Рабочая программа внеурочной деятельности по физике для 8 класса "Измерения физических величин"
рабочая программа по физике (8 класс) на тему

Физика - наука экспериментальная. Развитие навыков проведения опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл f-8._vneur._deyat.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Мочильская средняя общеобразовательная школа»

142954, Московская область, г.о. Серебряные Пруды,

с. Мочилы, ул. Школьная, д.9

Телефоны: 8 (496) 67 3-55-41

                       

                                                                                                  «Утверждаю»

Директор  МОУ «Мочильская СОШ»

____________ А.И. Вяткин

Приказ № ___ от «31» августа 2016г.

                                                                                             

                                     Рабочая программа

         внеурочной деятельности по физике

                                       для 8 класса

                                    по ФГОС ООО

          «Измерения физических величин».

                                             

                                                   Составитель: Вяткина Ирина Анатольевна,

                                                                                                          учитель физики

                                                                   высшей квалификационной категории

                                      2016-2017 учебный  год.

Рабочая программа  внеурочной деятельности на 2016-2017 учебный год по предмету «физика» в 8-м классе разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования на основе следующих документов:

Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

План внеурочной деятельности МОУ «Мочильская средняя общеобразовательная школа» г.о. Серебряные Пруды .

 Программа курса внеурочной деятельности по физике составлена на основе      «Программы внеурочных занятий. Физика. 7-9 классы. Методы решения физических задач», Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы.-М.: Просвещение, 2011г.

Согласно ООП ФГОС ООО МОУ «Мочильская СОШ» на 2016-2017 учебный год программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю, за год – 34часов)

  1. Планируемые результаты освоения учащимися 8 класса программы внеурочной деятельности по физике

Личностные результаты:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование мотивации к изучению в дальнейшем физики;

- воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;

- формирование личностного отношения друг к другу, к учителю.

Метапредметные (компетентностные) результаты:

- освоение приемов исследовательской деятельности (составление плана, использование приборов, формулировка выводов и т. п.);

-  формирование приемов работы с информацией, представленной в различной форме (таблицы, графики, рисунки и т. д.), на различных носителях (книги, Интернет, CD, периодические издания и т. д.);

- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации (ведение дискуссии, работа в группах, выступление с сообщениями и т. д.).

Предметные результаты:

- освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для систематических курсов естественных наук;

- формирование элементарных исследовательских умений;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач.

Учащиеся освоят:

  • Общие способы проведения прямых и косвенных измерений  физических величин
  • Приемы работы с измерительными приборами
  • Способы оценки погрешностей при прямых и косвенных измерениях
  • Способы представления экспериментальных данных в виде таблицы и графика

Учащиеся получат представление:

  • О методологии эксперимента
  • О правилах научной коммуникации

Учащиеся получат опыт:

  • Проведения измерений с использованием измерительных приборов из школьной лаборатории
  • Планирования и выполнения экспериментального исследования
  • Составления отчета о проведенном эксперименте и публичного представления результатов исследования

  1. Содержание курса

ВВЕДЕНИЕ (3 часа)

Природа живая и неживая. Понятия о явлениях природы. Необходимость изучения природы. Тела и вещества. Многообразие явлений природы. Физические явления. Природные, искусственные и синтетические вещества. Описание явлений природы в литературе и искусстве. Физические величины и их единицы. Международная система единиц. Планирование и выполнение физического эксперимента. Простейшие измерительные приборы и инструменты. Шкала прибора. Работа с подвижными шкалами. Погрешности прямых однократных измерений. Оценка границ случайных погрешностей  измерений. Повторные измерения. Обработка результатов измерений.

Экспериментальные задачи: «Измерение объема твердого тела» , «Измерение линейных размеров тел» (с помощью линейки, штангенциркуля).

ТЕЛО И ВЕЩЕСТВО (10 часов).

Характеристика тел и веществ: форма, объем, цвет, запах. Твердое, жидкое, газообразное состояние вещества. Масса. Первое представление о массе, как о количестве вещества. Необходимость измерения массы. Измерение массы физических тел. Температура как важная характеристика тел и веществ, различных явлений природы. Измерение температуры. Термометры и правила работы с ними. Значение знаний о строении вещества. Делимость вещества. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Доказательства сосуществования притяжения между частицами вещества. Склеивание и сварка. Роль исследования строения атома в науке. Строение атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны; массы этих частиц. Заряды протонов и электронов, их взаимодействие, заряд ядра. Атомы и ионы. Химические элементы. Периодическая таблица Д.И.Менделеева. Простые и сложные вещества. Кислород. Водород. Вода. Плотность как характеристика вещества.

Экспериментальные задачи:  «Измерение массы на рычажных весах», «Измерение температуры воды и воздуха», «Наблюдение делимости вещества», «Наблюдение явления диффузии», «Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ», «Измерение плотности вещества».

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (10часов)

Изменение скорости и формы тела при действии на него других тел. Сила как характеристика взаимодействия. Рассмотрение опытов и явлений взаимодействия тел с указанием сил действия и противодействия. Реактивное движение. Всемирное тяготение. Различные виды деформации: растяжение, сжатие, изгиб, сдвиг, кручение. Сила упругости. Условия равновесия тел. Сила трения: ее проявление в природе, в быту. Зависимость силы трения от силы тяжести тела. Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Постоянные магниты. Полосовые, дугообразные, керамические магниты. Земля как магнит. Компас. Давление. Давление в жидкостях и газах. Давление на глубине. Сообщающиеся сосуды. Архимедова сила.

Экспериментальные задачи: «Наблюдение возникновения силы упругости при деформации», «Измерение силы с помощью динамометра», «Измерение силы трения», «Наблюдение взаимодействия наэлектризованных тел», «Наблюдение магнитного взаимодействия», «Вычисление давления тела на опору», «Измерение выталкивающей силы», «Выяснение условий плавания тел».

ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (10 часов)

Механическое движение. Различные виды движения: прямолинейные, криволинейные, движение по окружности, вращательное, колебательное. Скорость движения. Ускоренное и замедленное движение. Относительность механического движения. Звук как источник информации человека об окружающем мире. Скорость звука в различных средах. Явление отражения звука. Тепловое расширение жидкости и газов. Процессы плавления и отвердевания, их объяснение сточки зрения строения вещества. Испарение и конденсация. Изучение процесса испарения жидкостей. Процесс теплопередачи, примеры проявления теплопередачи в природе, учета и использования в технике.

Экспериментальные задачи:  «Вычисление скорости движения бруска», «Наблюдение относительности движения», «Наблюдение источников звука», «От чего зависит скорость испарения жидкости?» «Наблюдение охлаждения жидкости при испарении», «Отливка игрушечного солдатика», «Нагревание стеклянной трубки».

Итоговое занятие (1 час)

  1. Тематическое планирование

Учебно-тематический план.

п/п

Название темы, раздела

Количество

часов

Количество

экспериментальных

задач

1

Введение

3

2

2

Тело  и вещество

10

6

3

Взаимодействие тел

10

8

4

Физические явления

10

7

5

Итоговое повторение

1

Итого

34

23

РАССМОТРЕНО на заседании Методического совета

Протокол №___ от _________;  

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УР _________________                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект рабочей программы внеурочной деятельности по физике "Методы решения физических задач"

Проект рабочей программы внеурочной деятельности по физике "Методы решения физических задач"  создан на основе проекта примерных программ по учебным предметам "Физика 7-9 классы".  Серия "Ст...

Рабочая программа внеурочной деятельности по физике для 5 класса

Данная образовательная программа составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности для основной школы Е.М. Шулежко, А.Т. Шулежко. Пропедевтика естественнонаучных знаний в 5 классах спос...

Рабочая программа внеурочной деятельности по физике для 6 классов « Какая она - ФИЗИКА?»

Настоящий  курс  разработан на основе учебника  А.Е. Гуревича, Д.А. Исаева и Л.С Понтак «Естествознание» для 5-6 классов. Издательство Дрофа 2012 год.  Методические пособия тех же ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по физике для 7 класса "Физика в задачах".

Внеурочная деятельность позволяет развивать интерес у учащихся к предмету....

Рабочая программа внеурочной деятельности по физике "Академия физических открытий" для 5-6 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности по физике "Академия физических открытий" для 5-6 классов является пропедевтическим курсом. Целью программы является развитие умения проводить н...

рабочая программа внеурочной деятельности по физике "В мире физических явлений"

структура программы: цели , задачи, планируемые результаты согласно требований ФГОС. содержание курса представлено как теоретическими , так и практическими заданиями. программа расчитана на...