Рабочая программа внеурочной деятельности "Экспериментальная физика"
рабочая программа по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Перелыгина Юлия Алексеевна

Программа «Экспериментальная физика » - образовательная, модифицированная, естественно-научного направления, ориентированная на активное приобщение детей к познанию окружающего мира, выполнение  работ исследовательского характера, решение разных типов задач, постановку эксперимента,  работу с дополнительными источниками информации, в том числе электронными

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentalnaya_fizika_1_chas.docx531.82 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экспериментальная физика» составлена на основании следующих нормативных документов:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  • Федеральный  государственный образовательный стандарт начального  общего образования (приказ Минобразования  и науки РФ от  06.10.2009  № 373 с учетом изменений, внесенных приказами Минобразования  и науки РФ от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060,  от 29.12.2014 №1643, №1576 от 31.12. 2015);
  • Федеральный  государственный образовательный стандарт основного  общего образования (приказ Минобразования  и науки РФ 17 декабря 2010 г. N 1897, с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказа Министерства образования и науки России  от 17 мая 2012 г. N 413),  с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.  
  • "О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся" Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712
  • Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
  • Письмо Минобрнауки от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС»;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 “О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ”
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. N 09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
  • Основная образовательная программы НОО, ООО, СОО МБОУ «Бичурская СОШ №4 имени Героя Советского Союза Соломенникова Е.И.»

Программа кружка «Экспериментальная физика » - образовательная, модифицированная, естественно-научного направления, ориентированная на активное приобщение детей к познанию окружающего мира, выполнение  работ исследовательского характера, решение разных типов задач, постановку эксперимента,  работу с дополнительными источниками информации, в том числе электронными.

Актуальность программы

Физика исследует фундаментальные закономерности явлений; это предопределяет ее ведущую роль во всем цикле естественно-математических наук. Физика является фундаментом научно-технического прогресса. Однако в течение последних десятилетий наблюдается постепенное снижение интереса школьников к предметам естественного цикла и  низкому проценту выбора учащимися физико-технических специальностей. Поэтому создание кружка «Экспериментальная физика» является особенно актуальным, так как решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных занятий способствует пробуждению и развитию у школьников устойчивого интереса к физике.

Программа кружка  «Экспериментальная физика» весьма востребована, так как в настоящее время  в Бичурском районе не реализуется ни одной  дополнительной  общеразвивающей программы естественно-математической направленности.

Актуальность данной программы заключается в ее профориентационной направленности.

Главное достоинство данной программы в том, что при ее реализации теоретические знания детей и умения их применять в конкретной жизненной ситуации используются не обособленно, а параллельно, притом сейчас, а не когда-то в будущем. К тому же в дополнительных экспериментальных заданиях можно более полно учесть местные природные и бытовые (технические) условия. Поэтому они в большей степени содействуют пониманию значимости изучаемых в курсе физики вопросов для практического взаимодействия с окружающей природой и техникой.

Важно, что в процессе систематического и самостоятельного выполнения экспериментов учащиеся усваивают методологию экспериментального исследования – необходимость действовать в такой последовательности: постановка цели задания, выработка способа ее достижения, планирование эксперимента, его проведение, представление результатов эксперимента в виде таблиц, графиков, математических зависимостей или словесного описания, защита полученных из эксперимента знаний при обсуждении работы.

Постановка персональных опытов и конструирование приборов часто вызывает необходимость дополнительных сведений, что стимулирует учащихся к приобретению знаний через работу в  сети интернет,  чтение книг, журналов и консультаций у учителя, родителей. Выполняя задания, ученики приобщаются к соблюдению правил эксплуатации различного рода приборов и инструментов, всевозможных механизмов.

 Отличительной особенностью данной образовательной программы является нацеленность на разновозрастную группу детей  от 13 до 18 лет.  В связи с этим отсутствует строгая привязка  к  последовательности изучения тем в школьной программе по  физике.

 В программе предусмотрены  практические занятия под открытым небом  («Физика по временам года»)

Также отличительной особенностью данной образовательной программы является направленность  на формирование учебно-исследовательских навыков, различных способов деятельности  учащихся для участия в научно-исследовательских, научно-практических конференциях, олимпиадах.

Уровень программы – базовый. Срок реализации – 1 год. Объем – 1 час в неделю (35 часов в год)

Форма обучения  -  очная.

Благодаря очной форме образовательного процесса ребята могут напрямую контактировать с организациями-партнерами в ходе  экскурсий, совместных занятий. Это способствует ранней профориентации в технических специальностях

Цель программы: развитие у детей навыков практической и экспериментальной деятельности  по физике.

Задачи.

Образовательные

  • формировать познавательный интерес детей к изучению физики 
  • формировать основополагающие понятия и опорные знания, необходимые при изучении физики и в повседневной жизни;
  • формировать экспериментальные умения: пользоваться простейшими приборами и инструментами и делать выводы на основе экспериментальных данных.
  • развивать навыки научно-исследовательской и проектной деятельности
  • развивать  техническое мышление

Планируемые результаты

Предметные:

  • ориентироваться в явлениях и объектах окружающего мира, знать границы их применимости;
  • понимать определения физических величин и помнить определяющие формулы;
  • понимать каким физическим принципам и законам подчиняются те или иные объекты и явления природы;
  • наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы;
  • пользоваться измерительными приборами,
  • собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов,
  • анализировать полученные результаты  

Личностные:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции ребенка на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.

Метапредметные:

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащихся:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научится:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащихся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связах;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающих явлениях с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознания деятельности по решению задачи.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащихся:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Кружковец получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Тематическое планирование

№ занятия

Наименование раздела и тем

Количество часов

Количество часов

теория

практика

1

Вводное занятие. Цели и задачи курса.

Техника безопасности.

1

1

Физика и времена года: Физика осенью. (6 часов)

2

Экскурсия на осеннюю природу. Создание презентации «Физика Осенью»

1

1

3

Аэродинамика. Изготовление модели воздушного змея и других летающих моделей.

2

1

1

4

Испытание собственных моделей. Конкурс «Летающий змей»

1

1

5

Загадочное вещество – вода. Решение проблемы очистки воды в домашних и походных условиях, влияние воды на здоровье человека, создание проектов по данной теме

2

1

1

Взаимодействие тел (9 часов)

6

Механическое движение. Использование в технике принципов движения живых существ.

1

1

7

Явление инерции. «Неподвижная башня». Практическая работа «Измерение быстроты реакции человека».

2

1

1

8

Плотность. Практическая работа «Определение плотности природных материалов». «Определение объема и плотности своего тела».

2

2

9

Явление тяготения. Сила тяжести. Решение задач. Почему звезды не падают?

1

1

10

Сила трения. Занимательный опыт  «Шарик на нити».

1

1

11

Механическая работа и мощность. Практическая работа «Определение работы и мощности рук. Определение механической работы при прыжке в высоту». Практическая работа  «Определение средней мощности, развиваемой при беге на дистанцию 100 м».

2

2

Физика и времена года: Физика зимой. (3 часа).

12

Физика - наука о природе. Можно ли изучать природу зимой? Прогулка на зимнюю природу. Создание презентации «Физика зимой»

1

1

1

13

Физика у новогодней елки

2

1

1

Давление твердых тел, жидкостей и газов (5 часов)

14

Давление твердых тел. Закон Паскаля. Давление в жидкости.

1

1

15

Роль атмосферного давления в природе. Атмосферное давление и погода. Занимательные опыты

2

1

1

16

Практическая работа «Измерение атмосферного давления в школе и на улице». Атмосферное давление и медицина. Кровяное давление. Практическая работа «Определение давления крови у человека».

2

1

2

Тепловые явления (3 часа)

17

Температура. Термометр. Примеры различных температур в природе. Познавательная прогулка. Измерение температуры воздуха в помещении и на улице, температуры почвы, на глубине и поверхности. Испарение. Влажность. Измерение влажности воздуха в помещении и на улице.

2

1

1

18

Вечер «Физика за чашкой чая». Занимательные опыты и вопросы. «Кипение воды в бумажной коробке».

1

1

Физика и времена года: Физика весной (1 час).

19

Физические явления весной. Туман. Туман глазами внимательного наблюдателя.

1

1

Физика и электричество (4 часа).

20

Электрические явления. Электризация тел. Способы соединения потребителей электрической энергии. Проводники и непроводники электричества. Электрическая цепь и ее составные части.

2

1

1

21

Атмосферное электричество. Грозовая туча. Молния в атмосфере

1

1

22

Сто тысяч почему?» Развлекательная игра.

1

1

Достижения современной физики (1 час)

23

Наноматериалы.Нанотехнологии вокруг нас. Системы астронавигации (GPS и Глонасс). Средства современной связи.

1

1

Физика и времена года: Физика летом (2 часа).

24

Какой месяц лета самый жаркий? Жаркое лето и пчелы. Как и когда правильно срезать цветы?

1

1

25

Экскурсия «Физика у водоема». Закат Солнца. Удивительное в солнечных закатах

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект рабочей программы внеурочной деятельности по физике "Методы решения физических задач"

Проект рабочей программы внеурочной деятельности по физике "Методы решения физических задач"  создан на основе проекта примерных программ по учебным предметам "Физика 7-9 классы".  Серия "Ст...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Занимательная физика" (исследовательская работа) + описание проводимых опытов

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Занимательная физика", проводимой мною в 5 классах, а также описание проведения опытов по этому курсу....

Рабочая программа внеурочной деятельности по физике для 5 класса

Данная образовательная программа составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности для основной школы Е.М. Шулежко, А.Т. Шулежко. Пропедевтика естественнонаучных знаний в 5 классах спос...

Рабочая программа внеурочной деятельности по физике для 6 классов « Какая она - ФИЗИКА?»

Настоящий  курс  разработан на основе учебника  А.Е. Гуревича, Д.А. Исаева и Л.С Понтак «Естествознание» для 5-6 классов. Издательство Дрофа 2012 год.  Методические пособия тех же ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по физике для 7 класса "Физика в задачах".

Внеурочная деятельность позволяет развивать интерес у учащихся к предмету....

Рабочая программа внеурочной деятельности по физике для 8 класса "Измерения физических величин"

Физика - наука экспериментальная. Развитие навыков проведения опытов....