"
Использование ИКТ –технологий способствует активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умений самостоятельной работы, в том числе самостоятельной работы с информацией. ...
конспект урока по теме "Применение закона Архимеда. Воздухоплавание"
Цели и задачи урока:повторить, обобщить, проверить знания и умения учащихся по теме «Сила Архимеда. Плавание тел»;сформировать представление учащихся о воздухоплавании;развить представление учащихся о...
Урок-конспект в 5 классе (применение игровых технологий)
Урок-коспект...
Конспект урока по математике "Применение производной к исследованию функции и построениию графиков"
Тема "Применение производной к исследованию функции и построению графиков"...
Краткий конспект урока химии с применением схемы ООД.
Разработка краткого конспекта урока школьного курса химии с применением схемы ООД ...
Конспект урока по теме "Применение теорем синусов и косинусов"
Урок проводится с использование технологий дифференцированного обучения, группового обучения и метода проектов....
Конспект урока по теме "Применение распределительного свойства умножения"
Конспект урока по математике в 6 классе на тему "Применение распределительного свойства умножения". Автор - учитель математики Курнаева Ольга Валентиновна....