Рабочая программа по физике 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс)

Рабочая программа по физике 7 класс(Перышкин)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_fizika.docx43.57 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Календарно-тематическое планирование  по учебному предмету «Физика» 7 класс  составлена в соответствии с:

  - Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 г. ФЗ №273;

  - рабочей программы Физика. 7-9 классы (базовый уровень);

  - основной образовательной программы на уровень основного общего образования МБОУ «Баевская СОШ».

  Целями изучения физики в основной школе являются:

усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;

систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;

организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;

развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.

  Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

    - знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

   - приобретение учащимися знаний о механических, тепловых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

   - формирование у них умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

   - овладение такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  - понимание отличия научных данных от непроверенной информации; ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

     Согласно учебному плану МБОУ «Баевская СОШ»  на реализацию программы по физике  в 7  классе  отведено  68 часов по 2 часа в неделю (34 учебные недели)

7 класс

Название раздела

Количество учебных часов

Практическая часть программы

Проектная деятельность

авторская

рабочая

контрольные

работы

лабораторные работы

1

Глава I.  Физика и её роль в познании окружающего мира        

4 часа

4 часа

Лаб.раб.1

«Физические приборы вокруг нас», «Физические

явления в художественных произведениях

(А. С. Пушкина, М. Ю.Лермонтова,

Е. Н. Носова, Н. А. Некрасова)», «Нобелевские лауреаты

в области физики»

2

Глава II Первоначальное сведение о строении вещества

6 часов

6 часов

Зачёт  .№ 1

Лаб.раб.2

«Зарождение и развитие научных взглядов о строении вещества», «Диффузия вокруг нас»,«Удивительные свойства воды»

3

Глава III. Взаимодействие тел

23 час

23 часа

Кон.раб. № 1

Кон.раб. № 2

Лаб.раб.3

Лаб.раб.4

Лаб.раб.5

Лаб.раб.6

Лаб.раб.7

«Инерция в жизни человека», «Плотность веществ на Земле и планетах Солнечной системы», «Сила в наших руках», «Вездесущее трение»

4

Глава IV. Давление твёрдых тел, жидкости и газов

21 часа

23 часа

Кон.раб. № 3

Кон.раб. № 4

Зачёт № 2

Лаб.раб.8

Лаб.раб.9

«Тайны давления», «Нужна ли Земле атмосфера», «Зачем нужно измерять давление», «Выталкивающая сила»

5

Глава V. Работа и мощность. Энергия.

13 часов

13 часов

Зачёт № 3

Итоговая контрольная работа

Лаб.раб.10

Лаб.раб.11

«Рычаги в быту и живой природе», «Дайте мне

точку опоры, и я подниму Землю»

6

Повторение

3 часа

1

Всего часов

70 часов

68 часов

 При составлении тематического планирования рабочей программы в авторскую программу внесены изменения:

    - программа скорректирована на 34 учебные недели, количество часов уменьшено до 68 часов за счёт резерва.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Учебно-методические средства

Имеется в наличии

(кол-во)

Обеспеченность

7 класс

Литература для учащихся:

- учебник Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс

12

100%

- сборник задач  по физике для 7-9 общеобразовательных учреждений  В.И. Лукашик

12

100%

Литература для учителя

С.Е. Полянский.  Поурочные разработки по физике: 7 класс. – М.:Вако,20012.

1

100%

О.И. Громцева Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс. – М.: Издат. «Экзамен», 2010

1

100%

В.А. Пёрышкин. Сборник задач по физике 7-9 класс. – М.: Издат. «Экзамен»,2011

1

100%

Е. А. Марон Опорные конспекты и разноуровневые  задания 7 класс- СПб,: ООО «Виктория плюс», 2012

1

100 %

О.И Громцева Физика. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 7 класс. – М.: Издат. «Экзамен», 2014

1

100 %

А.Е. Марон, Е.А. Марон. Физика. Дидактические материалы. 7 класс. – М.: Дрофа, 2013.

1

100 %

А.И. Сёмке.  Физика. Занимательные материалы к уроку. 7 класс. – М.: Издат.НЦ ЭНАС, 2006

1

100 %

С.Б. Бобошина. Физика.7 класс. Контрольные измерительные материалы. - М.: Издат. «Экзамен»,2014

1

100 %

И.В. Годова Физика. 7 класс. Контрольные работы в НОВОМ формате.- М.: Интеллект – Центр, 2012

1

100 %

CD- диски

Открытая физика / под ред. С.М. Козелла. – М.: Физикон.

1

100%

Физика. Механика. Методики и материалы к урокам

1

100%

Физика. 7 – 11 классы. Практикум. – М.: Физикон

1

100%

Библиотека электронных наглядных пособий. Физика. 7 – 11 классы. – М.: Кирилл и Мефодий.

1

100%

Комплект таблиц по физике

1

100%

Оборудование для выполнения лабораторных работ (комплект на парту (2 чел))

7 класс

Название оборудования

кол-во комплектов

осн-ть

%

Лабораторная работа 1 «Определение цены деления измерительного прибор»

· Измерительный цилиндр (мензурка) –1

· Стакан с водой – 1

· Небольшая колба – 1

· Три сосуда небольшого объёма

6

100

Лабораторная работа 2 «Определение  размеров малых тел.»

· Линейка – 1

· Дробь (горох, пшено)

· Иголка – 1

6

100

Лабораторная работа 3 «Измерение массы тела на рычажных весах.»

· Весы с разновесами – 1

· Тела разной массы – 3

6

100

Лабораторная работа 4 «Измерение объема твёрдого тела.»

· Мензурка – 1

· Нитка – 1

·Тела неправильной формы небольшого объема – 3

6

100

Лабораторная работа 5 «Определение плотности вещества твердого тела»

· Весы с разновесами – 1

· Мензурка – 1

· Твердое тело, плотность которого · надо определить – 1

6

100

Лабораторная работа 6

 «Градуирование пружины и измерение силы динамометром»

- пружина – 1

- штатив с муфтой, лапкой и кольцом -1

- набор грузов – 1

- линейка - 1

6

100

Лабораторная работа 7 «Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы»

- Динамометр - 1

- Брусок деревянный – 1

- Линейка- 1

- 2 груза по 100г

6

100

Лабораторная работа 8

« Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

· Динамометр – 1

· Штатив с муфтой – 1

· Лапкой и кольцом – 1

· Тела разного объема – 2

· Стакан – 2

6

100

Лабораторная работа 9

«Выяснение условий плавания тела в жидкости»

·Весы с разновесами – 1

· Мензурка – 1

· Пробирка-поплавок с пробкой – 1  

·  Сухой песок – 1

6

100

Лабораторная работа 10

«Выяснение условия равновесия рычага»

· Рычаг на штативе – 1

· Набор грузов – 1

· Линейка -1

· Динамометр – 1

6

100

Лабораторная работа 11

«Определение КПД при подъеме тела  по наклонной плоскости»

· Доска – 1

· Динамометр – 1

· Измерительная лента (линейка) – 1

· Брусок – 1

· Штатив с муфтой и лапкой – 1

6

100

Календарно- тематическое планирование  

Физика, 7 класс

Номер

урока

Наименование раздела и тем

Основные виды учебной деятельности

Дата проведения

план

факт

1

Вводный инструктаж по Т/б.

Что такое физика?

Наблюдение и опыт.

- Объяснять, описывать физические явления, отличать физические явления от химических;

- проводить наблюдения физических явлений, анализировать и классифицировать их;

- различать методы изучения физики;

- измерять расстояния, промежутки времени, температуру;

- обрабатывать результаты измерений;

- переводить значения физических величин в СИ;

- выделять основные этапы развития физической науки и называть имена выдающихся ученых;

- определять цену деления шкалы измерительного прибора;

- представлять результаты измерений в виде таблиц;

- записывать результат измерения с учетом погрешности;

 - работать в группе;

- составлять план презентации

2

Физические величины.

Измерение физических величин

3

Инструктаж по Т/б

Л/р№1 «Определение цены деления измерительного прибора»

4

Физика и техника.

5

Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение.

- Объяснять опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул;

- объяснять: физические явления на основе

знаний о строении вещества, броуновское движение, основные свойства молекул, явление диффузии, зависимость скорости протекания диффузии от температуры тела;

- схематически изображать молекулы воды

и кислорода;

- сравнивать размеры молекул разных веществ: воды, воздуха;

- анализировать результаты опытов по движению молекул и диффузии;

- приводить примеры диффузии в окружающем мире, практического использования свойств

веществ в различных агрегатных состояниях;

- наблюдать и исследовать явление смачивания и несмачивания тел, объяснять данные явления на основе знаний о взаимодействии молекул;

- доказывать наличие различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;

- применять полученные знания при решении задач;

- измерять размеры малых тел методом рядов,

различать способы измерения размеров малых тел;

- представлять результаты измерений в виде таблиц;

- работать в группе

6

Инструктаж по Т/б

Л/р№ 2 «Определение размеров малых тел»

7

Диффузия в жидкостях, газа и твёрдых телах

8

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

9

Агрегатное состояние вещества. Свойства газов, жидкостей и твёрдых тел.

10

 Зачёт № 1 по теме «Первоначальное строение вещества»

11

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение

- Определять: траекторию движения тела; тело, относительно которого происходит движение;среднюю скорость движения заводного автомобиля; путь, пройденный за данный промежуток времени; скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени; плотность вещества; массу тела по его объему  и плотности; силу тяжести по известной массе тела; массу тела по заданной силе тяжести; зависимость изменения скорости тела от приложенной силы;

- доказывать относительность движения тела;

- рассчитывать скорость тела при равномерном и среднюю скорость при неравномерном движении, силу тяжести и вес тела, равнодействующую двух сил;

- различать равномерное и неравномерное

движение;

- графически изображать скорость, силу и точку ее приложения;

- находить связь между взаимодействием тел и скоростью их движения;

 - устанавливать зависимость изменения скорости движения тела от его массы;

- различать инерцию и инертность тела;

- определять плотность вещества;

- рассчитывать силу тяжести и вес тела;

- выделять особенности планет земной группы и планет-гигантов (различие и общие свойства);

- приводить примеры взаимодействия тел,

приводящего к изменению их скорости; проявления явления инерции в быту; проявления тяготения в окружающем мире; видов деформации, встречающихся в быту; различных видов трения;

- называть способы увеличения и уменьшения силы трения;

- рассчитывать равнодействующую двух сил;

- переводить основную единицу пути в км, мм, см, дм; основную единицу массы в т, г, мг; значение плотности из кг/м3 в г/см3;

- выражать скорость в км/ч, м/с;

- анализировать табличные данные;

- работать с текстом учебника, выделять главное, систематизировать и обобщать полученные сведения о массе тела;

- проводить эксперимент по изучению механического движения, сравнивать опытные данные;

- экспериментально находить равнодействующую двух сил;

- применять знания к решению задач;

- измерять объем тела с помощью измерительного цилиндра; плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра; силу трения с помощью динамометра;

- взвешивать тело на учебных весах и с их

помощью определять массу тела;

- пользоваться разновесами;

-  градуировать пружину;

- получать шкалу с заданной ценой деления;

- анализировать результаты измерений и вычислений, делать выводы;

- представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц;

- работать в группе

12

Скорость, единицы скорости.

13

Расчёт пути и времени движения

14

Явление инерции. 

15

Взаимодействие тел.

16

 Масса тела, единицы массы, измерение массы на рычажных весах.

17

Инструктаж по Т/б

Л/р № 3 «Измерение массы на рычажных весах»

18

 Плотность вещества

19

Инструктаж по Т/б

Л\р № 4 «Измерение объёма твёрдого тела» 

20

Инструктаж по Т/бЛ/р 5 “Определение плотности вещества твёрдого тела”

21

Расчёт массы и объёма тела по его плотности.

22

-Контрольная работа №1  “Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества”.

23

Сила, явление тяготения, сила тяжести.

24

Сила упругости, закон Гука.

25

Вес тела, единицы силы.

26

 Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики звёзд.

27

Динамометр.

Связь между силой тяжести и массой .

Инструктаж по т/б.

Л/р 6 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины».

28

Сложение двух сил, направленных по одной прямой.

Промежуточное тестирование. (20-25 мин)

29

 Сила трения. Трение покоя.

30

Сила трения, трение скольжения, трение покоя.  Инструктаж по т/б.

Л/р 7 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления».

31

Инструктаж по ТБ. Решение задач по теме «Вес тела. Силы. Равнодействующая сила».

  32                          

Контрольная работа №2  «Сила. Равнодействующая сил».

33

 «Взаимодействие тел».

34

Инструктаж по Т/б

Давление, единицы давления.

- Приводить примеры, показывающие зависимость действующей силы от площади опоры; подтверждающие существование выталкивающей силы; увеличения площади опоры для уменьшения давления; сообщающихся сосудов в быту, применения поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса, плавания различных

тел и живых организмов, плавания и воздухоплавания;

-вычислять давление по известным массе

и объему, массу воздуха, атмосферное давление, силу Архимеда, выталкивающую силу по данным эксперимента;

- выражать основные единицы давления в кПа, гПа;

- отличать газы по их свойствам от твердых тел и жидкостей;

 - объяснять: давление газа на стенки сосуда на основе теории строения вещества, причину передачи давления жидкостью или газом во все стороны одинаково, влияние атмосферного давления на живые организмы, измерение атмосферного давления с помощью трубки Торричелли, изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем моря, причины плавания тел, условия плавания судов, изменение осадки судна;

- анализировать результаты эксперимента

по изучению давления газа, опыт по передаче давления жидкостью, опыты с ведерком Архимеда;

- выводить формулу для расчета давления

жидкости на дно и стенки сосуда, для определения выталкивающей силы;

- устанавливать зависимость изменения давления в жидкости и газе с изменением глубины;

- сравнивать атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли;

- наблюдать опыты по измерению атмосферного давления и делать выводы;

- различать манометры по целям использования;

- устанавливать зависимость между изменением уровня жидкости в коленах манометра и давлением;

- доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело;

- указывать причины, от которых зависит сила Архимеда;

-работать с текстом учебника, анализировать

формулы, обобщать и делать выводы;

- составлять план проведения опытов;

- проводить опыты по обнаружению атмосферного давления, изменению атмосферного давления с высотой, анализировать их результаты и делать выводы;

- проводить исследовательский эксперимент:

по определению зависимости давления от

действующей силы, с сообщающимися сосудами, анализировать результаты и делать выводы;

- конструировать прибор для демонстрации

гидростатического давления;

- измерять атмосферное давление с помощью барометра-анероида, давление с помощью манометра;

-применять знания к решению задач;

- опытным путем обнаруживать выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее

35

Способы уменьшения и увеличения давления

36

Давление газа . 

37

Закон Паскаля

38

Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкостей на дно и стенки сосуда

39

Решение задач. Контрольная работа № 3 «Давление в жидкости и газах»  

40

Сообщающиеся сосуды

41

Вес воздуха, атмосферное давление, воздушная оболочка земли

42

Измерение атмосферного давления, опыт Торричелли

43

Барометр-анероид , атмосферное давление на разных высотах

44

Манометр, решение задач

45

Поршневой жидкостный насос, гидравлический пресс

46

Действие жидкости и газа на погружённое в них тело

47

Закон Архимеда. Плавание тел

48

Инструктаж по Т/б

-Л/р 8 «Измерение  выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело»

49

Плавание тел

50

Решение задач «Архимедова сила. Условие плавания  тел»

51

Инструктаж по Т/б

Л/р9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

52

Плавание судов, воздухоплавание

53

Зачёт № 2 по теме «Архимедова сила. Условие плавания тел. Плавание судов»

54

Контрольная работа № 4 «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»

55

Механическая работа. Единицы работы.

- Вычислять механическую работу, мощность

по известной работе, энергию;

- выражать мощность в различных единицах;

- определять условия, необходимые для совершения механической работы; плечо силы; центр тяжести плоского тела;

- анализировать мощности различных прибо-

ров; опыты с подвижным и неподвижным блоками; КПД различных механизмов;

- применять условия равновесия рычага в практических целях: подъем и перемещение груза;

- сравнивать действие подвижного и неподвижного блоков;

- устанавливать зависимость между механической работой, силой и пройденным путем; между работой и энергией;

- приводить примеры: иллюстрирующие, как

момент силы характеризует действие силы, зависящее и от модуля силы, и от ее плеча; применения неподвижного и подвижного блоков на практике; различных видов равновесия, встречающихся в быту; тел, обладающих одновременно и кинетической, и потенциальной энергией; превращения энергии из одного вида в другой;

- работать с текстом учебника, обобщать

и делать выводы;

- устанавливать опытным путем, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной; вид равновесия по изменению положения центра тяжести тела;

- проверять опытным путем, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии; правило моментов;

- работать в группе;

- применять знания к решению задач;

- демонстрировать презентации;

- выступать с докладами;

- участвовать в обсуждении докладов и презентаций

       

56

Мощность. Единицы мощности.

57

Простые механизмы, рычаги, равновесие сил на рычаге

58

Момент силы, рычаги в технике

59

Инструктаж по Т/б

Л\р10 «Выяснение условий равновесия рычага»

60

 Применение закона равновесия рычага к блоку, равенство работ при использовании простых механизмов

61

Решение задач.  «Рычаг. Условие равновесия рычага»

62

Центр тяжести

63

 Условие равновесии тел.

 Итоговое тестирование (20-25 мин)

64

Инструктаж по Т/б

Л/р11  «КПД. Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости»

65

Энергия, потенциальная и кинетическая энергии.

66

 Закон сохранения энергии, энергия рек и ветров

67

Зачёт № 3 по теме  «Работа и мощность»

68

 Итоговая контрольная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...