доклад о применении различных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС
статья по литературе (5 класс) на тему
Доклад о применении новых педагогических технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii_v_usloviyah_realizatsii_fgos.docx | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС: метод проекта. использование ИКТ, личностно ориентированный подход.
Учитель русского языка и литературы Дьяченко Наталья Юрьевна
МБОУ «Тучковская СОШ№3» п.Тучково Рузский район
Что мы понимаем под методом проекта?
Под методом проектов понимается система обучения, при которой
ученик приобретает знания и умения в процессе самостоятельного
планирования и выполнения, постепенно усложняющихся практических
заданий – проектов.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков
учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений
ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и
творческого мышления. Метод проектов может использоваться в рамках одного предмета, во взаимосвязи нескольких предметов, в связи учебного предмета с современностью
Это путь познания, способ организации процесса
познания.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную
деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую
учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, то есть тесно связан с другими педагогическими технологиями.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых
учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Мои ученики достаточно успешно работали над проектами: «Женщины и космос», «История одной книги», « Врачебная деятельность А.П.Чехова», «А.А.Блок и Д.И.Менделеев: два имени- две судьбы».
Сейчас учащиеся 7 класса работают над проектом: «Поэты и писатели-участники Великой Отечественной войны». Результатом проекта будет презентация, создание альбома, буклета и плаката с именами известных и неизвестных поэтов и писателей-участников Великой Отечественной войны.
Этот метод предполагает достаточно серьезную самостоятельную работу учащихся. Начиная с 5 класса на уроках русского языка и литературы можно привлекать учащихся к созданию небольших проектов:
-история одного слова
-сказка ложь…
-пословицы и поговорки в жизни моей семьи
Ребята с удовольствием проводят опросы, находят информацию, учатся систематизировать материал, а это значит, что процесс обучения, способность к самооцениванию, решение проблем постепенно подводят и учителя и ученика к переходу на новые методы и приемы в условиях реализации ФГОС.
Если при традиционном обучении для учащихся самое важное- получить хорошую оценку, то при применении новых форм обучения самое главное-проявить свои способности, сделать важное дело.
Очень важно отметить и то, что работая над проектом учащиеся не заучивают материал, а проникают в суть, смысл, гордятся добытой информацией, стараются поделиться знаниями со сверстниками.
Если вовлекать учеников в проектную деятельность, начиная с 5 класса, то к 10-11 классам ребята могут сами выбирать темы проектов, проявляя интерес к тем областям знаний, в которых они более компетентны.
Информационно-коммуникативные технологии в последнее время применяются педагогами довольно часто.
Конечно, они делают обучение более эффективным и наглядным, способствуют индивидуализации процесса, активизируют познавательную деятельность обучающихся, обеспечивают оперативность и объективность контроля, облегчают деятельность педагога и создают эффективную обратную связь; повышают интерес к к изучаемому предмету; помогают в осуществлении дифференцированного подход а к учащимся с разным уровнем готовности к обучению.
На уроках русского языка и литературы я уже несколько лет применяю ИКТ. Наиболее эффективна эта технология , на мой взгляд, при знакомстве учащихся с биографией поэта или писателя, при проведении заочных экскурсий по литературным местам. Несколько раз я использовала ИКТ ,проводя урок-игру: по драме Островского «Гроза», по сказкам А.С.Пушкина, по рассказу Л.Н. Толстого «После бала» и др.
На уроках русского языка применение ИКТ также становится необходимостью при проверке домашних заданий, при объяснении нового материала, при тестировании.
Как пример использования нескольких современных технологий в рамках одного урока я хотела бы представить свой урок по повести И.С.Тургенева «Муму»
Интегрированный урок литературы и нравственного образования в 5 классе
Тема: Образ Герасима, его духовные и нравственные качества
Цели: Образовательные: 1) окунуться в ту эпоху, в которую жил и творил писатель, развить интерес к личности писателя и его творчеству.
2) провести анализ портретных зарисовок главного героя рассказа ; проследить изменения, произошедшие в главном герое;
Развивающие:1) формировать умение анализировать текст художественного произведения.2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы.3) формировать представление о герое 4) учить сжато излагать повествовательный текст.5) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас.6) продолжить работу по развитию культуры речи школьников.
Воспитательные:1) воспитание нравственных качеств личности на примере качеств главного героя рассказа;
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, сообщения);
наглядные (иллюстрации, ИКТ);
Образовательные технологии: объяснительно – иллюстративная, репродуктивная, проблемная, частично – поисковая, ИКТ.
Формы организации урока: индивидуальные, фронтальные, групповые, коллективные.
Оборудование: мультимедийные презентация, иллюстрации к рассказу, рисунки.
Метапредметные связи: литература, нравственное образование
Словарная работа: крепостное право, дворянство, крепостные, челядь, дворня, дворовой;, прототип, сравнение, гипербола.
План урока:
1. Орг. момент(стихотворение)
Как просто весь мир поделить на два цвета:
На черный и белый, на зиму и лето,
На счастье и горе, на утро и вечер,
Паденье, полет, расставанье и встречу.
Как просто – на части! – косою чертой…
Вот только скажите, а как быть с душой?
Ведь плачут от радости чаще, чем с горя,
Легенды творят ведь не только герои.
Есть грустные сказки, есть горькое счастье…
Да разве такое поделишь на части?!
Есть юная старость и мудрое детство –
Смешное однако случилось соседство.
Холодное лето есть, теплая осень,
Вопрос без ответа, ответ – без вопроса…
Не веришь – взгляни сам – послушай совета,
Нельзя этот мир разделить на два цвета!
(кто-то уже догадался, что значит прочитанное стихотворение)
2.Устный опрос :Сегодня у нас , ребята, заключительный урок по творчеству Ивана Сергеевича Тургенева. Начнем нашу работу на уроке с повторения изученного. Игра:
-Я знаю о Тургеневе… ( ребята ставят плюсы за правильный ответ на контрольных листочках)
Ребята отвечают , начиная со слов «я знаю о Тургеневе….».
Учитель: И.С. Тургенев. Он всю жизнь боролся за счастье и свободу своего народа. Мы можем с уверенностью сказать , что он был свидетелем крепостного права. Как ни восхищён был Тургенев поэтической мощью и нравственной чистотой России народной, он замечает, что века крепостной неволи отучили народ чувствовать себя хозяином родной земли. Он говорил, что самое страшное в крепостном праве - это проникновение его в самую плоть и кровь людей, примирение с ним, которое заставляет смотреть на крепостничество, как на обыденное житейское дело.
Своё отношение к крепостному праву он выразил так:
Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. Враг этот был - крепостное право.
Свои мысли и чувства, непримиримое отношение к деспотизму, крепостному праву он выразил в рассказе «Муму». Вы знаете, что сюжет этого произведения взят из реальной жизни. Наблюдая за крепостными, писателя всегда возмущало их равнодушие. И ему казалось ,что они находились в непробудном сне, это его мучило. И поэтому для борьбы с тем, что он возненавидел, писатель создаёт образ Герасима -образ тесно связанный с природой, деревенской жизнью. Герасим человек добрый, исключительной духовной красоты, наделённый физической мощью и нравственной чистотой. Настоящий русский былинный богатырь.
Повторить сюжет произведения я предлагаю по вашим рисункам, это своеобразные кадры кинопленки:
Презентация №1
3. Контрольный опрос на листках(3 минуты)
4.Эвристическая беседа (проблема)
Ребята, сегодня на уроке мы попытаемся доказать нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью.
Словарная работа.
-Сегодня на уроке нам встретятся слова :
Нравственность.
Безнравственность.
Деспот.
Деспотизм.
Челядь.
Объясните значение этих слов. Дети отвечают. Учитель корректирует, дополняет
ответы учащихся.
Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения .
Безнравственный - нарушающий правила нравственности.
Деспот - самовластный человек, попирающий чужие желания, не считающийся ни с кем.
Деспотизм- поведение деспота.
Челядь - при крепостном: дворовые слуги помещика.
Задание: Определите к каждому из этих слов соответствующих персонажей.
Нравственный. Безнравственный. Деспот.
Герасим. Вся челядь. Барыня.
Татьяна. Барыня.
Деспотизм - поведение барыни.
-Опишите Герасима, какой он был? Что вам в нём понравилось?
Какой кадр нашей «киноленты» вы бы убрали?(к сожалению у нас нет такого права и такой возможности) личностно-ориентированный подход
-Почему он так поступил? Причины. -Переживалась ли гибель единственного близкого существа Герасимом? -Почему Герасим покидает барский дом, самовольно уходит?
-Отрывок из повести «Уход Герасима в деревню». - Как связан пейзаж с действиями Герасима и его настроением,
-Докажите близость Герасима к природе.
-С кем сравнивает Тургенев Герасима в конце повести? А в начале?
-Как называется этот стилистический приём. (Автор сравнивает не внешний облик, а действия. Сначала пойманный зверь, а потом-лев).
-Найдите определения в тексте, доказывающие духовную силу героя?
-А что радует Герасима в пути? (Запах поспевшей ржи, ласковые удары ветра).
-А что он чувствует?.( То что никогда не чувствовал. Это говорит о его душевном внутреннем подъёме).
-Найдите в тексте слова - повторы и подчеркните их карандашом. Зачитайте.
-Какую роль играют слова -повторы в тексте ? ( Время идёт вперёд , быстрое и безостановочное движение, сочувствие и симпатию автора).
-Почему Тургенев показал Герасима немым?(Немота -спокойствие, равнодушие крепостного- символ крепостного народа).
-Не заставила ли вас эта повесть вспомнить ряд случаев из жизни или из книг других писателей.
Вывод.
Эта повесть о сильной потребности человека преодолеть чувство одиночества. В повести изображено медленное и мучительное пробуждение сознания и зарождение протеста против барыни, деспотизма, крепостного права.
-Чему вас научила эта повесть?
3. Учитель читает отрывок из сказки «Маленький принц» Экзюпери
Вопрос: А зачем нам нужны домашние животные?
Мы им нужны больше или они нам?
Чему нас учит общение с домашними питомцами?
Музыкальная презентация «Человек и собака»
Рефлексия:
-что я узнал сегодня на уроке
-что мне на уроке понравилось больше всего
-что я запомнил…
Вывод: Нравственное поведение не в том, чтобы идти проторенным путем, а в том, чтобы самому найти правильный путь и настойчиво ему следовать
Задание на дом: написать письмо барыне или Герасиму от ученика 21 века
Использованная литература:
1. Концепция модернизации российского образования на период до
2010 года. – М.; 2002.
2. Агафонова М.А. Метод проектов. // Вопросы Интернет
Образования, 2006, №35
3. Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в
продуктивном обучении //Школьные технологии, 2001, №2.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000
5. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1,
2004. – с. 42.
6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.-
М.: Аркти, 2012.
Информационные сайты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: Различные типы уроков в условиях реализации ФГОС
Современное образование должно отвечать запросам общества и времени. Главное требование, предъявляемое условиями современной жизни к уровню владения иностранными языками, заключается в том, чтобы чело...
Проектирование и внедрение инновационных комплексов педагогических технологий в условиях реализации ФГОС нового поколения
Проектирование и внедрение инновационных комплексов педагогических технологий в условиях реализации ФГОС нового поколения (из опыта работы МБОУ "СОШ №1" г.о.Кашира)...
«Технологическая карта урока как действующая педагогическая технология в условиях реализации ФГОС»
laquo;Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме «Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел».подготовила учитель физики МОУ Романовская СОШ им...
Актуальные вопросы теории и практики внедрения современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС.
Стандарты второго поколения нацеливают учителя на формирование у школьников универсальных учебных действий, которое может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбо...
Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС.
Педагогические технологии: совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение образовательного процесса...
«Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС»
laquo;Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС»...
Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены в...