Рабочая программа внеурочной деятельности по физике для 5 класса
рабочая программа по физике (5 класс) на тему
Данная образовательная программа составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности для основной школы Е.М. Шулежко, А.Т. Шулежко. Пропедевтика естественнонаучных знаний в 5 классах способствует начальному формированию и дальнейшему развитию физических понятий в системе непрерывного физического образования и обеспечивает формирование у учащихся целостного представления о мире. Изучение данного курса учащимися 5 классов (10-11 лет) обеспечивает преемственность обучения в системе непрерывного физического образования, являясь подготовительным этапом для изучения физики в основной школе (7-9 классы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma-vneurochka-fizika-5_klass.docx | 43.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная образовательная программа составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности для основной школы Е.М. Шулежко, А.Т. Шулежко, имеет общеинтеллектуальную направленность, нацелена на дополнительное обучение для дальнейшего повышения образования. Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности.
Пропедевтика естественнонаучных знаний в 5 классах способствует начальному формированию и дальнейшему развитию физических понятий в системе непрерывного физического образования и обеспечивает формирование у учащихся целостного представления о мире.
Изучение данного курса учащимися 5 классов (10-11 лет) обеспечивает преемственность обучения в системе непрерывного физического образования, являясь подготовительным этапом для изучения физики в основной школе (7-9 классы).
Актуальность данной программы состоит в ориентации на формирование у учащихся личностных качеств, социально значимых знаний, отвечающих динамичным изменениям в современном обществе, что является одним из требований модернизации современного образования. Физика, являясь фундаментом научного миропонимания, формирует у учащихся знания об основных методах научного познания окружающего мира, освоение которых предоставляет ученикам инициативу, независимость и свободу в процессе обучения и творчества при освоении реального мира вещей и явлений.
Новизной данной программы является опора на межпредметные связи физики с такими образовательными областями как Окружающий мир, Математика, Информатика и ИКТ. Программа позволяет применять знания из разных предметных областей, которые воплощают идею развития системного мышления у каждого учащегося, так как системный анализ — это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы. Творческое мышление — сложный многогранный процесс, общество всегда испытывает потребность в людях, обладающих нестандартным мышлением.
Цели программы:
- развитие интереса и творческих способностей младших школьников при освоении ими метода научного познания на феноменологическом уровне;
- приобретение учащимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы, многие из которых им предстоит изучать в старших классах школы;
- формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем.
Задачи программы
Образовательные:
- научить учащихся наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями;
- формирование умения выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании явлений;
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы.
Воспитательные:
- формирование потребности в саморазвитии;
- формирование активной жизненной позиции;
- развитие культуры общения;
- развитие навыков сотрудничества.
Развивающие:
- развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
- развитие чувства прекрасного;
- развитие у учащихся навыков критического мышления.
Возраст обучающихся: 10-11 лет.
Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год – 70 часов (2 час в неделю)
Формы и режим занятий:
Занятия проводятся групповые. Численность группы – 10-15 человек. Основной формой организации учебного процесса является занятие: беседа, дискуссия, тестирование, викторина, творческий проект, лабораторная работа.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Осваивая данную программу, обучающиеся научатся пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц, научатся применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений и решению простейших задач. Важным является также формирование умений применять знания по физике при изучении других предметов естественно-математического цикла.
Формы подведения итогов:
проведение олимпиад, тестирований, а также участие в школьных, городских, районных, всероссийских мероприятиях.
К концу всего курса обучения обучающиеся
будут знать:
- как объяснять на качественном уровне физические явления: равномерное и неравномерное движения, колебания нитяного и пружинного маятников, расширение тел при нагревании, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел;
- как измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу;
уметь:
- использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.);
- соблюдать правила поведения и технику безопасности при работе с физическими приборами;
- ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу;
- выполнять измерения физических величин (расстояние, промежуток времени, скорость, масса, сила).
Содержание курса
5 класс
Мы познаем мир, в котором живем (14 часов)
Природа. Явления природы. Что изучает физика. Методы научного познания: наблюдение, опыт. Моделирование. Физические величины и их измерения. Измерительные приборы. Математическая запись больших и малых величин. Что мы знаем о строении Вселенной.
Демонстрации:
- Механические, тепловые, электромагнитные, звуковые и световые явления природы.
- Различные измерительные приборы.
Лабораторные работы:
- Зависимость периода колебаний маятника на нити от длины нити.
- Изготовление линейки и ее использование.
- Определение цены деления измерительного прибора.
Пространство (20 часов)
Пространство и его свойства. Измерение размеров различных тел. Углы помогают изучать пространство. Измерение углов в астрономии и географии. Как и для чего измеряется площадь разных поверхностей. Как и для чего измеряют объем тел.
Демонстрации:
- Меры длины: метр, дециметр, сантиметр.
- Ориентация на местности при помощи компаса.
- Измерение углов при помощи астрономического посоха и высотомера.
- Мерный цилиндр (мензурка).
Лабораторные работы:
- Различные методы измерения длины.
- Измерение углов при помощи транспортира.
- Измерение площадей разных фигур.
- Измерение объема жидкости и твердого тела при помощи мерного цилиндра.
Время (6 часов)
Время. Измерение интервалов времени. Год. Месяц. Сутки. Календарь.
Демонстрации:
- Наблюдение падения капель воды при помощи стробоскопа.
- Действие электромагнитного отметчика.
- Измерение интервалов времени при помощи маятника.
- Измерение пульса.
Лабораторные работы:
- Измерение периода колебаний маятника.
- Стробоскопический способ измерения интервалов времени при движении бруска по наклонной плоскости.
Движение (12 часов)
Механическое движение. Траектория. Прямолинейное и криволинейное движение. Путь. Скорость. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения. Движение планет Солнечной системы.
Демонстрации:
- Равномерное движение.
- Неравномерное движение.
- Относительность движения.
- Прямолинейное и криволинейное движение.
- Стробоскопический метод изучения движения тела.
Лабораторные работы
- Изучение движения автомобиля по дороге (по рисунку учебника).
- Изучение равномерного прямолинейного движения бруска при помощи электромагнитного отметчика времени.
- Изучение неравномерного прямолинейного движения бруска при помощи электромагнитного отметчика времени.
- Изучение траектории движения шайбы в разных системах отсчета.
Взаимодействия (18 часов)
Взаимодействие тел. Земное притяжение. Упругая деформация. Трение. Сила. Силы в природе: сила тяготения, сила тяжести, сила трения, сила упругости. Векторное изображение силы. Сложение сил. Равнодействующая сила. Архимедова сила. Движение невзаимодействующих тел. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Преобразование энергии.
Демонстрации:
- Зависимость силы упругости от деформации пружины.
- Силы трения покоя, скольжения.
- Зависимость архимедовой силы от объема тела, погруженного в жидкость.
- Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы:
- Исследование взаимодействия груза с Землей и пружиной.
- Исследование зависимости удлинения пружины от силы ее растяжения.
- Градуировка динамометра. Измерение силы динамометром.
- Изучение зависимости силы трения от веса тела.
- Измерение выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость.
- Изучение движения парашютиста по стробоскопической записи.
- Исследование превращения энергии тела при его взаимодействии с Землей и пружиной.
Календарно-тематическое планирование
Распределение по темам
№ | Наименование компонентов и разделов | Кол-во часов |
1 | Мы познаем мир, в котором живем | 14 |
2 | Пространство | 20 |
3 | Время | 6 |
4 | Движение | 12 |
5 | Взаимодействия | 18 |
Итого | 70 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата теоретич. занятия | Дата практич. занятия | Скорректированная дата теоретич. занятия | Скорректированная дата практич. занятия |
Природа. Явления природы. Что изучает физика | 01.09 | 03.09 | |||
Методы научного познания: наблюдение, опыт. Моделирование | 08.09 | 10.09 | |||
Лабораторная работа №1 «Зависимость периода колебаний маятника на нити от длины нити» | 15.09 | 17.09 | |||
Физические величины и их измерения. Лабораторная работа №2 «Изготовление линейки и её использование» | 22.09 | 24.09 | |||
Измерительные приборы. Лабораторная работа №3 «Определение цены деления измерительного прибора» | 29.09 | 01.10 | |||
Что мы знаем о строении Вселенной. Часть 1 | 06.10 | 08.10 | |||
Что мы знаем о строении Вселенной. Часть 2 | 13.10 | 15.10 | |||
Пространство и его свойства. Лабораторная работа №4 «Использование мер длины: метр, дециметр, сантиметр» | 20.10 | 22.10 | |||
Лабораторная работа №5 «Ориентация на местности при помощи компаса» | 27.10 | 29.10 | |||
Измерение размеров малых тел | 10.11 | 12.11 | |||
Углы помогают измерять пространство. Лабораторная работа №6 «Измерение углов при помощи транспортира» | 17.10 | 19.11 | |||
Измерение углов в астрономии и географии | 24.11 | 26.11 | |||
Лабораторная работа №7 «Измерение углов при помощи астрономического посоха и высотомера» | 01.12 | 03.12 | |||
Как и для чего измеряется площадь разных поверхностей | 08.12 | 10.12 | |||
Лабораторная работа №8 «Измерение площадей различных фигур» | 15.12 | 17.12 | |||
Как и для чего измеряют объём тел | 22.12 | 24.12 | |||
Лабораторная работа №9 «Измерение объёма жидкости и твёрдого тела при помощи мерного цилиндра» | 12.01 | 14.01 | |||
Время. Год. Месяц. Сутки. | 19.01 | 21.01 | |||
Лабораторная работа №8 «Измерение интервалов времени при помощи маятника» | 26.01 | 28.01 | |||
Измерение интервалов времени. Лабораторная работа №9 «Измерение пульса» | 02.02 | 04.02 | |||
Механическое движение. Траектория. Виды движения. | 09.02 | 11.02 | |||
Лабораторная работа №10 «Изучение движения автомобиля по дороге» | 16.02 | 18.02 | |||
Лабораторная работа № 11 «Изучение равномерного прямолинейного движения бруска при помощи электромагнитного отметчика времени» | 23.02 | 25.02 | |||
Равномерное и неравномерное движение. Лабораторная работа №12 «Изучение неравномерного прямолинейного движения бруска при помощи электромагнитного отметчика времени» | 01.03 | 03.03 | |||
Относительность движения. Лабораторная работа №13 «Изучение траектории движения шайбы в разных системах отсчёта» | 08.03 | 10.03 | |||
Движение планет Солнечной системы | 15.03 | 17.03 | |||
Взаимодействие тел. Земное притяжение. Лабораторная работа №14 «Исследование взаимодействия груза с Землёй и пружиной» | 29.03 | 31.03 | |||
Упругая деформация. Лабораторная работа №15 «Исследование зависимости удлинения пружины от силы её растяжения» | 05.04 | 07.04 | |||
Трение. Лабораторная работа №16 «Изучение зависимости силы трения от веса тела» | 12.04 | 14.04 | |||
Сила. Силы в природе. Лабораторная работа №17 «Градуировка динамометра. Измерение силы динамометром» | 19.04 | 21.04 | |||
Векторное изображение силы. Сложение сил. Равнодействующая сила. | 26.04 | 28.04 | |||
Архимедова сила. Лабораторная работа №18 «Измерение выталкивающей силы, действующей на тело, погружённое в жидкость» | 03.05 | 05.05 | |||
Лабораторная работа №19 «Изучение движения парашютиста по стробоскопической записи» | 10.05 | 12.05 | |||
Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. | 17.05 | 19.05 | |||
Преобразование энергии. Лабораторная работа №20 «Исследование превращения энергии тела при его взаимодействии с Землёй и пружиной» | 24.05 | 26.05 |
- Компьютер и проектор для показа физических демонстраций.
- Лабораторный набор «Юный физик».
- Различное лабораторное оборудование кабинета физики.
Информационно-методическое обеспечение
- Брейгер Л.М., Глинская П.В. Предметные недели в школе. Химия. Физика. –Волгоград: Учитель, 2003. – 45 с.
- Физика и экология. 7-11 классы. Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию /Сост. Г.А. Фадеева, В.А. Попова.-Волгоград: Учитель, 2005.-74 с.
- Горлова Л.А. Занимательные внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы.- М.: ВАКО, 2010.-160 с.- (Мастерская учителя физики).
- Боброва С.В. Физика 7-10 классы: Нестандартные уроки.-Волгоград: Учитель, 2003.-54 с.
- Физика 7-11 классы: организация внеклассной работы. Банк методических идей. Творческие мероприятия / авт. Сост. В.С. Благодаров, Ж.И. Равуцкая. – Волгоград: Учитель, 2011. – 153 с.
- Современная физика в школе. / Б.Н. Иванов. – М.:Лаборатория базовых знаний, 2002 г.-160 с.: ил.
- Марио Льоцци История физики - М.: Мир,1990.-464 с.
- Аганов А.В., Сафиуллин Р.К., Скворцов А.И., Таюрский Д.А. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. Изд. 3-е, испр..-М.: Дом педагогики, 1998.-336 с.:ил.
- Учебное оборудование для кабинетов физики общеобразовательных учреждений /Ю.И. Дик, Ю.С. Песоцкий, Г.Г. Никифорова и др.; под ред. Г.Г. Никифорова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 396, [4] с.: ил.
- Шилов В.Ф. Домашние экспериментальные задания по физике. 7-9 классы.- М.: Школьная пресса, 2003. - 64 с.
Источники информации для дополнительного изучения предмета:
- Альтов Г.С. И тут появился изобретатель / Художн. Н. Дронова, Ю. Урманчеев. – 3-е изд., перераб., доп. – М.: дет. Лит., 1989.-142 с.: ил. – (Знай и умей).
- Разумовский В.Г., Браверман Э.М., Важеевская Н.Е. Физика и научно-практический прогресс /М.: Просвещение, 1990. – 175 с.
- Кабардин О.Ф. Физика: Справ. Материалы: Учеб. Пособие для учащихся. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991. – 367 с.: ил.
- Енохович А.С. Справочник по физике и технике: Учеб. Пособие для учащихся.-3-е изд., перераб. и доп. – М.:Просвещение, 1989.-ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по физике для 6 классов « Какая она - ФИЗИКА?»
Настоящий курс разработан на основе учебника А.Е. Гуревича, Д.А. Исаева и Л.С Понтак «Естествознание» для 5-6 классов. Издательство Дрофа 2012 год. Методические пособия тех же ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по физике для 7 класса "Физика в задачах".
Внеурочная деятельность позволяет развивать интерес у учащихся к предмету....
Рабочая программа внеурочной деятельности по физике "Подготовка к ОГЭ по физике"
Рабочая программа + КТП...
Рабочая программа Внеурочной деятельности "Занимательная физика" 10 класс
Актуальность данной программы обусловлена ее методологической значимостью - развитие у школьников мотивации к изучению физики. Курс имеет естественнонаучную направленность общекультурного уровня. Физи...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Миры физики" 7 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с нормами Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Федеральный закон "Об образовании в Росс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Миры физики" 8 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с нормами Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Федеральный закон "Об образовании в Росс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Экспериментальная физика" 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Экспериментальная физика» с использованием виртуальной лаборатории МЭШ...