Различные типы уроков в условиях реализации ФГОС
учебно-методический материал по физике

Современное образование должно отвечать запросам общества и времени. Главное требование, предъявляемое условиями современной жизни к уровню владения знаниями по физике. Физика не только наука о природе. Изучая её, человек изучает мир во всем его многообразии. При этом важной составляющей такого познания является формирование активной гражданской позиции подрастающего поколения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.razlichnye_tipy_urokov_v_usl.realizatsii_fgos.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на пед.совете.                                                      Лыктыпова Н.Ш. учитель физики

Различные типы уроков в условиях реализации ФГОС

Современное образование должно отвечать запросам общества и времени. Главное требование, предъявляемое условиями современной жизни к уровню владения знаниями по физике. Физика не только наука о природе. Изучая её, человек изучает мир во всем его многообразии. При этом важной составляющей такого познания является формирование активной гражданской позиции подрастающего поколения.

Изучение физики не может сводиться только к механическому запоминанию теоретического материала и алгоритма решения задач. Использование проблемно-эвристического метода познания позволяет развивать личностную заинтересованность ученика к изучаемому предмету, активизировать его мышление, что повышает качество знаний учащихся. Навыки проведения лабораторных работ и самостоятельного решения задач являются для каждого ученика бесценным опытом постижения метода познания (рефлексия).

Физика – прикладная наука. Нельзя недооценивать её роль, как в повседневной жизни, так и в общественной. Поэтому учитель должен помочь учащимся самим занимать определенную позицию, принимать свои обоснованные и грамотно аргументированные решения.

Существующий поток информации ставит перед учениками порой непосильные задачи: «Как найти необходимую и достоверную информацию? Как ее отличить? Какой источник информации можно считать надежным?» Поэтому умение работать с источником информации, прежде всего с Интернетом, необходимо для успешной деятельности ученика. И сам учитель должен в полной мере владеть данной технологией. Расширяя познавательную деятельность учащихся, используя новые технологии, можно повысить компетентностный уровень учащихся и их конкурентоспособность. Знания, самостоятельность ученика, объективная самооценка, умение оперативно принимать верные решения – все это должно закладываться в семье и школе.

Взаимопонимание и совместная работа с родителями может сделать ученика успешным, снизить уровень его тревожности, а самое главное – помочь ему найти свое место в жизни, а это самая большая награда для учителя.

Современная образовательная система предполагает взаимодействие и взаимопонимание учителя и ученика.

        Деятельный подход заключается в том, что обучение общению должно происходить в ходе выполнения продуктивных видов работы — лабораторные и практические работы с реальным оборудованием. На этих уроках ученик может научиться планировать и организовывать свою учебную деятельность, получать навыки исследовательской работы. Что касается личностно ориентированного подхода, подразумевается, что любой вид выполняемой учащимся деятельности должен иметь личный смысл его выполнения, так как только опыт, пропущенный через призму личных ценностей, восприятий, умений, может быть присвоен учеником.

Учитель создает ситуацию, в которой каждый ученик в классе должен иметь возможность сформулировать собственную цель относительно заявленной темы урока, должен иметь возможность создать собственный продукт в ходе изучения темы, используя наиболее приемлемые для него темпы и способы работы. При этом учитель постоянно должен находиться в диалоге с учеником, направлять его и взаимодействовать с ним.

     Основополагающие принципы, которыми, должен руководствоваться учитель при подготовке урока  таковы:

1. Урок – часть всей системы обучения, и поэтому при разработке каждого урока учителю необходимо осознавать его как элемент этой системы, как еще один последующий шаг к достижению главной цели обучения. Проектирование урока должно начинаться с определения роли данного урок в структуре изучения темы, раздела, курса.

2. Постановка цели урока – начальный этап проектирования урока. Нецелесообразно ставить на один урок слишком много целей. Цель должна быть диагностируема, легко проверяема в конце урока.

3.  Введения нового материала в знаний учащихся, должно происходить за счет установления учащимися связи между уже известными им и вновь вводимыми знаниями. Это учит пользоваться новым  материалом в процессе решения  задач.

     Реализация перечисленных принципов является необходимым условием эффективности урока, то есть достижения желаемых результатов.             Следует отметить, что очень часто в процессе обучения учителя сталкиваются с проблемой  отсутствия у школьников естественной потребности к изучению физики. Для того чтобы стимулировать развитие коммуникативных навыков, нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому. Важнейшая проблема, волнующая всех учителей – повышение эффективности урока. Возникает необходимость использовать активные методы обучения. Для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся удачно применение нетрадиционных форм проведения занятий.

Остановимся подробнее на нестандартных уроках, обеспечивающих активность учащихся на уроке. Нестандартные уроки — это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин. Нестандартные уроки способствуют совершенствованию процесса обучения. Это праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и другое. Снимается напряжение, оживляется мышление, повышается интерес к предмету в целом.

Виды нестандартных уроков. 

1. Уроки - игры. Не противопоставление игры труду, а их синтез — в этом сущность метода. На таких уроках создается неформальная обстановка, игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся. Особенностями этих уроков является то, что учебная цель как игровая задача, и урок подчиняется правилам игры, обязательные увлеченность и интерес к содержанию со стороны школьников. 

2. Уроки -  путешествия, экскурсия опираются на фантазию детей и развивают ее.

3. Уроки – состязания, викторины, соревнования, конкурсы проводятся в хорошем темпе и позволяют проверить практические и теоретические знания большинства школьников по выбранной теме. Игры - соревнования могут быть придуманы учителем или являться аналогом популярных телевизионных соревнований.

4. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций. Урок - суд, урок - аукцион, урок - биржа знаний,конференция и так далее. Перед учащимися ставятся проблемно- поисковые задачи, им даются творческие задания, эти уроки выполняют и профориентационную роль, проявляется артистизм школьников, неординарность мышления.  

5. Интернет - уроки проводятся в компьютерных классах. Ученики выполняют все задания непосредственно с экрана компьютера. Форма близка для среднего и старшего школьного возраста.  

6. Уроки, основанные на формах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников творческого отсчёта, мозговая атака, зашита рефератов 

7. Урок –систематизации знаний, общественного смотра знаний.

 Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор. 

     В условиях реализации ФГОС  особое значение приобретает проектная деятельность учащихся. Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.

     Таким образом, названные формы занятий и методы обучения поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию к учению, способствуют развитию компетенции учащихся. У школьников возникает практическая потребность в применении полученных знаний в своей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЗАНИМАЮЩИХСЯ В РАЗЛИЧНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМАХ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

1.  Школьный возраст - это самое благоприятное время воспитания физических качеств. При организации учебно-тренировочного процесса необходимо учитывать половые, возрастные, индивидуальные ос...

Доклад: Различные типы уроков в условиях реализации ФГОС

Современное образование должно отвечать запросам общества и времени. Главное требование, предъявляемое условиями современной жизни к уровню владения иностранными языками, заключается в том, чтобы чело...

Статья "Структура различных типов уроков в условиях реализации ФГОС"

Структура различных типов уроков в условиях реализации ФГОС...

«Структура различных типов уроков в условиях реализации ФГОС»

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС...

«Структура различных типов уроков в условиях реализации ФГОС»

laquo;С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается н...

Структура различных типов уроков в условиях реализации ФГОС

Структура различных типов уроков в условиях реализации ФГОС...