Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 9 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | Седьмой урок при изучении главы «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».
|
Тема урока | «Дефект масс. Энергия связи»
|
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | Базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | урок освоения новых знаний и умений
|
Планируемые результаты (по ПРП): |
Личностные : умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, уважать мнение других.
|
Метапредметные:(познавательные): понимать и объяснять диаграмму энергии связи атомных ядер, лежащую в основе выводов о поглощении или выделении энергии в ядерных реакциях. (коммуникативные): формировать и развивать умения ставить цели, анализировать, объяснять понятия «дефект масс», «энергия связи» (регулятивные): иметь представление об энергии связи на основе знаний о внутриядерных взаимодействиях.
|
Предметные: понимать сущность определения понятий «дефект масс», «энергия связи», решать задачи на определение дефекта масс и энергии связи |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы): компьютер, мультимедийный проектор, экран, таблица Менделеева |
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Объяснение фразы: «Чем глубже мы погружаемся в изучение микромира, тем больше тайн и загадок нас ожидает»,
|
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового Фронтальный опрос, ,заполнение таблицы с проверкой
№ варианта Вопросы | I | II | I | II | Kr | Se
| ![]()
| ![]()
| Массовое число |
|
|
|
| Число электронов |
|
|
|
| Заряд ядра |
|
|
|
| Число протонов |
|
|
|
| Число нейтронов |
|
|
|
| Число нуклонов |
|
|
|
|
|
|
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься : 1.Ты сформулировать определения таких понятий, как: «энергия связи», «дефект масс»; 2) Ты научишься установливать связь между энергией и массой; 3) Ты научишься решать задачи
|
|
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.
|
- «Технологический суверенитет, без всякого преувеличения, - вопрос настоящего и будущего России» - сказал на Петербургском международном экономическом форуме в июне 2022 года В.В. Путин. Он привел положительные примеры отечественных технологий, которые являются технологиями, задающими вектор развития в мире на 21 век. К таким технологиям относятся атомные технологии. В план исследований включены мероприятия по созданию новых источников энергии, в том числе на основе управляемого ядерного синтеза.
Предлагаю вам подсчитать, какое количество энергии выделится при уменьшении массы какого-нибудь тела на один грамм? Воспользуемся формулой А. Эйнштейна, полученной им в 1905 году. ![https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/fizika9fgos/49-ehnergiya-svyazi-defekt-mass.files/image002.jpg]()
Эта энергия равна энергии, получаемой при сжигании 3000 т угля. Ни масса, ни энергия не исчезают, а при соответствующих условиях переходят из одного вида в другой, т.е. любому изменению массы m системы соответствует эквивалентное изменение ее энергии Е. — А какое отношение имеет рассмотренный нами пример к теме урока? (Сегодня мы познакомимся с понятием энергии атомных ядер.
|
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Учитель излагает новый материал, обращаясь к ученикам с вопросами: «Как вы считаете в каком случае энергия выделяется, а когда поглощается при образовании ядра или расщеплении ядра? Почему? Как это можно доказать?» Помогает учащимся в решении возникшей проблемы. Приводит пример решения задачи по новой теме.
|
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Учащиеся используют приобретенные знания в практической деятельности работая с раздаточным материалом и проводят самооценку
|
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
|
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
|
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
|
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
|
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
Задача. Самостоятельное решение
![C:\Users\svyaznoy\Desktop\1679774256012.jpg]()
Физический диктант
1. Минимальная энергия, которая нужна для расщепления ядра на отдельные нуклоны (или выделяется при образовании ядра из нуклонов) , называется … 2. Масса ядра всегда … суммарной массы нуклонов, входящих в ее состав. 3. Разность между массой ядра и массой нуклонов называется… 4. Если дефект масс измеряется в а. е. м., то энергия связи вычисляется по формуле … ………………. и измеряется в ………….. 5. Если дефект масс измеряется в килограммах, то энергия связи вычисляется по формуле … ………………. и измеряется в …………..
|
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Подведение итогов урока. Сегодня на уроке мы познакомились с важными понятиями – энергия связи ядра атома и дефект масс. На последующих уроках вы пополните свои знания в области ядерной физики. А сейчас попрошу каждого продолжить фразу: Я узнал... Я научился... Для меня стало новым... У меня получилось.. Выставление отметок.
|
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
п.62, решить задачу: определить дефект масс и энергию связи ядра атома углерода С.
|