Методы, формы, средства организации деятельности учащихся на уроках математики
статья
Математическое образование это неотъемлемая часть гуманитарного образования в широком понимании этого слова, один из основных элементов формирования личности. В новых стандартах образования говорится о том, что “одной из целей математического образования является овладение школьниками системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности”. В данной статье рассматриваются методы, формы, средства организации деятельности учащихся на уроках математики. В современных условиях в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы, формы, средства организации деятельности учащихся
на уроках математики
Математика на протяжении всей истории человечества является одной из основных составных частей человеческой культуры, ключом к познанию и адекватной оценке окружающего мира. Математическое образование это неотъемлемая часть гуманитарного образования в широком понимании этого слова, один из основных элементов формирования личности. В новых стандартах образования говорится о том, что “одной из целей математического образования является овладение школьниками системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности”. И современное общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить. Поэтому в современных условиях в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности.
Что же следует понимать под методом обучения? Скорее всего, это способ взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит передача новых знаний, умения, навыка.
Традиционно в методике образования методы обучения и воспитания детей классифицируют следующим образом:
1. Методы организаций и осуществления учебно-познавательной деятельности
- по источнику материала: словесные, наглядные, практические.
- по характеру обучения: поисковые, исследовательские, эвристические, проблемные, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные.
- по логике изложения и восприятия нового знания: индуктивные и дедуктивные.
- по степени взаимодействия учителя и учеников: пассивные, активные и интерактивные.
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);
- методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).
3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
- методы устного контроля и самоконтроля
- методы письменного контроля и самоконтроля
- методы практического контроля и самоконтроля
Не менее важен наглядный метод (демонстрация, показ образца, иллюстрация) и практический метод, включающий в себя наблюдение, опыты.
Практические методы учения – это вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ).
Упражнения - это планомерно организованное повторное выполнение каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования.
Объяснительно-иллюстративные отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.
Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.
Методы проблемного обучения: проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятельность, учитель ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения; частично-поисковые, или эвристические методы, используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования;
- исследовательские методы - способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.
Эти методы наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении.
- Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
Организацию деятельности учащихся можно считать успешной, если методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (учебно-наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др.). «Средства обучения» имеет и более широкий смысл и трактуется как совокупность компонентов, способствующая достижения целей образования, т.е. комплекс методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения. Под специальными средствами обучения понимаются технологии обучения.
Дидактические средства для эффективного достижения целей образования: стандарты образования, основные и дополнительные источники информации, индивидуальные средства учащихся, такие как учебники, тетради, дополнительные источники информации и т.д. Все средства можно разделить на: вербальные (учебники, рабочие тетради, тетради контрольных и проверочных работ) и наглядные (картины, схемы, таблицы, видео, слайды, мультимедиа, опыт, натуральные объекты, плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
Успешность обучения на уроке во многом зависит от того, в какой форме организована познавательная деятельность учащихся. В философском смысле понятие «форма» трактуется как «строение, устройство, система организации, внутренняя структура, непрерывно связанная с определённым содержанием».
Выделяют три формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная работа; подразумевает отдельную самостоятельную работу учащегося, подобранную в соответствии с уровнем его подготовки (работа по карточкам; выполнение заданий по образцу, по алгоритму, по схеме; работа у доски; написание рефератов; работа с учебниками и т. д.) задания могут быть одинаковые для всего класса или специфические. Индивидуальная работа учитывает особенности конкретного ученика; дает каждому опыт познавательной творческой деятельности; способствует воспитанию самостоятельности; позволяет объективно оценить знания. Но в то же время, индивидуальная работа ограничивает общение учащихся; ученик изолированно усваивает учебный материал; результат работы и оценка касаются и интересуют только ученика и учителя
- фронтальная работа; предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи (беседа; обсуждение; сравнение; диктант и т. д.). Возможности фронтальной работы: создание проблемной ситуации; подводящий диалог; сообщение темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема, постановка и решение учебной проблемы. Фронтальная работа воспитывает в учащихся чувство коллективизма; позволяет обучаемым рассуждать; формирует устойчивые познавательные интересы; учитель получает возможность влиять на весь коллектив класса. Но вместе с тем, можно наблюдать тенденции к нивелированию учащихся: побуждению к единому темпу работы; не учитывает индивидуальные особенности; нет четких критериев выставления оценки
- групповая форма работы предусматривает создание небольших по составу групп в пределах одного класса. Формы группового взаимодействия: парная работа (два ученика выполняют некоторую часть работы вместе -зачеты по теории; взаимопроверка домашнего задания с применением «Математическое домино»,. «Математическое лото» . Кооперативно-групповая обучение в малых группах учащихся, объединенных общей учебной целью, учитель руководит работой каждого опосредованно через задачи, которые он ставит перед группой ;разные способы решения одной и той же задачи; изучение новой темы на основе фактических данных; уроки обобщающего повторения работа ученических групп с различными учебными возможностями; дифференцированно-групповая; уроки закрепления знаний деятельность в постоянных малых ученических группах, управляемых лидерами; звеньевая форма. Формы группового взаимодействия способствуют активизации деятельности, учету индивидуального вклада каждого, совершенствованию речи, воспитанию взаимопонимания, взаимопомощи…, но вместе с тем, учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения.
Важно заметить, что эти три формы эффективны в сочетании!
Несколько примеров.
Статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель»-«ученик» (пару может составлять два «слабых» ученика, два «сильных», «слабый» и «сильный» - при условии взаимного расположения).
Динамическая четверка: четверо учащихся готовят одно задание, которое разделено на четыре части. После подготовки «своей» части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.д., т. е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей.
Вариативная четверка, в которой каждый член группы получает «своё» задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме динамической четверки. В результате каждый усваивает содержание четырех заданий.
Дидактическую игру « МУЛЬТСТУДИЯ» 6 классе использую для отработки навыков построения точек на координатной плоскости по их координатам , на уроках повторения в 7 классе, учащиеся с удовольствием рисуют по координатам.
«Математические карты» Снабдить каждого игрока карточками с заданиями теоретического характера. Например, сформулировать какое-то правило или дать какое-то определение. Карта считается битой, если на вопрос, стоящий в ней, дан правильный ответ. Битая карта откладывается в сторону. Если ответ неверный, то карта остается в колоде у игрока, который дал неверный ответ. В результате проигрывает тот, у кого в конце игры на руках остались карты. В ходе игры контролируются теоретические знания учащихся, организуется постоянное повторение, тематический учет знаний. На игру следует отводить не более 5 минут.
«Путаница» На листочках бумаги или на интерактивной доске в разброс даны слова. Расположить их в таком порядке, чтобы получилась формулировка теоремы, правила и т.п. ( Свойства параллелограмма и признаки параллелограмма), (Признаки параллельности прямых и свойства углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей).
«Третий лишний» Поочередно демонстрируются названия различных объектов. Два из них имеют какое-то общее свойство, а третий – нет. Например:( гектар, сотка, метр) (ярд, тонна, центнер) ( конус, квадрат, круг) (треугольник, прямоугольник, квадрат) ( прямая, отрезок, угол)
Приём – «Синквейн». Правила написания: 1 строка-тема называется одним словом (обычно существительным). 2 строка – описание темы в двух словах (двумя прилагательными ). 3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы). 4 строка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой). 5 строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы
1.Функция
2.Возрастающая, четная (переменная, убывающая, нечетная, периодическая, монотонная, ограниченная, неограниченная, обратимая, линейная, квадратичная….)
3.Строить, исследовать, задавать
4.Каждому значению переменной х соответствует значение у
5.Соответствие
В условиях глобальной информатизации общества появляется необходимость научить подрастающее поколение приобретать, сохранять и творчески применять в жизни любую информацию. А значит современный урок математики должен стать результатом творчества не только учителя, но и учащихся. На уроках должен быть заложен принцип высокой мотивации. Поэтому в условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся различные технологии: Информационно – коммуникационная технология; технология развития критического мышления; проектная ; развивающего обучения; здоровьесберегающие ; проблемного обучения; игровые технологии и т.д.
К примеру «Технология уровневой дифференциации», используемая мною.
Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, учащиеся могут усваивать материал на различном уровне.
Главной педагогической установкой данной технологии является формирование положительной мотивации учения у школьников. Ключевым моментом в организации учебного процесса является создание таких условий, при которых каждый из обучаемых испытал бы учебный успех, смог бы увидеть свои достижения и захотел ликвидировать пробелы в своих знаниях и умениях. Стараюсь создать атмосферу доброжелательности, дружелюбия, увлеченности. Ведь учиться должно быть легко и приятно. Знакомлюсь с детьми, посещая уроки выпускного класса начальной школы. Взяв пятиклассников, наблюдаю за ними в течение учебного года, анализируя способности детей. Но, с ф стороны, учение без препятствий, без трудностей вызвало бы мало интереса, не вело бы к развитию учащихся. Трудности надо учить преодолевать.
Уровневая дифференциация - это организация учебной деятельности учащихся по условным микро группам, члены которых близки (сходны) по способностям, интересам, навыкам и умениям в изучении учебного материала, а иногда по психическому состоянию.
Различают два уровня дифференциации: уровневая и профильная. Оба вида сосуществуют и взаимно дополняют друг друга на всех ступенях школьного математического образования.
В основной школе преобладает уровневая дифференциация. На старшей ступени приоритет отдаётся профильному обучению. Вместе с тем дифференциация по содержанию может проявляться уже в основной школе, где она осуществляется через кружковые занятия и факультативы.
Данная работа не может быть начата без диагностики уровня развития учащихся.
В процессе обучения обычно выделяют три уровня учащихся, для которых дифференцируются как цели, так и формы обучения: уровень первый «низкий». Целью является пробудить интерес, ликвидировать пробелы, сформировать умение работать по образцу, используя репродуктивные формы обучения (воспризведения информации, работа по образцу, тренировочные задания); Второй уровень «средний». Цель: развить устойчивый интерес к предмету; закрепить и повторить имеющиеся знания; сформировать умение работать самостоятельно. Формы обучения продуктивные (применение знания в новой ситуации; создание нового продукта: схем, тестов и т.п.) . Третий уровень высокий . Сформировать новые способы действий, умение выполнять задания повышенной сложности и нестандартные задания; развить умение самостоятельной организации обучения. Формы обучения – творческие.
Уровневая дифференциация обучения предусматривает наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь учащийся.
Использование технологии уровневой дифференциации на уроке предполагает:
- работу с несколькими группами учащихся на разных уровнях усвоения материала;
- наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках.
Некоторые способы уровневой дифференциации на уроках.
- Дифференциация по объему учебного материала. Это пожалуй, самый простой способ дифференциации. Он заключается в том, что учащимся с низким уровнем обучаемости, медлительным дается больше времени на выполнение задания. Учащиеся 2-ой и 3-ей групп в это время выполняют дополнительное задание (аналогичное основному, более трудное или нестандартное, задание игрового характера: задание на смекалку, кроссворд, анаграмму и т.п.).
- Дифференциация по уровню трудности. Довольно часто работа учащихся дифференцируется по уровню трудности.
- Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
- Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.
Такой способ предусматривает самостоятельную работу учащихся. Но тем, кто испытывает затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Наиболее распространенными видами помощи являются: образец оформления ответа; памятки, планы; карточки-помощницы с наводящими вопросами; справочные материалы; наглядные опоры, иллюстрации, (в виде рисунка, фотографии, картины); начало или частичное выполнение задания.
- Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.
При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством преподавателя, а другие самостоятельно.
Методика дифференцированной работы на уроке
Изучение нового материала.
При изучении новой темы выделяется четыре этапа: изучение, усвоение, закрепление и углубление. В течение них должна быть усвоена тема. Объяснение нового материала обращено одинаково ко всем учащимся, хотя и не исключены сообщения внепрограммного материала для второй и третьей групп. Первая группа в это время отрабатывает материал, записанный в тетрадь. Учащиеся 3группы переходят от обязательных заданий к творческим. Учащиеся 2 группы сосредоточиваются на упражнениях, которые требуют хорошего понимания основных положений темы и умений сделать 1-2 логических шага в направлении развития этих положений. Учащиеся 1. группы снова и снова возвращаются к основным моментам объясненной темы.
Проверка усвоения изученного материала.
При проверке усвоения материала проводится дифференцированно с использованием заданий различного уровня сложности. Для учащихся из 1. группы допускается использование составленного плана ответа, алгоритма к заданию. В работе на уроках используются разноуровневые карточки. В этих карточках на первом этапе – решение обязательных заданий, на втором этапе – более сложные задания, на третьем этапе – задания, требующие творческого подхода. При получении такого задания каждый ученик определяет для себя этапы работы.
Организация текущего повторения.
При организации повторения ликвидируются выявленные пробелы в знаниях теоретического материала, разъясняются недочеты, делается анализ ошибок, допущенных учениками в самостоятельных и контрольных работах. При разборе таких упражнений предлагаются каждой группе разные задания: "выберите из данных ответов верный"; "исправьте ошибку" ( 1 группе ); "назовите правило, которое применили"; "закончите решение" (2. группе); "поясните причину допущенной ошибки"; "сформулируйте определение использующихся понятий"; "придумайте подобное упражнение" (3 группе ).
Дифференцированная домашняя работа.
Каждой группе учащихся дается дифференцированная домашняя работа (особенно практическая часть). (1 группе) предлагаются задания, соответствующие обязательным результатам обучения. Группа 2 выполняет такие же задания, к которому добавляется более сложная задача из учебника. Для группы 3 задания из учебника дополняются задачами из различных пособий (в старших классах – из пособий для подготовки к ЕГЭ).
Контроль знаний (проведение самостоятельных и контрольных работ).
Самостоятельные и контрольные работы содержат задания обязательного уровня и повышенного уровня сложности. Обучающие самостоятельные работы обычно состоят из трех видов заданий: решение по образцу (для группы 1); выделение главного в решении или нужного ответа из нескольких (для группы 2); работа с дополнительным материалом (для группы 3) Тематические, итоговые контрольные работы составляются также разного уровня. Использование при проведении контрольных работ несколько вариантов позволяет говорить об индивидуальном подходе к каждому ученику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы, формы, средства организации деятельности учащихся.
В данном разделе описаны методы, формы, средства организации деятельности учащихся на уроках бурятского языка. которые использую в своей педагогической деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/01/picture-354771-1391258757.jpg)
Методы, формы, средства организации деятельности учащихся на уроках математики
Методы, формы и средства...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/27/picture-1122130-1551275087.jpg)
Методы, формы, средства организации деятельности учащихся на уроках математики.
В современных условиях в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследова...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/31/picture-1213442-1580456343.jpg)
Методы, формы, средства организации деятельности учащихся с нарушением зрения на уроках информатики и ИКТ.
Незрячие и слабовидящие дети обладают огромными компенсаторными возможностями, которые реализуются в условиях специального обучения. При выборе методов, форм, средств учитываются характер и структура ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/26/picture-1390401-1645868485.jpg)
Методы, формы, средства организации деятельности учащихся на уроках математики
Математика на протяжении всей истории человечества является одной из основных составных частей человеческой культуры, ключом к познанию и адекватной оценке окружающего мира. Математическое образование...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/28/picture-1158266-1566983287.jpg)
Методы, формы, средства организации деятельности учащихся на уроках математики.
Методы, формы, средства организации деятельности учащихсяна уроках математикиМатематика на протяжении всей истории человечества является одной из основных составных частей человеческой культуры, ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/29/picture-1540282-1730183478.jpg)
Методы, формы, средства организации деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства.
Методы, формы, средства организации деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства. ...