Методы,формы организации деятельности учащихся на уроках физики
методическая разработка по физике
Практика моей работы убедила в том, что в основе любого урока физики должен лежать эксперимент, позволяющий развивать учебно-логические умения школьников. Данная статья посвящена различным подходам и методам обучения физике, которые повышают иформативность урока, эффективность обучеия, придают уроку диамизм и выразительность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы, формы организации деятельности учащихся на уроках физики
Согласно дидактической системе обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения.
Главным критерием успешности проведения урока должно стать участие в учебной деятельности всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей.
Использование различных методов обучения позволяет наиболее полно воздействовать на личность, наиболее обстоятельно рассмотреть изучаемый материал.
В рамках ФГОС я использую активные и интерактивные методы, как более действенные и эффективные.
Кейс-метод. Задаю ситуацию (реальную или максимально приближенную к реальности). Ученики исследуют ситуацию, предлагают варианты ее разрешения, выбирают лучшие из возможных решений.
Для более глубокого усвоения физических законов и повышения интереса к изучению предмета использую демонстрационный эксперимент. В качестве наглядности использую таблицы и плакаты, которые служат для ознакомления обучающихся с устройством сложных приборов и машин. Графики способствуют развитию мышления учащихся, побуждает их к исследованию явлений с количественной стороны.
Помимо основных методов обучения использую развивающие методы обучения. Для понимания цели и повышения мотивации изучения учебного материала использую элементы проблемного метода изучения нового материала. С помощью вопросов подвожу их к пониманию и усвоению новых знаний. Например: при изучении таких понятий как сила, работа и мощность, обучающиеся теряют интерес к предмету из-за чрезмерной абстрактности учебного материала. Поэтому урок на тему “Механическая работа и мощность” провожу следующим образом: приглашаю одного ученика (“спортсмен”) к доске, который поднимает гантель 10 раз. Остальные учащиеся засекают время выполнения упражнения. Затем вычисляем силу, работу и мощность по формулам. Результаты учащихся удивляют (человек развивает мощность 1 кВт за короткое время).
Другим методом нетрадиционных учебных занятий является учебная конференция.
Образовательное значение конференций состоит в том, что в процессе подготовки к ним учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой. На своих уроках я провожу конференции при изучении таких тем, как “Давление на дне морей и океанов”, “Исследование морских глубин”, “Плавание судов” (7 класс), “Развитие ракетной техники”, “Влажность воздуха”, “Биологическое действие радиации”, “Действие электрического тока на человека”. После прослушивания и обсуждения докладов обобщаю все, что узнали на конференции, оцениваем качество докладов совместно с учащимися.
Также на своих уроках использую эвристический метод — применяю разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, находить и принимать решения, развивать способности, учащиеся учатся общаться и создавать особую эмоциональную среду.
При обобщении пройденного материала использую учебное кино. Во время просмотра кинофильма активизацию работы учащихся осуществляю различными путями:
перед показом задаю вопросы, ответы дают после просмотра;
предлагаю объяснить явления, которые учащиеся увидят в фильме;
отобрать из фильма опыты и примеры, не показанные на уроке;
опрашиваю после просмотра фильма.
Все эти приемы позволяют активизировать внимание учеников во время просмотра, сделать целенаправленным их восприятие.
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся являются организации самостоятельной учебной работы (решение задач, лабораторные работы и т.д.).
На своих уроках использую задачи различного вида: текстовые задачи, графические и задачи – рисунки.
Лабораторные работы прививают умения и навыки в обращении с измерительными приборами, приучают сознательно применять знания в жизни. Правильно организованные лабораторные занятия активизируют мысль учащихся, приучают их самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос.
Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь я сама формулирую проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.
Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения.
Выбор метода зависит от многих условий:
цели обучения;
уровня подготовленности учащихся;
возраста учащихся;
времени, отведенного на изучение материала;
оснащенности школы;
теоретической и практической подготовленности учителя.
Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.
Хорошие результаты дает работа в постоянных парах. Она помогает заполнить пробелы, стимулирует активную деятельность со стороны каждого ученика. Чаще всего такая работа осуществляется с участием соседей по парте. Поэтому важно изначально при рассаживании детей обращать внимание на их уровень подготовки, чтобы ученики могли эффективно взаимодействовать друг с другом.
Также возможна работа в парах сменного состава. Такие формы организации урока позволяют взглянуть на ту или иную ситуацию с разных сторон. В таком случае определенная проблема может предстать в новом ракурсе. При подготовке к урокам я стараюсь тщательно продумать формы и методы организации работы на уроке для активизации познавательной деятельности ученика, для привития интереса к учебе.
Главная задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику сформировать положительную учебную мотивацию и включить школьников в решение проблемных ситуаций, используя для этого различные методы и средства обучения. Все перечисленные методы и формы организации работы на уроках отвечают требованиям новых стандартов, помогают вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету. Взаимодействие и сотрудничество способствуют формированию культуры поведения.
Практически на любом занятии при организации любого вида работы можно активизировать деятельность учащихся различными методами и приемами.
Примеры:
- 1. Создание проблемной ситуации перед изучением нового материала с помощью решения задачи; при этом осуществляется и актуализация знаний. Задача: «Определить сечение провода для передачи электроэнергии от ГЭС, мощность которой 106 кВт, напряжение на генераторе 16 кВ, если потребитель находится на расстоянии 300 км». (Результат вычисления — около 100 см2.) Проблема: как быть?
- 2. Использование экспериментальных задач с разными целями. Примеры: Одинаковы ли будут результаты измерения сопротивления лампочки накаливания с помощью омметра и расчета на основе закона Ома? (Создание проблемной ситуации перед изучением вопроса о зависимости сопротивления от температуры.) Как и почему будут изменяться показания приборов при передвижении ползунка реостата? (Применение знаний в измененной ситуации.)
Этап урока | Вид деятельности учителя, учащихся | Методы обучения |
Актуализация: повторение материала 7 класса о силах | Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают. Примеры, иллюстрации | Эвристическая беседа (словесные и наглядные методы) |
Какая из сил важнее, более распространена? Показ проявлений явления трения | Информационно-рецептивный (рассказ) | |
Формирование понятий и умений | Демонстрация явлений трения, работа с таблицей | Информационно-рецептивный (рассказ, опыты и др.) |
Ответы на вопросы. Учащиеся слушают, смотрят, пишут | Эвристическая беседа. | |
Фронтальные опыты по изучению зависимости силы трения от вида поверхностей, от смазки, от груза | Репродуктивный (наглядные и практические методы) | |
Применение знаний | Решение экспериментальных задач:
| Проблемное обучение (словесные наглядные, практические методы в сочетании друг с другом) |
Действует ли на покоящийся брусок сила трения? | Информационно-рецептивный | |
Доклады учащихся. Работа с учебником. Самостоятельное решение задач | Репродуктивный (практические, словесные при контроле работы) |
- 3. Связь изучаемого материала с жизнью, с практикой. Примеры методических приемов: Почему зубные врачи не рекомендуют после горячего сразу есть холодное? Рассказ об «использовании» физики в живой природе: принцип ракетного движения кальмаров... Экскурсии на производство перед изучением темы.
- 4. Самостоятельная работа учащихся разного содержания и разных видов: работа с книгой, работа с иллюстрациями, раздаточным материалом, решение задач, лабораторные работы.
- 5. Средства эмоционального и эстетического воздействия: рисунки, окраска голоса, занимательные демонстрации и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы, формы организации деятельности учащихся на уроках физики
Методы и приемы на уроках физики.Активность учащихся на уроке - одна из актуальных проблем в образовательном учреждении.Эффективным являются активные методы обучения – это методы, которые побужд...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/01/picture-354771-1391258757.jpg)
Методы, формы, средства организации деятельности учащихся на уроках математики
Методы, формы и средства...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/26/picture-424041-1569510893.jpg)
Методы, формы, средства организации деятельности учащихся на уроках математики
Математическое образование это неотъемлемая часть гуманитарного образования в широком понимании этого слова, один из основных элементов формирования личности. В новых стандартах образования гово...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/27/picture-1122130-1551275087.jpg)
Методы, формы, средства организации деятельности учащихся на уроках математики.
В современных условиях в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследова...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/26/picture-1390401-1645868485.jpg)
Методы, формы, средства организации деятельности учащихся на уроках математики
Математика на протяжении всей истории человечества является одной из основных составных частей человеческой культуры, ключом к познанию и адекватной оценке окружающего мира. Математическое образование...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/28/picture-1158266-1566983287.jpg)
Методы, формы, средства организации деятельности учащихся на уроках математики.
Методы, формы, средства организации деятельности учащихсяна уроках математикиМатематика на протяжении всей истории человечества является одной из основных составных частей человеческой культуры, ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/29/picture-1540282-1730183478.jpg)
Методы, формы, средства организации деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства.
Методы, формы, средства организации деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства. ...