Рабочая программа по физике 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Физика» 7 класс составлена в соответствии с:
- Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 г. ФЗ №273;
- рабочей программы Физика. 7-9 классы (базовый уровень);
- основной образовательной программы на уровень основного общего образования МБОУ «Баевская СОШ».
Целями изучения физики в основной школе являются:
•усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
•формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
•систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
•формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
•организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
•развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
- формирование у них умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
- овладение такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- понимание отличия научных данных от непроверенной информации; ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану МБОУ «Баевская СОШ» на реализацию программы по физике в 7 классе отведено 68 часов по 2 часа в неделю (34 учебные недели)
7 класс
Название раздела | Количество учебных часов | Практическая часть программы | Проектная деятельность | |||
авторская | рабочая | контрольные работы | лабораторные работы | |||
1 | Глава I. Физика и её роль в познании окружающего мира | 4 часа | 4 часа | Лаб.раб.1 | «Физические приборы вокруг нас», «Физические явления в художественных произведениях (А. С. Пушкина, М. Ю.Лермонтова, Е. Н. Носова, Н. А. Некрасова)», «Нобелевские лауреаты в области физики» | |
2 | Глава II Первоначальное сведение о строении вещества | 6 часов | 6 часов | Зачёт .№ 1 | Лаб.раб.2 | «Зарождение и развитие научных взглядов о строении вещества», «Диффузия вокруг нас»,«Удивительные свойства воды» |
3 | Глава III. Взаимодействие тел | 23 час | 23 часа | Кон.раб. № 1 Кон.раб. № 2 | Лаб.раб.3 Лаб.раб.4 Лаб.раб.5 Лаб.раб.6 Лаб.раб.7 | «Инерция в жизни человека», «Плотность веществ на Земле и планетах Солнечной системы», «Сила в наших руках», «Вездесущее трение» |
4 | Глава IV. Давление твёрдых тел, жидкости и газов | 21 часа | 23 часа | Кон.раб. № 3 Кон.раб. № 4 Зачёт № 2 | Лаб.раб.8 Лаб.раб.9 | «Тайны давления», «Нужна ли Земле атмосфера», «Зачем нужно измерять давление», «Выталкивающая сила» |
5 | Глава V. Работа и мощность. Энергия. | 13 часов | 13 часов | Зачёт № 3 Итоговая контрольная работа | Лаб.раб.10 Лаб.раб.11 | «Рычаги в быту и живой природе», «Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю» |
6 | Повторение | 3 часа | 1 | |||
Всего часов | 70 часов | 68 часов |
При составлении тематического планирования рабочей программы в авторскую программу внесены изменения:
- программа скорректирована на 34 учебные недели, количество часов уменьшено до 68 часов за счёт резерва.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Учебно-методические средства | Имеется в наличии (кол-во) | Обеспеченность | |
7 класс | |||
Литература для учащихся: | - учебник Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс | 12 | 100% |
- сборник задач по физике для 7-9 общеобразовательных учреждений В.И. Лукашик | 12 | 100% | |
Литература для учителя | С.Е. Полянский. Поурочные разработки по физике: 7 класс. – М.:Вако,20012. | 1 | 100% |
О.И. Громцева Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс. – М.: Издат. «Экзамен», 2010 | 1 | 100% | |
В.А. Пёрышкин. Сборник задач по физике 7-9 класс. – М.: Издат. «Экзамен»,2011 | 1 | 100% | |
Е. А. Марон Опорные конспекты и разноуровневые задания 7 класс- СПб,: ООО «Виктория плюс», 2012 | 1 | 100 % | |
О.И Громцева Физика. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 7 класс. – М.: Издат. «Экзамен», 2014 | 1 | 100 % | |
А.Е. Марон, Е.А. Марон. Физика. Дидактические материалы. 7 класс. – М.: Дрофа, 2013. | 1 | 100 % | |
А.И. Сёмке. Физика. Занимательные материалы к уроку. 7 класс. – М.: Издат.НЦ ЭНАС, 2006 | 1 | 100 % | |
С.Б. Бобошина. Физика.7 класс. Контрольные измерительные материалы. - М.: Издат. «Экзамен»,2014 | 1 | 100 % | |
И.В. Годова Физика. 7 класс. Контрольные работы в НОВОМ формате.- М.: Интеллект – Центр, 2012 | 1 | 100 % | |
CD- диски | Открытая физика / под ред. С.М. Козелла. – М.: Физикон. | 1 | 100% |
Физика. Механика. Методики и материалы к урокам | 1 | 100% | |
Физика. 7 – 11 классы. Практикум. – М.: Физикон | 1 | 100% | |
Библиотека электронных наглядных пособий. Физика. 7 – 11 классы. – М.: Кирилл и Мефодий. | 1 | 100% | |
Комплект таблиц по физике | 1 | 100% |
Оборудование для выполнения лабораторных работ (комплект на парту (2 чел)) 7 класс | |||
Название оборудования | кол-во комплектов | осн-ть % | |
Лабораторная работа 1 «Определение цены деления измерительного прибор» | · Измерительный цилиндр (мензурка) –1 · Стакан с водой – 1 · Небольшая колба – 1 · Три сосуда небольшого объёма | 6 | 100 |
Лабораторная работа 2 «Определение размеров малых тел.» | · Линейка – 1 · Дробь (горох, пшено) · Иголка – 1 | 6 | 100 |
Лабораторная работа 3 «Измерение массы тела на рычажных весах.» | · Весы с разновесами – 1 · Тела разной массы – 3 | 6 | 100 |
Лабораторная работа 4 «Измерение объема твёрдого тела.» | · Мензурка – 1 · Нитка – 1 ·Тела неправильной формы небольшого объема – 3 | 6 | 100 |
Лабораторная работа 5 «Определение плотности вещества твердого тела» | · Весы с разновесами – 1 · Мензурка – 1 · Твердое тело, плотность которого · надо определить – 1 | 6 | 100 |
Лабораторная работа 6 «Градуирование пружины и измерение силы динамометром» | - пружина – 1 - штатив с муфтой, лапкой и кольцом -1 - набор грузов – 1 - линейка - 1 | 6 | 100 |
Лабораторная работа 7 «Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы» | - Динамометр - 1 - Брусок деревянный – 1 - Линейка- 1 - 2 груза по 100г | 6 | 100 |
Лабораторная работа 8 « Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | · Динамометр – 1 · Штатив с муфтой – 1 · Лапкой и кольцом – 1 · Тела разного объема – 2 · Стакан – 2 | 6 | 100 |
Лабораторная работа 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» | ·Весы с разновесами – 1 · Мензурка – 1 · Пробирка-поплавок с пробкой – 1 · Сухой песок – 1 | 6 | 100 |
Лабораторная работа 10 «Выяснение условия равновесия рычага» | · Рычаг на штативе – 1 · Набор грузов – 1 · Линейка -1 · Динамометр – 1 | 6 | 100 |
Лабораторная работа 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | · Доска – 1 · Динамометр – 1 · Измерительная лента (линейка) – 1 · Брусок – 1 · Штатив с муфтой и лапкой – 1 | 6 | 100 |
Календарно- тематическое планирование Физика, 7 класс | |||||||||
Номер урока | Наименование раздела и тем | Основные виды учебной деятельности | Дата проведения | ||||||
план | факт | ||||||||
1 | Вводный инструктаж по Т/б. Что такое физика? Наблюдение и опыт. | - Объяснять, описывать физические явления, отличать физические явления от химических; - проводить наблюдения физических явлений, анализировать и классифицировать их; - различать методы изучения физики; - измерять расстояния, промежутки времени, температуру; - обрабатывать результаты измерений; - переводить значения физических величин в СИ; - выделять основные этапы развития физической науки и называть имена выдающихся ученых; - определять цену деления шкалы измерительного прибора; - представлять результаты измерений в виде таблиц; - записывать результат измерения с учетом погрешности; - работать в группе; - составлять план презентации | |||||||
2 | Физические величины. Измерение физических величин | ||||||||
3 | Инструктаж по Т/б Л/р№1 «Определение цены деления измерительного прибора» | ||||||||
4 | Физика и техника. | ||||||||
5 | Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение. | - Объяснять опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул; - объяснять: физические явления на основе знаний о строении вещества, броуновское движение, основные свойства молекул, явление диффузии, зависимость скорости протекания диффузии от температуры тела; - схематически изображать молекулы воды и кислорода; - сравнивать размеры молекул разных веществ: воды, воздуха; - анализировать результаты опытов по движению молекул и диффузии; - приводить примеры диффузии в окружающем мире, практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях; - наблюдать и исследовать явление смачивания и несмачивания тел, объяснять данные явления на основе знаний о взаимодействии молекул; - доказывать наличие различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов; - применять полученные знания при решении задач; - измерять размеры малых тел методом рядов, различать способы измерения размеров малых тел; - представлять результаты измерений в виде таблиц; - работать в группе | |||||||
6 | Инструктаж по Т/б Л/р№ 2 «Определение размеров малых тел» | ||||||||
7 | Диффузия в жидкостях, газа и твёрдых телах | ||||||||
8 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул | ||||||||
9 | Агрегатное состояние вещества. Свойства газов, жидкостей и твёрдых тел. | ||||||||
10 | Зачёт № 1 по теме «Первоначальное строение вещества» | ||||||||
11 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение | - Определять: траекторию движения тела; тело, относительно которого происходит движение;среднюю скорость движения заводного автомобиля; путь, пройденный за данный промежуток времени; скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени; плотность вещества; массу тела по его объему и плотности; силу тяжести по известной массе тела; массу тела по заданной силе тяжести; зависимость изменения скорости тела от приложенной силы; - доказывать относительность движения тела; - рассчитывать скорость тела при равномерном и среднюю скорость при неравномерном движении, силу тяжести и вес тела, равнодействующую двух сил; - различать равномерное и неравномерное движение; - графически изображать скорость, силу и точку ее приложения; - находить связь между взаимодействием тел и скоростью их движения; - устанавливать зависимость изменения скорости движения тела от его массы; - различать инерцию и инертность тела; - определять плотность вещества; - рассчитывать силу тяжести и вес тела; - выделять особенности планет земной группы и планет-гигантов (различие и общие свойства); - приводить примеры взаимодействия тел, приводящего к изменению их скорости; проявления явления инерции в быту; проявления тяготения в окружающем мире; видов деформации, встречающихся в быту; различных видов трения; - называть способы увеличения и уменьшения силы трения; - рассчитывать равнодействующую двух сил; - переводить основную единицу пути в км, мм, см, дм; основную единицу массы в т, г, мг; значение плотности из кг/м3 в г/см3; - выражать скорость в км/ч, м/с; - анализировать табличные данные; - работать с текстом учебника, выделять главное, систематизировать и обобщать полученные сведения о массе тела; - проводить эксперимент по изучению механического движения, сравнивать опытные данные; - экспериментально находить равнодействующую двух сил; - применять знания к решению задач; - измерять объем тела с помощью измерительного цилиндра; плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра; силу трения с помощью динамометра; - взвешивать тело на учебных весах и с их помощью определять массу тела; - пользоваться разновесами; - градуировать пружину; - получать шкалу с заданной ценой деления; - анализировать результаты измерений и вычислений, делать выводы; - представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц; - работать в группе | |||||||
12 | Скорость, единицы скорости. | ||||||||
13 | Расчёт пути и времени движения | ||||||||
14 | Явление инерции. | ||||||||
15 | Взаимодействие тел. | ||||||||
16 | Масса тела, единицы массы, измерение массы на рычажных весах. | ||||||||
17 | Инструктаж по Т/б Л/р № 3 «Измерение массы на рычажных весах» | ||||||||
18 | Плотность вещества | ||||||||
19 | Инструктаж по Т/б Л\р № 4 «Измерение объёма твёрдого тела» | ||||||||
20 | Инструктаж по Т/бЛ/р 5 “Определение плотности вещества твёрдого тела” | ||||||||
21 | Расчёт массы и объёма тела по его плотности. | ||||||||
22 | -Контрольная работа №1 “Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества”. | ||||||||
23 | Сила, явление тяготения, сила тяжести. | ||||||||
24 | Сила упругости, закон Гука. | ||||||||
25 | Вес тела, единицы силы. | ||||||||
26 | Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики звёзд. | ||||||||
27 | Динамометр. Связь между силой тяжести и массой . Инструктаж по т/б. Л/р 6 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины». | ||||||||
28 | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Промежуточное тестирование. (20-25 мин) | ||||||||
29 | Сила трения. Трение покоя. | ||||||||
30 | Сила трения, трение скольжения, трение покоя. Инструктаж по т/б. Л/р 7 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления». | ||||||||
31 | Инструктаж по ТБ. Решение задач по теме «Вес тела. Силы. Равнодействующая сила». | ||||||||
32 | Контрольная работа №2 «Сила. Равнодействующая сил». | ||||||||
33 | «Взаимодействие тел». | ||||||||
34 | Инструктаж по Т/б Давление, единицы давления. | - Приводить примеры, показывающие зависимость действующей силы от площади опоры; подтверждающие существование выталкивающей силы; увеличения площади опоры для уменьшения давления; сообщающихся сосудов в быту, применения поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса, плавания различных тел и живых организмов, плавания и воздухоплавания; -вычислять давление по известным массе и объему, массу воздуха, атмосферное давление, силу Архимеда, выталкивающую силу по данным эксперимента; - выражать основные единицы давления в кПа, гПа; - отличать газы по их свойствам от твердых тел и жидкостей; - объяснять: давление газа на стенки сосуда на основе теории строения вещества, причину передачи давления жидкостью или газом во все стороны одинаково, влияние атмосферного давления на живые организмы, измерение атмосферного давления с помощью трубки Торричелли, изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем моря, причины плавания тел, условия плавания судов, изменение осадки судна; - анализировать результаты эксперимента по изучению давления газа, опыт по передаче давления жидкостью, опыты с ведерком Архимеда; - выводить формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда, для определения выталкивающей силы; - устанавливать зависимость изменения давления в жидкости и газе с изменением глубины; - сравнивать атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли; - наблюдать опыты по измерению атмосферного давления и делать выводы; - различать манометры по целям использования; - устанавливать зависимость между изменением уровня жидкости в коленах манометра и давлением; - доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело; - указывать причины, от которых зависит сила Архимеда; -работать с текстом учебника, анализировать формулы, обобщать и делать выводы; - составлять план проведения опытов; - проводить опыты по обнаружению атмосферного давления, изменению атмосферного давления с высотой, анализировать их результаты и делать выводы; - проводить исследовательский эксперимент: по определению зависимости давления от действующей силы, с сообщающимися сосудами, анализировать результаты и делать выводы; - конструировать прибор для демонстрации гидростатического давления; - измерять атмосферное давление с помощью барометра-анероида, давление с помощью манометра; -применять знания к решению задач; - опытным путем обнаруживать выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее | |||||||
35 | Способы уменьшения и увеличения давления | ||||||||
36 | Давление газа . | ||||||||
37 | Закон Паскаля | ||||||||
38 | Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкостей на дно и стенки сосуда | ||||||||
39 | Решение задач. Контрольная работа № 3 «Давление в жидкости и газах» | ||||||||
40 | Сообщающиеся сосуды | ||||||||
41 | Вес воздуха, атмосферное давление, воздушная оболочка земли | ||||||||
42 | Измерение атмосферного давления, опыт Торричелли | ||||||||
43 | Барометр-анероид , атмосферное давление на разных высотах | ||||||||
44 | Манометр, решение задач | ||||||||
45 | Поршневой жидкостный насос, гидравлический пресс | ||||||||
46 | Действие жидкости и газа на погружённое в них тело | ||||||||
47 | Закон Архимеда. Плавание тел | ||||||||
48 | Инструктаж по Т/б -Л/р 8 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело» | ||||||||
49 | Плавание тел | ||||||||
50 | Решение задач «Архимедова сила. Условие плавания тел» | ||||||||
51 | Инструктаж по Т/б Л/р9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» | ||||||||
52 | Плавание судов, воздухоплавание | ||||||||
53 | Зачёт № 2 по теме «Архимедова сила. Условие плавания тел. Плавание судов» | ||||||||
54 | Контрольная работа № 4 «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» | ||||||||
55 | Механическая работа. Единицы работы. | - Вычислять механическую работу, мощность по известной работе, энергию; - выражать мощность в различных единицах; - определять условия, необходимые для совершения механической работы; плечо силы; центр тяжести плоского тела; - анализировать мощности различных прибо- ров; опыты с подвижным и неподвижным блоками; КПД различных механизмов; - применять условия равновесия рычага в практических целях: подъем и перемещение груза; - сравнивать действие подвижного и неподвижного блоков; - устанавливать зависимость между механической работой, силой и пройденным путем; между работой и энергией; - приводить примеры: иллюстрирующие, как момент силы характеризует действие силы, зависящее и от модуля силы, и от ее плеча; применения неподвижного и подвижного блоков на практике; различных видов равновесия, встречающихся в быту; тел, обладающих одновременно и кинетической, и потенциальной энергией; превращения энергии из одного вида в другой; - работать с текстом учебника, обобщать и делать выводы; - устанавливать опытным путем, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной; вид равновесия по изменению положения центра тяжести тела; - проверять опытным путем, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии; правило моментов; - работать в группе; - применять знания к решению задач; - демонстрировать презентации; - выступать с докладами; - участвовать в обсуждении докладов и презентаций |
| ||||||
56 | Мощность. Единицы мощности. | ||||||||
57 | Простые механизмы, рычаги, равновесие сил на рычаге | ||||||||
58 | Момент силы, рычаги в технике | ||||||||
59 | Инструктаж по Т/б Л\р10 «Выяснение условий равновесия рычага» | ||||||||
60 | Применение закона равновесия рычага к блоку, равенство работ при использовании простых механизмов | ||||||||
61 | Решение задач. «Рычаг. Условие равновесия рычага» | ||||||||
62 | Центр тяжести | ||||||||
63 | Условие равновесии тел. Итоговое тестирование (20-25 мин) | ||||||||
64 | Инструктаж по Т/б Л/р11 «КПД. Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости» | ||||||||
65 | Энергия, потенциальная и кинетическая энергии. | ||||||||
66 | Закон сохранения энергии, энергия рек и ветров | ||||||||
67 | Зачёт № 3 по теме «Работа и мощность» | ||||||||
68 | Итоговая контрольная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...